Константин Костюченко – один из наиболее известных скульпторов современной Беларуси. Знаменитым его сделало создание монумента «Врата памяти», самого высокого бронзового памятника в стране. А в прошлом году он закончил работать над трехметровой «Монетой», созданной по заказу Банка Дабрабыт.

Недавно эта работа завоевала золотую медаль в конкурсе «Бренд года 2020» в категории «Поддержка национальной самоидентификации». Мы побывали в мастерской у скульптора, и побеседовали с ним об особенностях его профессии и истории создания столь необычной композиции.

Как работает мастер

Современный городской пейзаж выглядел бы намного скучнее без многочисленных памятников и монументов. Как правило, они довольно большие. Тем удивительнее было узнать, что мастерская скульптора – это совсем маленькая комната площадью буквально 5 на 5 метров. Как оказалось, ничего удивительного здесь нет.

- На предварительном этапе работы мне и не нужно много пространства, – пояснил Константин Костюченко. – Сначала создается и утверждается эскиз на бумаге. Чтобы его нарисовать, достаточно лишь стола и карандаша. Потом делается небольшой макет из пластилина или из глины. Он позволяет понять, как проект будет выглядеть в объеме. И только уже потом, когда дело доходит до создания скульптуры в натуральную величину, арендуется большой цех, где и производятся все соответствующие работы.

Прежде чем приступать к эскизу, скульптор продумывает концепцию проекта. Если речь идет о будущей достопримечательности, которая будет находиться под открытым небом, то еще и предварительно изучает место, где она будет стоять. А затем уже исходя из особенностей ландшафта, окружающих объектов и имеющихся ограничений, начинает представлять, что именно здесь будет смотреться лучше. Так, 10-метровый мемориал «Врата памяти», расположенный на месте бывшего лагеря смерти «Тростенец», получился таким большим вовсе не потому что его создатель хотел установить рекорд. Просто ему удалось убедить комиссию, что композиция должна быть именно такого размера, иначе она бы просто не вписалась в открытое пространство, затерявшись на общем фоне.

- Я не придерживаюсь какой-то одной стилистики. Все зависит от заказа и поставленной задачи. При работе над идеей стараюсь увидеть будущую скульптуру с разных точек зрения. Всегда создаю несколько эскизов – один в реалистичной манере, второй в виде аллегории, символизма и так далее. И только сравнив между собой несколько вариантов, уже вижу какой подход именно в этой ситуации окажется наиболее интересен. Любая работа должна дышать своей историей, своим каким-то духом. Метод реализации идеи зависит именно от этого.

Рождение и проработка идеи

Аналогичный путь прошла и с одна из последних работ Константина Костюченко – бронзовая «Монета» трехметровой высоты, которая состоит из фрагментов изображений 10 монет поменьше. Отображенные на ней денежные знаки принадлежат разным странам и эпохам, но объединяет их одно – все они находились в обращении на территории Беларуси. Самая старая показанная монета – это арабский дирхем IX века, самая «молодая» – 2 современных белорусских рубля.

Идея воплотить финансовую историю Беларуси именно в таком виде возникла отнюдь не сразу.

- Эта работа была сделана по заказу Банк Дабрабыт, к его 20-летию. Сотрудники банка хотели создать такой объект, который был бы связан с нашей историей. И при этом бы воспринимался как символ достатка, дабрабыта. Сначала рассматривался вариант поставить скульптуру, связанную с какой-то известной исторической личностью. Но поскольку размещение планировалось именно в Старом Городе, то мы пришли к выводу, что нам будет очень сложно привязать это место к одному конкретному человеку. Поэтому я начал искать некий сборный образ. И однажды, когда гулял по центру, совершенно случайно зашел на выставку нумизматики, которая проходила в Национальном историческом музее. Выставка вдохновила меня зацепиться за этот образ, ведь любая монета по-своему интересна – она может многое рассказать о времени, которому принадлежит.

Ухватившись за идею монет, Константин вернулся в свою мастерскую и набросал несколько вариантов эскизов, как они могут быть воплощены. В конечном итоге скульптор пришел к мысли что новый арт-объект должен быть немногословным, компактным и умещаться в одном круге. А расположенные рядом старинные и современные деньги смогут продемонстрировать более чем тысячелетнюю историю белорусских финансов и заодно показать связь времен, символов и ценностей. Еще на финальный дизайн скульптуры повлиял календарь майя, который представляет собой большой круглый диск с различной символикой, нанесенной через определенные интервалы. Его внешний вид очень впечатлил автора проекта, и благодаря этому у минской «Монеты» появились некоторые схожие черты с календарем американских индейцев.

Предложенная концепция скульптуры понравилась заказчику, и началась долгая и кропотливая работа по отбору монет. Чтобы сделать правильный выбор Константин Костюченко консультировался с историками и нумизматами. Как оказалось, помощь специалистов не была лишней – ведь далеко не все деньги, некогда выпускаемые на монетных дворах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, были распространены на территории Беларуси. Одни из них чеканились для обращения исключительно в Прибалтике, другие были более характерны для Польши, третьи куда чаще находят в землях Украины. После того как часть монет была таким образом «забракована», скульптор выбрал из оставшихся, какие из них будут более выигрышно смотреться по выразительной пластике.

- Некоторые историки спрашивали, почему я не использовал «боратинку», достаточно известную монету из нашего прошлого. Отказ от нее был не случаен. Дело в том, что «боратинка» может восприниматься совершенно по-разному. Для кого-то она была просто веселым интересным эпизодом белорусской истории. А кто-то может назвать ее и постыдной страницей. Ведь обстоятельства ее чеканки были такими, что их можно трактовать как мошенничество. Мы же хотели использовать на этой скульптуре символы, которые имели все-таки более позитивное и не такое скандальное значение.

В конечном итоге помимо современных 2 рублей и арабского дирхема, на скульптуру попали изображения денариев XIV-XV веков, отчеканенных в Великом княжестве Литовском, золотых дукатов XVI и XIX веков, серебряных талеров XVII и XVIII веков, а также советской копейки. Дукаты XVI века можно опознать по портретам королей Речи Посполитой Сигизмунда Августа и Стефана Батория, а дукат восстания 1830-1831 гг. выдает себя по обрывку латинского высказывания «Concordia Res Parvae Crescunt», которое можно перевести как «Согласие делает малое великим».

От эскизов – к бронзе

Прежде чем окончательно получить свое место прописки, будущая трехметровая «Монета» прошла согласование в различных минских инстанциях. В их число входили городской художественно-экспертный совет и комитет по архитектуре. Обычная процедура в подобных случаях: ведь там, где она сейчас стоит, проходит много важных городских коммуникаций. Нужно было убедиться, что двухтонная конструкция ничему не помешает.

Следующим этапом была работа над проектом в масштабе 1:1. Она осуществлялась в цехе Минского скульптурного комбината, который находится рядом с площадью Победы. Сначала мастера вылепили макет из глины в натуральную величину. Затем был сооружен стальной каркас, вокруг которого потом по частям собирались отлитые из бронзы компоненты «Монеты». Как пояснил автор проекта, скульптуры очень редко создаются из цельного куска металла. Чаще всего они похожи на конструктор. Даже небольшие статуэтки. Просто сварные швы в них тщательно маскируются, зачищаются, и не видны наблюдателю.

- Если не брать во внимание выступающие элементы, то толщина бронзового листа здесь везде составляет около 1 сантиметра. Больше, как правило, уже не используется, потому что это слишком дорого получается, да и веса прибавляет. Меньше тоже не имеет смысла, потому что при литье металл довольно быстро остывает, и при меньшей толщине может просто не везде пролиться. На этом этапе мне помогали мои друзья, Сергей Логвин и Владимир Пипин. Они вместе работали еще над памятником Льву Сапеге в Слониме, рекомендую обратить внимание.

«Монета» создавалась в течение полутора лет, из них около полугода шел процесс увеличения проекта. Скульпторы начали работать с глиной в натуральную величину весной 2020 года, а уже в сентябре произошло официальное открытие композиции. Это достаточно сжатые сроки. Например, от момента создания первых эскизов «Врат памяти» до финального воплощения монумента в Тростенце прошло почти 8 лет.

Установлена «Монета» почти в самом центре Минска. Увидеть ее можно у входа в головной офис Банка Дабрабыт, который находится на улице Коммунистической, 49. В конце января жюри конкурса «Бренд года 2020» вручило банку золотую медаль в категории «Поддержка национальной самоидентификации» за реализацию этого проекта.

Что посмотреть в Минске и окрестностях

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах