В августе 2021 года из Минска в сторону Сибири выдвинулась экспедиция – туда, на тысячи километров тайга и загадочный Байкал. Авантюра? Похоже на то, но благодаря этому путешествию «турыстаў-авантурыстаў» мы получили крутой и необычный маршрут – через белорусские деревни в тайге, к берегам Байкала. Теперь самое время публиковать дневники экспедиции, держите первую часть, Красноярск-Черчет.

Куда и зачем мы едем? Мы едем в Сибирь, чтобы показать Байкал – удивительной красоты озеро. Хотя это скорее море, только пресное. У экспедиции есть и другая цель – посетить белорусские деревни, в которых до сих пор живут потомки белорусов, разобраться, какую роль наши предки сыграли в освоении Сибири.

План такой: самолетом в Красноярск, там садимся на две белоснежные Creta – и через глухую тайгу пробираемся к берегам Байкала, по пути заезжая в деревни, основанные белорусами.
Первая точка нашего путешествия – деревня Черчет, в путь мы выдвинулись в день прилета.

Чем запомнился Красноярск? Это город камер, великой сибирской реки Енисей и наших красных от усталости глаз. Камеры на скорость, камеры на разметку, камеры на стоп-линию – тут они на каждом шагу.

Живут здесь не бедно, люди энергичные, все цветет и развивается, Красноярск ничем не хуже Минска.

Первые километры за Красноярском не сильно отличались от стандартных белорусских пейзажей, может, только местность более холмистая. Чему удивились – разным ценам на заправках. Сами же заправки белоруса шокируют состоянием туалетов - даже в самой глуши Беларуси АЗС куда лучше.

Дороги? В Красноярском крае дороги хуже, вокруг Иркутска – лучше. Говорят, раньше было сильно хуже, а сейчас можно ездить.

На нашем маршруте асфальт закончился внезапно и началась длинная 150-километровая грунтовка к деревне Черчет. Навигатор показывал, что ехать нам по ней аж пять часов.

За окном стемнело, пошел дождь, закончилась связь, и вопрос о том, где мы будем ночевать, повис в воздухе. Местами грунтовка превращалась в грязевое месиво, а обе машины переднеприводные... Но есть трос, лопаты, дорожный просвет и свесы короткие.

Вдруг посреди этого пути – кусок асфальта с табличкой "Капитальный ремонт дорог". Почему именно посередине этого длинного отрезка разбитой грунтовки вдруг появился кусок асфальта с техникой для ремонта дорог, никто не понял.

А потом прямо посреди тайги мы нашли заправку, появилась связь, полные баки бензина и надежда, что мы все-таки доедем.

До Черчета добрались уже глубокой ночью. Здесь нас ждали, приняли как родных, на ночевку определили в местный дом культуры.

Один диван на семерых, рюкзаки вместо подушек, лавочки и пол. Туалет чуть ли не в лесу - отель "минус пять звезд", но это лучший отель в мире. В сон погрузились мгновенно, едва голова коснулась наших далеко не самых мягких рюкзаков.

Утро начинаем знакомиться с Черчетом и местными жителями, предки которых и основали деревню.

Резонный вопрос — что в тайге, за тысячи километров от «родных ніў», искали белорусы? Отвечает на этот вопрос наш гид Олег Рудаков, который прожил 31 год в Иркутске, основал там несколько белорусских общественных объединений и все эти годы занимался этнографическими экспедициями.

Так вот, белорусы в Сибири появились очень давно: город Красноярск основан в 1628 году белорусом Андреем Дубенским. Потом на наших землях прошла череда неудавшихся восстаний – так появился поток ссыльных белорусов. Тот же Иркутск как город, по сути, состоялся благодаря им, там даже главный архитектор наш земляк. Об этом позже, а пока про Черчет.

Основана деревня в 1903 году как тестовый проект Столыпинской реформы, которая работала в 1906-1912 гг. В Сибири тогда было совсем пусто, а на территории современной Беларуси семьи по 10-15 детей и нехватка земли. Сибирь стала для полутора миллионов белорусов Америкой, местом, где исполняются мечты.

Переезжали семьями и целыми деревнями. Брали с собой предметы быта, везли с собой скот. Место для оседлой жизни обычно разведывали ходоки: разведчики, которые исследовали район и выбирали место для будущей деревни.

Черчет так и появился: разведчики одобрили, и белорусы переехали сюда целой деревней.


"Место выбрали на горе, специально дальше от реки, чтобы малые дети не тонули", – рассказывает Наталья Бородейко, основательница белорусского музея в Черчете. С подачи Олега Рудакова она собрала все аутентичные вещи по селу, выбила помещение и основала маленький музей.

- А у нас-то много белорусских слов до сих пор в деревне! Люди картошку называют бульбой, свеклу бураком. А журавля в нашей деревне называют «бусел»... Маленьких детей, которые бегают и мельтешат - «маланкой»!

Коровы, гуси, свиньи, куры ходят по улице самопасом, словно две Hyundai Creta это машины времени, которые закинули нас на 100 лет назад в родную Беларусь. Ромбы на заборах, палисадники перед окнами и резьба вокруг окон - это Беларусь. За 5000 км от Минска.

Увы, ромбы не помогли Сибири стать Америкой. А шансы были: Столыпин молодец.
Людям обещали землю - они землю получили. И если бы царская Россия выжила, если бы не было смены государств, репрессий, войн - уверен, ужинали бы мы в мишленовском ресторане.

Изначально все жили рядом, но на хуторах. Пришли Советы - раскулачивание, расстрелы, или ссылка далее в Сибирь. Чуть позже хутора собрали в одну общую деревню, организовали колхоз - и общими усилиями строили коммунизм. И тоже мимо: в 90-е колхоз разрушен.

Сейчас в Черчете несколько фермеров и зона. Многие местные работают на зоне. Третий вариант трудоустройства - помогать китайцам пилить лес. Лесовозы идут из окрестностей Черчета как грузовики «Кока-Колы» в супермаркеты под Новый Год. Без соблюдения дистанции и без остановок: за вечер мы насчитали 40 грузовиков.

- Лес сильно вырубили, сетуют местные, - ветер появился, дует сильно.
Но во время нашего визита благодать. Климат изменился, зимы стали мягче, летом потеплело. В Сибири настоящее лето, +30, и настоящая зима - со снегом, солнцем, а не как у нас.


Но это не изменит суть Черчета. Он обречен. Деревня, от которой до асфальта ехать три часа, не может развиваться. Здесь есть неплохой климат, свежий воздух, отличные виды и река. Нет только молодежи: все стараются уехать, перспектив у поколения тиктока здесь нет. Но жизнь теплится: в сельском клубе до сих пор отмечаются праздники, есть вечеринки на Новый Год.

После Черска мы выдвинулись в сторону еще одной белорусской деревне. Впереди нас ждали великая река Ангара и Иркутск.

Дневник экспедиции #кретанабайкале:

Сибирская авантюра: белорусская экспедиция на Байкал Часть 2. Как мы передавали привет “сибирским” белорусам с далекой родины

Сибирская авантюра: белорусская экспедиция на Байкал Часть 3. Ну, здравствуй, Байкал! Праворульные авто, шестипалый шаман и полное обнуление

Сибирская авантюра: белорусская экспедиция на Байкал Часть 4. Знай наших! Остров Ольхон и его божество, Тажеранская степь и Листвянка – местное Марокко

Сибирская авантюра: белорусская экспедиция на Байкал Часть 5. Широкие души, гигантская голова и оригинальный Айвазовский

«Сибирская авантюра» состоялась при поддержке ООО «Хёндэ АвтоГрад» - официального представительства бренда Hyundai в Беларуси.

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах