Ну не знают в белорусском гостеприимстве, как этот чёртов «бренд» применить к себе. И на столице попробовали – не случилось. Село туристическое решили «обрендить» - никто не понял, что к чему. «Годом гостеприимства» 365-дневку назначили – не стало лучше. И тут «Эврика!». Это как с акцизами на водку и топливо – надо просто взять деньги из воздуха. Кого-то надо обязать платить просто так! А всем сказать, что во имя «Великого Бренда Гостеприимства и Развития Въездного Туризма». Ну, и на благо народа, само собой.

Иллюстрация к повести Марка Сергеева
Иллюстрация к повести Марка Сергеева "Волшебная галоша". Источник: lib.ru

Не так давно, в рамках одной отраслевой конференции, директор «Замкового комплекса «Мир» Ольга Попко в присутствии коллег по цеху недружелюбно высказалась о наружной рекламе турфирмы «ДорТур». Мол, посмотрите, на вокзале в Минске размещен рекламный щит с экскурсиями по Беларуси, Мирский замок на нём изображен, а не сообщили и не заплатили за право использовать этот образ в своих целях. Дескать, эта ситуация скоро изменится.

На тот момент звучало почти абсурдом. И вот сегодня читаем в «Беларуси Сегодня» новость дня туристической Беларуси: «Каждый, кто тиражирует очертания крепостей или их интерьеры, должен отчислять процент собственнику — или Национальному историко–культурному музею–заповеднику «Несвиж», или Замковому комплексу «Мир». Соответствующие права уже оформил «Несвиж», «Мир» подал документы на регистрацию своих брэндов». Но даже это не самое главное, а то, что в домашних целях «тиражировать» можно, а вот в коммерческих – уже ни-ни.

Замок в Несвиже. Фото Андрея Барашко
Замок в Несвиже. Фото Андрея Барашко

Как быть художнику из Постав, например, который в глаза не видел Несвижского замка, а срисовал его с советской открытки санатория, но продал своё произведение искусства за границу, где оно по каким-то стечениям обстоятельств стало шедевром, за что ему заплатили миллион долларов, и об этом узнал директор нынешнего музея? Ведь наш «хэритэйдж» был им нещадно «юзед», чтобы получить иностранные «мани»! Ай-яй-яй! Тут же этот Тюбик А.А. получает исковой документ, что он должен… должен… а кому он должен, за что должен? Это уже второй важный вопрос.

Резиденция Радзивиллов в Несвиже в начале 2000-х годов. Автор фото Андрей Барашко
Резиденция Радзивиллов в Несвиже в начале 2000-х годов. Автор фото Андрей Барашко

Кто сегодня стал обладателями «уникальных» очертаний тех объектов, что были построены несколько веков тому? И какие это очертания? С одной стороны, проблема, а с другой – шанс у самой Госпожи Истории взять реванш у СМУ, которые доблестно жгли и евроремонтировали замки. Если ремесленнику нельзя вырезать, а предпринимателю - заказать в Китае сувенир с изображением сегодняшнего трёхбашенного фасада Мирского замка или вида Несвижской резиденции, то никто не запретит им изобразить те же объекты, но… до современной реконструкции. Всего пятнадцать лет назад в Мире шпили замка были не такими заостренными, а башня дворца в Несвиже имела другие контуры. Если что, у автора этих строк есть парочка плёночных фотографий начала 2000-х, обращайтесь бесплатно.

Скоро так может выглядеть покупка недорогого магнита с Мирским замком. Кадр из фильма Л.Гайдая
Скоро так может выглядеть покупка недорогого магнита с Мирским замком. Кадр из фильма Л.Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию"

Возможен и другой вариант, когда силуэты дворцов будут сознательно искажаться или видоизменяться на сувенирной продукции. Вроде похоже, но это же… Abidas! Китайцам только в радость такие заказы будут – хочешь башню пририсуй, хочешь - назови «Мирски замак». И всё. Идея «заработать на бренде» самым белорусским образом разлетается в клочья. Живо рисуются картины заседания какой-нибудь высокой комиссии, когда сличаются официальные ракурсы со всеми неофициальными. Ремесленники вообще будут рады: одно неверное движение руки – и ты освобожден от уплаты пошлины. Чем менее качественным будет сувенир на прилавке лавчонки, тем меньше шансов у ИПшника, торгующего сувенирами, встретиться с госпожой Попко в суде.

Разговор про ракурсы упирается в тупик, когда речь идет о съемке с воздуха или вообще о взгляде на объекты под каким-либо «другим углом». Достаточно вспомнить фотографа Сергея Плыткевича и его вертолётный облёт синеокой. Выходит, художник-реалист вынужден будет «за силуэты» отстегнуть, а кубисту дан полный карт-бланш «тиражировать» Несвижский дворец в его личной трактовке.

Возможно, так директора музеев, которым повезло управлять двумя белорусскими замками, борются за право продавать туристам (задорого, наверняка! – авт.) некие эксклюзивные сувениры. На это указывает ещё одна мысль из статьи в «Беларусь Сегодня»: «Сергей Климов, директор «Несвижа», за то, чтобы богатства заповедника популяризовались — в книгах, на магнитах, майках и т.п., но против того, чтобы использовались кем–то лишь для своей личной выгоды». Однако тут же идет намёк на продукты питания и сувениры с символикой музеев, которые можно купить только на территории комплексов. Официальные сувениры – это нормально и очень хорошо. Они всегда стоят дороже, выше ценятся среди туристов, так как обладают определенной эксклюзивностью, привязанной к месту. Но неужели мы скоро увидим людей в штатском около двух памятников ЮНЕСКО в нашей стране, которые будут подходить к фотографу с профессиональной камерой и говорить «Пройдемте!». А потом в одном из подземелий вести беседу, для каких целей был сделан этот снимок. С мольбертом к замкам на каком расстоянии теперь можно?

В фантастическом фильме
В фантастическом фильме "Люди в чёрном" у случайных свидетелей космических пришельцев спецагенты стирали память вспышкой из специальных устройств. Кадр из фильма режиссёра Барри Зонненфельда

Всё идет к тому, что нам нужны «люди в чёрном». Как в известном голливудском фильме – на выходе с территории музеев вспышка в глаза, и турист ничего не помнит и не может воспроизвести. Идеально! Более затратный вариант, но также возможен в нашей реальности – обнести Несвижский и Мирский замки плотной тканью (и обязательно сверху также – авт.). Посадить бабушку с кассой, и брать деньги за «право любоваться» наследием нашей страны. Ведь эта загадочная и многогранная фраза директора «Несвижа» в газетной статье: «… от народа ничего не прячется, но отныне выручка будет поступать не только, например, полиграфической фирме, ликеро–водочному или хлебозаводу, которые решили разместить изображение замка на своей продукции, а определенный процент — заповеднику, который сохраняет национальное достояние…» открывает широкие горизонты для взимания денег и обоснования любых действий.

Автор этих строк мечтает взять интервью у Наполеона Орды, имел ли тот письменное разрешение от Святополк-Мирских или Радзивиллов на тиражирование в своих литографиях обсуждаемых белорусских замков.

Если вернуться к самому понятию «бренда», то наиболее применимым к сфере гостеприимства, можно считать данное Полом Фельдвиком, директором международной маркетингово-коммуникационной сети DDB Worldwide: «Набор восприятий в воображении потребителя». Мы говорим «Мирский замок» человеку за границей. Какие образы в этот момент всплывают в его голове?

Бороться нужно не с теми, кто тиражирует, то есть «несет в массы», а за то, чтобы как можно больше приезжало, смотрело и увозило в разные уголки планеты. А купит турист официальный шоколад замка или недорогой магнитик за углом - рассудит рынок. Так формируется бренд.

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах