Проект “В поисках цмока” общенациональной кампании “Будзьма беларусамі!” выходит на новый этап!

В предыдущих частях мы узнали, что цмок – это едва ли не более натуральны символ Беларуси, чем аист или зубр! Или, по крайней мере, пусть аист и зубр остаются рядом с цмоком.

За это время мы успели услышать самые разные отзывы о проекте. Одни относятся к нему скептически, другие критикуют, но многие приняли “цмоковую” инициативу с позитивом и воодушевлением! Что говорить, если за это время лучшая баскетбольная команда Беларуси была переименована в “Цмокі”, а власти Лепеля обсуждают цмока в качестве символа региона…

Пришло время увидеть белорусского цмока! Но где его искать? Кампания “Будзьма беларусамі!” обратилась к экспертам – исследователям, фотографам, путешественникам, журналистам… Одним словом, “цмоковедам”!

Мы попросили уважаемых экспертов составить маршрут: куда лучше всего ехать в поисках белорусского цмока? Параллельно собеседники рассказали нам немало историй про наших цмоков – о том, сколько типов есть, и где они обычно живут, как их звали и были ли среди них “цмочихи”…

Беседы с экспертами будут появляться в интернете раз в неделю. Когда все они будут опубликованы, мы предложим вам выбрать из всех перечисленных мест наиболее “цмоковые” на ваш взгляд – и объединим их в маршрут! Первыми этот маршрут опробуют журналисты (говорят, они самые невкусные, и белорусские цмоки едят их без особого аппетита). А затем по этому маршруту сможет поехать каждый из вас!

Цмоковеды Беларуси:

Сергей Харевский: “Чтобы победить белорусского цмока, нужно самому им стать!”

Ирина Дубенецкая: “Я насчитала минимум 9 видов белорусских цмоков”

Сергей Плыткевич: “А на том острове есть внутреннее озеро — чудесное место для цмока!”

Андрей Скидан: “В статуте ВКЛ был артикул “О защите цмоков”!

Андрей Барашко: "Белорусскому цмоку пора зарабатывать деньги!"

Антон Астапович: “Беларуский цмок ел браконьеров и рэкетиров!”

__________________________________________________________________________________________________

Андрей Дыбовский: “Минский цмок живёт в реке Немига!”

Скажем искренне, создатель уникального сайта “Глобус Беларусі” Андрей Дыбовский воспринял предложение кампании “Будзьма!” проложить маршрут белорусских цмоков скептически. Андрей — программист по образованию, поэтому ко “всяким цмокам” относится с усмешкой. Однако Дыбовский — слишком ценный эксперт, чтобы сдаваться так просто! 

Андрей Дыбовский

Наверное, это единственный человек в Беларуси, который объехал 99% наших памятников архитектуры и создал самую полную интернет-энциклопедию, куда попали 10 тысяч объектов на 50 тысячах фотографий. Поэтому вместо “мест, где живёт цмок” мы пошли на уступку, записав от Андрея “места, где мог бы жить белорусский цмок, если бы существовал”.

“Второй подземный этаж дворца Сапег — отличное место для цмока”

— Я коренной минчанин, — говорит Андрей Дыбовский, — поэтому и начну с Минска. Понятно, что в сегодняшнем городе на поверхности цмоку не было бы где спрятаться, поэтому он вынужден жить под землёй. А так как пещер у нас нет, цмок, естественно, выбрал бы нашу подземную реку Немигу, которую загнали в трубы в первой половине ХХ века. Как мы помним, именно с этой рекой (а точнее, с битвой на ней в 1067 году) связано первое упоминание Минска. Да и на нашей памяти, в 1999 году, тут произошла страшная трагедия, когда погибли 53 человека… Если бы я не был программистом, то сказал бы, что это место какое-то мистическое, непростое. И цмока тут можно было бы представить. В конце концов, если мы не видим саму реку, то представить там можно всё что угодно. 

Дальше Андрей предлагает перенестись сразу в Пружанский район, в дворец Сапег в Ружанах

Дворец Сапег в Ружанах

— Наверное, это единственная старая застройка в Беларуси, где я своими глазами видел два подземных уровня, — говорит Дыбовский. — Ну а раз уж у нас принято всякие подземелья связывать с таинственностью и загадочностью, почему бы не представить, что белорусский цмок мог жить именно там? По хорошему счету, даже если до реставрации самого дворца руки дойдут не скоро (пока восстановлены только ворота и два прилегающих корпуса), то организовать безопасное посещение этих ходов было бы полезно, потому что люди все равно лазят туда самостоятельно, а это небезопасно для жизни. А во время экскурсии можно было бы и цмока туда приплести! 

Путешествуя по Брестчине, Дыбовский предлагает заглянуть в усадьбу Рейтанов Грушевка (Ляховичский район).

Усадьба Рейтанов, Грушевка (Ляховичский район)

— Там осталась одна из самых живописных в Беларуси усыпальниц. Сегодня она в неплохом состоянии, но требует реставрации. Стоит на опушке, недалеко от самой усадьбы. Вековые деревья и огромная усыпальница в ретроспективно-готическом стиле делают это место особенно возвышенным. Не будем селить нашего цмока в саму усыпальницу, но сидеть где-то рядом в лесу и охранять её он бы мог. 

“Говорят, у этого блиндажа есть и второй, подземный этаж…”

Там же, на Брестчине, стоит заглянуть в местечко Высокое, считает наш эксперт.

Замок Сапег в Высоком, Брестская область

— Тут также стоял замок Сапег второй половины XVII века, — объясняет Дыбовский. — К огромному сожалению, от него остались только ворота и остатки земляных укреплений. Но и это даёт нам представление о величии замка. Руины ворот поднимаются над водой, вокруг холмы поросли деревьями — место очень живописное. А если уж мы поселили цмока в подземелье резиденции Сапег, то представим, что периодически наш цмок заходил в гости и сюда. Если же цмока вы там не найдёте, рекомендую посмотреть в Высоком Троицкий костёл 1772 года, усадьбу Потоцких 1816 года, монастырь бонифратов 1773 года, руины двух синагог и старинную городскую застройку. 

Продолжая путешествие по югу Беларуси, наш эксперт приглашает в деревню Поречье Пинского района. 

— Для разнообразия маршрута поселим нашего цмока в… самый большой немецкий блиндаж времён Первой мировой войны, — предлагает Андрей. — Блиндажу, как вы понимаете, почти 100 лет, и он так умело спрятан в лесу, что и теперь заметить его нелегко! Издалека выглядит как обычный пригорок, поросший деревьями. Блиндаж очень большой — в середине длинный коридор, от которого отходят комнаты. Исследователи считают, что тут мог быть штаб или госпиталь. Местные краеведы рассказали мне, что на самом деле блиндаж двухэтажный — еще один этаж идёт под землю и теперь завален мусором. И как будто в этом блиндаже целых полтора десятка комнат! К слову, в Поречье рекомендую посмотреть также сахарный завод Скирмунтов. Его основатель Александр Скирмунт — автор первого известного на сегодня белорусского патента. Связано изобретение Скирмунта с выпариванием сахарного сиропа, которое ускорило процесс в разы. Усадьба не сохранилась, но в парке можно увидеть могилу Романа Скирмунта — человека, который в 1918 году поддержал создание Белорусской Народной Республики. В сентябре 1939 его без суда и следствия убили приверженцы новой советской власти… 

На окраине Брестской области Дыбовский предлагает посетить два места. Первое — усадьбу Стайки Барановичского района. 

Усадьба Лашкевичей, Стайки (Барановичский район)

— Эта усадьба — демонстрация нашего сегодняшнего безразличия, — возмущается Дыбовский. — Она в очень хорошем состоянии — стены стоят целые, только крыша местами обвалилась. Усадьба непобелена, из красного кирпича, сбоку у неё очень оригинальная башенка, но разрушается буквально на глазах, никому не нужная… И таких усадеб у нас сотни! Я не против, чтобы нашлись люди, которые “поселят” туда цмока или кого угодно ещё. Если это поможет спасти наши памятники архитектуры — чудесно!

Из Стаек стоит заехать в Большую Сваротву (также Барановичский район).

Троицкая церковь, Большая Сваротва (Барановичский район)

— Это единственная в Беларуси треугольная церковь! Понятное дело, без цмоков тут никак не могло обойтись! — смеется Андрей Дыбовский. — Ещё несколько лет назад она стояла в руинах и производила особенно таинственное впечатление. Теперь служитель церкви восстановил её, спасибо ему! Поэтому в самом храме цмока уже точно нет, но вокруг можно поискать! Почему церковь треугольная, единого мнения нет, версии самые разные. И что денег на четвертую стену не хватило, и что сделали так, чтобы среди других храмов выделялась, и что масоны руку приложили… 

“Если цмока не найдёте, по крайней мере на зубы мамонта посмотрите!”

Из Брестской области мы переносимся в Гомельскую. 

Иезуитский костел в Юровичах (Гомельская область)

— Подходящее место для нашего маршрута — деревня Юровичи Калинковичского района, — говорит Андрей Дыбовский. — 28 тысяч лет назад наши предки организовали здесь одну из самых первых стоянок (поселений) на территории Беларуси. Археологи нашли здесь много артефактов того времени. А кости, бивни и даже зубы мамонтов можно увидеть в местном школьном музее. Так что, если цмока не найдете, то по крайней мере это посмотреть очень интересно! Здесь восстанавливается иезуитский костёл и монастырь 1726 года.

В Ветковском районе Гомельской области есть усадьба Рудня, которая находится в поселке Первомайский, но иногда ее относят и к соседней деревни Речки.

Усадьба Рудня в Чернобыльской зоне

— Эта усадьба конца XIX века попала в Чернобыльскую зону, — рассказывает Андрей. — Вокруг на много километров нет людей, стоят заброшенные дома... Атмосфера там особая, очень тревожная. При этом дикие животные чувствуют себя там действительно вольготно — и кабаны, и волки... Думаю, люди с хорошей фантазией могут представить где-то там и цмока.

На Гродненщине Андрей Дыбовский также предлагает несколько пунктов маршрута.

— Я читал мнения остальных экспертов "Будзьма!" о том, что цмоки живут в озерах, — вспоминает Андрей. — Если допустить это, я бы назвал озеро Свитязь (Новогрудский район). Оно необыкновенно красивое! Да и Мицкевич недаром прославил его в своей поэме. Если бы я был цмоком, то наверняка поселился бы именно здесь!

Неподалеку есть деревня Новодевятковичи.

— Когда-то здесь стоял большой дворец Слизней, — говорит наш эксперт. — Как рассказывают местные жители, его уничтожили партизаны в конце войны. Но от дворца, говорят, сохранились подземные ходы — один якобы к костёлу, второй — в барский парк. То, что они есть, — это точно. Четыре года назад в один из этих ходов провалился колхозный грузовик. Местный учитель истории нашел там человеческие останки и некоторые старые вещи, например, подсвечники... Так что если говорить о таинственных подземельях, то эта точка должна попасть в маршрут!

В Островецком районе Андрею Дыбовскому запомнилась старообрядческая церковь XIX века в Стрыпишках.

— Там на много километров вокруг нет людей, церковь стоит практически посреди леса, — комментирует Дыбовский. — Она заброшена, но в довольно хорошем состоянии. Не знаю, почему, но когда вы попросили составить "маршрут белорусских цмоков", мне сразу вспомнилось это место.

Завершить маршрут Андрей Дыбовский предложил в Пустынках, где находится старинный монастырь.

Монастырь в Пустнынках

— Согласно легенде его основал великий князь Ольгерд в 1380 году. Сын Ольгерда Лугвен ослеп, и кто-то посоветовал ему прийти к чудодейственному источнику в этом месте. К Лугвену вернулось зрение, и Ольгерд основал монастырь. Источник действует и сейчас! Еще несколько лет назад монастырь был полностью заброшен и производил таинственное впечатление. Потом сюда пришли монахи, стали его восстанавливать — и вдруг на стене одной из комнат проявился лик Христа... А всего в 200 метрах от монастыря проходит граница с Россией... Короче, это интересное место, чтобы закончить на нем наше путешествие.

Маршрут белорусских цмоков по версии Андрея Дыбовского

Предлагаем вашему вниманию видеоверсию маршрута белорусских цмоков от Андрея Дыбовского.

Текст, фото и видео Глеба Лободенко

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах