Проект “В поисках цмока” общенациональной кампании “Будзьма беларусамі!” выходит на новый этап!

В предыдущих частях мы узнали, что цмок – это едва ли не более натуральны символ Беларуси, чем аист или зубр! Или, по крайней мере, пусть аист и зубр остаются рядом с цмоком.

За это время мы успели услышать самые разные отзывы о проекте. Одни относятся к нему скептически, другие критикуют, но многие приняли “цмоковую” инициативу с позитивом и воодушевлением! Что говорить, если за это время лучшая баскетбольная команда Беларуси была переименована в “Цмокі”, а власти Лепеля обсуждают цмока в качестве символа региона…

Пришло время увидеть белорусского цмока! Но где его искать? Кампания “Будзьма беларусамі!” обратилась к экспертам – исследователям, фотографам, путешественникам, журналистам… Одним словом, “цмоковедам”!

Мы попросили уважаемых экспертов составить маршрут: куда лучше всего ехать в поисках белорусского цмока? Параллельно собеседники рассказали нам немало историй про наших цмоков – о том, сколько типов есть, и где они обычно живут, как их звали и были ли среди них “цмочихи”…

Беседы с экспертами будут появляться в интернете раз в неделю. Когда все они будут опубликованы, мы предложим вам выбрать из всех перечисленных мест наиболее “цмоковые” на ваш взгляд – и объединим их в маршрут! Первыми этот маршрут опробуют журналисты (говорят, они самые невкусные, и белорусские цмоки едят их без особого аппетита). А затем по этому маршруту сможет поехать каждый из вас!

Цмоковеды Беларуси:

Сергей Харевский: “Чтобы победить белорусского цмока, нужно самому им стать!”

Антон Астапович: “Беларуский цмок ел браконьеров и рэкетиров!”

Сергей Плыткевич: “А на том острове есть внутреннее озеро — чудесное место для цмока!”

Андрей Скидан: “В статуте ВКЛ был артикул “О защите цмоков”!

Ирина Дубенецкая: “Я насчитала минимум 9 видов белорусских цмоков”


Ирина Дубенецкая. Единственная в Беларуси женщина — доктор теологии, а также доктор философии. Цмоки – её огромное увлечение. О белорусских цмоках Ирина рассказывает так, будто утром с одним из них пила кофе, а второй пахал её огород на даче. На предложение кампании “Будзьма!” составить маршрут белорусских цмоков Ирина согласилась сразу же. А когда пришла на интервью, между делом заметила: “Я тут перед выходом из дома вспоминала и насчитала не менее 9 видов белорусских цмоков…”

Идея кампании “Будзьма!” сделать цмока новым туристическим символом Беларуси, попросив аиста на пенсию, Ирине Дубенецкой очень нравится. Но госпожа Дубенецкая говорит, что этим мы… изобретаем велосипед!

— Мы фактически не заметили слона в зоопарке! — смеется Ирина Дубенецкая. — Потому что считаем, что вот так взяли и придумали символом цмока. Но цмок издавна был своеобразным внутренним символом Беларуси – он намного старше, чем мы можем себе представить. Старше чем аист – уж точно!

Так повелось, что белорусы представляют себе мир разделённым на два полюса: плюс и минус, черное и белое, верх и низ, горячее и холодное, мужское и женское.

— “Плюс и минус” лучше всего объясняют сущность, — замечает госпожа Дубенецкая, — потому что когда у батарейки есть два полюса – идёт ток. В этом напряжении возникает жизнь! В нашей цивилизации один из символов базовой космологичной бинарности – бог-громовержец (герой, который создаёт мир и покровительствует ему) — и монстр, который олицетворяет хаос, из которого этот мир и создаётся. Он невидим, он прячется – и поэтому часто связывается или с земными недрами, или с морем. Это цмок, или Велес…

Качества белорусского цмока Ирина пересчитывает легко: он мудрый, хитрый, сидит на богатстве, охраняет его. Цмока никто не видел – и поэтому им пугают, как всегда пугают чем-то неизвестным.

— Классическая белорусская история: Перун нападает на Велеса и старается попасть в него молниями, а Велес прячется, — говорит Дубенецкая. — Прячется за дерево — Перун разбивает дерево. Прячется за камень — Перун разбивает камень. Прячется за коня – Перун разбивает коня. Велес прячется в человека – и в человеческом обличии Перун его убивает.

Всё логично как божий день. Но за что белорусский Перун убивает белорусского цмока?

— Здесь нет вопроса “за что”, есть такое понятие — “необходимый герой и необходимый монстр”, — объясняет Ирина Дубенецкая. — Только убив монстра, герой может создать мир. Он создаёт мир из убитого монстра. Цмок – это первая жертва, дающая жизнь. Но Велес и Цмок – это не одно и то же.

карта Беларуси по-цмокуВо время разговора выясняется, что трёхголовый Змей Горыныч — это исключительно русский персонаж. Нашему цмоку и одной головы хватало, чтобы давать прикурить неугомонным белорусам! Русскому цмоку отрубают одну голову – вырастает другая, и его невозможно уничтожить. У нашего цмока бессмертность проявляется в другом.

— Люди убили цмока, похоронили — а на следующий день он снова был на поверхности, — говорит госпожа Дубенецкая. — Его снова забросали землёй — а он снова на поверхности! И дождь идёт, не останавливается — и 40 дней, и год, и неизвестно сколько… Но есть упоминания о том, что у нашего цмока была одна голова.

То, что Беларусь — земля цмоков, для Ирины Дубенецкой не подлежит сомнению. Наш национальный герб “Погоня” — это знак цмокоубийства! Всадник на коне — это герой, который должен победить цмока. Ну а если всадник избран символом, то, ясное дело, где-то рядом должен быть сам цмок, на которого он охотится. Прошу рассказать, где нам искать белорусского цмока.

— Культовые места для цмоков — это камни, дубравы, “священные рощи”, горы, подземные ходы, озёра, реки. Это природные явления. А из того, что создал человек, нам известны только бани – еще из “Повести временных лет”. В ней содержится глумление над банями, потому что в них “происходило поклонение Велесу”. С Велесом связано очищение.

Переходим к самому интересному – к 9 типам белорусских цмоков, которые насчитала Ирина. Первый тип удивляет тем, что люди так легко отдавали цмоку в жертву других людей — как будто “так и нужно”. Человек приносит жертву высшему существу, чтобы это существо помогало человеку.

— Самая популярная “морская” история про цмока отображена во многих наших балладах, которые пели лирники, — говорит Ирина Дубенецкая. — Про людей, которые жили и не верили Богу, а верили цмоку. И отдавали цмоку по человеку в день. Ему отдают детей, пока очередь не доходит до князя, царя или короля (в зависимости от того, в каком регионе поется баллада), и тот должен отдать свою дочь. Её одевают в свадебный наряд и привязывают к скале на берегу моря. Цмок выплывает из пучины, чтобы забрать её. В некоторых версиях девушка сама справляется с цмоком – обвязывает его поясом, ведет к людям на поле, и там люди убивают его. В более популярном варианте его убивает Святой Юрий.

В другой истории белорусы убивают несчастного цмока просто за то, что он мешает им ходить по дороге.

Другой, крайне популярный, тип цмока связан с камнем, — продолжает Дубенецкая. — Возле какой-то белорусской местности жил цмок, который баловался с большим камнем и не давал людям прохода. Это единственное зло, которое он творил в этой истории. И тогда один человек догадался, что делать. Он взял барана, содрал с него шкуру, залил её “смолой и серой” и поставил возле камня. Цмок увидел барана, зубами его – цап! Горячая смола залила ему глотку, цмок заревел и издох. А звали цмока Вяль. Эту легенду я записала в деревне Валейкишки на Островеччине. Местные жители связывают название деревни с именем цмока. А заканчивают рассказ так: “А когда он заревел, его услышал другой цмок — Крок, который под Краковом. И тоже умер от страха”. Аналогичные легенды очень распространены в Беларуси.

Третий тип – это подземный цмок. Среди записей фольклористов есть такое выражение: "Свинья рыла-рыла и дорылась до подземных цмоков". Там же, на Островеччине, есть гора Замковка, где “была дырища", куда "кинешь камень, а он не стучит, а только по-о-отом слышно, как упадёт". Такая гора с дырой была и посреди Гольшан: "Кинешь пятак — а он дзынь-дзынь-дзынь-дзынь”. Естественно, в таких "дырищах" жил цмок.

Четвертый тип – это цмок, который работает портным или сапожником. Он иногда живёт среди людей в местечке или в камне без окон и дверей. Кладешь ему деньги, просишь обувь… Приходишь домой – а у тебя стоят чудесные ботинки. А если он портной, заказываешь одежду. Было принято говорить: “Пошей лишь бы как, только бы носить”. И он пошьёт такую шикарную одежду! А если попросишь: “Пошей мне хорошую одежду, чтоб в церковь ходить”, – он пошьёт так, что один рукав на спине, а второй на подоле! Не любит цмок, когда в его одежде в церковь ходят.

История основания Турова также связана с цмоком, — говорит Ирина Дубенецкая. —Тур был князем или цмоком — версии разные. Факт в том, что по договоренности князя и цмока они делят мир: князю — верхний, цмоку — нижний. И князь строит Тур-колодец, который соединяет два мира. У этого колодца было тройное дно — медное, серебряное и золотое. И под золотым дном – цмок. Говорили, что если золотое дно протрётся, то на земле произойдёт потоп и всё уничтожит. Это пятый тип цмоков – цмоки, которые основывают города.

С Менском также не обошлось без цмока. Мы все знаем, что Менеск, который основал Менск, был мельником. А мельники и кузнецы — всегда “волшебные” люди. И мельница, которую он построил, на Менке, молола камни. И он на своей мельнице летал. Поэтому Менеск, вполне возможно, был цмоком.

На реке Вилии был застенок Кривознаки — теперь это просто деревня. Там река делает 9 петель. Говорят, цмок ставил знаки на всех поворотах, чтобы предупредить людей, которые плыли к Вилейке, что там отмель или водоворот. Это шестой тип цмоков, который помогает людям.

Седьмой тип – очень белорусский: цмок-жертва!

Цмока-жертву звали Гоц — у нас есть деревня Гоцк на Солигорщине, — интригует Дубенецкая. — Люди нашли странное животное, заковали в наручники — и повели к пану. Наручники клацали по кладке, говорили “гоц-гоц” — и все утонули, безусловно. Вместе с цмоком.

Восьмой вид цмоков описывается в самой распространённой, по мнению Ирины, белорусской легенде – когда какая-то церковь, замок или целый город уходят под воду.

— Вы не найдёте региона, где что-то не ушло бы под воду, — заверяет Ирина Дубянецкая. — Что говорить, если озеро Свитязь — на месте города, который ушёл под воду! Цмок таким образом карает того, кто делает зло в замке, церкви или городе. Или князь был плохой, или люди в городе делали много недоброго. Сошла под землю церковь – а потом из озера слышны колокола… А на Свитязи, когда утонул город, люди кинулись мерить глубину жёрдочкой. И все окунали её, окунали, пока не услышали: “Не меряй жёрдочкой, а то померяешь головой!..” А в Щучинском районе, в деревне Богдановка, мерили верёвками, а цмок отвечал: “Не меряй верёвкою, а то померяешь головкою!..” И это озеро, безусловно, не замерзает в самые лютые морозы.

Девятый тип – космогоничный, цмок хаоса, как раз тот, кого убивает космический герой.

— В деревне Каменка на Узденщине люди так и говорят: за этим камнем прятался Велес — и Перун разбил его на мелкие камни, — вспоминает госпожа Дубенецкая.

Подробнее про маршрут белорусских цмоков, а также про то, где живет белорусская “цмочиха”, — в нашем видео!

Текст, фото и видео: Глеб Лободенко (budzma.org)

Информационные партнеры проекта:

Читать по теме: 

Страна цмоков. Может существовать?

В продолжении темы туристического символа Беларуси: Что говорят о цмоках?

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах