Два дня по югу Беларуси – одна из лучших идей для поездки по стране. Всем привет, я напоминаю, что вы смотрите большой #бязмежны репортаж про автопробег по периметру Беларуси. Без остановок я и мой друг Дима Волотко едем свыше 3000 км по малым городам и местечкам в поисках... просто в поисках. 

Не так давно одна круизная компания оценила в какие-то безумные тысячи евро круиз по реке из Бреста в Мозырь. Мы решили проверить, чем может удивить Белорусское Полесье и направили свой комфорабельный круизный «лайнер» Ford Mondeo вдоль мощных белорусских рек. Дорога от Гомеля до Бреста у нас заняла два дня. Специально для вас я уложил жаркое полесское безумие в один колоритный репортаж.

Было всё – живописные окрестности, прекрасные местные жители, красивые городки и деревни-миллионеры, паромная переправа, вымерший национальный парк, битва за ночлег, познавательный квест… Это 600 насыщенных километров по Полесью, детка! Все фотографии сделаны на смартфон Samsung Galaxy S8 и размещены тут без дополнительной обработки. Поэтому все настоящие краски и оттенки белорусского юга, плюсы, минусы и варианты #Беларусь3000 прямо сейчас.

День первый: мы слегка уху ели…

Белорусский юг славится тем, что тут почти всегда теплее, чем на остальной территории Беларуси. Мы это ощутили только выехав из Гомеля, когда датчик нашего круизного «Форда» стал показывать температуру воздуха снаружи, заметно выше двадцати градусов. «Яркий шар в небе, испугавший белорусов», то самое солнце, было приятным бонус-треком к поездке.

Недалеко от Гомеля и Речицы есть не совсем привычное белорусскому глазу поле. Вместе с будущим урожаем тут и там проглядывают на горизонте небольшие нефтедобывающие скважины. Мало того, они работают - качают драгоценную жижу.

Припятский прогиб богат по белорусским меркам на чёрное золото – у нас имеется около 60 месторождений нефти. Среди европейских стран мы занимаем 8-е место по добыче, говорит нам центральная пресса. Первое месторождение около Речицы было открыто в 1964 году.

Под неусыпным контролем нашего оберега от ГАИ Дениски мы долетели по трассе М-10 до холмистого Мозыря. Гуляя по городу, мы заглянули в легендарный местный бар «Кимборовка», расположенный в здании «Мозырьпиво». Тут когда-то кипела нетрезвая жизнь, но сегодня «няма таго, што раньш было». С нескрываемым нежеланием вам предложат отведать местные «Медовуху» и «Збитень» (были взяты с собой! – авт), а также лимонад «Дюшес», который мы продегустировали на месте и будем рекомендовать.

Далее была обнаружена стильная кофейня прямо у входа на замчище. В процессе приготовления нам напитков, поинтересовались у парня за стойкой, что интересного можно посмотреть в Мозыре. «Да тут вообще ничего нет интересного!» - хмуро прозвучал ответ бариста.

Ну, раз нет – будем придумывать интересности себе сами. Здесь начался наш неожиданно закончившийся эксперимент. Я не буду вдаваться в историю и рассказывать, что полноводная река Припять образовалась на месте доисторического «моря Геродота». Отсюда ландшафт, белый песок на всём Полесье, местный климат и т.д. Достаточно слова «река».

Изо всех видеороликов для туристов льётся про то, что Беларусь – страна тысяч рек и озёр. Этого не отнять. Однако, что нужно туристу, чтобы в это поверить? Я думаю, что две вещи – аттракции на воде и рыбная кухня. Вот мы и решили поесть ухи где-нибудь по мере движения вдоль красивых белорусских рек.

В Мозыре есть ресторан на воде «Три пескаря», сделанный на барже. Внешне всё идёт к тому, что там можно отведать если не морской, то речной кухни – точно. Обслуживают гостей девушки в тельняшках – хорошее начало. Но нет! Ни ухи, ни одного блюда из местной рыбы в меню мы не нашли. При этом могу порекомендовать место, если нужно недорого покушать в Мозыре в будний день.

Отметившись у знака «Мозырьские овраги» - где-то тут в прошлом году мы с Димой финишировали в гонке «24 часа истории Беларуси» - отправляемся дальше по Полесью.

В какой-то момент навигатор меняет цвет ландшафта с зеленого на синий. Это означает, что мы едем по территории одного из рыбхозов. Рыбный квест под кодовым названием «Мы уху ели» заставляет наш бизнес-класс Ford Mondeo приземлиться около импровизированного прилавка. Ждём продавщицу из будки и узнаем, что тут выращивают карпа и ещё ряд «съедобных» рыб, но купить мы можем только живую. Не представляя, что мы будем делать с живым карпом ещё несколько тысяч километров, решаем прикупить украинские консервы и взлетаем с места.

Я уже говорил, что в этом #бязмежным проекте у нас всё настоящее – живые фото на Samsung Galaxy S8, самый настоящий бизнес-седан Ford Mondeo и гипер-реализм импровизации по маршруту. Ещё полчаса назад мы направляли наш космический автокорабль в сторону Турова, но резкий удар по тормозам и в голову «Так здесь же есть национальный парк!» меняет все планы.

Действительно, проезжая указатель на «Припятский» мы единогласно решили, что именно в нацпарке мы найдем всё туристическое, что может предложить река – уху и развлечений. Национальный парк стоит на реке Припять, я помню, как щедро в рамках организованных информационных туров меня кормили деликатесами из этого щедрого на рыбу водоёма. Одна только мысль про наваристую уху добавляет несколько километров в час при движении! Визит в «оплот туризма» оставил у меня самые непонятные (неприятные?) ощущения за эту часть поездки.

Если выключить реальность и критическое мышление – всё красиво: дорожки, здания, река с лодочками на причале… При первом же касании возникают вопросы на ровном месте. На этой самой пристани нет ни одного слова, как арендовать лодку или заказать прогулку. На рецепции отеля отправляют или в музей, или в администрацию парка.

А где пресловутое «одно окно» или волшебная буква «i» на зелёном фоне, на которую должны слетаться туристы? Надо ли говорить, что ухи даже нет следа в меню ресторана на реке? На ушко нам сказали, что приготовить могут, но если позвонить в ресторан за несколько часов. Вы серьёзно?

В музее встретили радушно, но нам нужна была речная прогулка. За ней нас отправили (послали?) в соседнее здание к начальнику (!!!) туристического отдела «Припятского» парка. Редкое чудо, когда за прогулкой на лодочке ты идешь к чиновнику, постоять в кабинете. Именно так! Мы зашли в кабинет «номер пять», поздоровались громко и просто стояли – ждали, пока какие-то люди порешают свои государевы дела. Я даже успел сделать селфи до того, как на нас обратили внимание.

Когда же нам предложили часовую прогулку на лодке за 49 рублей (около 25 долларов), то всё стало на места. Ну, как стало. Стало ещё более непонятно, что мы тут делаем. Я словил себя на мысли, что эти походы между зданиями, тыкание в «нет», «нельзя», «туда», «позвоните за три часа» очень похоже на то, что мы тайком проникли в чей-то роскошный, красивый загородный дом, но тут никого не ждут. Тем более туристов-частников. То ли дело, когда приедет группа на полсотни человек – вот тут будет и уха, и развлекухА.

Единственное, что не испортишь отечественным сервисом – это весеннюю Припять. Река заняла всё внимание и час на воде пролетел незаметно (бинокль, кстати, мой - авт.). Не скажу, что я оцениваю это незамысловатое развлечение в 25 баксов, но прогулка по Припяти – дело обязательное, если вы будете неподалёку.

По принципу сообщающихся сосудов, когда где-то убывает, но обязательно где-то прибудет - мы залетели в Туров. Каменные кресты, растущие из земли, Туровское городище с остатками древних церквей – это обязательные точки классической программы.

Сегодня я хочу порекомендовать всем остановиться около молочного завода Bonfesto и заглянуть в местное кафе. Отличный кофе, приятное общение и вкуснейшие десерты с местными сырами гарантированы. После такого «перекуса» Туров заходит на ура.

Несмотря на обилие гостиниц в Турове, для ночёвки мы выбрали Столин и единственную имеющуюся там гостиницу «Горынь». Точнее пока не выбрали – весь день я не мог дозвониться в отель ни по одному из найденных в интернете телефону. Я уже стал волноваться, но было принято решение ехать и смотреть по месту, что пошло не так. На крайний случай было решено шины нашего Ford Mondeo направить дальше до Пинска, хотя это нарушало наш активный водительский режим.

Ещё до заката мы #бязмежна ворвались в Брестскую область и вскоре очутились в том самом огуречном белорусском раю, где парники, огромные кирпичные коттеджи, новые модели дорогих автомобилей во дворах… Одним словом, вжух, и ты на своём бизнес-классе резко середнячок по сравнению с транспортом «крестьян». В белорусских Ольшанах находятся самые большие по площади теплицы, где в год снимается три-пять урожаев огурцов.

Дневной «оборот» деревни переваливает за миллион евро – сюда за сельскохозяйственной продукцией ежедневно заходят караваны фур не только из Беларуси, но и соседних стран. Чтобы заработать свой первый миллион (и не в «белках» - авт.), тут принято просто работать. Тяжело, на земле, руками, круглый год работать. Весной даже местные школы закрываются, потому что ученики предпочитают граниту науки помощь родителям на фамильных огуречных плантациях. Полагаю страх вылететь из семейного бизнеса сильнее риска не получить корочку о среднем образовании.

Помолились за здравие белорусского туризма в давидгородокской церкви.

По роскошный #бязмежны закат мы докатились до Столина и жёстко недоступной по телефону гостиницы «Горынь». Всё оказалось просто – в гостинице поменялись номера телефонов и их никому не сообщили. «Надо было посмотреть на сайте ЖКХ!» - порекомендовала нам сотрудница на регистрации. Я думаю, что просто надо звонить в милицию, следуя этой логике.

День второй: родина белорусского инстаграма, золотой Ленин и вечерний квест в башне

Рано утром, следуя советам из соцсетей, до Пинска отправляемся в известную деревню Кудричи. Её ещё называют белорусской Венецией.

Дело в том, что ещё недавно во время разливов рек, люди здесь были отрезаны от большой земли, а сообщение между островками жизни было исключительно на челнах, самостоятельно выдолбленных из дерева. Старожилы помнят, как каждый деревенский дом был накрыт соломенной крышей, по технологии, которой много сотен лет.

Сейчас деревня Кудричи – это горстка местного населения, пара «дачников», которые выкупили дома, агроусадьба и… тишина. Из соображений безопасности соломенные крыши местными властями были заменены на шиферные. Не без помощи этих самых властей была улучшена грунтовка, ведущая в деревню.

Обязательный пункт программы – визит к бывшему старосте деревни Моисею Елисеевичу Махновцу. Дядьке под 80 лет, но рукопожатие такое, что спортсмен позавидует. Я его помню ещё со времен, когда студентом ВУЗа приезжал сюда в этнографические экспедиции. У него в огромном дворе будто бы музей под открытым небом – те самые дома, крытые соломой; традиционная утварь и орудия труда; выдолбленные из стволов деревьев лодки; борти для дикого пчеловодства… Жалуется на «не то» здоровье Моисей Елисеевич, но шутит и рассуждает на злобу дня. Больше всего досаждает размер пенсии, когда неизвестно, куда «направить» деньги – на лекарства или на прокорм коня.

Чтобы не зависнуть на весь день прекрасный Пинск «берём» транзитом. Сюда надо приезжать хорошо и надолго, чтобы погулять по центральным улочкам, сходить в театр посмотреть «Пинскую шляхту» на сцене, где она была премьерой. Отдельный пункт плана – это музей Полесья в бывшем иезуитском коллегиуме. Для меня Пинск - это всегда встреча с замечательным преподавателем кафедры туризма ПолесГУ - Сергеем Демьяновым, который присоединился к нам на эти полдня. Мы ограничились пироженкой и автомойкой, чтобы было время на местечко Дубое. 

Живописное местечко недалеко от Пинска может порадовать путешественника всем набором «услуг». Во-первых, это бывшая родовая усадьба, от которой сохранился большой парк и часовня. Во-вторых, для любителей военной истории, здесь поддерживается в хорошем состоянии кладбище Первой мировой войны. Не сильно радостная страница, но всё же – история со своим сюжетом.

Владелец агроусадьбы «В Дубое над Пиной» с радостью покажет музей сельскохозяйственной техники начала XX века, потому что на территории усадьбы, пока она стояла цела и невредима, за польским «часом», тут была та самая сельскохозяйственная школа. Прямо из усадьбы можно пройти по единственному (?) в Беларуси разводному мосту к дубу-великану, чтобы загадать желание. Это всё на буквально на одном пятачке! Но для нас самоцелью была паромная переправа и гидроузел со шлюзами Дубое.

Здесь дорога прерывается рекой, на которой работает самый настоящий паром на ручной тяге. Руководит процессом самый настоящий береговой матрос. Система простая: 3-4 машины заезжают на плавсредство, все из них выходят и берут в руки «клюшки», которыми цепляются за натянутый поперек реки металлический трос. Все вместе тянут-потянут паром на другой берег реки. Незамысловато, но очень колоритно.

Супер-неожиданностью стал визит на шлюз и сам «головной офис» гидроузла. #Бязмежна мы вторглись на территорию стратегического, полагаю, объекта. Были уже готовы отвечать на вопросы, что делаем тут и почему фотографируем. Ан-нет! К нам вышел местный начальник и провел познавательную экскурсию по шлюзу – такую, какую он проводит для всех желающих туристов, путешествующих на круизном кораблике по Припяти, пока судно преодолевает перепад высоты воды.

Лично моим апофеозом дня стало посещение музея Наполеона Орды в деревне Вороцевичи, что недалеко от Иваново. Я считаю, что всякий уважающий себя белорусский соцсетевой блогер должен знать, что у нас есть свой гуру этого ремесла.

Жил он несколько сотен лет назад и умел рисовать архитектуру в присущей ему характерной манере. Затем он организовывал свои выставки и собирал «лайки» местных господ, на которые и продолжал путешествовать и делать рисунки. Иметь у себя в доме альбом Орды было престижно. Одним словом, великий инстаграмер Беларуси из Иваново. Кроме этого в новёхоньком музее, созданном на европейские деньги, можно узнать миллион интересных и познавательных фактов о нашем знаменитом земляке.

Надо сказать, что на всякий случай, полагаю, в отдельном зале музея Орды собран-таки советский «антиквариат». Это напоминает сюжет одного раннего советского фильма, где власть постоянно менялась. Дальше - больше.

Сам райцентр Иваново обездвижил позолоченным Лениным на центральной площади. Не зря говорят, что центры маленьких белорусских городков вбирают в себя всю соль нации. Здесь соседствуют костел, церковь, «Евроопт», памятник Наполеону Орде, кафе с полуфабрикатами и Добрыниным на полную громкость для полупьяных в обед дам и золотой Ленин у здания исполкома.

 

Когда вдруг в Москве решится вопросы о захоронении тела Ленина, то достаточно попросить ребят из Иваново снять этот саркофаг с постамента. Я почему-то уверен, что они что-то знают тут, в Иваново.

Полторы сотни #бязмежных километров от Иваново до Каменца провожу за рулем нового Ford Mondeo. Пожалуй, это один из лучших седанов для безустанной езды на длительные расстояния. Эргономика водительского места на высоте. В топовую комплектацию входит массаж, доступный водителю и переднему пассажиру. Вместе с обдувом через перфорированную кожу кресел он творит чудеса и делает дорогу незаметной. В салоне очень тихо – не слышно шума улицы и только плавный звук двигателя напоминает про #Беларусь3000.

Каменецкая башня. Чем она может удивить в 17 часов вечера? Однако мы обнаружили около неё очень много людей для этого времени, работающую кассу и сувенирную лавку. Слово за слово с продавцом сувениров, выяснилось, что в преддверии ночи музеев здесь решили предложит гостям необычный квест.

Для того, чтобы его пройти, команде нужно приобрести входные билеты и на каждом из пяти этажей музея в башне верно ответить на вопросы эксперта. Успешное прохождение всех пяти этажей дарит хорошее настроение и бесплатный выход на обзорную площадку наверху башни. Не долго думая, мы собрали команду из первых встреченных у кассы людей и устремились навстречу заданиям в музей.

Здорово было вспомнить границы ВКЛ на старой карте; узнать много нового от бойца МЧС; с интересом послушать про неведомые мне до этого внутренние органы человека от местного врача. Также в программе квеста были вопросы по физике и вопросы в стиле передачи «Где логика?».

Наша команда была #бязмежна во всём и уже через полчаса мы делали сочные снимки на Samsung Galaxy S8 с обзорной площадки башни. Как в мультике про Простоквашино, пришлось погоняться за руководителями музея, чтобы выпросить у них официальную Книгу жалоб и предложений, чтобы выразить им большую благодарность за такое развлечение.

У меня до сих пор не укладывается в голове факт, что так много всего уместилось в два жарких дня вдоль всего Полесья. Здорово, насыщенно, #бязмежна, но уху мы не ели – нет её вдоль южных рек. Будем пробовать отведать хотя бы рыбного супа в озерном крае Беларусь чуть позже.

#Беларусь3000. Часть 1: отполированная Ветка и космический Чечерск

Спасибо:

Проект состоялся благодаря поддержке «Атлант-М Боровая», где нам предоставили роскошный Ford Mondeo. Также благодарю представительство компании Samsung в Беларуси за возможность сделать всё #бязмежна при помощи нового смартфона Galaxy S8.

Плюсы:

Хорошее дорожное покрытие на всём протяжении маршрута
Необычный ландшафт
Аутентичные места - полесская деревня Кудричи и паромная переправа со шлюзом
Музей Наполеона Орды в Вороцевичах
Кафе на заводе Bonfesto в Турове
Традиционной архитектуры деревянные церкви Полесья
Возможность увидеть, как живут белорусские миллионеры в Ольшанах
Каменецкая башня
Ford Mondeo, который хорошо справился с асфальтом и грунтовкой

Минусы:

Отсутствие блюд из местной рыбы в меню кафе и ресторанов
Неготовность национального парка к случайным индивидуальным туристам
Дороговизна лодочной прогулки в национальном парке
Столинская гостиница, которая не смогла толком обновить номера телефонов в интернете

Варианты:

Брест на майские праздники – это традиционная толпа народа, к которой после сотен километров пути мы не были готовы. Поэтому для ночёвки выбрали агроусадьбу «Три колодца» на полпути от Каменца в Брест. Уютная закрытая территория с паркингом, разожжённый к нашему приезду мангал, комфортные номера и тишина сделали своё дело. Мы здорово отдохнули и готовы продолжать #Беларусь3000.

Прошлые репортажи Holiday.by из этих мест:

Экспедиция Land Rover «Меж Неманом и Бугом». День третий
Медвежий угол Беларуси: чудеса Прибужского Полесья
Гид по достопримечательностям Восточной Беларуси
День необычных дегустаций: кавказская кухня, подворотни города и Lada Vesta в Пинске
«На Восток!» День 4. Дикий Запад под Гомелем и три лучших места Мозыря

Ссылки:

#Беларусь3000 в Инстаграме

Автомобильные путешествия на Holiday.by

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах