Уже совсем скоро объявят победителя необычной акции пивного бренда «Жигули». В Беларуси при помощи открытого голосования была найдена автолегенда – автомобиль «Москвич». Силами специалистов он восстановлен. Каждый имел шанс зарегистрироваться на сайте проекта и получить возможность на выигрыш главного приза. Со своей стороны мы решили вспомнить, как во времена СССР люди путешествовали на легковых автомобилях и покопались в архивах.

Легковые автомобили на Ленинской (ныне ул.Ленина) улице в Минске, 1930-е годы. Источник: книга «Мінск незнаемы: 1920-1940» І.Куркоў
Легковые автомобили на Ленинской (ныне ул.Ленина) улице в Минске, 1930-е годы. Источник: книга «Мінск незнаемы: 1920-1940» І.Куркоў

«Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» - фраза сказанная Остапом Бендером в знаменитом романе «Золотой теленок» была далека от реалий советской жизни еще очень долго после выхода книги в 1931 году. Личный автомобиль был несбыточной мечтой большинства граждан СССР во все годы существования страны рабочих и крестьян. И если в довоенные годы простому работяге купить машину было просто нереально, то в 1960-е, 1970-е ситуация немного улучшилась, хотя покупке личного автомобиля предшествовало многолетнее стояние в очереди. Несмотря на скромные размеры частного автопарка в стране, автотуризм в СССР поощрялся и популяризовался. Не обошли стороной туристические веяния и Советскую Беларусь, об автотуризме времен БССР наш новый материал на Holiday.by.

Легковые автомобили в межвоенной Беларуси

В довоенные годы в БССР немногочисленный парк легковых автомобилей принадлежал в основном государственным организациям и партийным органам. В частные руки машины попадали редко, владельцами собственных легковушек становились только видные партийные деятели, директора крупных заводов, народные поэты и писатели. Так, например, в 1937 году правительство БССР подарило народному поэту Янке Купале на 55-летие советский автомобиль ГАЗ-М-1. Сам Купала водить не умел, ему был предоставлен личный водитель, тем не менее, поэт пользовался благами личного транспорта довольно часто: выезжал за город с друзьями и коллегами, ездил на встречи с читателями в разные города БССР.

Янка Купала (слева) у своего ГАЗ-М-1. Источник: euroradio.fm
Янка Купала (слева) у своего ГАЗ-М-1. Источник: euroradio.fm

Впрочем, Купалу вряд ли можно было назвать заядлым автотуристом, да и такое явление в Советской Беларуси тех лет было развито крайне слабо. Периодически через страну проходили маршруты автопробегов, которые имели целью скорее испытание новых автомобилей, а не туризм. Не способствовало поездкам автолюбителей и состояние белорусских дорог. Так участники автопробега Москва-Минск-Орша-Москва в 1932 году отмечали ужасное состояние «шоссе» между Оршей и Смоленском: «Вскоре после Орши — первое препятствие — брод через речку, а после брода очень крутой и продолжительный подъем. Машины прошли хорошо и мы приободрились. Но, увы… через 2−3 км началась невозможная дорога сплошь в ухабах и рытвинах, заполненных водой. То и дело застревали машины… Мы ежеминутно соскакивали с машин и под крики «давай, давай» проталкивали их… мы засыпали канавы, сравнивали бугры и делали фашины». Не лучше обстояло дело с дорогами и в Западной Беларуси, которая в 1920-е, 1930-е годы находилась в составе Польской Республики. Лишь малый процент дорог имел твердое покрытие, остальные пути были либо гравийными, либо вообще накатанными полевыми колеями. В периоды сезонных распутиц проезд по таким дорогам был крайне сложным.

Дорога от Пинска до Иваново на фото 1930-х годов. Источник: polona.pl
Дорога от Пинска до Иваново на фото 1930-х годов. Источник: polona.pl

Западная Беларусь в межвоенные годы была экономически отсталым регионом Второй Речи Посполитой, и потому частных автомобилей тут было почти так же мало, как и в БССР. Участники автоклубов центральной Польши периодически проводили автослеты на территории Беларуси. Один из первых туристических слетов прошел в 1927 году на берегу озера Нарочь. Впоследствии, такие мероприятия проводились почти ежегодно и к концу 1930-х годов озеро Нарочь, наряду с Браславскими озерами, стало значимым курортом Западной Беларуси.

Участники автослета на озере Нарочь в 1938 году. Источник: polona.pl
Участники автослета на озере Нарочь в 1938 году. Источник: polona.pl

«Дикари» на автомобилях: послевоенный туристический бум

В послевоенные годы в СССР производство легковых автомобилей для населения значительно выросло, открывались новые автомобильные заводы, реконструировались старые, часть производственных мощностей пришла в СССР из Германии в качестве репараций. Легковой автомобиль из несбыточной мечты перешел в разряд малореальной, но в принципе возможной покупки. Автопарк медленно, но верно рос, а вместе с ним рос интерес к автотуризму. Одним из основных видов автомобильного туризма, который активно пропагандировался, в том числе, и советским кинематографом, стал отдых на морском побережье «дикарем». Прелести такого отдыха были отражены в знаковом фильме 1963 года «Три плюс два».

Герои фильма отдыхают на берегу в тени импровизированного навеса. В кадре: мечта советского гражданина 1960-х – новенькая ГАЗ-21 «Волга». Источник: кадр из фильма «Три плюс два»
Герои фильма отдыхают на берегу в тени импровизированного навеса. В кадре: мечта советского гражданина 1960-х – новенькая ГАЗ-21 «Волга». Источник: кадр из фильма «Три плюс два»

Не обошел интерес к «дикарскому» отдыху и белорусов. Счастливые обладатели личных автомобилей пользовались свободой передвижения и выбирались из городов на просторы белорусской природы. У туристов вновь, как и в довоенные годы, стали пользоваться популярностью белорусские озера мядельщины и браславщины. Из-за слабой развитости туристического сервиса в БССР в те годы, зачастую, единственным решением для ночевки у озера была палатка, установленная на берегу или в тени у опушки ближайшего к водоему леса.

Палатки и автомобили на опушке леса. Источник: drive2.ru
Палатки и автомобили на опушке леса. Источник: drive2.ru

Многие автовладельцы выправлялись и в более дальние путешествия. Нередкие смельчаки из Беларуси отваживались на тысячекилометровые путешествия к черноморскому побережью. Семья в салоне, палатка и лодка на крыше, походный скарб в багажнике – порой дорога к морю занимала не один день. На месте далеко не всегда удавалось найти оборудованные площадки для отдыха, автомобилисты останавливались в самых разных местах, образуя импровизированные палаточные городки вдоль морского побережья. «Дикарский» отдых на море не терял актуальности в 1970-е и 1980-е годы, популярен он и сегодня.

«Дикарский поселок» на черноморском побережье, начало 1970-х. Источник: личный архив В. Садовского
«Дикарский поселок» на черноморском побережье, начало 1970-х. Источник: личный архив В. Садовского

Автотуризм развитого социализма: официальные путеводители

Постепенно в СССР увеличивалось количество гостиниц, рос качественный уровень туристических услуг. Автотуристам уже не нужно было брать с собой палатки для ночлега, им даже не нужно было предварительно продумывать маршрут путешествия – государство позаботилось и об этом. Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР в 1960-е и 1970-е разработало сотни автомобильных маршрутов по самым разным уголкам Советского Союза. За неимением возможности выехать за рубеж советские автотуристы колесили по союзным республикам, посещая памятные места и официальные достопримечательности. Часто в такие министерские маршруты включались и объекты из Беларуси: Курган Славы, город-герой Минск, Бресткая крепость – вот лишь малый список обязяательных для посещения советскими туристами мест.

Обложка туристического путеводителя 1971 года. В маршрут включены Минск и другие города БССР. Источник: личный архив В. Садовского
Обложка туристического путеводителя 1971 года. В маршрут включены Минск и другие города БССР. Источник: личный архив В. Садовского
Туристическая схема путешествия по БССР и Прибалтике разработанная в 1976 году. Источник: личный архив В. Садовского
Туристическая схема путешествия по БССР и Прибалтике разработанная в 1976 году. Источник: личный архив В. Садовского
Участок маршрута на отрезке от Минска до Вильнюса из путеводителя 1971 года. Заметьте, прямая дорога до Вильнюса (М7) через Раков и Воложин в те годы еще не была построена. Источник: личный архив В. Садовского
Участок маршрута на отрезке от Минска до Вильнюса из путеводителя 1971 года. Заметьте, прямая дорога до Вильнюса (М7) через Раков и Воложин в те годы еще не была построена. Источник: личный архив В. Садовского

Впрочем, не все туристы четко следовали разработанным путеводителям. Всегда находились энтузиасты, которые любили немного отклониться от маршрута, чтобы увидеть что-то новое. Не всегда такие отступления от линии официального путешествия заканчивались хорошо. Все-таки дорожное строительство в Советском Союзе было не в приоритете, и, съехав с обустроенной трасы, автолюбитель рисковал нарваться на бездорожье.

«Горбатый» Запорожец туристов пробует преодолеть импровизированный мост. Источник: dorogadomoj.livejournal.com
«Горбатый» Запорожец туристов пробует преодолеть импровизированный мост. Источник: dorogadomoj.livejournal.com

Путешествие с комфортом: дом на колесах или прицеп-дача

Особым шиком в советское время было владение не только собственным автомобилем, но и собственным домом на колесах. Советская промышленность не была ориентирована на производство таких излишеств (хотя опытные образцы автокемперов стали появляться уже в 1950-е годы), поэтому любителям комфортных путешествий приходилось выкручиваться своими силами. К услугам народных умельцев были журналы «Моделист-конструктор», «Техника молодежи» и «За рулем», на страницах которых публиковались чертежи и схемы самодельных домов на колесах или как их еще называли – прицепов-дач.

РАФ-04 – первый советский прицеп-дача, разработанный Рижским автозаводом в 1958 году. В серию «кемпер» не пошел. Источник: raw21.com
РАФ-04 – первый советский прицеп-дача, разработанный Рижским автозаводом в 1958 году. В серию «кемпер» не пошел. Источник: raw21.com
Самодельный прицеп-дача «Теремок» в разрезе на иллюстрации из журнала «Моделист-конструктор» 1972 года. Источник: журнал «Моделист-конструктор»
Самодельный прицеп-дача «Теремок» в разрезе на иллюстрации из журнала «Моделист-конструктор» 1972 года. Источник: журнал «Моделист-конструктор»

В 1980-е годы стали постепенно появляться в продаже более скромные решения передвижных жилищ для отдыха – раскладные прицепы-палатки марки «Скиф». В такую палатку на колёсах помещалось до 8 человек. К концу существования СССР на Ростовском вертолётном заводе даже запустили производство полноценных прицепов-дач. Особо удачливые автовладельцы могли достать полнейший дефицит – настоящие «автодома» из ГДР марки IFA, произведённые на дрезденском заводе VEB Karosseriewerke.

Раскладной прицеп-палатка «Скиф» в одном из минских дворов. Источник: фото В. Садовского
Раскладной прицеп-палатка «Скиф» в одном из минских дворов. Источник: фото В. Садовского

Следите за сайтом акции «Жигули. Возраждая легенды» и вы узнаете, кто получит главный приз. По теме автотуризма в БССР рекомендуем посмотреть:

Автотуризм времен БССР: туристические автобусы и их прототипы. Редкие фото!

Горячие эстонские парни, авто-короли дороги и много фото на выгодном фоне. Выставка ретро-автобусов прошла в Минске

Автор материала Владимир Садовский на Facebook

Автопутешествия на Holiday.by: репортажи, тест-драйвы и обзоры

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах