Буковель – раскрученный горнолыжный курорт. Однако всё чаще в рекламе можно встретить предложения о летнем отдыхе в украинских Карпатах. В самое что ни на есть межсезонье, когда идут дожди, высоко в горах ещё лежит снег, но изредка появляющееся солнце уже возвещает о скором пришествии даже сюда летнего сезона, я отправился испробовать на себе основные прелести незимнего отдыха в горах.

Белорусам не хватает гор. Во-первых, это красиво. Во-вторых, для того, чтобы научиться смотреть не только себе под ноги, но также за горизонт и местами гордо задирать нос, как это делают карпатские гуцулы. В-третьих, отдых в горах или рядом с ними заставляет время идти непривычно.

Приезжаешь ты такой из шумного города, спешишь в мыслях и действиях, не можешь усидеть на месте первые пару дней. А на третий день – бах – и ты получаешь кайф от того, что сидишь на брёвнышке на обзорной точке и втыкаешь в небо, как облачка живописно обнимают горы.

Вы можете себя представить таким в Минске? Что мы делаем дома, когда на улице дождь? Правильно, сидим дома или ругаем погоду в момент короткой перебежки от крыльца до машины. Нам кажется, что дождь навсегда и это конец света, ну, или всемирный потоп.

В горах за день сменяется десять видов погоды и пять раз поменяется ветер. Но никто на это не обратит внимания. Ведь нельзя каким-то образом обуздать стихию. Горы не спрашивают у тебя, когда им задержать тучи, чтобы спустить в мир людей немного селя. Поэтому даже непродолжительный отдых в горах помогает оставить в фокусе внимания только те вещи, которые зависят от нас самих, а на остальное… махнуть рукой и отпустить. Одним словом, сделать генеральную уборку в голове. Я её почувствовал на третий день в Карпатах, когда нужно было уезжать обратно. Тут же родилось жгучее желание приехать сюда снова. А пока что я расскажу, чем можно заняться в Буковеле летом и сколько это стоит.

Гулять по Буковелю. Это как в Минске, только есть горы и цены в кафе ниже

Не могу сказать, что Буковель – это какой-то рай на земле. Место чудно тем, что ещё десять лет назад его не было на карте Украины. Искусственно построенный курорт своей целью ставил ублажить любителей горных лыж. Было найдено место, где в этом регионе самая низкая температура зимой. Дальше включились умы, чтобы разработать инфраструктуру и отели так, чтобы лыжник не чувствовал трудностей с перемещением по курорту. Это зимой нужно подбирать гостиницу в Буковеле так, чтобы рядом был подъёмник и не приходилось полдня добираться до вожделенной горы. Летом можно селиться в любой понравившийся отель, так как из подъёмников работает только обзорный, поднимающий желающих на ближайшую вершину за сотней лайков в инстаграме.

Наш партнёр, туроператор «Колесо путешествий», решил показать один из отелей, где любят селиться белорусские горнолыжники – Mardan Hotel Bukovel 4* находится в самом начале курорта, рядом с подъёмниками. Зимой, уверен, это многие ценят. Как и то, что в стоимость проживания входит SPA, а также пользование всей огромной территорией. На ней летом расположились игровые площадки, зона барбекю.

Сколько стоит гостиница в Буковеле? Летом остановиться тут стоит 106 BYN за 2-местный номер в сутки, если бронировать напрямую. В случае покупки у компании «Колеса путешествий», то тур выходного дня с проживанием, питанием, посещением SPA и обзорными экскурсиями обойдётся в 290 BYN.

Стук молотков по всему курорту призывает выйти на небольшую прогулку по Буковелю. Основная масса гостиниц уже с лета готовятся к зиме. Работы могут идти даже ночью. Ночью молотков я не слышал – после дневных активностей на горном воздухе спишь, как убитый.

В центральной части Буковеля работает большой инфоцентр, где можно узнать обо всём, чем можно себя занять как на курорте, так и в окрестностях. Сам курорт небольшой, поэтому перемещаться пешком проблем никаких. В любом отеле подскажут пару телефончиков местных таксистов, которые с ветерком доставят вас в любую часть Буковеля и окрестных сёл в режиме 24/7.

Межсезонье хорошо тем, что в вашем распоряжении инфраструктура, которую в пики сезонов атакуют толпы туристов, а сейчас вы можете выбирать места и чувствовать себя чуть ли не VIP-гостем. Цены на всё – ниже, чем в Минске. Например, хорошо посидеть и покушать в самом центре Буковеля, будет стоить что-то в районе 300-400 грн (примерно 23-30 BYN) на человека.

В хорошую погоду магнитом курорта становится озеро молодости. Это самое большое искусственное озеро украинских Карпат. Так курорт решил бороться за звание круглогодичного.

По самому курорту я то и дело замечал игровые площадки, прокаты самой разнообразной движущейся техники для взрослых и детей, центр с игровыми автоматами и аттракционами.

«Забыть» про ребёнка на какое-то время вполне реально. И вряд ли это вытянет из ваших карманов денежную сумму больше, чем поход в минский Парк Горького.

Обменники, продуктовые магазины, центры бытовых услуг – всё есть, только нужно знать графики работы. Об этом можно узнать на рецепции в гостинице.

С недавнего времени работает заведение для тех, кто любит погорячее. 

Мобильная связь в Буковеле. Симку мобильной связи можно купить почти повсеместно – на АЗС и в магазинах. Паспорта не требуется. В моём случае карточка «Киевстар» за 150 грн (примерно 12 BYN) дала мне 9 Gb интернета в диапазонах 3G-4G. Местами в горах интернет-связь падала до уровня Edge. Была пара мест, где ни один способ связи не был доступен. Это горы – они дают тебе отдохнуть от признаков цивилизации.

Рафтинг, байдарки и… в чан!

Долго в Буковеле задерживаться у меня планов не было. Во-первых, не терпелось испытать экспедиционный внедорожник #Produster в горах. Во-вторых, признаюсь, моей личной целью этой поездки было – свариться в чане. Но попасть в него в этот день можно было только пройдя несколько испытаний.

База для рафтинга «Черемош» находится за горным перевалом, до которого ведёт сперва нормальная, а потом украинская дорога. Какое-то время ты находишься в орбите цивилизации Буковеля. Через полчаса езды на машине в боковых окнах ощущается настоящая местная жизнь.

Огромный акведук, построенный во времена Австро-Венгрии; нелепые слоганы политиков на фоне бедненьких сёл; внимательно всматривающиеся в незнакомые машины, но очень приветливые местные жители – всё это выветривает итальянский мрамор гостиницы из головы и настраивает на приключения.

Если Петро, владелец базы «Черемош», говорит более-менее понятно, то других ребят, скороговоркой общающихся на «гуцульском», мне приходилось останавливать и просить повторить тоже самое, но медленно. Кто не был за рулём, пользовался услугами бара для устранения трудностей перевода.

Когда тебя одели в гидрокостюм, привезли в кузове пикапа на берег шумной горной реки, дали каску и весло, указали место в рафте – хочешь не хочешь поймёшь на любом языке инструктаж. И может быть сам заговоришь на каком-нибудь.

Наш старший – Миша – понимает и любит шутки про сложности и опасности. Однако в действиях и жестах чувствуется высокий профессионализм. Не будет шарлатан мечтать пройти на рафте по какой-то очень сложной, с точки зрения категорий порогов, реке на границе России и Китая.

Полтора часа активной работы. И вот казавшаяся холодной горная река уже ощущается комнатной температуры, когда волны на очередном пороге бьют в лицо. Дождь? Да всё равно, ты и так мокрый. Зоны водной турбулентности перемежаются периодами отдыха. Экшен-камера фиксирует лучшие моменты. Эти полтора часа отлично бодрят и ставят неплохую галочку в перечне испытанных активностей.

Можем повторить? На этот раз Петро, хитро щурясь, укладывает в прицеп пикапа данувные байдарки «Ладья». В моей голове только одно: «Да они же двухместный, дядя! Я не умею сам, без Миши, в этих ваших категорийных порогах с воронками!». Но вида не подаю. Как это было – скоро в видео-репортаже из поездки.

Стоимость сплава на рафте в Буковеле зависит от базы. В центре «Черемош» такой сплав стоит 400 грн (примерно 32 BYN) на человека. В цену входит выезд из отеля, инструктаж, гидрокостюмы, сплав с инструктором. По желанию за доплату на месте горячий обед из национальных блюд (грибная юшка, банош с брынзой, салат и узвар) и посещение чанов. Безусловно, в таких местах лучше иметь при себе наличные деньги.

Тем временем я прошёл оба испытания успешно – мне положено в чан. Легендарная карпатская SPA-процедура. Огромный чан стоит над открытым огнём. В саму чашу набирается местная, богатая на микроэлементы, вода и добавляются травы и хвоя. На дне чаши находятся камни, которые нагреваются от костра под ней.

В итоге есть ощущение, что тебя варят в большой кастрюле, и тебе это нравится. Рядом купель с холодной водой и небольшая парилка. Поэтапное помещение тела в эти три незамысловатые штуки дарит быстрое расслабление. Рекомендую!

Сколько стоят «гуцульские чаны» в Буковеле? Чаны можно найти и в самом Буковеле. Объявления про них повсюду на курорте. Тут они представляют собой отдельные помещения с душем и комнатой отдыха. Сам чан, купель и бассейн будут на открытом воздухе. В курортном чане я отдал что-то в районе 400 грн (32 BYN) и в стоимость вошли простыни и карпатский чай на травах.

Только обязательно проверяйте температуру воды в чане прежде, чем сигануть в него! Градусник в «кастрюле» был размечен до +50 градусов, и стрелка ещё очень долго находилась далеко за этой отметкой, пока я щедро не разбавил кипяток холодной водой.

Про Драгобрат и #Produster – на джипах в горы

Если вы не автолюбитель – эту часть рассказа можно смело пропустить. Просто знайте, что в Буковеле можно заказать себе внедорожный тур в горы от 530 грн (42 BYN) на человека. Вы получите удовольствие, если не боитесь высоты и с вашим вестибулярным аппаратом всё в норме.

Наряду с отмоканием в чанах, это была основная цель моей поездки. У меня есть экспедиционный внедорожник #Produster – и я всегда хотел испытать его в украинских Карпатах. Проведя подготовку автомобиля в Минске на «Бош Авто Сервис», я проехал из Минска до Буковеля и должен был подниматься выше в горы.

Драгобрат – самый высокогорный горнолыжный курорт Украины, расположенный на высоте 1300 – 1700 метров над уровнем моря. На него ведут две дороги, о плачевном состоянии которых знает даже Википедия. Фактически просто поездка туда – это уже внедорожное приключение.

В то утро в Буковеле лил сильный дождь. Мы с вечера были вынуждены сменить сопровождающего. У тюнингованной машины нет богатого опыта подъёма по высокогорному бездорожью. Другой бы сказал, что всё плохо. Я и сам на минутку так подумал. Но у любителей бездорожья есть принцип: чем хуже – тем лучше. И ещё раз срабатывало убеждение, что в горах всё переменчиво. Вот выедем мы на вершину, а там не шквалистый ветер и снего-дождь, а солнышко и пейзажи-пейзажи до горизонта.

Из Буковеля в Драгобрат дорога проходит через КПП при въезде в Закарпатье. Какое-то время дорога сносная, но вот заправка, на которой можно залить в бак АИ-80 как бы намекает. Дальше и выше на дорогах будет чаще встречаться техника типа «Урал», ГАЗ-66 «шишига» и УАЗ-452 «буханки». Последние в Украине называют «таблетками».

В начале подъёма наш оранжевый #Produster шёл в сопровождении двух местных автомобилей – «Буханки» и Jeep Cherokee. Оба подготовлены владельцами для бездорожья.

Сергей Ковальчук, учредитель турфирмы «Колесо путешествий», ритмично зачитывал показатели высотомера на часах… «Девятьсот метров над уровнем моря, … тысяча метров…, одна тысяча и пятьдесят метров над уровнем моря…»

Я принял решение как можно дольше не снижать давление в шинах и не выключать ESP – ехать стандартно. Уже очень скоро начались затяжные подъёмы по мокрому покрытию с камнями, песком и проплешинами мха. Тут же выключаю противобуксовочную систему и включаю принудительный полный привод #Produster. Только первая передача – именно на ней у машины хватает тяги забираться под таким углом по скользкому грунту. Да, обороты ревут в диапазоне 4000-5000, но назад дороги нет от слова «совсем».

В какой-то момент водитель «Джипа» говорит «Дальше без меня!» и разворачивается. Юрий Иванович, «буханковод», вопросительно смотрит на меня и спрашивает: «Поедем?». Не зная на то, я соглашаюсь.

Дальше были небольшое горное озерцо; купины нерастаявшего снега; застрявшая в глубокой колее «буханка»; стравливание давления в шинах, чтобы торжественно при помощи #Produster вытянуть УАЗик; резкая смена покрытия на большие острые камни; затяжные подъёмы по ним; фраза Сергея Ковальчука «Тысяча пятьсот пятьдесят метров над уровнем моря»…

И мастер-класс от улыбающегося Юрия Ивановича по управлению «таблеткой» на бездорожье без тормозов: «Колы я бачу, що тобы п**да, то я ее на бок кладу… гэх.. и все». Даже далёкая от фотогеничности природа в этот день не помешала насладиться моментом «Доехали!».

По дороге обратно уже мыслями был в Минске на СТО «Титан Моторс», где мне будут выписывать финансовый «смертный приговор» после проверки машины. Всё-таки дорога для кроссовера далеко не самая простая, но #Produster справился на отлично. Я доволен!

Водопад Женецкий Гук. «Я не могу отсюда уйти!»

Наш спуск с гор карпатская природа отпраздновала появлением солнца. Это отличный повод продолжать путешествие на машине по местным достопримечательностям. Хорошо разделяет активности остановка на придорожном сувенирном рынке. Самое достойное здесь – это традиционные гуцульские вышиванки и сборы карпатского чая. Не забудьте, что нужны наличные деньги!

Чтобы попасть к популярному памятнику природы нужно проехать самое длинное село в Карпатах – Микуличин. Затем ещё раз поднять тему украинских олигархов. Именно благодаря бывшему президенту Украины – Виктору Ющенко – тут появилась асфальтированная дорога. Изначально она была построена до его загородной резиденции.

Сейчас она продлена почти до самого водопада, до стоянки с сувенирными лавками и редкими кафе.

Водопад Гук молодой. Этот однокаскадный поток воды появился тут после Второй мировой войны в результате наводнения. А название говорит само за себя. В белорусском языке тоже есть слово «гук» - звук. Высота водопада примерно 15-18 метров. При этом надо понимать, что сам водопад, как и местность, расположены на высоте 900 метров над уровнем моря.

В жаркую погоду находятся те, кто решают принять ледяной душ под струями воды Гука. Самое главное выстоять под таким напором. Для купаний лично я бы выбирал маленькие водопады, которых полно на местности.

Нам повезло, и водопад был полноводным и очень шумным. На нижней обзорной площадке вместе с нами была молодая пара. Ребята то уходили, то возвращались снова. В конце концов девушка призналась своему парню: «Он такой классный. Я не могу отсюда уйти!».

Я же улетел от водопада на протянутом между деревьями троллее. Не бог весть какое развлечение, но запоминается. И стоит недорого – всего 100 грн или примерно 8 BYN. Сувенирные лавки более, чем стандартные. Без фантазии и местная «колыба». В кафе, которое стоит на таком благословенном месте, возле популярного водопада, всё должно быть сделано для того, чтобы привлечь гостей. Обслуживание без огня, долгое ожидание блюд… Зато дёшево и вкусно.

Сколько стоит экскурсия на водопад Гук. Отдельной экскурсии у «Колеса путешествий» как таковой нет. Это место можно посетить в составе экскурсии «По водопадам и источникам», которая стоит 40 BYN на человека. По ходу экскурсии туристы посещают Яремчу, вольерное хозяйство, сувенирный рынок, водопад Пробий, водопад Женецкий Гук.

Хорошие фоточки могут получиться на расположившемся недалеко подвесном мосту через горную реку Прут. Мы забыли повязать свою ленточку. Возможно, это повод вернуться!?

Как дешевле отдохнуть в Буковеле летом (максимально коротко)

В прошлом репортаже я подсчитал, сколько стоит поездка из Минска в Буковель на своём автомобиле. Сегодня считаем стоимость экскурсий и активностей:

- рафтинг – 400 грн (примерно 32 BYN) на человека
- чаны – 400 грн (примерно 32 BYN) на человека
- поездка на джипах в горы – от 530 грн (около 42 BYN) на человека
- водопад Гук – 510 грн (примерно 40 BYN) на человека
- пролёт на троллее на водопаде – 100 грн (около 8 BYN) на человека

Итого: от 1940 грн (около 152 BYN) за экскурсии и активности с человека

Расходы на поездку на своей машине (из прошлого репортажа): не менее 751 BYN

Всего: не менее 903 BYN для самостоятельной поездки в Буковель (без питания).

Для сравнения в каталоге турфирмы «Колесо путешествий» я нашёл тур в Буковель с проездом автобусов на 8 дней (6 дней/5 ночей на курорте) за 645 BYN. В цену входит: проезд, проживание, питание, посещение чанов, бани, вечеринки в отеле, обзорные экскурсии, экскурсия по водопадам и источникам, а также спуск на тролее, поход на Говерлу с инструктором, рафтинг, посещение экстрим-парка в Буковеле, джипинг в горы.

Как ехать – решаете вы сами.

Если выберите путешествие на своей машине – не забудьте сделать чек-ап машины до и после на «Бош Авто Сервис». Спасибо им за подготовку экспедиционного внедорожника #Produster.

Смотрите другие репортажи из поездки в Карпаты:

На машине в Буковель. Дорога на Карпаты в начале лета

Туры в Буковель на Holiday.by

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах