Приехав в новый туристический город, куда вы отправитесь в первую очередь? Смеем предположить, что в туристско-информационный центр! Там и все, что нужно, подскажут, и карту бесплатную дадут, и завидный выбор сувениров предложат. Вот и стремится турист к зданию или офису с вывеской с большой буквой «I».

А что представляют собой подобные центры в Беларуси? Ответ на этот вопрос искали участники семинара «Организация работы туристско-информационных центров как один из способов формирования и продвижения туристического имиджа страны», который состоялся в рамках ярмарки туристских услуг «Отдых 2013».

Сегодня в Беларуси работает 41 туристско-информационный центр, причем «перевес» на стороне Витебщины, где наблюдается наибольшая концентрация этих объектов – аж 26 штук! Как рассказал Вадим Кармазин, директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма РБ, белорусская сеть ТИЦ вырвалась и за пределы страны – 13 туристско-информационных центров уже работают в России, Израиле, Латвии, Канаде и других странах. 

Пока процесс дальнейшего расширения сети идет туго – порой местные власти нужно убеждать в том, что инфоцентр просто необходим в условиях растущего интереса к неорганизованному туризму. А именно он, по словам директора Национального агентства по туризму Вячеслава Чернова, является экономически выгодным каждому отдельному региону. 

Директор Национального агентства по туризму Вячеслав Чернов

Создать туристско-информационный центр можно как в статусе юридического лица, так и в статусе подразделения юридического лица. Тут главный вопрос, в который упирается создание ТИЦ, – его финансирование. Центрам предлагается самостоятельно зарабатывать продажей сувениров, услугами перевода, бронирования билетов и гостиниц. Однако такая модель жизнеспособна только при большом потоке туристов. Пока это, по понятным причинам, не про Беларусь. Поэтому идеальным для белорусского туристско-информационного центра является бюджетное финансирование. На данный момент в Беларуси таким образом работают всего два таких центра.

Как оказалось, чиновников порой приходится чуть ли не за руки тащить к потенциально выгодным возможностям. Так сделал в свое время заместитель председателя Гродненского областного ОО «РТСС» Сергей Коледа. Чтобы реализовать совместный белорусско-польский проект «Коммуникации без границ», он собрал всех местных чиновников, посадил в байдарки и повез по Августовскому каналу, чтобы те увидели, как здесь зарабатывают поляки. Сейчас на Гродненщине работают 7 ТИЦ. Однако не все так хорошо, как хотелось бы. Сергей Коледа высказался за разработку методических рекомендаций по организации ТИЦ. Пока инициативным группам приходится как слепым котятам разбираться самим, с оглядкой на европейских коллег.

Во время семинара 

Международный проект «Белла Двина 2», о котором рассказал специалист отдела спорта и туризма Полоцкого горисполкома, координатор проекта Игорь Загреков, появился благодаря сотрудничеству с коллегами из Литвы и Латвии. На деньги гранта в центре Полоцка появился полноценный ТИЦ и идет активный обмен туристическими потоками. В ближайших планах центра – установка порядка 70 информационных табличек и почти стольких же туристических дорожных указателей.

Специалист отдела спорта и туризма Полоцкого горисполкома, координатор проекта Игорь Загреков

Когда белорусские представители туриндустрии завершили презентации, своим опытом поделились коллеги из Литвы и Латвии. 

Как рассказала Александра Страмкале, руководитель Юрмальского инфоцентра, центр является отделом по туризму местной Думы. Его финансирование идет из средств Думы, а работа регулируется специальным законодательством – Законом о туризме и Госстандартами. В ТИЦ Юрмалы можно узнать информацию не только о курорте, но и о всей Латвии. Кроме того, туристы могут купить здесь сувениры, бесплатно воспользоваться интернетом. В обязанности центра входит прием делегаций, презентация курорта на выставках, разработка буклетов на 9 языках, сотрудничество с гостиницами и ресторанами и многое другое. Всем этим занимаются 10 сотрудников, каждый из которых говорит не менее чем на трех языках. В пик туристического сезона ТИЦ привлекает для помощи школьников – раздавать листовки с полезной информацией.

В Литве, по словам специалиста Друскининкайского ТИЦ Анны Кацун, на 103 литовских города приходится 52 ТИЦ. Центр в Друскининкае учрежден местным самоуправлением, поэтому главной целью его работы является формирование имиджа курорта в целом. При создании подобных объектов должны учитываться определенные требования, прописанные в законодательстве. Например, объект не может получить статус ТИЦ, если он расположен не в центре города. Он должен находиться на первом этаже здания и иметь оборудованный въезд для людей с ограниченными возможностями. На входе должна быть ясно различима вывеска с буквой «I», а сотрудники обязаны говорить как минимум на двух языках. 

Специалист Друскининкайского ТИЦ Анна Кацун

Как отметила Анна Кацун, за год в инфоцентре, где работает 7 человек, побывало порядка 700 тысяч туристов. Однако наблюдается тенденция к снижению их количества – многие предпочитают искать информацию в интернете. Не исключено, что в скором времени подобные центры придется переориентировать на несколько другие услуги. Пока же на работу центра местные власти выделили сумасшедший по белорусским меркам бюджет – 200 тысяч евро. Из них 110 тысяч должно пойти на участие в 12 выставках, организацию инфотуров для туроператоров и СМИ, организацию семинаров, анализ рынка, поддержку сайта.

Процесс создания туристско-информационных центров в Беларуси понемногу развивается, оставляя при этом множество вопросов по организации работы и финансированию. Как заметил в завершение семинара Вячеслав Чернов, «крестовый поход на Министерство экономики еще не закончен, пока нам не удалось убедить причастных, что это необходимо, но сдаваться мы не собираемся».

Текст: Татьяна Данилушкина

Фото: Надежда Макарова

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах