Организованный отдых за пределами Беларуси в этом году подорожал в среднем на 15% – результат увеличения стоимости проживания в гостиницах, топлива, а как следствие, и проезда. Однако несмотря на рост цен на туры, количество клиентов в офисах представителей турбизнеса прибавилось. Кое у кого даже в разы! Более того, по популярным туристическим направлениям уже невозможно найти туры вплоть до июля! Все разобрали ушлые путешественники, которые решили воспользоваться обоюдовыгодной услугой раннего бронирования. Тут в шоколаде и турист, который получает отличный отдых по «вкусной» цене, и турагентство, еще до начала сезона получившее максимум в минимальные сроки.

Пожалуй, именно высокая активность туристов в раннем бронировании стала главной тенденцией сезона отдыха 2013 года. В туризме начала работать пословица «Готовь сани летом, а телегу зимой».

«Белорусский рынок наконец европеизируется в этом вопросе – люди задумываются о своем отпуске заранее, за полгода, а то и раньше», - отметил директор белорусского туроператора «Ростинг» Олег Малашенко. Туристическая компания «Ростинг» 6 лет назад одна из первых начала внедрять систему раннего бронирования на белорусском рынке. Первые брони на сезон-2013 были приняты менеджерами компании еще в ноябре. Чаще всего туристы проявляли интерес к греческим курортам. К февралю, по словам руководителя компании, самые лучшие отели были уже забронированы, причем по весьма привлекательным ценам. Кто раньше остальных задумался о том, где отдохнуть, тот сделает это в лучшем месте и по лучшей цене. 

К слову, Греция с каждым сезоном все больше теряет ареол «элитности» – это еще одна четко наметившаяся тенденция сезона. Родина эллинов прочно входит в тройку лидеров самых продаваемых туристических направлений. А это значит, что она стала гораздо ближе и доступнее «простому смертному». По крайней мере, на старте раннего бронирования Греция была одной из самых популярных стран для отдыха среди белорусских туристов.

Елена Юшкевич, начальник отдела продаж «Tez Tour» объясняет это небольшой разбежкой в стоимости туров популярных направлений: «Если в среднем отдых в Греции обойдется в 1500 евро на двоих, то приблизительно столько же будет стоить отдых на двух человек в Турции. Болгария обойдется чуть дешевле». Именно эти две страны стали лидерами продаж по итогам раннего бронирования. «Tez Tour» рано начал этот сезон - первые продажи состоялись еще в декабре прошлого года. Пиковым в этом плане стали январь и февраль. На данный момент чартерные рейсы «Tez Tour» в Болгарию на июнь и июль уже закрыты. Более того, многие отели на курортах уже прекратили бронирование – все под завязку.  

По словам Елены Юшкевич, представители туриндустрии возлагают большие надежды на отмену визового режима между Беларусью и Турцией. Это значительно подстегнет интерес к этому направлению отдыха.
После Турции и Болгарии по популярности среди клиентов «Tez Tour» лидируют Испания и Греция. Однако это отнюдь не означает, что падает интерес к остальным странам – в этом году компания увеличила продажи по всем направлениям. Причем интерес к раннему бронированию возрос в разы! Тенденция, наметившаяся в 2012 году, продолжается. «Наши туристы начали заботиться об отдыхе заранее – это очень хорошо для любого игрока туристического рынка. В прошлом году горящих туров почти не было, - вспоминает Елена. – Не будет их, скорее всего, и в этом году».

«В этом сезоне белорусские туристы наконец вспомнили о море – направления, связанные с морским отдыхом сейчас весьма популярны, – рассказал Павел Омелькович, специалист по туризму «Пегас Туристик». – Кризисные явления прошли, люди начали проявлять активность. Уже сейчас отчетливо видно, что сезон будет успешным». 

Свидетельство тому – двукратное увеличение продаж в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В тройку популярных направлений туроператора по результатам раннего бронирования традиционно вошли Турция, Греция и Египет. «Наших туристов не пугают ни акулы, ни войны, ни революции – и летом, и зимой они едут отдыхать в Египет», - отметил специалист «Пегас Туристик». В прошлом году туроператор открыл туры во Вьетнам, в этом году еще раз убедился – не зря. Продажи по этому направлению идут очень хорошо. Полюбился белорусским туристам и Тунис – интересное направление, отдых по которому не требует виз. Хотя, как показывает практика, визовые хлопоты не особо заботят нашего брата – подтверждает это интерес к Марокко. Агадир – пока новое направление на карте «Пегас Туристик». Как и Кушадасы, Сардиния, остров Маврикий. Могут теперь клиенты оператора попасть и на курорты Неаполитанской Ривьеры. Благо сегодня добраться до любой страны, даже самой экзотической, можно удобным авиарейсом. «Пегас Туристик» сегодня осуществляет рейсы из Москвы и Киева – отличная возможность сэкономить, по словам Павла Омельковича, 300-400 у.е. В среднем именно такое отличие стоимости тура при выборе вылета из Минска. 

Эффект отложенного спроса сыграл свою положительную роль практически для каждого участника турбизнеса. Это подтвердили и специалисты «Топ-Тур». Ранее бронирование для компании, по словам специалиста операторского отдела «Топ-Тур» Анны Поляковой, прошло очень успешно – рост продаж в три раза в сравнении с прошлым годом! В лидерах оказались Турция, Греция и Болгария. Если раньше в лидерах был Египет, то теперь он уступает свои позиции Иордании. Зимой интересуется белорусский турист Индией и Шри-Ланкой. 

«Греция в этом сезоне показала просто фантастический результат! Первые брони по этому направлению были уже в ноябре прошлого года, и сейчас на ближайшие месяцы уже вряд ли удастся что-то найти», - поделилась хорошей для компании новостью Анна. Свою роль здесь сыграло и увеличение полетной программы – открылись новые рейсы в Грецию, Болгарию, и расширение выбора по тем же болгарским курортам. 

Новые рейсы «Белавиа» в Барселону позволили расширить предложение и по этому направлению. Отдых в Барселоне комбинируется с островами – Майоркой и Тенерифе. К открытой не так давно Апулии в этом сезоне «Топ-тур» организовал чартер на Сицилию. Что касается бюджетного отдыха, лидирует здесь Черногория – автобусные туры с отдыхом на море активно бронируются с зимы. Стоимость такого тура в «Топ-тур» начинается от 380 евро. Чуть выше ценник по Испании и Италии. Комбинированные туры, по словам специалиста, традиционно разбираются первыми. Расширяет компания предложение и по Хорватии. «Пляжи Хорватии по качеству ничем не отличаются от итальянских, а отдых более бюджетный», - поделилась наблюдениями Анна. 

Экзотику, по словам Анны, всегда выгоднее заказывать еще осенью. Сейчас компания активно осваивает новое направление – Мексику, которая активно развивает свою инфраструктуру. Сегодня отдых в этой стране обойдется от 3000 до 7000 евро на двоих. Пока же в топ популярных у белорусов экзотических стран входят Таиланд и Вьетнам. Есть запросы и по Гавайям и Карибам, но это уже индивидуальные туры. «Очень важную роль в развитии нового направления, особенно экзотического, играет количество перелетов, удачных стыковок. Клиенты очень чувствительны к комфорту перелетов, и одна лишняя пересадка может сыграть не в пользу выбора тура. Особенно это касается экзотических направлений», - отметила Анна. 

Важность насыщенности авиапредложений отметила и Оксана Маврина, специалист по работе с агентствами туристического оператора «Натали Турс».  

«Автобусные туры изживают себя – это можно наблюдать на примере нашей компании, - пояснила специалист «Натали Турс». – Практически все авианаправления прекрасно представлены как по ассортименту, так и по цене. Например, вылеты из Киева идеально подойдут тем, кто хочет бюджетно отдохнуть». 

Сегодня оператор выступает настоящим экспертом по отдыху на Кипре. Однако из-за визовых осложнений белорусские туристы лишены возможности ознакомиться с некоторыми кипрскими направлениями, в отличие от россиян, сетует Оксана. В тройку лидеров этого игрока туррынка входят Испания, Кипр и Греция. Турция несколько отстает из-за последнего подорожания: на курортах улучшился сервис, а, соответственно, подскочили и цены. 

В этом сезоне оператор «Натали Турс» предложил сразу несколько новых туристических продуктов. Первый – это туры в стиле «калейдоскоп»: в одном пакете и Барселона, и Тенерифе, и курорты Майорки. Второй – это клубный отдых. В целом же Оксана отметила, что уже сейчас, накануне сезона, можно сказать, что он будет успешным. Туристы оправились от кризиса, упадок последних пяти лет сменяется ростом на радость туристическим компаниям.

Понемногу теряет налет эксклюзивности круизный отдых – обилие предложений регулирует ценовую планку. И ярмарка «Отдых 2013» явно проявила тенденцию к этому – в этом году выбор круизных туров был гораздо больше, чем в прошлый раз. Отдельную презентацию направлений провела компания «МАТЭП-90», которая три года работает в нише путешествий на лайнерах. Директор компании «МАТЭП-90» Людмила Мачульская презентовала прайс такого отдыха, развеяв миф о том, что круизных отдых могут позволить себе только весьма обеспеченные люди. Например, 10-дневный круиз вокруг Европы на комфортабельном лайнере обойдется в 700 евро. Думаем, смело можно предположить, что этот вид отдыха приживется в Беларуси и, вполне возможно, со временем станет массовым – способствовать этому будет не слишком большая удаленность от морей.

В рамках ярмарки «Отдых 2013» любой посетитель мог ознакомиться с предложениями турфирм – в мероприятии приняли участие более 200 представителей из 14 стран, подобрать себе тур в режиме он-лайн, оформить заявку и получить скидку – такой приятный бонус предлагали многие экспоненты! Правда, в среднем такая скидка составляла 5%. Мы решили проверить, насколько непоколебима позиция турфирм в плане предоставления скидок. Оказалось, вполне «поколебима» – на всех стендах, к которым мы подходили (для чистоты эксперимента – в качестве частных лиц), менеджеры лояльно вели переговоры о снижении стоимости турпутевки, приглашали в офис для дальнейшего разговора. Особенно он обещал быть продуктивным в случае, если бы мы решили оформить тур для целой компании! 

Некоторые фирмы проводили розыгрыши призов и подарков. Так сделала, например, турфирма AnyWay Travel – благодаря розыгрышу анкет одна из посетительниц стенда  AnyWay Travel выиграла подарочный тур!   

Если Вы не попали на ярмарку, не отчаивайтесь! Собирайте друзей и отправляйтесь в офисы турфирм – там Вам не только подберут подходящий отдых, но еще и сделают коллективную скидку. Узнать, что по чем в сезоне отдыха-2013 Вы можете в каталоге туров Holiday.by.

Текст: Татьяна Данилушкина

Фото: Надежда Макарова

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах