Сегодня тема экологии не просто важная, она – модная. Заметили, как быстро мы стали пить напитки в кафе через многоразовые трубочки и ходить в магазины с, казалось бы, забытыми «авоськами»? Термины «эко» и «био» обещают нам индульгенцию за грех нещадной эксплуатации природы. Рациональное природопользование и вторичное сырьё – ключевые темы автоэкспедиции «Jaguar Land Rover покоряет Европу» в этом году. Стало интересно, как с этими вопросами обстоит дело у наших ближайших соседей.

Смотрите другие интересные репортажи из экспедиции по Прибалтике 2019

Медвежья берлога, утиное яйцо из дерева, углеродный след и национальный буфет. Как выглядит необычный музей природы в Финляндии

Большое маленькое путешествие. Из Таллина в Хельсинки на пароме

Сумка из чешуи лосося против бани по-чёрному. Битва за экологию по-фински

Хельсинки за полдня: «ода» финскому градостроительству

Фоторепортаж: Старый Таллин за полдня. Хочу ещё!

Эстонский архипелаг: территория вечной красоты

Нескучная Латвия: сказочные городки, игристое из ревеня, редкие авто и деревня в центре города

Машины, ради которых надо ехать в рижский MotorMuzejs. Фотофакт

Пересаживаемся на eco-friendly автомобиль

Британские автомобильные марки – Jaguar и Land Rover – также не остались в стороне от экологического тренда. Например, скоро не будет новых моделей «Ягуаров» с двигателями внутреннего сгорания – только «гибриды» или «электро».

Поэтому, чтобы испытать будущее на себе, мы решили проехать 3000 километров из Минска по Прибалтике на Jaguar I-Pace. В свою очередь при производстве Range Rover Evoque британские инженеры также постарались минимизировать вредные выбросы в атмосферу за счёт технологии «мягкого гибрида».

Часть грязной работы двигателя внутреннего сгорания берёт на себя батарея, установленная под креслом водителя. Эта же технология позволяет экономить топливо в поездках.

Самое крутое, что в вариантах отделки новых моделей Range Rover можно выбрать ткань Kvadrat. В её основе – переработанные пластиковые бутылки. Я уже ездил на «старшей» модели – Range Rover Velar – с таким салоном. Выглядит, как по мне, очень необычно – визуальный и тактильный микс из дорогой ткани и кожи. И хорошо влияет на вашу «эко-карму».

Поэтому мы очень хорошо вписывались в общий европейский тренд повального увлечения экологией. Поехали по интересным и необычным местам!

Помидоры, огурцы и золотые часы из… мусора

Пока мы в Минске решаем, как быть с огромными мусорными горами рядом со столицей центра стабильности, в соседней с нами Латвии научились в подобных местах выращивать деньги в прямом смысле слова.

Под Ригой, надо понимать, также есть огромный полигон для отходов. Ежечасно сюда через радиационные ворота (проверка всей машины-мусоровоза на предмет возможного вредоносного груза – авт.) поступает гигантское число отходов. Те, которые можно рассортировать, уходят на ленты огромных механизмов. 

Бытовые и смешанные отходы захораниваются. Но сделано это так хитро, чтобы через определённое время из кучи отходов был добыт так называемый «мусорный газ». Эта субстанция отлично горит, поэтому её тут же сжигают на небольшом заводе.

Тепло и энергию, полученные в результате, отправляют обратно в Ригу, оставляя часть себе. Последнее нужно, чтобы отопить и осветить огромные теплицы с огурцами и помидорами. Вот уж где у белоруса-полешука грудная жаба зависти вышла бы из себя и сказала: «Я остаюсь тут!».

Между теплицами на юге Беларуси и хозяйством Getlini Eco 747 километров, 9 часов езды на машине и сотни тысяч световых лет разницы в подходах. И разница в урожайности, безусловно. Например, огурцы здесь собирают каждый (!) день круглый год. Высокотехнологичное производство помидоров и огурцов позволяет «Гетлини» показать всему окрестному миру пример, что даже такое неприятно пахнущее место, как полигон бытовых отходов, может давать пользу муниципальной экономике.

Там овощам созданы идеальные условия – точечный полив; вместо грунта специальная каменная вата; освещение по часам, как того требуется растению.

Наёмный труд двух видов – немногочисленные люди и куда больше бельгийских шмелей из коробочек, без которых процесс опыления пока что сложно представить. Всё остальное – огромный компьютер, собственные тепло и электричество от переработки «мусорного газа».

Некоторые рижане приезжают в центр «Гетлини», чтобы купить свежие помидоры и огурцы одноимённой марки прямо в фирменном магазине (цены на овощи и адрес магазина тут). В рижских супермаркетах я видел эту продукцию, которая стоит несколько дороже аналогов. Значит есть на неё именно по такой цене – открытые рыночные отношения между продавцом и покупателем.

В Латвии есть чудный городок на море – Лиепая. Белорусские туристы очень любят это место за широкие пляжи Балтики, красивую архитектуру и вкусную еду. Во время эко-экспедиции «Jaguar Land Rover покоряет Европу» мы заехали по соседству – в Гробиня, рядом с Лиепаей. Недавно я уже рассказывал про «поселение викингов» в этом городке, но сегодня рассказ снова про мусор…

Если центр «Гетлини» под Ригой – это огромный комплекс, то «Эко Курземе» - это маленький заводик. Но рассказ не об этом.

Нас встретил топ-менеджер мусоросортировочного завода и я подумал, как было бы здорово, чтобы все управленцы предприятий выглядели именно так. На стиле, в новом люксовом кроссовере, с золотыми часами на руке и широкой улыбкой – Андрис Карлсонс олицетворяет собой образ успешного бизнесмена.

Полагаю, что так оно и есть, ведь за его спиной инвестиция на много сотен тысяч евро под милым названием «Муравьи». Муравьишки – машины и люди – сортируют мусор, который Андрис закупает на аукционах, чтобы на открытом рынке продать полученное сырьё для последующей переработки. Вот ещё один пример больших денег на мусоре.

При этом такого рода инвестиции будут приносить постоянный доход – вряд ли человечество завтра перестанет мусорить. Дорогостоящие машины своей оптикой лихо отделяют некрашеный белый пластик от бумаги, например. После этого полученный состав ещё раз проверяется человеком, чтобы тонна сырья стоила как можно дороже – это зависит от наличия примесей в прессованном кубе.

Как результат – хорошие условия от покупателей. И новая машина для исполнительного директора. Например, наш Jaguar I-Pace вызвал интерес у бизнесмена.

Если никогда не видели, как работает большой мусоросортировочный завод – посмотрите видео и порадуйтесь, что картинка не передаёт запах. Ароматы в цеху стоят знатные!

Про то, как устроены мусоросортировочные и перерабатывающие заводы в Латвии очень хорошо написали мои коллеги из Onliner.by и Tut.by.

Электричество, тепло, деньги и… помидоры. Что можно выжать из городской свалки, если подойти к делу с умом

«У всего есть своя цена». Что в странах Балтии и Скандинавии делают из мусора и как на этом зарабатывают

Лично для себя я вынес ответ на самый главный вопрос: можно ли в один контейнер выбрасывать стекло и пластик, например. Если в регионе есть хорошо оборудованные мусоросортировочные заводы – то можно. Умный машины отделят два вида будущего вторсырья. Но если в одну «мусоровозку» загрузили пластик, стекло и бумагу, а сверху вывернули контейнер с бытовыми отходами – пиши пропало. Такой мусор уже не сортируется, а превращается в огромные кучи вокруг городов. 

«Бил молнией себе в грудь»

Так мог звучать мой ответ родителям про учителя физики, если бы я был эстонским школьником, а урок проходил в познавательном центре «Энергия» в Таллине.

В мои школьные годы мы с пацанами довольствовались придумыванием опечаток в слове «эбонит». Так вот если вы будете в столице Эстонии с детьми, то погуляйте не только по красивому старому городу, а внесите в свой план здание бывшей электростанции. В нём расположился центр, который можно назвать «три в одном».

Во-первых, в нём есть неплохой интерактивный музей науки. Во-вторых, здесь проводятся обучающие тематические уроки для школьников.

Местные школы заключают договоры с частным центром, чтобы приводить сюда классы на уроки экологии, физики, астрономии. И платят за это деньги!

В-третьих, на верхнем этаже сохранились старинные машины, которые вырабатывали электричество. Но больше всего впечатляет эксперимент с гигантской клеткой Фарадея, в которой сотрудник центра укрощает клубок из настоящих молний. Выглядит завораживающе, особенно с пониманием какое количество миллионов вольт в этот момент находится внутри клетки. Посмотрите на видео сами!

Такие «представления» тут проводятся по расписанию, которое можно найти на сайте центра «Энергия» в Таллине.

К слову, на первом этаже центра есть отдельная экспозиция, посвящённая различным источникам энергии в Эстонии, где в простой форме показано, как эволюционирует мысль человека в данном вопросе.

«Запишите свои грехи и отправьте их в мировой океан»

Надеюсь вы уже посмотрели, как финны делают дамские сумочки и украшения при помощи «переосмысления сырья» - из чешуи лосося, кожи лося и обрезков мебельной ткани.

Скандинавы в эко-тренде, можно сказать, впереди планеты всей. Поэтому даже в Design Museum отвели место специальной экспозиции, которая состоит из инсталляций на тему бережного отношения к природе. Открывает её блок, который выполнен на 3D-принтере.

Такие секции будут опущены на морское дно, чтобы помогать кораллам расти. Финны известны своим мебельным дизайном.

Так появился «морской стул» - это одновременно призыв очистить воды мирового океана от пластика, необычный стиль и потенциально дорогостоящий лот для коллекционеров. Авторы проекта вышли в открытое море и выловили сетями пластиковый мусор. Прямо на берегу его переплавили, предварительно разобрав по компонентам и цветам. Подробнее на этом сайте на английском языке.

Дизайн-студия Swine подготовила форму, в которую залили полученную смесь и охладили в морской воде. В результате – арт-объект, который получил огромное число наград как в области дизайна, так и экологии.

В этом же музее можно видеть, как сотрудники изучают свойства водорослей, чтобы попробовать заменить натуральную и даже искусственную кожу в нашем с вами обиходе.

Есть совершенно шокирующие эксперименты. Например, при очистке морских вод было замечено, что волосы, попадающие в мировой океан, впитывают в себя машинные масла. Теперь экоактивисты предлагают парикмахерским и самим людям сдавать волосы на производство «волосяных матов».

Ими предлагается прокладывать обочины дорог при строительстве, чтобы предотвращать попадание бензина и масла в почву. Такими «коврами» можно, по их мнению, останавливать разлив нефти в море в случае аварии. Примеры таких матов выставлены прямо в музее.

Апофеозом является исповедальня, где каждый может стать на колени, покаяться и записать на листке, как он согрешил по отношению к природе. Затем листок скручивается и отправляется в специальную урну.

Когда урна полностью забита человеческими грехами, активисты её забирают и выпускают эти записки в морскую воду. Надо понимать, что и тут есть «подвох». Авторы не предлагают оставлять записки на обычной бумаге – это какие-то специальные очень тонкие пластины, которые при растворении должны улучшать pH-фактор воды в мировом океане. Таким образом, чем больше наших с вами грехов – тем лучше воде в море и её обитателям.

Я также кое в чём признался.

Чтобы окончательно не позеленеть, настоятельно рекомендую к посещению и другие залы Design Museum в Хельсинки. Там собраны шедевры золотой эры финского дизайна.

За открытие необычных сторон современных эко-трендов благодарю организатора автоэкспедиции «Jaguar Land Rover покоряет Европу», автоцентр «Атлант-М Британия». Партнёрами поездки также выступили «Технобанк» и карточка для путешественников Global Card, а также Латвийское внешнеэкономическое представительство в Республике Беларусь.

Наши маршруты и путевые заметки можно отследить по тегу #JLRпокоряетЕвропу в инстаграме

Фоторепортажи прошлых экспедиций «Jaguar Land Rover покоряет Европу» на Holiday.by

Автомобильные путешествия: маршруты, фоторепортажи, тест-драйвы

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах