Вы открыли необычный фото-гид по Беларуси. Последние пару лет в силу различных обстоятельств беларусы стали больше путешествовать по родной стране. Мы прекрасно знаем, что не всё наше наследие через века дошло до нас в сохранности. Поэтому мы вместе с Samsung Belarus решили проехать целую страну, чтобы найти для вас те целые или восстановленные объекты, которые полностью готовы принять туристов.

«Никаких руин!» - неформальный девиз нашего проекта. И также никаких огромных исторических справок. Только фото, сделанные на камеру смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra и сочные факты о каждом месте.

#целаябеларусь – это не только про архитектуру, но и про культуру. Никита Монич, автор популярного канала «Около культуры», музейная крыса, как он сам себя называет, делится своими мыслями о местах, музеях в них, отдельных произведениях искусства. Надеемся, при нашей помощи #целаябеларусь заиграет для вас новыми красками. Мы проехали 3000 километров и побывали в четырёх десятках мест, чтобы привезти идеи для ваших будущих путешествий.

К слову, все фотографии, сделанные на камеры смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra, не обработаны – сразу всё показываем вам без прикрас.

Что такое необычный гид #целаябеларусь и как его читать:

• это не маршруты, а набор мест и даже объектов, которые мы отобрали по формуле «нет руин + ждут туристов»;

• от каждого места мы старались взять максимум туризма, культуры, сувениров, услуг кафе или ресторанов, то есть замыкались в «капсуле» конкретного места;

• в конце каждого репортажа вы найдете прямые контакты мест, про которые будет идти речь;

• есть сторис в инстаграме Holiday.by, где можно наблюдать за нашей поездкой и всем тем, что не вошло в официальный гид, хе-хе (и тег #целаябеларусь);

• в историях соцсетей, на видео и даже тут вы услышите «Голос Монича» - тот самый голос, который будет рассказывать вам, на что стоит обратить внимание в том или ином месте, а также произносить «околокультурные» мысли, навеянные поездкой;

• каждая статья посвящена путешествию, которое реально совершить за день или совместить с ночёвкой в одном из красивых и необычных мест Беларуси.

#целаябеларусь:

Ружаны – Подороск – Пружаны – Каменец

Скоки – «Эрмитаж» в Бресте

Гродно: замок Витовта – дом Муравьёва – отель Семашко – ресторан «Беласток» – усадьба Святск Гурских

Щучин – Дворище

От автора: Признаюсь, я очень волновался, задумывая эту поездку, так как буквально год назад прокатился по стране маршрутом длиной в 4000 километров. Безусловно, в этот раз были некоторые повторения, но сама тема экспедиции #целаябеларусь заставила меня посмотреть даже на известные объекты под другим углом. Я вернулся домой с альбомом эстампов Марка Шагала, устойчивым навыком находить маркетри в инкрустации старинных комодов и знанием, что такое «оммаж». Желаю вам достигнуть похожего эффекта!

Голос Монича: «Предложение отправиться в экспедицию было из тех, от которых просто невозможно отказаться. Уже пару лет, как я осознал, что практически нигде не был в Беларуси за исключением «обязательной программы» из Мира-Несвижа-Бреста-Беловежской Пущи-Гродно. Стыдно признаться, но за 30 лет жизни в стране я ни разу не был в Витебске. Ни разу…»

Полонечка. Руины Радзивиллов

Стоп! Какие руины? Это же #целаябеларусь

Без них в Беларуси нельзя. Это чтобы наглядно показать «эволюцию» таких объектов в нашей стране. Мы не избалованы тем, что простояло без разрушений несколько сотен лет. Поэтому для начала заглядываем в места, которые благодаря активным людям стали на «путь восстановления».

К тому же это уже не просто камни, вызывающие боль за судьбу Родины, а нечто ожившее. Смотрите сами.

Само место Полонечка известно с 1428 года и связано с именем жены великого князя ВКЛ Витовта – Ульяной Гольшанской. Разные магнатские роды владели Полонечкой, пока в XVIII она не перешла Мацею Радзивиллу. Он сделал это место центром культурной и общественной жизни.

В 1800-м году Полонечку унаследовал его сын Константин Радзивилл. «Наш Костик», - как иногда его тут называют местные жители. Соответственно, дворец в Полонечке по датам это «где-то между» Мацеем и Константином.

Тут было всё согласно трендам эпохи – два парка, оранжерея, парадный двор, мельница, хозяйственные постройки и часовня-усыпальница.

Дворец строил итальянский архитектор по образу и подобию дворцов, которые возводили в окрестностях Беладжио. Главной фишкой парадной части стали гермы, сохранившиеся до наших дней. Это скульптурные изображения древнегреческих философов.

Остаётся только читать в книгах, какими были паркет, мебель, сукно на столах и полотна на стенах... Писатель Фонвизин, когда останавливался у Мацея Радзивилла в Полонечке, в одном из писем написал: «… в Полонечке обед прошёл на серебре…». Этого ничего не сохранилось до сегодняшнего дня, к сожалению.

Князь Мацей Радзивилл писал музыкальные и драматические произведения для театра в Несвиже. Он стал автором либретто к первой белорусской трёхактовой опере «Агатка, или Приезд пана», написанной в 1784 году. Но настоящий расцвет Полонечки связан с именем князя Константина.

Интересно, что на начало XX века дворец в Полонечке уже имел паровое отопление и электрическое освещение.

Электростанция располагалась при оранжерее, которая не сохранилась, а известна лишь по немногочисленным фотографиям.

Уверен, что сегодня «наш Костик» лихо бы рассекал между Полонечкой и Несвижем в каком-нибудь электрокаре.

Князю были близки идеи развития образования и культурны родного края. Он собирал и публиковал этнографические сведения о Новогрудском уезде. Организовал редакцию журнала «Люди и время» прямо у себя во дворце. Константин Радзивилл был руководителем литовского филиала антицарского Патриотического общества и был против царского самодержавия. В 1823 году тайно встречался в Вильно с декабристом Александром Бестужевым. Одним словом, вёл активную общественно-политическую жизнь.

Дворец дважды горел и разрушался – в 1917 и 1943 году. Часть «скарба» полонечских Радзивиллов безвозвратно утрачена, что-то можно найти в коллекции музея в Несвиже, а что-то вовремя уехало в другие имения рода – в Польшу.

Сегодня опекунство над дворцом в Полонечке принадлежит социально-благотворительному учреждению. Ребята ведут инстаграм дворца, собирают мини-музей, приглашают волонтёров на субботники, ставят театральные постановки, рассказывают необычные истории про место и его прежних владельцев (загляните в наши сторисы про Полонечку) и вдыхают новую жизнь, чтобы #целаябеларусь получила ещё одно классное место на карте.

Голос Монича: «Дамы и господа, искусство - это не объект, а отношение между объектом и наблюдателем, которое зарождается в процессе контакта.

То же самое и с этим памятником: он находится в руках фонда, есть специалисты, которые следят за его постепенным восстановлением. Он становится точкой притяжения интереса и внимания людей. В Полонечку регулярно приезжают группы волонтеров. Уже после нашей поездки буквально за несколько дней в соцсетях ребята из дворца собрали 17 000 рублей на оплату проектных работ.

Мы также не остались в стороне и в специальный бокс у двери передали на эти работы свои денежные знаки.

То есть «оно живое». Место прямо сейчас обретает вторую жизнь. И это наполняет сердце надеждой и энтузиазмом».

Обязательно в Полонечке:

Принять участие в волонтёрском субботнике во дворце. О ближайшем проще всего узнавать из инстаграма фонда (все ссылки внизу статьи).

Если попадёте во дворец с местными жителями, попросите их поставить один из полонезов, который был тут написан Мацеем Радзивиллом. Это необычные ощущения, стоять среди этих стен и слушать музыку, написанную тут двести лет назад.

Посетить мини-музей в цокольном этаже дворца и послушать удивительные истории про жизнь и смерть Константина Радзивилла.

Флорианово. Необычная агроусадьба Бохвицей

Если вы думаете, что агротуризму в Беларуси всего лет пятнадцать, то почитайте историю родовой усадьбы «Флерьяново». Деревянный дом был построен Яном Оттоном Бохвицем примерно в 1870 году. Вскоре к дому было сделано пару каменных пристроек.

Апофеозом развития архитектурного решения было сооружение модного по тем временам неоготического фасада из бобруйского красного кирпича к одному из торцов дома. Пожалуй, самая узнаваемая и фотографируемая деталь дома сегодня.

Бохвицы были «крепкими хозяйственниками», как бы сказали сегодня. Имели один из лучших садов в Беларуси. Частично он сохранился до наших дней.

Ян Оттон Бохвиц писал стихи, радел за отмену крепостного права, был активным общественным деятелем и специалистом в области сельского хозяйства. Вместе с сыном Тадеушем они собирали большую библиотеку, в которой особое место отводилось коллекции периодических изданий. Здесь хранилось по одному экземпляру каждого журнала, издаваемого в то время в мире.

До 1930-х годов во Флорианово был летний пансионат, которым занималась жена Тадеуша Бохвица – Бронислава. Это сегодняшний аналог агроусадьбы, где гостям предлагался летний отдых на природе вместе с разнообразными занятиями.

Широко был известен литературный салон. Гостями пансиона были Элиза Ожешко, лауреат Нобелевской премии, писатель Владислав Реймонт, артист Януш Страхоцкий и другие. Во время отдыха между Ожешко и Тадеушем Бохвицем завязалась дружба, которая вылилась в триста страниц художественной прозы в виде писем друг другу.

После смены власти и войны в усадьбе была размещена «контора» колхоза, а до этого - дом ветеранов и пансионат.

Историю, как наследие Бохвицей стало частной собственностью Генриха Михайловича и Ларисы Павловны Третьяк, лучше слушать, находясь внутри полупустого помещения. Новых владельцев место нашло в 2011 году.

У четы пенсионеров есть мечта сделать тут настоящий музей, но сегодня это просто дом, который местные власти по счастливой случайности не снесли, «чтобы не мучаться». Получилось так, что это история про семьи.

Сперва Бохвицы тут собирали интеллигентов, чтобы вместе проводить время. Сегодня во Флерьяново много туристов. Лариса Павловна с радостью за усадьбу и гордостью за мужа рассказывает, чем живёт имение сегодня.

Генрих Михайлович много раз повторяет, что это место не для бизнеса, а для души. Есть история о привидении, которое позвало его взяться за восстановление усадьбы.

Есть шуточные сувениры – Генрих Михайлович всем предлагает «польские камни» из подвала, но никто не берёт.

Обязательно во Флерьяново:

Договориться с Ларисой Павловной на экскурсию по дому, а не просто сделать селфи на фоне крутого кирпичного фасада усадьбы.

Присмотреться и прислушаться к отношениям и манере общения Ларисы Павловны и Генриха Михайловича. Они такие милые в этих декорациях, что можно снимать отдельный фильм.

Послушать романсы в исполнении Ларисы Павловны.

Найти 100-летний дуб Ожешко и крепко обнять его. Говорят, дубы дают человеку прилив энергии.

Не забыть заплатить за экскурсию и оставить «чаевые» на восстановление усадьбы. Лариса Павловна рассказала, однажды маленькой девочке так понравилась экскурсия по Флорианово, что она «рассчиталась» с хозяевами красивым листиков. Его Лариса Павловна засушила и сохраняет до сих пор – лучшая похвала.

Голос Монича: «Во Флерьяново поражают многие вещи. Контраст кирпичного фасада и деревянного объема всего остального дома. Контраст прихотливой словно игрушечной неоготики и бетонной сельскохозяйственной хероборы по соседству. Выглядит как пародия на пример неудачной реставрации в формате «было-стало». Душевность и, практически, прозрачность супружеской пары, которая хранит этот дом. Генрих Михайлович и Лариса Павловна удивительные люди. Они поддерживают и восстанавливают дом, организовали небольшую экспозицию, посвященную его истории и владельцам. И всё же во всей экспозиции они же сами и есть главный экспонат.

Что касается культурной составляющей, то я здесь сдам позиции музейной крысы и скажу, что не вижу Флерьяново именно как музей. А вот туристический объект, отель или пансион (ведь он был таковым сто лет назад!) с элементами музеефикации, получился бы восхитительный. Хотя почему «бы»? Надеюсь, что в будущем и получится. Вся необходимая основа там была и дошла до нашего времени, бережно сохраненная усилиями хранителей дома».

Коссово. Новый замок и новые возможности

Ансамбль Коссовского дворца был заложен в 1838 году Вандалином Пусловским. В 2017 году после масштабных восстановительных работ впервые в новейшей истории Беларуси открылся для туристов.

В 2021 году мы приехали, чтобы провести ночь в «замке», покушать в замковом ресторане и зайти в замковый музей. Замком его называть не совсем корректно – это дворец, построенный в стиле романтизма.

Всё говорит о духе английской неоготики с местными «забабонамі». Например, башен ровно двенадцать по числу месяцев в году. Есть отсылки к сельскохозяйственному календарю. Естественно, ходят легенды о подземном ходе до ближайшего дворца – резиденции Сапег в Ружанах.

Не менее раскрученная выдумка про то, что Пусловские построили дворец с прозрачными полами-аквариумами. Весь комплекс построек, включая дворец, хозяйственные постройки и соседний хутор Меречёвщину, сгорел во время Второй мировой войны в 1944 году. Руины засадили лесом и где-то поставили мемориальный камень.

Обо всём этом можно узнать, если переступить порог дворцового музея, заплатив за вход символическую сумму. Многие туристы довольствуются фотографиями на фоне практически полностью восстановленного внешне Коссовского дворца, не заходя внутрь.

Для соцсетевых лайков этого, правда, достаточно. Но сегодня в «замке» есть отель, ресторан и музей (даже два!), готовые к приёму туристов.

Отель в Коссовском дворце

Рецепция впечатляет! Высоченные потолки, старинная мебель по углам – больше похоже на очередной зал соседнего музея. Работы внутри ещё ведутся, поэтому для туристов доступны не все этажи с номерами. Бронировать можно шесть номеров.

Отель «Пусловских» просит за стандартный 2-местный номер от 225 BYN.

Есть номера для людей с ограниченными возможностями. Имеются семейные номера, состоящие из нескольких комнат.

Для семьи (5-местный номер) бюджет составит 245 BYN за весь номер. Можно арендовать комнату. Тогда стоимость ночёвки в замке будет дешевле – просто администратор на ключ закроет часть большого номера.

Самый дорогой из доступных сегодня – это номер «Люкс» за 360 BYN за ночь. В стоимость бронирования всех номеров входит завтрак.

Комнаты большие, чистые и очень тёплые. Единственное, чего не стоит ожидать – духа старины.

Почти во всех (кроме одного! – авт) номерах новая мебель, сантехника, декор. Иногда, чтобы вспомнить, что ты во дворце надо выйти в коридор, где в полу под стеклом проглядывает старинная кирпичная кладка.

Или выйти во двор, чтобы увидеть неоготические башни над головой. Туризм – это индустрия, продающая нам впечатления. Если хочешь делать красивые фоточки закатов и рассветов по дороге в ресторан, нужно доплатить. Всё справедливо. Для сравнения стандартный номер в средней гостинице в райцентре обходится в 80 BYN за ночь. Ещё полезно включать внутренний радар на частоту «было / стало». Да, Коссовский дворец – это «новодел».

Духа старины тут не найти. Однако, если посмотреть фотографии этого места ещё начала 2000-х, то можно обалдеть от изменений в лучшую сторону.

Есть, правда, один номер, который вот-вот примет первых посетителей. Он-то и может передать своим гостям полноценное ощущение жизни во дворце. За 550 BYN совсем скоро можно будет переночевать в комнатах со старинной мебелью, предметами быта того времени и одним из лучших видов из окон Коссовского дворца.

В номерах отеля «Пусловских» есть вопросы к устойчивому сигналу интернета. Роутеры есть в каждом номере, но качество местного беспроводного сигнала оставляет желать лучшего. Мобильный интернет в номерах может огорчить и вовсе. Хотя на территории дворца практически на любом удалении от него вопросов с мобильным интернетом практически нет.

Музей в Коссовском дворце

Понедельник и вторник во многих музеях выходные дни. В Коссовском дворце грамотно подошли к решению вопроса, как не обидеть туристов, желающих заглянуть внутрь в эти дни.

Здесь можно приобрести билеты, дающие возможность осмотреть залы, но без экскурсионного обслуживания. Если обычному туристу музейная часть Коссовского дворца может зайти на ура, то у специалиста есть вопросы.

Тут надо понимать, что несмотря на юный возраст постройки – дворцу меньше двухсот лет – до нас не дошли детальные описания убранства залов и для чего они предназначались. Поэтому сегодня перед нами результат работы самих научных сотрудников над представлениями, как должно быть.

Голос Монича: «Музейная часть Коссовского дворца оставляет странные впечатления. С одной стороны, есть замковый стиль интерьера «а-ля Несвиж», который пытаются воспроизвести. Да, очень скудная информация о том, как оно было на самом деле, дошла до нас. При этом есть понимание, что должно быть помпезно с размахом.

Есть серьёзно ограниченные временные, профессиональные и материальные ресурсы. И есть, предполагаю, неумолимые сроки сдачи каждого зала. Вот и получаются меблированные комнаты, более-менее воспроизводящие эпоху.

Повисает вопрос, зачем существует эта экспозиция. Скорее всего затем, что дворец восстановили - не стоять же ему пустым.

Очень интересно сравнивать экспозиционные залы с «Люксом» в замковом отеле, где большая часть номера обставлена антиквариатом. Так вот, при некоторой «маскарадности» убранства номера, он смотрится интересней и убедительней, так как там была точная задача - сделать его жилым.

Чтобы эти залы в Коссовском дворце состоялись как музей нужен целый ряд вещей. Во-первых, больше научных сотрудников. Во-вторых, надо перерыть все возможные архивы и составить детальное досье на «замок». В-третьих, хочется видеть и понимать концепцию экспозиции. В-четвёртых, нужно собрать все нужные для концепции экспонаты. Пока же это похоже на форму без внятного содержания.

Кстати, взаимодействие формы и содержания это одна из сквозных тем, что будут преследовать нас всю поездку».

Сувениры из Коссово

При кассе музея в Коссовском дворце находится самый минимальный набор сувениров. В основном это копеечные открытки. На рецепции отеля «Пусловских» также нет сувенирки, связанной с местом.

Вышесказанное не означает, что вы уедете из Коссово без чего-то на память. Просто вам надо будет размять ноги и пройтись до дома-музея Тадеуша Костюшко, который напротив дворца, через дорогу. Именно там находится самая богатая коссовская сувенирка на сегодня.


Тут снова есть риск упереться в график работы. Лавка принадлежит предпринимателю, а не музею. Тот свою работу синхронизировал с графиком для посетителей – понедельник и вторник выходные дни.

Ассортимент стандартный – магниты и керамика доминируют. Сюжеты как замковые, так и связанные с известным земляком. Есть симпатичные кепки и хорошего качества кружечки с изображением дворца.

Самым дорогим из увиденного на витрине был набор ложек «Беларусь» с гравировкой за без малого 50 BYN.

Музей Костюшко в Коссово. Не проходите мимо!

Витиеватый маршрут за сувенирами приводит всех гостей Коссово в дом-музей Тадеуша Костюшко. Это место в XIX веке досталось Пусловским, владельцам дворца.

Фото сделано камерой смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra при зуме 10.0х из окна Коссовского дворца рано утром
Фото сделано камерой смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra при зуме 10.0х из окна Коссовского дворца рано утром

Они также вкладывали свои деньги в восстановление имения прославленного земляка. Но 1944 год всё разрушил до основания. Восстановленный музей Костюшко открылся для туристов в 2004 году, став точной копией своего образа XIX века, построенной на фундаменте XVIII века.

В 2018 году здесь установили памятник Тадеушу Костюшко, изготовленный на добровольные пожертвования от всех желающий.

Голос Монича: «Музей в Меречёвщине очень хорошо соответствует восприятию Костюшко беларуским государством и, возможно, значительной частью общества. Музей производит впечатление частного. То есть говорит о национальном герое, но без национального размаха. Особенно символично смотрится в экспозиции фотография с помпезным курганом Костюшко в Польше. Там видно, что его фигура - часть национального пантеона и подана с государственным размахом.

Метафорически это похоже на дом бабушки героя. Тот сделал головокружительную карьеру где-то далеко, изредка приезжает погостить, подарил свою официальную фотографию. Бабушка же продолжает свою неспешную жизнь, следит издалека, вырезает комплиментарные заметки из газет, ждёт письма.

В общем, милый музей, но совершенно не захватывает так, как, наверное, может и должна захватывать такая биография, как у Тадеуша Костюшко».

Где поесть в Коссово

Проект #целаябеларусь подразумевает, что если есть ресторан во дворце – то и кушаем мы во дворце.

Здесь надо сделать скидку на продолжение строительных работ, вечер понедельника и осень. На ужин Коссовский дворец нас не пригласил по техническим причинам.

Подсказали, что есть кафе «У Тадеуша», сразу за домом-музеем Костюшко. Без претензии на «вау-эффект» хорошее кафе с простой домашней едой – то, что нужно в конце активного дня.

Большим плюсом обеда или ужина в этом кафе будет то, что можно ещё раз прогуляться с хорошим видом на Коссовский дворец и сделать набор ярких снимков. Например, в Samsung Galaxy S21 Ultra можно выставить ночной режим, чтобы получить несколько хороших кадров даже без штатива.

Ресторан «Граф Пусловский» пригласил нас на завтрак – он входит в стоимость проживания во дворцовом отеле. Показалось, что это самая «обжитая» часть восстановленного дворца. Приятно, что с самого утра тут звучит хорошая фоновая музыка, в больших залах тепло и уютно, пахнет молотый кофе. Завтрак следует заказывать на рецепции отеля с вечера, чтобы прийти на всё готовенькое. На выбор два блюда и один из горячих напитков. К завтраку вопросов нет – всё свежее, порции средние, но всего достаточно для бодрого утра. Отдельное спасибо за вкусный кофе.

Обязательно в Коссово:

Посетить два музея – оценить «было / стало» во дворце и лучше узнать крутую биографию Тадеуша Костюшко.

Переночевать в одном из номеров Коссовского дворца.

Сделать впечатляющие фотографии дворца на закате или на рассвете.

Полезные ссылки и прямые контакты #целаябеларусь

В поездке мы сделали много видео-сторис в инстаграм Holiday.by по всем местам, где побывали. К слову, всё также снято на Samsung Galaxy S21 Ultra.

Видео-истории из Полонечки в инстаграме 

Видео-истории из Флерьяново в инстаграме 

Видео-истории про Коссовский замок и обзор музея в нём

Видео-обзор отеля «Пусловских» и номеров в Коссовском замке

Инстаграм дворца Радзивиллов в Полонечке. Тут можно следить за восстановлением места, расписанием субботников и разного рода мероприятий. В профиле прямые контакты для вопросов и сотрудничества.

Усадьба «Флерьяново» рада туристам. Заранее записаться на экскурсию можно по телефону +375 (29) 552-71-63. По этому номеру ответят либо Лариса Павловна, либо Генрих Михайлович.

Сайт Коссовского дворцово-паркового комплекса. Именно тут можно получить самую актуальную информацию о ценах на гостиничные номера, узнать время работы музеев, найти прямые контакты.

Отдельный сайт есть у дома-музея Тадеуша Костюшко.

Следить в инстаграме можно за Коссовским музеем  и отдельно получать новости от отеля «Пусловских» 

Готовые маршруты по интересным местам Беларуси

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах