Один год и двадцать дней потребовалось властям литовского городка Друскининкай, чтобы ввести в строй объект, которого до сих пор не было во всей Литве. В городе с 14 тысячами людей населения появилась канатная дорога. Это и новый вид общественного транспорта, и ещё больше удобств для туристов. Несмотря на то, что сроки запуска несколько раз переносились, такой срок считается чуть ли не рекордным для такого рода объектов чуть ли не во всем мире. С радостью воспользовался приглашением туристско-информационного центра Друскининкай, чтобы быть в числе первых пассажиров канатки.

Это одна из редких пресс-конференций, когда людей от власти и бизнеса объединяет общая идея и их приятно слушать. Мэр города Друскининкай очень эмоционально рассказал о том, что год назад они с помощниками собрались решать вопрос, что ещё может увеличить турпоток в город и будет работать в связке с уже построенными объектами. Напомню, что основными центрами туризма в городе являются аквапарк с водолечебницей и круглогодичный горнолыжный спуск Snow Arena. "Канатная дорога!  - восклицает мэр - которая соединит аквапарк и "Сноу Арену" на другом берегу Немана". В этот момент я вспоминаю все "мозговые штурмы" на тему "как поднять туризм" в наших властных туристических кругах, на которых я присутствовал. В страшном сне никто бы не придумал в Кобрине к аквапарку провести канатку от автовокзала, например. 

Традиционно и аналогично нашей, литовская общественность начала ставить под сомнение целесообразность этого проекта. В ответ на экране появляются цифры туристических визитов в город. В 2006 году, когда та же общественность ставила под сомнение аквапарк, город посетило около 150 000 туристов. В 2015-м эта цифра превысит 280 000 человек. И аквапарк, по заверению инфо-центра и мэра, играет далеко не последнюю роль. Snow Arena пользуется спросом не совсем так, как планировалось. Задумывалась она как горные лыжи летом, но психологию людей не сломать - все лезут на искусственную гору, когда на улице снег и мороз. И для того, чтобы у туристов и горожан не было отговорок прокатиться в "Сноу Арену" в любое время года в духе "Ой, это же надо объезжать на другой берег", запущена канатка прямо от дверей аквапарка AQUA.

Естественно, много говориться про экологически чистый край, в котором не может не появиться экологически чистый транспорт. Наглядно демонстрируется, что жертвами строительства канатной дороги стали считанные деревья в густом лесном массиве - "зеленые" в восторге. Строительство было поручено швейцарской компании Bartholet, которая по всему миру возводит разного рода подвесные чудеса. Оперировать новым видом общественного транспорта будет один из крупных литовских перевозчиков - фирма Kautra. Очень мило прозвучала ремарка директора этой компании: "Мы никогда не управляли таким транспортом, но будем учиться". Для любителей посчитать деньги, сообщаю, проект обошёлся в 3,9 млн. евро. Половина средств из муниципального бюджета, а вторая половина - частные компании и фоны.

Самое время стать одним из первых пассажиров. Пойдемте, покатаемся. 

Стоимость проезда составляет 3 евро в одну сторону и 5 евро "туда-обратно". Дети до 5 лет едут бесплатно. Каждая кабинка вмещает до 10 человек. Конструкция предполагает возможность "полета" людей с ограниченными возможностями.

С утра дорогу обкатывали сотрудники дороги. А это первые настоящие пассажиры нового литовского общественного транспорта.

Механизм дороги не издаёт никаких пугающих звуков - всё идет в штатном режиме. 

Представитель швейцарской фирмы Bartholet сам встречал кабины, которые возвращались из первой поездки. Была видна некоторая озабоченность скрипом по платформе. Думаю, именно этот вопрос исправляли на следующий день многочисленные строители на площадке.

Пассажиры поднимаются на высоту 45 метров. Специальные тросы доставляли к месту строительства на вертолётах. Время в пути от аквапарка до Snow Arena примерно 5 минут. 

Первые пассажиры на выходе в "Сноу Арене" в тот день получали памятные сертификаты о том, что они приняли участие в историческом событии. Среди первых туристов был замечен и мэр белорусского Гродно.

В Snow Arena кроме самого горнолыжного спуска работает буфет, есть несколько игровых зон для детей. Только стоит понимать, что температура в этом помещении далека от средней комнатной - всё-таки сооружение полно искусственного снега. Кстати, мозг рад обманываться. Действительно, поездка на канатной дороге рождает ощущение, что ты приехал на высокую гору кататься на лыжах. Уверен, этого не происходит, когда приезжаешь сюда на машине.

Вид на санаторий "Беларусь" из кабины канатной дороги.

Официальное открытие собрало немало людей по меркам несезона и погоды у нижней посадочной станции. Наверное, так выглядит ажиотаж в Друскининкай.

Когда несколько лет в Друскининкай открыли круглогодичную горнолыжную трассу в Snow Arena, я было хмыкнул "Ага, как в Эмиратах, ну-ну, куда им?". В этот раз моё ощущение уже было более позитивным, а сравнение с ОАЭ сохранились. И правда, подумайте, что в литовском маленьком городке, что на берегах Персидского залива на ровном месте в буквальном смысле слова строятся нетривиальные объекты, которые будут служить как местным жителям, так и привлекать туристов. И во всём этом видна программность действий, последовательный подход. Поэтому, уверен, эти летающие коробочки над Друскининкай - не последний проект города-курорта. Приоткрою тайну, здесь попахивает "морем под крышей". Понимаете, белорусы?

Чтобы отметить своё первый "полет" на литовской канатке, я воспользовался несезонным отсутствием туристов и отправился на семейный ужин в ресторан одного из лучших отелей курорта - Europa Royale Druskininkai. Было очень вкусно. 

Автор благодарит Информационный центр по туризму и бизнесу города Друскининкай за приглашение и помощь в организации поездки.

Туры в Литву на Holiday.by