«Поехали куда-нибудь на природу!» - одно из самых частых предложений, как провести выходной день. Весной в Беларуси эта фраза может означать приглашение на море. Фантомное, непредсказуемое, не_ежегодное, суровое море Геродота. Речь про разлив Припяти, который может доставить кучу неудобств местным жителям и прибавить много лайков в соцсетях приезжих горожан.

Самое главное следить за погодой зимой и постоянно быть на связи с местными жителями. Да-да, это задача со звёздочкой – попасть на наш полесский «курорт». Если зима выдаётся снежная, то в середине весны можно ожидать, что Припять выйдет из берегов, образуя гигантский «водоём» - пойменные луга и леса будут стоять в воде, предлагая всем желающим невероятные пейзажи с высоты птичьего полёта.

Где самые крутые пейзажи и больше всего воды будут знать местные жители. Они же подскажут, где дороги затоплены, а где можно проехать. Если на гражданских машинах нужно дважды подумать, что на подготовленном к приключениям #produster мы отправились искать самое сердце разлива Припяти. Все мои знакомые указали на участок между Туровом и Петриковом – едем. Или плывём?

Вся поездка кратко - за одну минуту

Что посмотреть по дороге из Минска до Турова

Из Минска в Туров лучше всего ехать по дороге Р23, которая перпендикуляром спускается от столицы Беларуси на юг страны. Ехать долго, примерно четыре часа – надо себя каким-то образом развлекать и делать остановки.

Первая, не самая очевидная очевидная, остановка – это парковка Солигорской птицефабрика в агрогородке Краснодворцы. Здесь можно залипнуть на добрый час, разглядывая причудливые фигуры, тут и там разбросанные по заборам, ангарам, воротам и газонам. Белые медведи на крыше, жестяные рыцари у входа, «Москвич» в заборе и огромные православный крест на въезде.

Кто-то скажет, что это трэш. Я тут же соглашусь. Этот агротрэш – это тоже про людей. Это означает, что когда-то кем-то было принято решение таким образом выделить фабрику из сотен неприметных промышленных зданий по всей стране. Одно из определений трэша звучит как «что-либо невообразимо ужасное, чудовищное, вызывающее удивление и отвращение».

Добавляем к этому специфический резкий запах в непосредственной близости от птицефабрики и получаем прекрасный трэшовый селфи-плейс для дурацких и смешных снимков.

Следующая остановка тоже памятник людям. Это деревня Ленин в Житковичском, которая не имеет ничего общего с дедом на броневике.

Сюда следует приехать, чтобы отдать дань памяти уже не живущим людям – речь про еврейское гетто, которое было уничтожено во Вторую мировую войну. И доброе слово сказать ныне здравствующим волонтёрам, которые на этом месте нашли, собрали и законсервировали деревянные еврейские надгробия – мацевы.

Этим «доскам» по 150-200 лет и вырезали их из-за дефицита и дороговизны традиционного материала – камня. Некоторые деревянные памятники ещё стоят над могилами.

Те, которые просто так валялись, волонтёры собрали, пропитали специальным средством от разрушения и собрали под ветхим навесом внутри кладбища. Остаётся только мечтать, что какой-то музей или еврейская община помогут сохранить уникальные памятники и память о людях. А пока что все желающие могут заехать сюда – на окраину деревни Ленин.

Почему стоит заехать? Как минимум для того, чтобы побывать в одном из двух подобных мест в мире.

Второе кладбище, где были найдены деревянные мацевы – это город Унеча в России.

Чем заняться в Турове. Чек-лист туриста

Уже по дороге домой я по памяти составил чек-лист, чем заняться в Турове, потому что при всей неочевидности, этот полесский город может подарить самые разноплановые эмоции.

Итак, без всякого приоритета, мой список:

- заночевать в плавучей гостинице (а если много денег и воды в реке, выйти всем отелем на воду);

- угоститься свежим тирамису с кофе в кафе Bonfesto при Туровском молочном комбинате (в отсутствие тирамису можно взять любой другой десерт, где будет местный сыр);

- съесть вкусные драники со шкварками с видом на реку;

- найти все «растущие» каменные кресты в городе – это тот ещё квест;

- поглазеть на «цыганскіе могилы» на местном кладбище, когда люди на памятниках изображены во всей роскоши, которая их окружала при жизни;

- понаблюдать за птицами на Туровском лугу с мостика (для простых обывателей);

- открыть для себя бёрдвотчинг как явление и процесс на местной станции кольцевания птиц (если хочешь превратиться из обычного туриста в интересующегося темой);

- заглянуть в местный музей природы при национальном парке;

- узнать больше про раннесредневековую историю Беларуси и Кирилла Туровского;

- увидеть руины православного храма XII века;

- принять участие в праздновании Купалья в Турове (летом);

- начать поиски моря Геродота (если повезёт, как нам);

- найти местного жителя, который прокатит на лодке по секретным местам и затокам Припяти.

Есть ощущение, что поездка в Туров может стать годным ответом на вопрос, как интересно провести неделю в Беларуси. Даже ради половины из этого списка есть смысл выжечь несколько десятков литров топлива в ваших машинах и преодолеть 500 с лишним километров из Минска и обратно.

За один день этот большой туровский чек-лист выполнить нереально. Поэтому решили идти от приятного к очень приятному.

Приятного аппетита в Турове!

В Турове много гостиниц, есть несколько агроусадеб – остаться голодным риск минимальный. Тем более, когда погода повернула на тепло и вместе с перелётными птицами в эти края завернули косяки туристов.

По традиции заглянули в бар «Струмень» одноимённой базы отдыха. Выбор места был очевиден – дешёвые драники и самая первая линия у воды. Разлив Припяти вплотную приблизился к беседкам на территории базы отдыха.

Когда останавливаешься на обед в региональных кафе, готовься к неожиданностям.

Неожиданность первая – ценник на еду не поменялся за полгода. Всё очень доступно, и драники за три рубля на месте. Неожиданность вторая – всё будет готовиться час. И никакие просьбы передать повару о том, что мы спешим к морю Геродота, не работают. Повар сказал час – значит час!

И даже если грибной суп готов (я спросил об этом при заказе), то вы его получите не очень горячим и только через полчаса. Эх! Надо как-то научиться быстро переходить на этот туров-испанский темп жизни – размеренный со взглядом на бескрайнюю гладь разлившейся реки.

Чтобы добавить в свою карту драников Беларуси что-то новенькое, я в «Струмени» заказал колдуны – картофельные оладьи с мясом за четыре с копейками рубля.

В будущий раз я снова вернусь к классике – драникам со шкварками за трёшку. Порция большая, с пылу-жару, но ожидать большого количества мяса внутри за такие деньги не приходится.

Порцию можно смело брать на двоих с сайд-салатом и получить хороший обед за мизерную цену. Вместе с роскошной локацией, не место, а находка для туриста.

Спасибо, что вы к нам приезжаете!

Скажите, вы часто слышали такую фразу в каком-то белорусском городке, когда вы стоите и делаете фотографию какой-либо достопримечательности? Я даже как-то растерялся…

А местный житель Михаил продолжал: «Что вам ещё рассказать про Туров?». Так я узнал, что крестовины для аистов по городу – заслуга (бывшего?) мэра Турова. Минским, по словам Михаила, надо, чтобы качало – поэтому выбирают плавучую гостиницу.

От него стало понятно, что разлив Припяти в этом году крутой, но, естественно, во время его молодости, он был в десять раз больше.

При этом дядька вполне искренне говорит о том, что рад туристам в городе, которые привозят с собой деньги и оставляют их в гостиницах и кафе. Безусловно, от меня он также без «чаевых» не ушёл.

Заодно Михаил навёл меня на две мысли. Первая, о том, что местные «делают тысячи евро» на птицах. Это факт, потому что на Туровский луг, где произошла наша встреча, прилетает много птиц, наблюдать за которыми приезжают туристы-бёрдвотчеры со всего мира.

При этом дядька покрутил у виска пальцем, говоря про то, что беларусы не умеют выжимать максимум. Вторая мысль как раз продолжение этого жеста. Чтобы увидеть и ощутить масштаб разлива Припяти, человеческого роста не хватает. Выйти на воду мешает запрет из-за нереста рыбы.

Остаётся только искать среди друзей оператора дрона, чтобы в момент подъёма этой «птицы» залипать в смартфон и понимать, что ты стоишь посреди большой воды. Я почему-то уверен, что если бы в Турове или где-то рядом на время разлива реки, кто-то из бизнесменов предложил ознакомительные полёты на самолётах или подъём на воздушном шаре, то это пользовалось бы спросом.

Я знаю, что вы будете делать после 18 мая в Турове

Чем ближе дата окончания нереста, тем больше лодок по берегам Припяти готовится открыть сезон. В этих местах не так важен автомобиль, сколько надёжная лодка.

Местные жители начинают готовить суда за месяц – осматривают, ремонтируют просмаливают и пропитывают специальными водоотталкивающими составами.

«Морские люди» будут рады гостям. Например, мне подсказали, в какой дом стучаться, чтобы с вау-эффектом по небанальным местам прогнать на лодке.

Интересно? Заходите в сторис инстаграма, я там всё показал. Добродушный местный житель сказал, что с нас либо бы ничего не взял за прогулку на лодке, либо что-то очень символическое.

Прямо захотелось проверить, правда это или нет. Возможно, после 18 мая мы с вами будем конкурировать за место в лодке. Вода будет медленно отступать, но всё ещё можно будет предпринять увлекательный вояж с местным проводником.

Птичку жалко?

В этот раз в Турове удалось попасть на станцию кольцевания птиц. Таких в Беларуси немного, и все они работают на волонтёрских и добровольных началах.

Именно благодаря таким людям, как Павел Пинчук – основателю станции – мы с вами можем много интересного и полезного знать о перелётных птицах и их жизни.

Признаюсь, меня интересовали не столько птицы, сколько хотел своими глазами посмотреть, куда приезжают те самые иностранные туристы и оставляют «тысячи евро» за право наблюдать за птицами.

Бёрдвотчинг – это такой вид туризма, который максимально близко связан с наукой. Биологи, учёные, профессионалы-самоучки перемещаются между станциями наблюдения и кольцевания, чтобы изучать повадки птиц, вести дневники с какими-то цифрами, выявлять тенденции в поведении птиц в регионе и делиться этой информацией с коллегами по всему миру.

В Турове даже есть памятник кулику – птица в Красной книге. Туровский луг – одна из самых важных в Европе миграционных остановок охраняемого вида птиц. Через этот «аэропорт» проходят пути десятков видов птиц. Кулик здесь привлекает орнитологов больше всего.

Нам повезло посмотреть, как Павел снимает показания с одной из птиц и бережно заносит цифры в журнал.

Это самка кулика, которая, судя по весу, уже беременна. Птицы пролетают тысячи километров до Средиземного моря – своей следующей стоянки.

Кольца на лапах хоть и старый, но проверенный способ узнать информацию об особи. Сегодня сектива уществуют электронные метки и чипы, но такие устройства могут давать сбои и вовсе прекращать работать через несколько лет. Кольцо на лапе будет с птицей всю жизнь.

Пока мы постигали основы кольцевания птиц и отпускали птицу, коллеги Павла в «телескопе» разглядели самого старого веретенника (такая болотная птица) в Беларуси. Они сумели через оптику определить цвет кольца и буквы на нём. Оказывается, птице уже 16 лет – это почтенный возраст.

Павел немного рассказал про куликов, станцию в Турове, а я сумел также подсмотреть смартфоном за веретенником-долгожителем. Всё это смотрите в сторис инстаграма из поездки.

Добавлю, что в Беларуси станций кольцевания птиц можно пересчитать по пальцам одной руки. А туровская – одна из двух крупнейших. Поэтому даже если вы сюда без научных целей – всё равно понимание об эксклюзиве может добавить баллов этой необычной точке на карте.

Море зовёт!

Море Геродота – непредсказуемый «водоём». Вот, к примеру, ребята из огуречных Ольшан, захотели иметь дома на берегу реки. А Припять решила иначе и постучалась прямо в котлованы домов.

Перспектива улицы Новая в Турове радует глаз – она заканчивается… морем. Всегда любил такие «краявіды». На какое-то время жители деревень вдоль Припяти становятся венецианцами. Да, всё это добавляет хлопот делам и мусора по дворам, но это настолько необычно, что стоит посмотреть своими глазами.

В этом году море Геродота решило проявить всю свою мощь в районе Петрикова. От Турова до Петрикова можно проехать несколькими дорогами. Мы отправились к чуду природы через Погост, Переров и Снядин. Если заглянете в карты – это максимально близко к руслу реки. Значит – к приключениям.

В деревне Погост заскочили посмотреть на настоящих «туров». В заказнике «Средняя Припять» восстанавливают биоразнообразие пойменых лугов Полесья. И благодаря международной поддержке сюда завезли «корову Хека».

Туроподобный скот приехал к нам из латышского нацпарка «Кемери» в 2019 году. Так, кроме «бёрдвотчинга» мы ещё посмотрели на «ревайлдинг» - восстановление характерной для региона экосистемы.

При том, что зверьё за загоном выглядит сурово – это на 99% корова, если взять гены. Вывели такую породу браться Хек в Германии. В итоге получилась дикоживущая вольнопасущаяся корова.

Экологи основной задачей видят восстановление поголовья грейзеров – крупного травоядного скота пастбищного типа, способного поедать высокую, тем самым «выкашивать» пойменные луга естественным образом.

Море Геродота. Что это такое?

Если ехать по грунтовой дороге и не замечать уровня её насыпи, можно ничего сверхъестественного и не заметить.

Однако стоит только дрону подняться выше уровня деревьев, сразу картинка играет другими красками. Две с половиной тысячи лет назад у Геродота, которого почему-то занесло в эти места, квадрокоптера не было. Поэтому с высоты своего роста разлившуюся Припять он назвал «морем».

До XVII века такое «море» было с нами на картах. Многие историки тут же вспоминаю огромное Сарматское озеро, которое, вероятно, после заболотилось и стало тем, каким мы привыкли сегодня видеть Полесье.

Однако есть те, кто до сих пор встречаются с «морем Геродота» даже без всякого разлива рек. Считается, что река Припять – это трещина на месте доисторического мелководного моря, которое образовалось триста миллионов лет назад. В результате его высыхания и вертикальных колебаний дна образовались отложения солей. В Беларуси такое нашли, например, в 1949 году. Так появились Солигорск, шахты и шахтёры где-то глубоко под землёй. На дне доисторического моря.

Александр – один из тех, кто всю жизнь отдал руднику, работая в забое на «комбайне». Это один из самых тяжёлых и грязных видов работ на глубине. Поэтому Александр уже на пенсии и перебрался на летнее время ближе к Петрикову на дачу.

Говорит, что ценят с женой тишину и хорошую рыбалку. Им показалось, что это место им идеально подходит. Пока ждали паром, под чашку кофе на террасе послушали про самодельный кемпер из грузовичка, на котором семейная пара любила путешествовать, обсудили местную рыбалку и начинающийся чемпионат мира по снукеру (да-да!).

Интернет здесь не поможет узнать точное расписание движения парома. Поможет звук двигателя, запуск которого слышно за версту. Солнце двигалось к закату, а мы – к самой водной и впечатляющей точке нашего морского маршрута. Левый берег Припяти дикий.

Правый в районе Петрикова более «жилой», но в этом году именно левому берегу достался максимум речной воды в разлив. Не только луга, но также дороги и дворы людей стоят в воде. Снова-таки ощутить масштаб помогает запущенный в небо дрон.

За полчаса до заката мы были единственными желающими попасть на затопленный берег. Полчаса ожидания движения на пароме превратили это место в идеальную фотостудию под открытым небом.

Квадрокоптер, мне показалось, не хотел спускаться к нам и продлил жизнь батарейки процентов на пятнадцать, чтобы сфотографировать для вас эту красоту.

Последние полчаса насыщенного светового дня были концентратом эмоций. Экспедиционный #produster на какой-то момент стал катером, чтобы с брызгами промчаться по затопленным дорогам.

Я потерял и нашёл в воде передний номерной знак от машины. Всегда, слышите, всегда снимайте номера перед разного рода водными преградами! Река принесла и намотала мне на заднее колесо рыбацкую сеть с грузиками, которую пришлось тут же вырезать, чтобы не повредить подвеску. Если вы решитесь на своей машине повторить это турне, на затопленных участках держитесь «фарватера» дороги, который обозначен вешками.

Съезд в затопленную обочину чреват потерей автомобиля. В поисках номера я ради любопытства сошёл с трассы. Глубоко море Геродота! Интересно, а можно ли считать это открытием купального сезона?

Разлив Припяти 2021. Маршрут на машине из Минска

Море Геродота – самая неуловимая природная достопримечательность Беларуси. В этом году она расположилась между Туровом и Петриковом, ближе ко второму. Сколько продержится вода? Местные говорят, что до первой половины мая точно.

Выезжать стоит рано утром, чтобы в Туров приехать до полудня. Из Минска дорога до Турова занимает примерно 250 километров и четыре часа. Идеально сделать одну остановку, чтобы не устать и приехать на «море Геродота» бодрыми и весёлыми. Общее время в пути, если объединять Туров и Петриков в один маршрут будет на уровне 600 километров и 8 часов непрерывной езды. Идеально подгадать так, чтобы у вас было несколько водителей.

Разлив и ваш автомобиль: после Турова передвижение возможно как по асфальтированным, так и грунтовым дорогам. Подготовленный к грунту кроссовер будет предпочтительнее для второго сценария. По асфальтированным дорогам также можно доехать до разлива, но придётся делать крюк через Житковичи. В сами «лужи» и затопленные дороги заезжать как неподготовленным авто, так и неподготовленным водителям не рекомендую. Во-первых, нужен опыт преодоления больших водных преград. Во-вторых, на моём «Продастере» установлен шноркель, чтобы двигатель не нахлебался воды из «моря». Обязательно держаться «фарватера», который обозначен вешками – ехать между ними.

Где поесть на маршруте: на трассе Р23 достаточно крупных АЗС с традиционным, но приличным ассортиментом кафе. В Турове привычных вариантов больше – кафе Bonfesto, бар «Струмень», кафе «Будзьма» будут рады вас накормить.

Карта маршрута к морю Геродота: основные точки маршрута из Минска нанёс на карту (Google не видит, к сожалению, паромную переправу из Снядина в Вышелов и рисует для авто только дороги).

Где остановиться: если вы хотите провести ночь на берегу моря Геродота, вам могут помочь отели в Турове и агроусадьбы Турова и окрестностей. Это позволит вам хорошо отдохнуть и глубже изучить белорусское Полесье.

Посмотрите первую и вторую части сторис из поездки в инстаграме Holiday.by и подписывайтесь на нас!

Вся атмосфера такой поездки хорошо ощущается на видео.

На машине по Беларуси. Маршруты, репортажи и тест-драйвы

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах