В этом году я проехал без малого 4000 км по Беларуси за одну поездку. Насладился видами, увидел много нового и ставшего уже очень старым старого. Одновременно с этим всю дорогу #BY4000 я записывал все-все расходы 20-дневного путешествия. Даже если купил пластиковых пакетов на 1 рубль. Сейчас расскажу, сколько стоит самостоятельное автопутешествие по Беларуси.

Уже слышу, как кто-то в комментариях говорит, что мы шиковали – можно было выбирать гостиницы подешевле и еды потреблять меньше. Об этом поговорим, а пока что расскажу про «методологию» подсчёта. В середине июня я с другом выехал в «кругосветное» автопутешествие по Беларуси. Точкой старта и финиша был выбран Пинск, а ехали, соответственно, из Минска. Я сделал карту нашей экспедиции.

На счётчике пробега по возвращению в Минск высветилась красивая цифра 3939 километров, так на карте основная нитка маршрута, но были и отклонения от неё.

Прежде чем отправляться на «дальняк» я имею привычку диагностировать свой экспедиционный #ProDuster, что и было сделано в этот раз. Автомобиль не должен подводить вас, когда речь идёт о больших путешествиях. Поэтому я заехал в бокс СТО «ШАТЕ-М ПЛЮС» под Минском, и на ТО с небольшим ремонтом отдал 620 BYN. Как готовилась машина к поездке есть короткие видео в инстаграм-аккаунте «Продастера».

К подготовительным затратам я отнёс покупку велокрепления в магазине Avtoshina.by за 580 BYN (сейчас на сайте оно немного подорожало у ребят - активный сезон), так как у нас была идея осматривать города не пешком, как мы это делали раньше, а катаясь на велосипедах. Кому интересно, я уже сделал финальный видео-обзор на 16 минут про это крепление.

И дальше пошло-поехало. Километры, отели, гостиницы, палатки на озере, на даче у друзей, в одиночку и с семьями. Почти всю дорогу мы ехали вдвоём. Все затраты на топливо я взял на себя, жильё делили пополам. В Браслав, Гомель и Туров к нам приезжали семьи, поэтому в эти дни затраты возрастали – я платил за всю семью (двое взрослых и ребёнок 12 лет).

Такие «пиковые» с точки зрения финансов дни составили около 27% от общей продолжительности 20-дневного турне. Всё остальное время я оплачивал только за себя.

До этой публикации я на ушко паре друзей сообщил общую цифру затрат на поездку. Первым удивлённым вопросом в мой адрес был, жил ли я только в дорогих гостиницах. Да, это самая большая статья расходов – даже бензин на моём прожорливом #ProDuster в общей структуре затрат потянул на 15%.

За всю поездку мы селились как в фешенебельные отели, так и «советские» гостиницы, ночевали бесплатно у друзей пару ночей, арендовали место под палатку на стоянке национального парка, снимали домики на базах отдыха – в общем был весь спектр жилья за исключением классических агроусадеб. По большей части они все этим летом расписаны на месяцы вперёд, а многим не интересно сдавать коттеджи на одни сутки.

Кушали преимущественно в кафе, но ссобойки были постоянными – поэтому в магазины наведывались регулярно. Поэтому «еда» распалась на две части затрат – на заведения и покупки в магазине.

К сувенирам я отнёс покупки лидских кроссовок в Лиде, домашние сыры от фермеров, нелепый магнитик из музея Наполеона Орды и брестский трикотаж с вышиванкой. Цены на выходные билеты в белорусские музеи неприлично низкие, но музеи в регионах не могу назвать интересными. Поэтому заходили изредка, что отразилось на небольшой доле затрат. Развлекались как могли – арендовали катамараны или сап-борды, были в парке аттракционов, стреляли в тире.

В итоге общая сумма расходов на 20-дневное автопутешествие #BY4000 вокруг свей Беларуси составила 5698,21 BYN (примерно 2 355 USD). Выходит, что 1 километр такой поездки «под ключ» мне обошёлся в 1,45 BYN. Каждый день мне стоил 285 BYN (примерно 117 USD).

Минутка математического моделирования. Если предположить, что не 27%, а 100% пути я ехал бы с семьёй, то общие затраты при увеличении стоимости питания и проживания перешагнули бы к отметку 7000 BYN. Я для себя умножил на коэффициенты 1,2 – 1,5 статьи затрат, связанных с питанием, магазином и проживанием, оставив все остальные без изменения и получил впечатляющую цифру 7304 BYN (около 3018 USD).

Где-то здесь я уже слышу возмущённые возгласы, что «за эти деньги можно…». Да, конечно, можно и за пять, и за семь тысяч рублей. Пока вы перевариваете мои математические выкладки, расскажу, что больше всего запомнилось из поездки и начну готовить дневники по всему маршруту #BY4000 с подробностями.

В Беларуси много достойных отелей, но в очередной раз я был рад остановиться в брестском «Эрмитаже». Вряд ли в Беларуси есть другая такая гостиница, где здорово выдержан стиль, как в экстерьере, так и интерьере; внутри есть нестыдная коллекция картин белорусских авторов и пару интересных артефактов на территории; хорошее обслуживание (в том числе отель дружелюбен к питомцам); а также хорошая национальная кухня.

Самые дешёвые и самые вкусные драники я откушал с шикарным видом на озеро Дривяты в браславской «Кавярне». Это те самые хрустящие, только картофельные драники со сметанкой за 3 белорусских рубля. Но об этом будет отдельно мной написано – мест хороших повидали мы достаточно, и драников откушал я разных.

Самый большой чек за еду – на всю семью – был у меня в гомельской городской корчме «Будзьма». Я отдал 85 BYN на троих (35 USD), но на каждого было очень много вкусной домашней еды.

Разочарование поездки – локальные музеи. Музей Репина под Витебском, музей Наполеона Орды около Иваново, уверен, что есть ещё и другие, но… ни одного оригинала этих знаменитых людей искусства в этих музеях не найти. Местами даже копии выглядят «на троечку». Мой любимый Ветковский музей также отнесу к разочарованию, потому что был неприятно удивлён тому, что в выходной день я был единственным его посетителем, хотя музей того стоит.

Открытие поездкипансионат «Лесное Рудня» между Полоцком и Россонами. Ребята выкупили советский профилакторий и классно переосмыслили большую территорию. Место для релакса, прогулок по озеру и тисканья кроликов.

Достижение поездки. Я впервые за много-много лет путешествий по Беларуси побывал в доме-крепости в Гайтюнишках. Дом-замок Петра Нонхарта – голландского инженера-фортификатора – это настоящий XVII век, чудом сохранившийся в Беларуси. Необычное для наших широт здание находится на территории «режимного объекта». Отчасти это и сохранило его в почти первозданном виде.

Самая большая неожиданность – провёл почти три дня на курорте Нарочь. Единственный в Беларуси курортный посёлок может порадовать туристов, которые приезжают на выходные. Кажется, стал понимать людей, которые выбирают это место для отдыха. Написал большой репортаж про то, чем заняться на Нарочи.

Подробные дневники всей поездки #BY4000 будут появляться в блоге Holiday.by уже очень скоро. Не пропустите!

Партнёры поездки:

Магазин автошин, автобагажников и велокреплений Avtoshina.by

Экспедиционный автомобиль - ProDuster

На автомобиле по Беларуси: маршруты, интересные объекты, репортажи на Holiday.by

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах