Самым трудным началом этой части рассказа о поездке в Стамбул был выбор набора меток для материала. С одной стороны, речь идет про авиакомпанию Turkish Airlines и обслуживающие её фирмы. С другой - после личного опыта щелчки мышки были уверенными на словах «ресторан», «национальная кухня» и даже «гастрономический туризм». А как иначе описать знакомство с Turkish DO&CO, которая в качестве слогана вынесла фразу «компания гастрономического развлечения» (вольный перевод "Gourmet Entertainment" - авт.)? 

После визита в Центр лётной подготовки "Турецких авиалиний", мы отправились на обед. Всё было бы тривиально, если бы это не был обед в тренинг-центре турецкого офиса DO&CO. Будучи пассажиром бизнес-класса по маршруту Минск-Стамбул ваш покорный слуга успел испытать на себе сервис и еду от этой известной на весь мир компании. Стало любопытно сравнить обслуживание в воздухе и на земле и посмотреть, как и где готовят еду, подающуюся на высоте.

На фото вы видите, как выглядит обслуживание в бизнес-классе и еда в эконом-классе на рейсе Turkish Airlines. Это вы можете сравнить с увиденным в головном офисе компании.

В самом начале полета вам предлагают натуральные напитки. Я выбрал домашний лимонад с мятой. Затем «шеф-повар» раздаёт меню с просьбой определиться с горячим блюдом и напитками. Меню только на английском языке, но «Турецкие авиалинии» стараются, чтобы на рейсах в русскоязычные регионы среди обслуживающего персонала был русскоговорящий сотрудник. У нас такой была турецкая бортпроводница на обратном пути в Минск. 

Горячие полотенца для мытья рук, охлажденные металлические столовые приборы, скатерти, мелкие детали в виде солонки и перечницы, перемена блюд - всё это складывается в картину визита в ресторан, но никак не банального полета.

«Шеф-повар» несколько раз поинтересовался, понравилась ли мне моя говядина с картофелем. После основного приёма пищи были напитки. Алкоголь вредит вашему и нашему здоровью, поэтому спиртному на борту я предпочёл настоящий кофе по-турецки. 

А как же люди за перегородкой? Как они там? Эти вопросы меня волновали всю дорогу до Стамбула, поэтому на обратном пути я узнал, чем кормят пассажиров эконом-класса Turkish Airlines. Здесь и речи о полноценном горячем обеде не идёт. При этом, на подносе имеется всё, чтобы утолить голод во время перелёта. Как говорилось в первой части репортажа, за 24 часа до вылета можно связаться с офисом «Турецких авиалиний», чтобы заказать меню согласно персональным особенностям. Пример такого «специального меню» из морепродуктов на двух последних фотографиях выше. Про цены на перелеты между Минском и Стамбулом в зависимости от класса читайте в первой части репортажа.

Вот с такими воспоминаниями о бортовом питании я проходил через рамку металлодетектора на входе в стамбульский офис кейтеринговой компании DO&CO - месте, где всё это придумали и приготовили.

Ну а чего мы ждали? Наш обед снова проходил на высоте. Кто бы сомневался, что в глобальной кейтеринговой компании, работающей с 27 кухнями в 10 странах мира на 3 континентах, не будет своего тренажёра? Нашу группу усадили в точной копии бизнес-класса одной из моделей самолетов и стали угощать по высоким стандартам DO&CO. 

Под этот уже местами знакомый обед хорошо воспринималась общая информация о самой компании Turkish DO&CO. Корпорация владеет несколькими брендами. Кроме кейтеринговой фирмы, речь идет о люксовом кондитерском бренде Demel (Вена, Австрия), организации эксклюзивных мероприятий в Великобритании под маркой Fortnum & Mason, сети люксовых продуктовых магазинов Hediard во Франции и магазинов органической еды Henry. Собственные рестораны, бизнес-лаунжи в аэропортах, отели - всё это про DO&CO.

Turkish DO&CO является совместным предприятием с "Турецкими авиалиниями". Здесь работает около 4000 человек. В сутки компания обслуживает около 600 вылетов, что составляет 200 000 порций еды. Представляете? 

Отдельно я хочу рассказать про ценности, которые компания Turkish DO&CO ставит во главу угла. Это тот случай, когда ты делишься не просто сухими словами из презентации, а собственным положительным опытом. 

Еда и сервис для "Турецких авиалиний" возведены в культ, чтобы стать лучшей авиакомпанией в мире по уровню этих услуг. Авиакомпания является посланником Турции по всему миру, давая возможность миллионам пассажирам ощутить страну через национальную кухню и гостеприимство на борту. 

В тренинг-центре DO&CO в Стамбуле разрабатывают каждую мелочь, которую на себе будут ощущать пассажиры. Оформление меню как в ресторане, форма заварника для чая, материалы скатертей и форма тележки для блюд, разработка дизайна бизнес-зон в аэропортах и выработка процедур обслуживания - над всем этим здесь работает огромная команда специалистов.

Так в 2010 году был запущен проект «Летающий шеф-повар» и за это время было подготовлено свыше 280 таких специалистов. Именно они создают неповторимую атмосферу в бизнес-классах во время длительных перелетов. Всё это скромно названо «Perfect Gourmet Entertainment» (уникальное кулинарное развлечение в воздухе - авт.). 

Бортпроводники проходят обучение в залах и на кухнях. которые в деталях повторяют салоны бизнес- и эконом-класса ряда моделей самолетов «Турецких авиалиний». По соседству специалисты колдуют над составлением и оформлением меню, а также формой посуды и столовых приборов.

Но самое интересное в этом посещении - визит на кухню, где готовится еда. Надеваем халаты-чепчики и вперед по цехам DO&CO!

Так выглядят цеха Turkish DO&CO, где каждый день круглые сутки готовят свежайшую еду для 200 000 пассажиров. И если кому-то что-то здесь покажется неэстетичным, то могу сказать, что несмотря на прошедший недавно обед, аппетит после похода на кухню разыгрался не на шутку. Четкость и слаженность большого числа поваров и персонала действительно впечатлила - ведь чья-то заминка означает задержку подачи питания на рейс, а самолет уже стоит в сотне метров отсюда, готовый выехать на взлётную полосу. 

 

К слову про «каждый на своём месте» и кейтеринге Turkish Airlines. Авиалинии большой упор в рекламе делают именно на кухню. В одном из ТВ-роликов Кобе Брайнт (баскетболист, одно из официальных рекламных лиц «Турецких авиалиний» - авт.) меняется местами с шеф-поваром, считая, что готовить на борту очень просто. Посмотрите этот ролик прямо сейчас.

 Здесь упаковывается еда для внутренних перелетов.

Здесь в специальные контейнеры складывают наборы еды для эконом-класса Turkish Airlines. 

 

 Контейнеры со свежей едой готовы к тому, чтобы их загрузили в самолеты.

В этих контейнерах еда для бизнес-класса, эконом-класса, а также персонально приготовленные блюда для VIP-пассажиров. На такие наборы прямо на кухне наклеивают бирку с именем и фамилией гостя.

Диспетчеры DO&CO отслеживают, чтобы каждый пассажир на каждом рейсе получил свою еду. Отсюда видно, как грузовики с контейнерами выезжают к самолётам. Кейтеринговая компания обслуживает не только Turkish Airlines. В числе её клиентов свыше 25 авиакомпаний по всему миру. Среди них известные белорусам Etihad, LOT, Lufthansa, Austrian Airlines, Emirates, Qatar, МАУ и т.д.

И чтобы окончательно убедиться в уровне сервиса DO&CO по пути в Минск мы побывали в бизнес-лаунже в стамбульском аэропорту имени Ататюрка. Это один из самых больших бизнес-лаунжей в Европе. Доступ в него имеют пассажиры бизнес-класса, владельцы карт Miles and Smiles уровня Элит и Элит+ (даже если они летят эконом-классом), а также владельцы карт уровня Gold других авиакомпаний, входящих в Star Alliance, путешествующие рейсом «Турецких Авиалиний». 

Чтобы попасть внутрь следует предъявить билет на рецепции, затем пройти через специальный турникет. Перед вами 6 000 кв.метров релакса высокого уровня. Не зря авторитетная организация Skytrax оценила своими дипломами этот лаунж. Внутри людно, поэтому охотно верится, что в год примерно 1,5 млн. человек пользуются услугами Lounge Istanbul. Пройдемся по обоим этажам!

 Употребление алкоголя может навредить вашему здоровью. поэтому пойдем дальше.

 

 

О том, что бизнес-лаундж Turkish Airlines в Стамбуле место достойное говорят не только фотографии, но и факт того, что сразу несколько моих знакомых по возвращению поинтересовались, побывал ли я в нём. Единственный минус, который я для себя нашёл, заключается в том, что в лаундже надо самому следить за временем посадки на свой рейс - оно не объявляется по громкой связи. Стоит помнить, что в аэропорту Ататюрка больше двух сотен гейтов для вылетов. Поэтому, если вы изрядно предались неге Istanbul Lounge и не уследили за часами, бег на посадку с препятствиями вам обеспечен.

В день нашего возвращения в Минск погода не припятствовала полётам. За день до этого, говорят, ряд рейсов был отменен в связи с порывистым ветром в Стамбуле. Не переключайтесь и вы узнаете, что можно посмотреть в Стамбуле за полдня, если на улице не самая лучшая погода. 

И напоследок ещё один хороший ролик «Турецких Авиалиний» с двумя футболистами, который просмотрели свыше 62 миллионов раз. Минутка кулинарно-спортивной рекламы.

Holiday.by выражает благодарность Представительству Turkish Airlines в Беларуси за организацию поездки.

Авиабилеты онлайн на Holiday.by

Смотрите по теме:

Пассажиры не видят: где обучают пилотов авиакомпании Turkish Airlines

Топ-5 мест Стамбула: обязательная программа, точки для селфи и рекомендованные кафе

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах