Председатель правления общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова вместе с корреспондентом Holiday.by поразмышляла о перспективах развития национального экотуризма. Могут ли придать ему «второе дыхание» такие экзотические направления отдыха, как секс-туризм и квестовые игры?

- Сельская усадьба интересна для туриста как место знакомства с белорусскими традициями, но далеко не все хозяева стараются им следовать. Многие усадьбы делают ставку на эклектику. Не потеряет ли сельский туризм от таких экспериментов свое «лицо»?

- В принципе, сельская усадьба – это выражение личности хозяина. Когда мы только зарождали сельский туризм в Беларуси, я очень болезненно относилась к подобным проявлениям. Можете себе представить, какие люди и с какими домами тогда к нам приходили: это были строения из белого силикатного кирпича, построенные для себя, а не туристов.

Потом я посетила сельские усадьбы Украины и ужаснулась: советские ковры на стенах, много вышивки, все такое «взрывное». Но они мне говорят: «У нас были американцы, которые сказали, что им все было интересно». Поэтому штампы навязывать не нужно. Но должна быть культура, чтобы у человека было чувство гармонии. Для этого мы проводим занятия с участием экспертов в области архитектуры и дизайна.

Сейчас, когда в сельский туризм пришли люди с деньгами, надо вкладывать ресурсы в усадьбы и что-то придумывать. В то же время, мы не хотим пугать людей. Мы говорим о креативной экономике, о том, что люди могут придумать и сделать красивый интерьер. Если есть старая мебель, то ее можно отреставрировать, покрасить и расписать. С этим надо работать. Единственное, что мы требуем, так это ортопедические матрасы. Берите старые деревянные или железные кровати, но матрасы там должны быть новыми. Вопрос качества сейчас стал основным.

- Сейчас много говорят об успехах сельского туризма в Беларуси. Достигло ли данное направление такого уровня, когда качество уже важнее количества?

- Да, сейчас нужно все сортировать и «разводить». Поэтому в Беларуси планируется возродить сертификацию сельских усадеб. Им будут присваивать от одного до трех «петушков» (аналог гостиничных «звезд», предназначенный для оценки агроусадеб). В ближайшие месяцы мы это начнем делать. Первой станет Минская область, где найдется 50-60 сельских усадеб, которым может быть это интересно. Чемпионат мира по хоккею 2014 года, который пройдет в Минске, будет стимулировать этот процесс.

- Но что нужно иностранцам больше – комфорт или аутентичность?

- Иностранцы едут за белорусской традицией, и они готовы жертвовать ради нее комфортом. Поездка в усадьбу для них – это смена окружения, эскапизм, возможность очутиться в незнакомой для себя среде и получить массу впечатлений. Так что аутентичность представляет наибольшую значимость.

- Вы сказали, что приходят люди с деньгами. О ком идет речь?

- Разные есть люди. Они хотят вложить деньги, построить усадьбу и работать. Не все приходят исключительно за деньгами. Некоторые оставили квартиры своим детям, вложили сбережения в сельский туризм и хотят интересной жизни. Ведь если к тебе приезжают люди со всего мира, у тебя нет особого желания ехать в Минск.

 А как вы относитесь к амбициозным инициативам белорусских бизнесменов, в том числе - планам Юрия Чижа по строительству в своей деревне этнографического комплекса «Мой родны кут Сабалi»?

- Я не знаю, что он будет делать в Соболях. Но я крайне отрицательно отношусь к эстетике горнолыжного комплекса «Логойск». Я надеюсь, что он бережно отнесется к своей родине и что это будет не новодел из кругляка, а попытка сохранить облик деревни, в которой вырос. Для создания этнографического комплекса нужно привлекать этнографов, а с ними работать тяжело, поскольку они стоят на своем. Мне очень хочется, чтобы Юрий Чиж создал именно этнографическую деревню.

Есть и другой пример: моя бывшая студентка с отцом купили старую деревню Тиневичи в Кореличском районе. Так вот старые аутентичные дома, застройка и палисадники там сохранены. Поэтому самое главное – сохранить деревню и воссоздать ее облик. За этим я вижу огромную национальную идею и будущее.

- Посетители сельских усадеб часто жалуются на низкую культуру работы по предоплате: некоторые хозяева могут либо отменить предварительный заказ, либо неожиданно поднять расценки. Юридическому лицу за это грозили бы штрафные санкции, а субъект агротуризма, в лучшем случае, ограничивается извинением… Может быть, пришла пора упорядочить отношения между владельцами усадеб и туристами?

- Мы будем работать в этом направлении. Кроме того, владелец сельской усадьбы должен понимать, что если он хочет иметь хороший имидж на рынке, то должен соблюдать обязательства. Ведь если такой случай будет обсуждаться в Интернете, то хозяин усадьбы потеряет много клиентов, а это заставит его работать по правилам.

Но и хозяев порою можно понять. Представьте себе ситуацию, когда он сначала взял заказ у двух человек, а потом получил предложение принять 30 туристов. Но в этом случае следует либо компенсировать туристам возникшие неудобства, либо поселить их в другой усадьбе.

К сожалению, пока не создана система депозитов и электронных платежей. Ведь есть и обратная ситуация, когда на новогодние праздники клиент неожиданно отказывается от предварительно заказа. А что с него возьмешь? Возможно, нужно предусмотреть возможность предоплаты по карточке. Можно создать в регионах туристско-информационные центры, которые бы занимались букингом.


- Еще одна проблема связана с тем, что не все владельцы сельских усадеб соблюдают чистоту в своих домах?

- Вопрос гигиены очень актуален. Если мы возьмем средний уровень немецкого и белорусского домов, то он разный. Это другие гигиенические требования и привычки. Гигиена, безопасность и чистота – три столпа, без которых не может развиваться сельский туризм. Мы этому учим владельцев сельских усадеб, проводим для них занятия.

- Бытует мнение, что созданные преференции позволили владельцам сельских усадеб расслабиться…

- Они не очень-то и расслабились, поскольку приходят новые люди и дышат им в спину. И это уже другой уровень. За 10 лет многое поменялось: материалы, технологии, интерьеры. Например, в Дудутках ребята с деньгами строят новый дом из бруса, отделанный дранкой.

- Какова сейчас рентабельность агротуристической деятельности?

- Все зависит от сельской усадьбы. Если у тебя изначально был хороший дом, то рентабельность может достигать 100% и выше. Если же ты построил новый дом и много чего возишь из города, то тогда рентабельность будет ниже. То есть это зависит от множества факторов. Кстати, многие поначалу думали, что будут жить на два дома. А потом окончательно переехали в деревню.

Кстати, собственный дом вполне может стать головной болью. Мне хозяева из Россонского района говорят, что кредит их отбросил назад, поскольку все деньги вкладывают в возврат займов. Я для себя задумалась, что было бы эффективнее постепенно вкладывать деньги в усадьбу, а не становится «рабом кредита».

- Вероятно, уже пришло время укрупнять агротуристический бизнес, чтобы предложить путешественникам более разнообразный турпродукт?

- Сначала мы создали сельские усадьбы. И возник вопрос: что делать туристу? Это ведь не Италия: климат у нас нестабильный. Так вот, чтобы создать региональный туристический продукт и интересную программу пребывания, нужно взаимодействовать сельским усадьбам, домам культуры, музеям, службам проката и т.д. Например, в Дрибинском районе существует традиция шаповальства, которая претендует на включение в список нематериального наследия ЮНЕСКО. В этом районе туристам нужно создать «страну шаповалов»: показать, как стричь овец и производить валенки.

Что касается первого агротуристического курорта, то его планировалось создать в Россонском районе. Я хочу, чтобы там вернулись к этой идее. В мае 2014 года на их территории пройдет открытие сезона сельского туризма.

- В Интернете довольно часто пишут, что иностранные туристы любят нашу страну не только за экотуризм, но и потому, что в Беларуси дёшево стоят услуги «жриц любви». И именно агроусадьбы частенько используются для любовных утех, так как всё здесь располагает к романтике.

- Много лет тому назад я читала польскую книгу, в которой говорилось, что сельский туризм еще и пропагандирует здоровый секс, и это хорошо. В белорусских усадьбах тоже может быть здоровый традиционный секс. И это не только шутка. Белорусские хозяева возьмут с удовольствием любовную пару. Но если затевается оргия, то им это не нужно. Потому что хозяева усадеб живут с семьями.

От некоторых хозяев можно услышать, что на усадьбе было пять пар, у которых потом появилось пять детей. Бывали в усадьбах даже гомосексуальные пары из-за границы. Но они не вписываются в традиционный сельский мир.

Конечно, все бывает, в том числе и любовь на природе. Но это все же сельские усадьбы – это не коттеджи на ночь.

- Как развивается инициатива по созданию в Беларуси безбарьерной среды для туристов с ограниченными возможностями?

- Для начала надо взять один-два района и показать на них пример безбарьерной среды. Речь ведь идет не только об усадьбах. Кафе, рестораны, экологические тропы, причалы, музеи – все они должны быть доступны для людей с ограниченной мобильностью. Надо решать этот вопрос глобально.

Вскоре появятся первые «безбарьерные» сельские усадьбы. Кстати, на семинар по безбарьерной среде приехало много владельцев усадеб. Нас также посетили представители республиканского биологического заказника «Споровский», которые хотят сделать тропу для колясочников. Мы хотим обучить людей и издать пособие, как сделать свою усадьбу доступной для людей с инвалидностью.

- Есть какая-нибудь «фишка», которой может похвастаться сельский туризм в Беларуси? Например. бутик-усадьбами, «анимацией»?

- В Беларуси существуют бутик-усадьбы. Такой, например, является усадьба «Над Неманом», которая пока не работает из того, что люди разошлись. Есть также тематические усадьбы. Например, усадьба «Славяночка» оформила три комнаты в белорусском, русском и украинском стилях. Среди необычных идей – усадьба «Добры Цмок» в Полоцком районе.

Владельцы сельских усадеб осваивают новые подходы, в том числе квесты, когда тебе дается определенное задание, и ты посещаешь местность в поисках клада. На мой взгляд, каждой усадьбе по силам сделать такой квест и тем самым привлечь молодежь. Так что надо что-то придумывать. Ведь конкуренция растет, и одной только «чаркой и шкваркой» туристов уже не привлечешь.

Читайте по теме:

Особенности национальной кластерной модели

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах