Каждая уважающая себя страна должна иметь наряду со столицей место, которое будет называться «культурной столицей». В Беларуси таким городом является Витебск. Тот случай, когда Марк Шагал конкурирует со «Славянским базаром». Редактор Holiday.by Андрей Барашко и блогер-искусствовед Никита Монич при поддержке Samsung Belarus в рамках экспедиции #целаябеларусь заехали в Витебск в поисках культуры. И не увидели города.

Необычный гид #целаябеларусь – это про места и объекты, которые раскрывают Беларусь для путешественника под двумя углами – туристическим и культурным. В случае Витебска невидимый микрофон был придвинут ближе к Никите Моничу, автору Youtube-канала «Около культуры».

В этой статье и сторис в инстаграме Holiday.by Никита высказывает своё мнение о витебских музеях и рассказывает о представленных в них произведениях искусства.

Как смотреть гид #целаябеларусь

Каждая его гида посвящена набору мест, маршрут по которым можно повторять, но также легко их миксовать для идеального путешествия. Все фото и видео в поездке были сняты на камеры смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra и размещены на сайте без обработки. В конце каждой части находятся прямые контакты объектов, чтобы было легко спланировать собственную поездку. 

Посмотрите предыдущие выпуски путеводителя:

Полонечка – Флерьяново – Коссово

Ружаны – Подороск – Пружаны – Каменец

Скоки – «Эрмитаж» в Бресте

Гродно: замок Витовта – дом Муравьёва – отель Семашко – ресторан «Беласток» – усадьба Святск Гурских

Щучин – Дворище

Лида – Больтеники – Гайтюнишки

Залесье – Крево – Чухны – Гольшаны

Полоцк

Витебск

Орша – Могилёв – Быхов

Ветка – Гомель

Красный Берег – Жиличи – Бобруйск

#целаябеларусь в инстаграме

Здравнёво

Все знают знаменитую картину «Запорожцы». Художник Илья Репин работал над ним с 1880 по 1891 год, чтобы выгодно продать императору Александру III за 35 000 рублей.

Этот гонорар позволил живописцу купить имение около Витебска, чтобы выезжать из Петербурга с его суетой и «суррогатами еды и питья». Белорусские продукты уже тогда считались качественными, а природа – уникальной и целебной для души и тела.

Любопытно, что Репина на какое-то время стал архитектором, чтобы место превратилось в «Здравнёво», которое известно до сих пор. Дом – авторский проект Репина. Он также продумывал планировку окружающей его территории, а также логику озеленения.

Была собственная вымощенная набережная, а дом завершался обзорной площадкой. На эти чудеса посмотреть приезжали многие местные жители. Говорят, что даже название «Здравнёво» - выдуманное.

Мол, шёл Репин по своему «участку» и спросил у мужика, откуда он. Тот возьми и ответь по-белорусски: «З Драўнёва». Возможно, где-то рядом было какое-то «Дравнёво». Репину ответ так понравился, по легенде, что свою усадьбу он назвал «Здравнёво». Художник активно общался с местными жителями и даже написал знаменитую работу «Белорус».

В Здравнёво Илья Репин жил и работал с 1892 по 1897 год. Тут были написаны картины «Белорус», «Осенний букет», «На солнце», «Дуэль», «Лунная ночь» и другие. Затем он бывал тут с короткими визитами. Последний раз - в 1904 году. Первое потрясение для усадьбы чуть было не случилось в 1917 году, когда большевики и «пролетарии» грабили все «помещичьи» дома.

Усадьбу Здравнёво не тронули – крестьяне помнили отношение к ним Репина, когда он жил под Витебском. Селяне попросили в доме организовать школу. На удачу в Здравнёво находилась дочь Репина – Татьяна со своей дочерью, также Татьяной. В итоге дочь и внучка Репина стали учительницами в новой сельской школе.

В это время сам Репин жил в своей другой усадьбе – «Пенатах» в Финляндии. Письма Репина спасли родственников от раскулачивания 1920-х годов, но всё же они должны были бежать в 1930 году от советской власти, продав дом на дрова, чтобы получить хоть какие-то деньги.

До 2-й половины 1980-х годов о Здравнёво никто не вспоминал. Новый музей и восстановленный дом появился под Витебском в 1988 году. Однако в 1995 году деревянная постройка была уничтожена пожаром. Только в 2000-м году состоялось повторное открытие усадьбы и музея Репина в Здравнёво в качестве филиала Витебского областного краеведческого музея.

В выходной день на парковке усадьбы практически нет свободных мест. Остаётся открытым вопрос, что именно влечёт сюда людей – красивые виды парка и набережной или наследие великого художника.

В музее нет ни одного оригинала Ильи Репина, но есть несколько любопытных экспонатов. Здание восстановлено в точности с эскизами художника и воспоминаниями гостей усадьбы.

Голос Монича: «До нашей поездки я никогда не был в Витебске. И уж, тем более, не ездил по его окрестностям. А ведь там находится место силы одного из главных героев русской экспозиции Национального художественного музея - Ильи Ефимыча Репина.


И я десятки раз на экскурсиях рассказывал, как великий художник купил имение под Витебском и вдохновлялся красотой беларуской природы. Вот, наконец, теория подкрепилась личным опытом.

Усадьба, действительно, находится в очень живописном месте. Она красивая, пусть и не оригинальная. В лучших традициях истории отечественного наследия мы имеем дело с копией - восстановленной постройкой и обстановкой.

Общее впечатление от архитектуры - отличное. Внутреннее пространство музея насыщено вещами, и если к интерьеру вопросов не возникает, то к копиям картин художника они есть. Во всем музее нет ни одного подлинника Репина. Я понимаю, что причина этому - значительные сложности с экспонированием, сохранностью и (главное!) безопасностью настоящего холста Ильи Ефимовича.

Он художник дорогой, ликвидный.

Но все это не извиняет, на мой взгляд, что копии его работ в музее плохого качества.
Это было бы проще принять, если бы у каждого посетителя не было бы в руках телефона с доступом в интернет (как было раньше). Это можно было бы попытаться изменить, если бы в стране просто не было бы ни одного холста Репина, как это до недавнего времени было с Сутиным, например. Но тут оба раза мимо.

И эти плохие копии лично для меня разрушают эффект погружения в место и эпоху. Я чувствую фальшь и фейк.

В равновесие возвращает прекрасная природа вокруг, выставка местных старых фотографий на втором этаже и котик, что хранит это место.

Мне кажется, что если убрать дрянные копии вовсе или заменить на нормальные, то это место заиграет новыми красками».

Обязательно в Здравнёво:

Побывать в усадьбе Репина и, как минимум, вспомнить работы великого художника.

Сделать красивые фотографии на территории усадьбы.

Если с детьми, можно освоить вёсельную лодочку в небольшом пруду у реки.

В хорошую погоду территория вокруг усадьбы Репина в Здравнёво превращается в одну большую фотозону. Тут и там люди делают селфи, просят красиво их сфотографировать на фоне усадебного дома или реки. Посмотрите, какие снимки мы сделали на камеры смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra.

Арт-центр Шагала

Здание на углу улиц Путной и… Советской в Витебске известно тем, что изображено на полотне Марка Шагала «Над городом».

Арт-центр имени всемирно известного земляка открыт в 1992 году. Не следует думать, что в Витебске Шагалу были рады всегда. Найдите время, чтобы почитать, каким было к нему отношение в эпоху СССР, когда Витебск всячески открещивался от имени художника. Тем не менее, сегодня в городе на Двине есть два музея Шагала.

Арт-центр интересен тем, что это «два-в-одном». На первом этаже можно посмотреть оригиналы работ Марка Шагала. Их в фондах арт-центра около трёх сотен – гравюры, литографии, иллюстрации к произведениям литературы.

На втором этаже арт-центра проводятся временные выставки, которые также достойны внимания.

Голос Монича: «На Витебск у меня были большие планы: целая россыпь музеев, которые хочется посетить. Времени у нас на каждую точку было катастрофически мало, поэтому пришлось выбирать. Со страшным мучением наступив на горло собственному желанию дезертировать из нашей экспедиции и остаться в Витебске на несколько дней, я выбрал арт-центр Шагала и музей художественного училища.

Как всегда в нашей музейной реальности, драгоценным камням не хватает оправы.
Отдельное здание арт-центра - это отлично. Наличие графики Шагала - блистательно.

Но разрыв между качеством искусства и пространства, где оно выставлено, значителен. Хочется больше залов, воздуха, белоснежных стен, где бы парили, хорошо освещенные, его графические листы. Пока что этого нет. Верю, что однажды будет.

В арт-центре работают веселые хорошие люди. Наверху во время нашего визита проходила выставка местных художников, многих из которых я знаю по «Артминскам» или проекту «Художник и город». Выставка, кстати, отличная.

В музейном магазине нас ждала большая удача: наконец-то много книг про искусство и культуру.
Во-первых, фантастически изданные «Марк Шагал. Эстампы». Это просто чудо, а не книга. Уже ради одной нее стоит съездить в Витебск. Тем более, что продали нам этот фолиант за смешные 64 (!) рубля. Для книги такого качества - большой формат, более 450 страниц, хорошая бумага и блистательное качество печати - это не деньги.

Во-вторых, и это из разряда абсурда, книжка документов и свидетельств про Витебск времен УНОВИСа, авангарда и всего этого великолепного краткого художественного движа.
Абсурд в том, что книжка с белой бумагой, научным насыщенным содержанием и даже рядом цветных иллюстраций стоила 2 с хвостиком рубля!

В-третьих, Витебск конца XIX и начала XX века дошёл до нас во многом в снимках Сигизмунда Юрковского. Кстати, среди снимков в Здравнёво я любовался и его фотоработами. Книжка про него также попалась мне в шагаловском арт-центре.

Вот это я называю удачным походом в музей: возможность за один заход посмотреть на хорошее старое искусство, на достойное живое современное искусство и разжиться хорошими книгами по теме.

Итого, 8 из 10 «ОкоКулей», перефразируя одного замечательного фуд-блогера»

Обязательно в арт-центре Шагала в Витебске:

Попробовать понять творчество Шагала по представленным оригинальным работам.

Не пройти мимо выставки белорусских мастеров.

Присмотреться к сувенирам в музее. Там могут быть настоящие сокровища!

УНОВИС

Казимира Малевича представлять не надо. В 1921 году в витебском журнале он выдвинул манифест «Устроителей нового искусства». Двумя годами ранее Малевича пригласили в витебскую Народную художественную школу, чтобы он возглавил живописную мастерскую при ней.

Он не только возглавил, а и сплотил вокруг себя последователей его идей супрематизма. Когда в тусовке были только студенты, объединение называлось «Молпосновис» («Молодые последователи нового искусства»).

Годом позже в «чатик» добавились преподаватели и старшее поколение и объединение переименовалось в «Посновис» («Последователи нового искусства»). Название УНОВИС («Устроители нового искусства») для авангардного творческого объединения было выбрано в 1920-м году.

В том же году сформировалось ядро УНОВИСА в лице таких известных представителей как А.С. Векслер, М.С. Векслер, И.Т. Гаврис, Э.И. Гурович, Л.Л. Зуперман, Н.И. Иванова, Е.М. Магарил, В. Носков, Г.И. Носков, Е.М. Рояк, Д.Н. Санников, Н.М. Суетин, Л.М. Хидекель, М.В. Цейтлин, Л.О. Циперсон, И.Г. Чашник, И.И. Червинко, Л.А. Юдин. Причём искусство в понятии Малевича выходило за рамки неких статичных произведений.

Свои идеи УНОВИС доносили через митинги, лекции и даже спектакли. Основу «пропаганды» составляли самиздатные листовки, газеты и журналы. Сейчас их оригиналы являются коллекционной ценностью.

При том, что у каждого последователя был свой жанр, при экспонировании не допускалось указания авторства – только УНОВИС был в подписи ко всем произведениям. Ключевой темой было ниспровержение старого мира искусств и торжество супрематизма как вершины всех творческих стремлений человечества. Выставки и мероприятия были построены на лозунгах и манифестах.

Любопытно, что УНОВИС стал своеобразным фундаментом для современных школ дизайна, потому что его последователи «выносили» искусство в оформление городской среды. Например, в 1920-22 годах в Витебске к празднованию 1 мая витрины, трамваи, кофейни, магазины и библиотеки, фасады зданий, транспоранты и даже трибуны ораторов были оформлены согласно концепции супрематического города. УНОВИС просуществовал до 1922 года, а затем был вытеснен большевиками из Витебска в Петроград. Местные власти попросту испугались всеохватности УНОВИСа, который стал глубоко проникать в городское пространство и даже людей. Последний раз участники собирались вместе для выставки в 1923 году.

Музей истории Витебского народного художественного училища, которое было основано Марком Шагалом, нужно посетить, чтобы побывать в одном из самых стильных и современных музеев в Беларуси.

Голос Монича: «Музей истории Витебского народного художественного училища - часть разветвлённого Витебского центра современного искусства. Это отличное место, во многом не похожее на тот же арт-центр Шагала.

Музей новый (открылся в 2018 году), но находится в историческом здании. Том самом, где были Шагал, Малевич, Лисицкий, Хидекель и прочие большие артисты.

Здание сохранившееся, но восстановленное с нуля. Это редкость и само по себе удача для нашего наследия. Работы по реконструкции здания, согласно сохранившемуся плану здания 1923 года, длились пять лет. Там воссоздали типичный для того времени интерьер, фрагментарно открыли аутентичную кладку стен, сделали зондаж старой штукатурки.

Но самое главное - построили весь эффект от посещения не на памятниках эпохи, а на устройстве и оформлении пространства: инкрустации пола, росписи стен, эффектах освещения, мультимедийных возможностях и т.д.

То есть это, скорее, антипод дворца Пусловских в Коссово - тут заранее всё придумали и сделали так, что ходишь по, фактически, пустым залам, при этом рот раскрывши от восторга.

Директор центра, Андрей Духовников, описывал задачу так: «Этот дом — наш главный экспонат. Мы попытались вернуть его в прошлое, но не в буквальном понимании. Скорее, ассоциативно, через настроение и ощущение».

Получилось очень здорово - респект авторскому коллективу. А всем читателям советую настоятельно туда съездить. Тем более, что весь комплекс пространств Витебского центра современного искусства - просто сказка. Или, точнее, набор разных сказок».

Обязательно в музее народного училища:

Попробовать понять супрематизм.

На большом экране узнать больше про авторов и их работы.

Купить стильный сувенир в лавке музея.

Толстого, 7

Есть ощущение, что если идти по искусству в Витебске, то остановиться очень трудно. В самом центре города, недалеко от пешеходной улицы и напротив 27/7 орущего кабака находится арт-пространство с лаконичным названием «Толстого, 7».

Следует приготовить несколько часов свободного времени, перезарядить эмоциональный заряд и проверить зарядку камеры смартфона. Хорошо, что в Samsung Galaxy S21 Ultra с этим всё очень хорошо.

Сложный свет, сложные, но яркие эмоции, потому что по указанному выше адресу находится не музей, не галерея, а какой-то… улей с совершенно разными мастерами и работами.

Голос Монича: «Сюда мы изначально не планировали попадать, но нам настоятельно рекомендовала и фактически за руку завела сотрудница центра.

Толстого, 7 - место прямо в сердце старого города. Внутри вытянутого здания - фактически не выставочные залы, а художественные лаборатории. Каждый зал отдан «на растерзание» одному автору. Он его оформляет и заполняет так, как считает нужным.

Получается мощно и контрастно. Здесь царит и даже царствует высокохудожественный хаос. И это очень сильное переживание. Важное, для того чтобы понять искусство в принципе, почувствовать сложные и разнонаправленные процессы, приводящие к его рождению.

Меня особенно впечатлили залы Елены Петровой. Она делает искусство из трав, соломы, других природных материалов и делает это невероятно круто. Плюс всё это ещё и пахнет!

Второй восторг вызвала глыба витебского искусства - Валентина Ляхович. Вот это просто взрыв мозга какой-то, а не искусство. Очень эмоциональное и сложно организованное.

При этом сделанное из всего подряд, и художественных и просто бросовых материалов, найденных словно просто под ногами. Как будто огромная и очень умная птичка-шалашник творит из всего, что подвернётся под руку.

До путешествия я видел картины Валентины Ляхович в сети, читал про нее статьи, но никогда ее произведений не видел вживую. И, скажу Вам, это две большие разницы.

Тут же можно поговорить с фотографом, который с радостью включает на огромном экране свои снимки спектаклей и балетных постановок. Пока ты смотришь, он у себя на компьютере обрабатывает новые произведения своего искусства.

Из арт-пространства «Толстого, 7» я вышел ошалелый от количества разнородных художественных впечатлений, но чрезвычайно довольный. Не советую так много напихивать в один день – езжайте в Витебск на дня три-четыре, чтобы без спешки и с удовольствием потребить художественный потенциал этого города».

Александр Соловьёв

Будущий музей. Специально для экспедиции #целаябеларусь в Витебске сучился эксклюзив. В музее истории Витебского народного художественного училища проходила выставка художника Александра Соловьёва.

К сожалению, автор не дожил считанных месяцев до своей выставки, уйдя из жизни в преклонном возрасте. Художник и директор Витебского центра современного искусства пригласил нас в мастерскую Соловьёва.

Голос Монича: «Поездка в Витебск была для меня важна также и возможностью лично познакомиться с Андреем Духовниковым, художником и директором Витебского центра современного искусства.

До этого мы с ним общались исключительно по телефону и интернету, что оставило самые замечательные впечатления. Сейчас у Андрея Эриховича очередное дело, требующее настойчивости и терпения: сохранить и музеефицировать мастерскую Александра Соловьева.

Этот чудесный художник был патриархом витебской живописи. Родился он аж в 1926 году, партизанил в Великую отечественную, после много десятилетий работал театральным художником и оформил сотни спектаклей, при этом был абстрактным художником, несмотря на идеологическую неприемлемость живописного авангарда в советское время.

Умер он весной 2021 года, оставив после себя пещеру Алладина - свою мастерскую, заполненную картинами, эскизами, художественными материалами, книгами и плотной почти осязаемой творческой атмосферой.

И сейчас задача Андрея Духовникова как директора ВЦСИ сохранить это пространство, сделав наследие большого витебского художника на постоянной основе доступным публике.

Он предложил с самого утра специально для нас приехать, чтобы открыть и показать эту мастерскую, с горящим глазом рассказывал про Соловьева, с волнением и надеждой, говорил о своих планах и беспокойстве по поводу судьбы этого места.

Такая увлечённость делом впечатляет и восхищает не меньше, чем произведения художников: Соловьева, самого Духовникова, многих других. В основе всегда лежит чувство и элемент служения».

Где остановиться в Витебске

Нет ответа на вопрос, можно ли остановить потребление искусства в Витебске. Да, его тут может быть слишком много на один приём.

Если потребуется ночёвка, неплохим вариантом будет гостиница «Витебск» в самом центре города. Можно воспользоваться случаем, и попросить номер с видом на витебские пирамиды. Возможно, они тоже уже могут быть причислены к произведениям искусства.

Посмотрите на эти снимки (единственные из города, а не из музеев, за весь день!) из окна гостиницы, сделанные на смартфон Samsung Galaxy S21 Ultra, и сами ответьте на этот вопрос. 

Где поесть в Витебске

За потреблением пищи духовной в Витебске прошёл весь день. Поэтому свежих рецептов на этот счёт у авторов путеводителя нет. Можно посмотреть репортаж из прошлогодней экспедиции #BY4000 про Витебск. Там есть пара рекомендаций по местному общепиту.

Что касается музеев, к сожалению, ни в одном из перечисленных выше мест, нет ни кафе, ни кофейни, ни ресторана.

Сувениры из Витебска

Есть несколько вариантов, где купить сувениры в Витебске. Самый простой – на центральной пешеходной улице города. Тут всегда можно найти несколько классических сувенирных магазинов со схожим ассортиментом. Самый культурный – пройти по сувенирным лавкам витебских музеев. Там есть, что выбрать на любой вкус и кошелёк.

Сувенирная лавка в усадьбе Репина в Здравнёво совмещена с кассой. Это небольшой стол-прилавок, на котором туристам предлагаются магниты, кружки и брошюры.

Из небанального – симпатичные наборы открыток с видами усадьбы и Витебска. Сувениров, связанных со Здравнёво и Репиным маловато. Возможна оплата как за наличный, так и безналичный расчёт.

Арт-центр Шагала активно борется за деньги посетителей большой сувенирной лавкой при кассе. Это стеллажи на всю стену и несколько больших витрин. Радует глаз большое количество изделий по мотивам произведений искусства.

Среди прочего есть игра монополия про Витебск. Отдельного внимания заслуживает книжная полка и особенно книга «Марк Шагал. Эстампы».

Качество печати строго контролируется центром Шагала и издание выполнено только для арт-центра в Витебске. Тянет на эксклюзив и достойное пополнение домашней коллекции.

Сувениры в стиле УНОВИС – отдельный разговор. Стильные и через 100 лет вещи и образы. Их можно найти в лавке при кассе музея Витебского народного художественного училища.

Много предметов с эмблемами, посвящёнными 100-летию УНОВИСа. В этой лавке много всего, но хочется видеть больше – книг, мерча, аксессуаров. Наряду с музеем, этому сувенирному ассортименту и его качеству смело можно доверять время и деньги.

В арт-пространстве «Толстого, 7» также есть сувенирная лавка, но она тут не главная. Вероятно, можно непосредственно с автором или куратором центра договориться о покупке произведения искусства, если оно приглянётся.

Эдакий выход на другой сувенирный уровень.

Полезные ссылки и прямые контакты #целаябеларусь

В экспедиции мы записывали для вас сторис в инстаграм Holiday.by – в Здравнёво поговорили про копии и оригиналы Репина, в Витебске потребили искусство в разных формах и проявлениях. Как и всё в путеводителе #целаябеларусь, истории сняты на смартфон Samsung Galaxy S21 Ultra.

Видео-история про усадьбу Репина в Здравнёво

Видео-история про арт-центр Марка Шагала в Витебске

Видео-история про музей УНОВИС в Витебске

Видео-история и прогулка по арт-пространству на Толстого, 7 и по мастерской Александра Соловьёва

Инстаграм усадьбы Репина в Здравнёво. Время работы, контактная информация, анонсы мероприятий

Сайт музея истории Витебского народного художественного училища (УНОВИС). Анонсы выставок, время работы, информация об УНОВИС и ссылки на филиалы.

Страница музея истории Витебского народного училища в Facebook 

Инстаграм Витебского центра современного искусства. Анонсы мероприятий, отчёты с выставок

Страница арт-пространства «Толстого, 7»

Гостиница «Витебск». Недорогая ночёвка с видом на пирамиды 

Youtube-канал Никиты Монича «Около культуры»

Куда поехать в Беларуси. Готовые маршруты по всей стране

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах