Любое приключение должно с чего-либо начаться… банально, но даже здесь это правда… Льюис Кэрролл "Алиса в стране чудес"

Молодая семья из Минска вместе с годовалой дочкой со сказочным именем Алиса путешествует по Европе, собирает коллекцию книг Льюис Кэрролл из разных городов и не боится приключений. К году Алиса вместе с родителями посетила Польшу, Литву, Эстонию, Латвию, Францию, Бельгию, Голландию, а в данный момент собирается в Чехию.

Сегодня героиня нашей рубрики «Паспортный контроль» - маленькая Алиса, которая за год жизни увидела 9 стран, попробовала все виды транспорта и доказала, что рождение ребенка не ставит крест на путешествиях для родителей, а наоборот, открывает новые возможности для блестящих открытий. О личных впечатлениях малышку мы обязательно спросим через несколько лет, когда она научиться разговаривать, а пока Holiday.by пообщался с её родителями Таней и Тимуром Газизовыми. О том, как, почему и зачем!

Всё началось с «декретной перспективы»

Таня: У нас принято, что женщина рожает и сидит в четырех стенах, с колясочкой гуляет возле дома. Меня такая перспектива убивала страшно, я не могла и не хотела этого. Мы решили для начала попробовать съездить с маленьким ребенком куда-то недалеко, чтобы проверить, каково это – путешествие с ребенком. Нашими пробными странами стали Литва и Польша на личном авто. Всё прошло просто замечательно, Алиса спала в дороге. Так как она на грудном вскармливании – проблем с едой не было вообще. Следующим серьёзным шагом стала поездка в Таллинн.

Тимур: На самое деле, ещё когда Таня была беременна, мы побывали в нескольких странах. Я, в общем-то, и о том, что у нас появится ребенок, узнал в Дюссельдорфе, так что это как-то сложилось само собой. Таня занимается рисованием песком и первая серьезная поездка с ребенком в Таллинн была связана уже с работой. Так как интерес к песочному шоу за границей довольно высок, нас пригласили выступить в русскоязычном садике в Эстонии.

Совместить семью, работу и путешествия

Тимур: Вариантов самолетов и поездов на момент поездки в Таллинн мы не рассматривали. Максимально комфортно, конечно, на машине. У нас же ещё и оборудование для работы с собой было. 600 километров, которые нам предстояли, нас не пугали, потому что мы понимали, что можем остановиться в Риге для небольшого отдыха.

Тогда мы взяли с собой мою маму, понимая, что нам будет сложно заниматься ребенком во время работы, да и помощник в дороге всегда пригодится. И именно мама подбила нас на первое спонтанное путешествие. Прибыв в Ригу и увидев огромный лайнер, она сказала: «Ребята, я не знаю когда ещё в жизни смогу куда-нибудь поехать на лайнере». Мы сравнили перспективы ночевки в отеле в Риги и возможность за это время съездить в Стокгольм на корабле и выбрали второе. Мы вообще ничего не знали о Стокгольме. Но сама возможность! Самолеты – привычно, поезда, машины тоже, а вот на круизном лайнере мы ещё не пробовали. Так за нашими плечами за пару дней было уже три столицы – Вильнюс, Рига и Стокгольм. Сразу скажу, что не советую такую поездку тем, кто мечтает посмотреть город – мы успели катастрофически немного..

Таня: Зато Алиса с таким визгом ползала по коридорам! И нам повезло, что мы не попали в шторм.

Дешёвые перелёты открывают море возможностей побывать в разных странах

Тимур: История второй поездки была более банальна. Просто появились дешевые билеты до Эйндховена от бюджетной авиакомпании.

Таня: Тимур просто позвонил и сказал: «Есть дешевые билеты», а я ответила «Едем!». В итоге получилось $120 на двоих. А потом уже начал складываться маршрут, - рядом же Амстердам, и Брюгге недалеко, а там и Франция, а дальше и до самого Парижа недалеко. Взяли с собой маму Тимура и полетели.

Дневной сон в аэропорту

Тимур: Раскроем маленькие хитрости. Дешевые билеты – это ограниченное количество багажа и, понятно, что нас всего двое и взять какой-то вместительный чемодан не получится. Поэтому мы взяли один платный багаж. Второй вопрос – для маленького ребенка можно взять на борт самолета только одну крупную вещь. Конечно, с собой нужна коляска для прогулок. Но так как мы арендовали там машину, нам нужно было ещё и детское автокресло.

Таня: А это уже вопрос бюджета. Его прокат стоит там около 60 евро за 5 дней. За эти деньги здесь мы могли бы купить новое.

Тимур: В итоге, мы нашли клёвую коляску, которая складывается так, что вмещается как раз в чемодан, который шёл как оплаченный багаж и по весу всего 8 кг, так что туда же в чемодан вошли и баночки с питанием и детские вещи. Так, у нас с собой было всё необходимое – и коляска, и автокресло. Машину, к слову, арендовали без проблем, подвохов и проволочек. Арендованная машина – это комфорт и свобода действий. С авто мы можем посетить любой европейский город, а учитывая, что между ними 200-250 км. и с учетом хороших дорог всего за 2-3 часа ты можешь оказаться в любом хорошем месте. За это время ребенок просто не успевает устать от поездки. Да и в самолёте Алиса чувствовала себя отлично.

Удобная коляска для поездок по Европе

«Что привозить из путешествий, мы определились сразу»

Тимур: Идея собирать книги «Алиса в стране чудес», пришла в голову ещё когда Таня была беременна. Зная историю этой книги и неоднозначное к ней отношение, о необычных иллюстрациях к книге и разных переводах в каждой стране, мы решили собрать коллекцию и сравнить. А наша Алиса лишь подтолкнула нас к осуществлению этой задумки.

Таня: Почти сразу решили, что привозить из путешествий будем книги «Алиса в стране чудес». Самую первую нашу книгу мы нашли на блошином рынке в Голландии. После этого мы уже точно знали, что будем искать в Париже, нашем следующем городе.

Тимур: Ну, а где же искать такую вещь в Париже, как не у уличных художников возле Нотр-Дама. Тогда мы подумали, что прикольно собирать не новые книги, а именно книги с историей, которых не мало на европейских блошиных рынках и в частных книжных магазинах.

Таня: Как только наши знакомые стали узнавать о нашем увлечении – к нам начали приходить посылки и подарки из других городов. Сейчас у нас есть и книга за 1 рубль 60 копеек, и книга из Киева с иллюстрациями от украинской художницы Гапчинской. Книгу из Минска мы купили новую – всё-таки отсюда началась история нашей Алисы.

Про сложности в поездках

Таня: Каких-то бытовых проблем у нас не было. Со сменой памперса, например, проблем нет совсем. На заправках в Европе есть пеленальные столики, если нет – то в любом кафе можно спросить и европейцы обязательно предложат какой-то вариант – свободный столик или диванчик. Там же спрашивали про кипяток для приготовления каш, - нам ни разу не отказали, наоборот европейцы очень доброжелательны и участливы.

Тимур: Сложности бывают, когда едешь долго в машине. У нас был один длительный переезд – 5 часов и мы долго простояли в пробках. Вот там было тяжело. Алиса начала плакать, а там же из машины не выйдешь никуда. А вообще обычно, если ребенок начинает плакать, если ей надоедает сидеть, мы просто останавливаемся на заправке и гуляем минут 20, ходим, кушаем и едем дальше.

Таня: На самом деле, в путешествии тоже самое, что и дома, только меняется окружение. Что мы бы делали здесь – сидели бы смотрели фильмы, читали бы книги, ну а что дальше. Нам хочется что-то видеть, что-то открывать, ну и, конечно, лучше всё это делать вместе с ребёнком.

Тимур: С ребенком на границах пропускают без очереди. Отдельное спасибо за это белорусским пограничникам, хотя и на других границах проблем с очередями не было. Все как-то с пониманием относятся.

Паспорт Алисы уже похож на "взрослый"

Реально ли отдохнуть с маленьким ребёнком?

Таня: Меня об это многие спрашивают. Как раньше до ребёнка, когда приезжаешь и отдыхаешь – сразу скажу, что нет. Но из-за смены обстановки как-то переключаешься, разряжаешься эмоционально.

Тимур: Все планы мы строили в зависимости от распорядка дня ребёнка. Мы под него просто подстраиваемся. То есть мы знали, что гуляем до обеда, потом мы должны вернуться домой, чтобы покормить ребёнка. В ресторанах тяжело накормить чем-то маленького ребёнка, а снимая квартиру – это не проблема. У тебя есть всё, что есть дома под рукой – плита, кастрюли, посуда, холодильник. Кстати, о питании. Совсем нет необходимости покупать что-то тут из детского питания и везти с собой. В Европе есть абсолютно всё, а ассортимент детского питания ещё больше и дешевле, чем здесь.

Таня: После обеда мы обычно немного отдыхаем, потому что мы устаем, гуляя пешком, а Алиса наоборот бегает всё это время, так как во время прогулок она в основном сидит в коляске или спит. Потом мы опять идем гулять.

В Амстердаме

Тимур: Ребёнок, конечно, меняет какие-то твои привычки. Но это тоже самое, что и в жизни дома. Ребёнок – это данность и тебе в любом случае будет с ним хорошо, просто теперь надо к планированию относиться тщательнее. Пока мы путешествовали до года – капризов не было. Но она взрослеет и мы, собираясь сейчас в очередную поездку в Чехию, уже не можем сказать, как она поведет себя в этот раз. Нам рассказывали про случаи, когда ребёнка не могут усадить в детское кресло. Это ведь настоящая беда, например. И Алису мы иногда заставляли, и кривлялась иногда, но потом привыкла. Сейчас просто – пристегнулись и поехали.

Таня: А я научилась кормить в дороге. Соответственно одеваюсь, чтобы легко было кормить грудью. Но сейчас уже подросла, так что будем смотреть, что будет дальше. Но точно ездить будем. Хоть и говорят, что дети ничего не запоминают в таком возрасте, мы видим, что наша девочка растет более открытой к людям, не прячется никогда, очень улыбчива. Возможно, это всё-таки что-то значит;)

Интересно, о чем думают дети в такие моменты;)

Советы родителям от родителей

Таня: Мамам не надо бояться путешествовать вместе с детьми. Просто посмотрите на свой день, какие у вас основные функции, что вы вообще делаете целый день с ребенком. И отталкиваясь от этого режима, всё можно спланировать. Нужно ездить, это развивает не только нас, но и детей. Конечно, за нас в первые поездки очень волновалась наша вторая бабушка, но сейчас уже всё волнение прошло. Во все поездки мы пока ездим втроем, не считая Алисы. У нас распределены функции – муж занимается дорогой, маршрутами, проживанием. Моя функция – ребенок: сколько пар колгот взять, чем покормить, что одеть, если холодно. Сейчас уже практически не думаешь о собственном гардеробе. Не надо забывать и о гигиене в поездке – чаще мыть руки, носить с собой антисептический гель. И про самолёт: пассажиры с маленькими детьми имеют право приоритетной посадки, что также очень приятно.

Тимур: Всё зависит только от родителей. Если они постоянно видят проблемы, думают о плохом, говорят о плохом и постоянно жалуются, то лучше не ехать, а вот позитивным и открытым людям обязательно стоит путешествовать. И дети в этом не помеха.

"Алиса и Чеширский Кот "

*В материале использованы фото из семейного архива семьи Газизовых

Все материалы рубрики "Паспортный контроль"

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах