Чтобы побывать на море, не обязательно покупать билет на самолет и выезжать из страны. Каждую весну с разливом реки Припять в Беларусь возвращается мифическое море Геродота.

Чтобы не пропустить явление в этом году, берем Hyundai Creta и Hyundai Accent и отправляемся в автопутешествие по югу Беларуси. Заодно проверим «корейцев» в деле. Не смутят ли их белорусские дороги?

Маршрут, казалось бы, прост: Минск — Туров — Ольшаны — Столин, едем к украинской границе. Но на этом пути нас ожидает самое красивое природное явление нашей страны. Чудо Беларуси — разлив реки Припять. Поэтому с самого раннего утра выезжаем из Минска.

Каждому беларусу в жизни нужно сделать две вещи: увидеть море Геродота и погулять по Ольманскому болоту на закате. Никакого Парижа не надо, после такой красоты можно по-настоящему влюбиться в родину. Цена вопроса — каких-то 30–50 литров топлива. Шенген можно не открывать, а вот сердце — нужно: природа на Полесье очень красивая. Очень, очень красивая.

Одна из машин, что отправилась к морю Геродота — Hyundai Accent с 1,6-литровым бензиновым мотором и шестиступенчатой механикой.

Едем с ощущением, что Accent уже не тот… Машину довели до ума! Выглядит она намного солиднее, чем прежде, уж не Sonata ли нам подсунули? У нее теперь доработанная подвеска, которая не боится неровностей на поворотах. Посадка за рулем, эргономика — почти все без нареканий. Очень удивляет четкость работы механизма коробки передач. Даже у «немцев» такого нет, прямо удивительно.

Но больше всего удивляет подвеска. Энергоемкость? Есть. По грунтовке можно ехать очень быстро без страха ее пробить. Управляемость? Тоже есть. В повороты при желании можно ввинчиваться с визгом резины. И с удовольствием, что самое главное!

Садимся назад и понимаем, что обознались. Это не Sonata. Сзади места на самом деле не так уж и много. Под передние сиденья можно просунуть ноги, но все равно ступням хотелось бы большей свободы. Хорошо, что спинки дивана не стоят вертикально, можно откинуться и ехать. В общем, сзади ездить можно, но это не Sonata.

И к шумоизоляции тоже есть вопросы. Мотора почти не слышно, а вот резина гудит. И дело не в зимних шинах Hankook, а в отсутствии шумоизоляции в арках. На трассе из-за этого гула снизу шумно.

В остальном — никаких претензий. Купить, сделать шумоизоляцию задних арок и ездить с удовольствием за рулем.

Вот оно — море Геродота. Оно действительно было. Еще 2,5 тысячи лет назад отец истории Геродот в своих книгах описывал большое озеро-море, которое находилось на юге современной Беларуси. Он сам его застал в высыхающем виде, а что было до него, никто не записал. Сегодня от моря почти ничего не осталось, но оно все еще не сдается и каждую весну пытается вернуться к своим берегам. Получается, слава богу, не очень. Иначе на Полесье наибольшим спросом пользовались бы не автомобили, а корабли Hyundai, которые корейская компания тоже выпускает.

На гравюре «Литва» в книге Г. Шеделя «Всемирная хроника» XV века изображены острова с крепостями. И все залито водой. Ничего не напоминает? А на картах XVII века Полесье отображалось как цепь огромных озер или болот, где резко падала плотность населенных пунктов. Историки XIX века писали, что крестьяне в пойме Припяти находили якоря и целые суда на весьма большом расстоянии от реки — среди полей.

Было море, да сплыло. Но пока не сдается — и это можно видеть каждую весну на юге Беларуси.

По узкой насыпи земли туда-сюда снуют машины. А деваться некуда, мост Житковичи — Туров треснул 7 декабря 2017 года. Поэтому спешно была построена временная дорога — ездить полешукам ведь нужно как-то во время разлива.

Становимся в очередь на понтонную переправу. Понтон совместно организовали дорожники, спасатели и военные. Причем очень быстро организовали.

Очередь идет тоже быстро — мы даже успели два раза туда-сюда проехать, чтобы на камеры все заснять.

Пересекаем реку Припять, длина которой составляет 775 километров. Забавно, но примерно такое же расстояние мы проехали на машинах за время нашего путешествия.

А мы случайно не уплывем? Держат переправу только два катера — со всей силы гребут своими винтами, сражаясь с потоком реки. Удивительная конструкция в стиле «я у мамы инженер». Но она работает!

Проехали, не уплыли. Пересаживаемся в кроссовер Hyundai Creta — и мчим дальше.

С Hyundai Creta действительно можно «адчуць драйв». Потому что на высокой скорости «кореец» ведет себя породисто, ничем его с траектории не сбить, липнет к асфальту. И в поворотах можно воображать себя гонщиком «Формулы-1» Айртоном Сенной.

Ну ладно, приукрасили, не совсем Айртоном, кроссовер все-таки. Причем даже не Porsche. Но пройти поворот быстро и с удовольствием можно.

А вот на грунтовках точно можно включить режим раллийного гонщика Колина Макрея, потому что Hyundai Creta — это первый «кореец», на котором хочется ехать по неровным дорогам быстро. Так что с подвесками у машины все хорошо: комфорт, управляемость, энергоемкость — все это присутствует. Причем в очень удачном соотношении. Мотор, конечно, не «три литра дизель BMW», но тянет тоже весьма неплохо.

В салоне повсеместно — жесткий пластик. Правда, дешевым он не выглядит, грызть его никто не будет, поэтому к недостаткам этот момент отнести сложно. Так — экономия, которая позволила сделать машину чуть доступнее. Зато посадка за рулем очень удобная и никаких эргономических просчетов нет. Продуманный салон. И просторный, учитывая небольшие габариты автомобиля.

К минусам можно отнести синюю (почти как у «китайцев») подсветку кнопок и небольшой для кроссовера дорожный просвет. Зато полный привод есть, свесы небольшие, веса мало — по бездорожью тоже можно ездить. Но осторожно.

А мы тем временем прибыли в Туров — древнейший город Беларуси и столицу Туровского княжества в XII–XIII вв., что стоит на реке Припять. Город тоже неслабо так затапливает.

Кириллу Туровскому море по колено. Это один из видных церковных деятелей, писатель и священнослужитель. Жил и творил в XII веке — веке феодальной раздробленности беларуских земель. Как известно, Полоцкое княжество после смерти Всеслава Чародея поделено было между его сыновьями. В общем, Туровский жил в эпоху вроде наших 90-х, только намного хуже.

Причем писателем был неплохим: его произведения издавались на протяжении семи веков. Духовное наследие Кирилла Туровского живет и сегодня. Русской Православной церковью он причислен к лику святых.

Продолжим о духовном. Церковь Всех Святых была построена еще в 1810 году и сохранилась в неизменном виде до сих пор. И что тут удивительного? А построена она из дерева — и до сих пор с ней ничего не сделалось. Интересно, доживет ли до 2226 года деревянный каркасный дом, построенный в этом году? А вот раньше точно умели строить на века.

Растущие Туровские кресты, пожалуй, самая известная и загадочная достопримечательность Турова. Когда-то этих крестов было двенадцать, но осталось только три. По легенде, они приплыли в город из Киева по реке Припять сразу после крещения Руси. Самое примечательное в том, что они двигались против течения. Когда же местные жители начали извлекать каменные находки из речки, то вода в ней приобрела ярко-алый цвет…

Забежали на минуточку в комплекс «Древний Туров», который построен на месте древнего храма, разрушенного в 1230 году. В музее можно посмотреть, как Туров выглядел раньше.

Но самая важная информация для потенциального путешественника следующая: в Турове есть целых три гостиницы, одна из которых плавучая. Во время разлива реки Припять остановиться есть где. Особенно рекомендуем кафе Bonfesto при молочном комбинате: в нем делают самые вкусные десерты в стране. Серьезно, даже в Минске таких десертов не найдете.

Так что в Турове можно организовать романтичный курорт выходного дня — с морем, закатом, тортом «Наполеон» и ночью в плавучей гостинице… Венеция просто отдыхает.

Нет, кроме шуток. Какая Венеция? Залил в бак пару-тройку десятков литров топлива — и можно ехать. Никакого шенгена, мучений с выбором туров, самолетов. Сел в машину — и ты в Турове.

Правда, работает эта тема с беларуской Венецией только во время разлива реки.

Если приехать сюда на выходные, нужно обязательно арендовать лодку. Поэтому еще и лодку записываем в план! Где арендовать, не знаем. Просто пришла в голову мысль.

Мы лодку не нашли, поэтому поплавали на сап-серфе, который предусмотрительно захватили с собой.

Катимся по окрестностям Турова. Совсем скоро море Геродота вернется в Припять, и за машинами на фото никакой воды уже не будет. Будет, как в том фильме… Видишь море? И я не вижу. А оно есть.

Увидели самое красивое природное явление Беларуси, после чего отправляемся в самое мистическое место — Ольманские болота.

По пути проезжаем Ольшаны — огуречную столицу Беларуси. В чем особенность этого места? Здесь живут очень трудолюбивые люди, есть урожайная почва и относительно теплый климат. Как итог — регион живет недурно. Люди выращивают огурцы, отправляют их в Россию — зарабатывают.

Чтобы было понятно, насколько много зарабатывают: товарооборот на местном рынке составляет один миллион долларов в день. В день! Напомним, Ольшаны — это всего лишь какой-то агрогородок. О том, что он непростой, говорят не самые дешевые машины на дорогах и супермаркет на окраине. Повсюду рядом с немаленькими коттеджами стоят теплицы, из которых торчат трубы. Работают люди.

В Столине промчали по старой «брукаванке» — и в тысячный раз проверили ходовую часть автомобилей. Никаких вопросов, крепкое шасси у «корейцев».

После Ольшан и Столина оказываемся на Ольманских болотах. Находятся они на самом юге Беларуси и примыкают к украинской границе. Болота крупнейшие в Европе, их общая площадь — 94 219 гектаров. До сих пор сохранились в нетронутом виде — и они тоже часть того самого моря Геродота.

Как ни странно, бомбили это место в советские годы неслабо. В 1960-е здесь был создан Мерлинский авиационный полигон. Говорят о нем разное — и до сих пор непонятно, где правда, а где вымысел.

Точно известно одно: эту территорию не один год забрасывали бомбами и снарядами с воздуха. Разумеется, не все из этого взорвалось. Три года назад во время экстремальной жары летом начались лесные пожары. По всем Ольмянским болотам раздавалось эхо «кузькиной матери» Хрущева в виде взрывов старых неразорвавшихся бомб. Счастье, что никто из сотрудников МЧС, которые спасали эти леса, на этой «войне» не погиб.

Чтобы понять всю красоту Ольмянских болот, нужно посетить их на закате. Обязательно учитывайте это при планировании маршрута для путешествия.

Итак, пройдемся по сухим фактам. Фауна болот представлена 151 видом птиц, 25 из них занесены в Красную книгу Беларуси. На территории заказника выявлено 687 видов растений, 12 из которых — в Красной книге Беларуси. Также здесь обитает 26 видов млекопитающих, 3 из которых занесены в Красную книгу Беларуси. Около 40 % территории занимают открытые болота, преимущественно переходные, поросшие мхом и редкими березками.

Почти в темноте мы возвращаемся по 1,5-километровой экологической тропе под вой стаи волков к машинам. После увиденного, конечно, можно спокойно умереть, поэтому никакие волки не страшны.

Но все же хочется обязательно вернуться сюда опять.

И мы вернемся — и вам советуем, потому что море Геродота будет на Полесье еще не меньше двух недель. Будет, чтобы уйти, а через год — снова вернуться.

Путешествия на автомобиле: маршруты, репортажи, тест-драйвы на Holiday.by

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах