Проект “В поисках цмока” общенациональной кампании “Будзьма беларусамі!” выходит на новый этап!

В предыдущих частях мы узнали, что цмок – это едва ли не более натуральны символ Беларуси, чем аист или зубр! Или, по крайней мере, пусть аист и зубр остаются рядом с цмоком.

За это время мы успели услышать самые разные отзывы о проекте. Одни относятся к нему скептически, другие критикуют, но многие приняли “цмоковую” инициативу с позитивом и воодушевлением! Что говорить, если за это время лучшая баскетбольная команда Беларуси была переименована в “Цмокі”, а власти Лепеля обсуждают цмока в качестве символа региона…

Пришло время увидеть белорусского цмока! Но где его искать? Кампания “Будзьма беларусамі!” обратилась к экспертам – исследователям, фотографам, путешественникам, журналистам… Одним словом, “цмоковедам”!

Мы попросили уважаемых экспертов составить маршрут: куда лучше всего ехать в поисках белорусского цмока? Параллельно собеседники рассказали нам немало историй про наших цмоков – о том, сколько типов есть, и где они обычно живут, как их звали и были ли среди них “цмочихи”…

Беседы с экспертами будут появляться в интернете раз в неделю. Когда все они будут опубликованы, мы предложим вам выбрать из всех перечисленных мест наиболее “цмоковые” на ваш взгляд – и объединим их в маршрут! Первыми этот маршрут опробуют журналисты (говорят, они самые невкусные, и белорусские цмоки едят их без особого аппетита). А затем по этому маршруту сможет поехать каждый из вас!

Цмоковеды Беларуси:

Сергей Харевский: “Чтобы победить белорусского цмока, нужно самому им стать!”

Ирина Дубенецкая: “Я насчитала минимум 9 видов белорусских цмоков”

Антон Астапович: “Беларуский цмок ел браконьеров и рэкетиров!”

Сергей Плыткевич: “А на том острове есть внутреннее озеро — чудесное место для цмока!”

Андрей Барашко: "Белорусский цмок должен начать зарабатывать деньги!"

_________________________________________________________________________________________________

Андрей Скидан: “В статуте ВКЛ был артикул “О защите цмоков”!

Еще когда кампания “Будзьма беларусамі!” только начинала искать отечественных цмоков, знатоки подсказывали, что главный эксперт по беларуским цмокам живёт в Гомеле. В самом деле, когда беседуешь с Андреем Скиданом, нет сомнений, что с цмоками он в неплохих отношениях!.. В повседневной жизни спадар Андрей является научным сотрудником Ветковского музея народного творчества имени Фёдора Шклярова. А на досуге… 

“Мы нашли на кладбище в одной деревне рудничный молот, перебитый цмоком…”

Начиная с 1992 года в Гомеле при непосредственном участии Андрея Скидана выходила самиздатовская газета “Аксамітны жах”, вокруг которой сформировался Белицкий круг исследователей цмоков. В каждом номере газеты обязательно было несколько материалов на тематику цмоков. Единомышленники считали, что цмок должен стать брендом Гомельщины, – и активно развивали эту идею. 

– Наше увлечение цмоками пришло из литературы, фольклора, из художественной культуры, – говорит Андрей Скидан. – Сегодня мы даже не сомневаемся, что Гомельщина (и вся Беларусь вообще) – край цмоков! Начинали мы с того, что просто исследовали художественную культуру Посожья. Но когда стали попадаться изображения и упоминания цмоков, решили выделить эту отрасль для отдельного изучения.
Спадар Андрей приводит многрчисленные примеры из устного народного творчества – баллады о Юрье и Егорье, которые приходилось записывать от старых людей. Материальные свидетельства – это деревянная архитектурная резьба. К сожалению, всё это уничтожается со страшной скоростью…

– Ещё недавно я видел в Гомеле цмочиную “корону” над окном хаты, – грустно рассказывает пан Скидан. – На днях прохожу мимо: хату обновляли, ремонтировали – содрали, выкинули… Лиштвы на окнах с изображениями цмока… Всё это исчезает – и остаётся только на наших архивных фото…

Археологические изображения, говорит спадар Андрей, редкие, но они есть – хоть больше их найдено на соседней Черниговщине… А летом Андрей Скидан с коллегами был в экспедиции в Чечерском районе и теперь уверенно утверждает, что цмоки в этом краю охраняют криницы. 

– Культ камней и культ криниц в этом краю: они связаны с цмоками, – говорит пан Скидан. - Мы видели несколько камней, перепиленных (фактически – недопиленных) цмоками. Потому что у цмоков, вы же знаете, на хвосте такой гребешок – им он эти камни и пилил! Мы нашли на кладбище в одной деревне (не буду сейчас говорить, где) рудницкий молот (которым в руднях ковали железо), перепиленый цмоком! Сфотографировали его, зафиксировали… Говорят, что цмоки хватали эти молоты и кидали на головы людям в тех деревнях, где их, цмоков, не уважали или наносили им вред. Все эти данные относятся к позднему Средневековью – концу XVIII столетия.

По исследованиям Андрея Скидана, цмоки очень часто ассоциируются с “дабрахожымі” людьми – “невидимыми людьми”, как про них говорят. Они живут, перемещаются в вихрях ветра, в смерчах… С этим всем связываются и цмоки. То есть это такой антропоморфный, “очеловеченный” образ цмока.

“И как у коровы получается из травы молоко, так у цмока получается огненная смесь…”

Спадар Андрей легко соглашается описать беларуского цмока. 

– Если говорить о цмоке теперь, то это примерно как “коня на коня поставить” – я встречал подобное описание. У него есть крылья, конечно же. И длинные патлы у него, намного длиннее, чем у коня грива. 
Моему замечанию, что не такой цмок, оказывается, и большой, спадар Андрей искренне удивляется. 

– А чего ему быть большим в Беларуси?! Это если наделять цмока как мифическое существо циклопическими чертами… А на самом деле цмок довольно адекватный в размерах по отношению к человеку! Он, понятное дело, больше , но не так, чтобы уж прямо огромный. 

Интересуюсь, в каких отношениях с людьми жили цмоки: испытывали ли к ним любовь, уважение, страх? 

– По-разному… – задумывается спадар Андрей. – На этот счёт есть философское мнение одного из апологетов цмоковедства Белицкого круга исследователей Якова Петровича Стивенсона. Он говорил, что цмок – это зеркало, проявление всех плохих качеств, которые есть у человека. Всё плохое, что человек хочет сделать для окружающей среды, возвращается человеку в проявлении цмока. 

Поэтому тот, кто делает плохо, тот получает по заслугам, тут всё очень просто. А добрые люди просто не видят цмока. Я не хочу сказать, что я в добрых отношениях с цмоком… Но когда я проехал по Чечерщине, я увидел, что это край таинств, край красоты. Хоть и пострадавший от Чернобыля… Кстати, в Чечерске есть круглая церковь (а раньше там было 3 круглых церкви и 1 костёл) – её построили, чтобы отпугивать цмока (потому что нет углов). Русские масоны сражались с цмоками, выветривали память про них из нашего народа. Даже выдрали из Статута ВКЛ несколько статей, где речь шла о цмоке! А там была статья о защите цмоков! Про пущи и бобровые гони осталось, о про цмока выдрали! Не хотелось бы теперь выдавать источники, из которых мне об этом известно… Но там писалось : “А цмакоў ніхто не мае права біці альбо шкоды ім чыніці…” Говорилось, что с цмоком нужно “да ладу жыць”. И гравюра, кстати, с изображением цмока была. И чечерский Чернышов и наш гомельский Николай Петрович Румянцев скорее всего сражались с цмоками, потому что были участниками масонских лож, как все интеллигенты того времени.

На вопрос, ели ли беларуские цмоки людей, у Андрея Скидана ответ однозначный. 

– Нет конечно! Наш цмок вообще не кровожадный! Ему не нужно есть людей, он травоядный. Он просто сжечь может или убить хвостом: хвост у цмока довольно сильный, такой гнущийся, и с такой большой бомбешкой на конце… У нас в “Аксамітным жаху” был материал “У небе над Чарацянкай”. Там цмок атаковал самолёт сельской авиации и проводил воздушный бой. Так что цмок стреляет огнём! А всё потому, что он питается особым сбором трав. И как у коровы получается из них молоко – так же у цмока получается огненная смесь. И когда он выплёвывает, то щелкает кремниевыми зубами и выбивает искру, от чего смесь зажигается. И человек может просто сгореть во прах!

“Если вы думаете, что где-то там стоит постамент цмоку, то ошибаетесь…”

Постепенно переходим к маршруту беларуских цмоков. Спадар Андрей говорит, что за всю Беларусь говорить не будет, а сосредоточится на родной Гомельщине. 

Из Гомеля едем в Добруш. У нас когда-то был даже материал про добрушские лиштвы, где встречается большое количество цмочиной и ужиной символики. К сожалению, это всё быстро уничтожается, остаётся всё меньше. Ясно, что это всё не на пустом месте, потому что в других местах столько нет. Там и теперь много ужей: они ползают на Воздвижение и весной, просто на дороге можно увидеть. Под Добрушем есть Змеев курган – это также оттого, что много ужей (а значит – и цмоков) кругом…

Из Добруша направляемся в Ветку. Хоть я и являюсь сотрудником Ветковского музея и как бы пользуюсь служебным положением, приглашая вас туда, но советую заглянуть, именно чтобы ощутить вот это цмочиное присутствие… В деревянной архитектуре Ветки тоже были когда-то лиштвы с цмоками – и не просто так. Под Веткой есть местечко Хальч. Не хочу анонсировать присутствие там цмоков (хотя это и очевидно). Просто загляните, когда будет свободное время. 

Из Хальча направляемся в село Святиловичи на реке Бесядь. Черноблыльская катастрофа свела почти все деревни на Бесяди… А название “Святиловичи” – потому что рядом есть Святилище (которое также зовут Чёртова гора). Кто-то спросит, почему я связываю это Святилище с цмоками. Возражу оппоненту: а есть ли основания не связывать? Сегодняшним христианам, может, и трудно верить во всё это. Но наши предки были язычниками – и цмок защищал их!

Оттуда можно пересечь границу и, ничего не нарушая, заглянуть уже в Россию, где прямо до Брянска вы будете слышать беларуский язык. Там есть местность Синий Колодец, хотя никакого колодца там нет! Зато много валунов, которым и теперь поклоняются люди, верят в их силу. Еще там огромное количество бьющих источников. Не думаю, что столько криниц и камней могло собраться в одном месте без помощи цмока… Потому что доподлинно известно, что цмок кидал камни в злых людей, которые хотели нанести вред криницам. 

Оттуда направляемся на Чечерщину, где много загадочных камней, которые свидетельствуют о цмочином присутствии. Но если вы думаете, что где-то там стоит постамент цмоку – то ошибаетесь… В деревне Будище есть перепиленный камень, а также дикая криница – очень живописная, тяжело до неё добраться! Эту криницу также связывают с цмоком. 

В Несимковичах цмочиный камень на кладбище, недалеко лежит недопиленный рудничный молот. Всех козырей раскрывать не буду, чтобы неискренние люди не принесли вреда… Но советую также заглянуть в деревни Рудня Несимковичская, Рудня Барталомеевская, Воласовичи.

В самом Чечерске, кроме круглой церкви, нужно посмотреть ратушу. Она с такой деревянной башней, похожей на голову цмока. Но эта абашня как раз использовалась как каланча, чтобы наблюдать, где цмок учинил пожар. В Чечерске жил тот самый воин с цмоками – граф Чернышов.

Возвращаемся в Гомель, где тоже есть цмочиные места. Тут был секретный стратегический объект – разводной мост через Сож. Его уже переделали на новый, и теперь он не разводится. А раньше он разводился, потому что думали, что цмок не может перелетать, чтобы от него уберечься. Но это место стоит посмотреть, потому что оно связано с цмоками. Мост ведёт в Белицу, единственный городской район в Беларуси, который имел собственный герб. В Гомеле есть присутствие цмоков и в деревянной и в каменной архитектуре, в их орнаментике… Но про гомельских цмоков я могу рассказывать долго, поэтому приглашаю всех приезжать к нам на цмочиную экскурсию!..

Предлагаем Вашему вниманию видеоверсию маршрута беларуских цмоков от Андрея Скидана!

Автор: Глеб Лободенко 

Фото, видео Ларисы Щиряковой. 

Рисунок цмока в газете “Аксамітны Жах” – Андрей Скидан

Информационные партнеры проекта "Цмоки Беларуси"

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах