Incredible India*… Лучшего слогана для рекламы этой великой, необъятной и во многом абсолютно непонятной страны, не придумаешь. Индия многолика, как и боги, наполняющие ее духовный мир. Она не оставляет равнодушным никого, кто хоть раз там побывал, будь-то даже банальный «пакетный» тур в Гоа. Меня Индия потрясла настолько, что написать о поездке я смог спустя полгода. Равно, как и спустя полгода, я смог отважиться поужинать в ресторане Тадж.

Путешествия по Индии делятся на несколько категорий. Все они имеют право называться «открытием Индии», т.к. ее дух охватывает тебя, еще до того, как ты вышел в аэропорту Дамболима, Дели, Бомбея или Ченнаи. 

Когда садишься в самолет в Абу-Даби, ты понимаешь, что вся твоя культура здесь будет иметь приставку «псевдо», что все то, что ты знал и изучал, будет разрушено первым же глубоким вдохом на индийской земле.

Мы приземлились в Ченнаи ранним-ранним утром. Любой европейский мегаполис в 4 утра спал бы сладким сном, и только почтальоны, пекари и прочие ранние пташки успешного капитализма давали понять, что ты во многомилионном городе, но в Ченнаи все не так.

Сотни любопытных глаз, сверкающих белками сквозь загорелые, даже закопченные южным индийским солнцем, лица, буквально впились в нас с застывшим, казалось, вопросом классика «что ищешь ты в краю далеком». А ведь мы прилетели на свадьбу, настоящую тамильскую свадьбу

И верно, Ченнаи – не туристический центр. Если европеец сюда и прибывает, то только ради того, что сразу сбежать в какой-нибудь ашрам за просвящением, или уехать по одному из самых непопулярных маршрутов через штат Тамилнаду до Кералы. Непопулярных не потому, что там нечего смотреть, а потому что Тамилнаду – исконная Индия, родина индуизма, и здесь не место туристическим спекуляциям. 

Здесь в огромных количествах возвышаются храмы, где «белого» человека не ждут и, порой, совсем ему не рады. Тамилнаду – место, наполненное своей уникальной энергетикой: живучей, непримиримой, которую дает мирная, мудрая религия – индуизм. Вот в такое место приземлились мы в 4 часа до полудня одним февральским утром.

Мы были приглашены на свадьбу довольно образованной и успешной семьи. Жениха знали все лично, причем довольно давно. В Минске или в ОАЭ - это был представительный европейский мужчина средних лет, свободно владеющий английским, который обладает своей неповторимой мудростью. Здесь мы увидели всё того же знакомого и радостного Венката, но уже полностью поглощённого в тамильские традиции, начиная от костюма и заканчивая серьезным отношением к смешным, и где-то нелепым для нас, обрядам.

Как обязывает индуистская традиция - эта свадьба стала результатом долгого процесса, известного во всем мире как «Arranged Marriage» (брак по договоренности) - Венкат познакомился с невестой примерно за полгода до свадьбы, и они понравились друг другу, хотя в ином, случае выбора бы не было, за молодых решают родители. 

Тамильская свадьба длится несколько дней. Это процесс, в который вовлечены все родственники с обеих сторон. Перед входом в зал бракосочетания (если это помещение можно таковым считать), нам выдали брошюры, где для «современных неучей» скорее, а не для чужестранцев вроде нас, были подробно описаны все церемонии. 

Как оказалось, действо длилось уже несколько дней,а мы были приглашены на самый апогей – когда молодые объявляются мужем и женой. Незнакомые нам обряды сменяли друг друга, начиная с 7 утра и до обеда: 

вот, сидя на плечах родственников и друзей, молодые пытаются набросить друг другу на шею венок, вот им омывают ноги непонятной жидкостью молочного цвета и посыпают чем-то «на счастье»... 

...а вот и брамины под звуки непонятных нам музыкальных инструментов, окуривая жениха благовониями, произносят какие-то загадочные молитвы… 

Это было похоже на какой-то фильм об Индии и сознание никак не могло прийти в себя от той мысли, что мы действительно находимся на этом празднике, и он уже нас поглотил. 

Зал для трапезы находился по соседству. Размером с хороший актовый:) В нем рядами стояли пустые столы. Когда кто-то хотел перекусить, он садился за стол, тут же появлялись полуголые служки и накладывали ему на банановый лист несколько «кучек еды», которые гость с аппетитом съедал, и уходил в зал церемоний.Вот так, никакого застолья!

К обеду невесте удалось нас уговорить все-таки поесть. Какое-то чувство уверенности предавал тот факт, что мы были удостоены чести обедать в одно время с молодыми и их близкими, сидя напротив. 

Перед нами развернули банановые листы (конечно, грязные, а что бы их очистить, достаточно «сбрызнуть водой и смахнуть своей же рукой эти капли»). Слуги в набедренных повязках, едва прикрывающих наготу загорелых южно-индийских тел, из ведер черпаками или ложками стали наваливать на этот лист кучками разную еду.

Конечно, все наши старания и кулинарные открытия чаще встречались хохотом со стороны индусов, но атмосфера, равно как и кухня, были поразительно приятные и теплые. К слову о кухне, это была лучшая трапеза за все путешествие.

Во второй половине дня началась многочасовая церемония вручения подарков и бесконечная фотосессия с гостями. Я поражался, с какой стойкостью Венкат и его невеста выдерживали этот марафон улыбок и благодарности. Хотя, самым поразительным для меня стало другое: ощущение той искренней ответственности, с которой «европеизированный индус» Венкат, относился ко всей церемонии; того бережного и гордого чувства за свои традиции, с которым молодые совершали порой странные для нас обряды; и того безграничного тепла, исходившего от всего действа и людей, наполнявших светлой энергией тот день.

В тот день Индия мне дала понять, что не отпустит. Она уже внутри меня, и нашла там себе местечко на всю жизнь.

На следующий день мы отправились в небольшое путешествие на юг от Ченнаи, в Пондичери. Это небольшой прибрежный городок, с глубокими французскими корнями. В окрестностях Пондичери довольно много ашрамов, поэтому здесь часто встречаются европейцы. 

Самый известных из духовных центров находится примерно в 10 км от города – Ауровиль. Ненавидите капитализм, но хватает ума не громить бутики в Афинах и Лондоне? Чувствуете, что Адам Смит в вас выдавливает Карла Маркса? Просто кризис среднего возраста? Вам сюда! 

Сегодня в Ауровиле проживает более 2200 человек, среди которых, судя по последней переписи, есть даже 3 белоруса. И хотя прием на жительство здесь ограничен возможностями жилых помещений, требованиями к необходимым навыкам и профессиям (все же город планирует расширение до 50 000 человек), мне кажется, что попробовать осесть в Ауровиле может каждый. 

Главная достопримечательность Ауровиля – Матримандир, что переводится дословно как «Храм Матери» (в честь основательницы Ауровиля Мирры Альфассы). Хартия Ауровиля и сама сущность города-общины отрицает всякого рода религию, поэтому Матримандир – это не религиозный объект, это зал для медитации и концентрации человека, ведь по местным канонам главное – единство человечества.
К сожалению, проникнуться более глубокими познаниями в изучении Ауровиля ни времени, ни возможности (а может и желания) не было. Наверное, потому что силен все же во мне Адам Смит, да и в бутики я предпочитаю заходить с банкнотами, а не секирой…

Центральная часть Пондичери реставрирована (похоже, что за французские средства) и выглядит довольно мило. Колониальные ярко раскрашенные дома плотно примыкают один к другому, симпатичные дворики, где ютятся музыкальные классы, художественные мастерские и культурные центры. 

Порой, абсолютно забываешь, что находишься в самом сердце индуизма: уютные кафе на европейский манер предложат и потрясающий стейк, и хороший выбор вина с сырами (и то и другое, конечно, импортировано из Франции), вымощенный узкие улочки и набережная располагают к спокойным прогулкам под сенью многовековых деревьев. Здесь даже индусы другие – будто все, кому по душе колониальное прошлое, перебрались в Пондичери. 

Мы провели в Пондичери, по сути, 1 вечер, гуляли по городу, вкусно поели и встречали восход луны на набережной, но эти часы, так же, как и всё в Индии, оставили неизгладимый след в сердце. На следующий день мы отправились обратно в Ченнаи, чтобы совершить перелет на север, в Раджастан, и это совсем другая история…

* Невероятная Индия (перевод)

Текст и фото: Сергей Солоненко,  Discovery Business Group

Статьи о путешествиях Сергея Солоненко:

Сейшелы - острова для счастливых людей

Где провести отпуск осенью?Сбор идей и советов

Выбираем экзотику летом

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах