Сегодня расскажем, как мы съездили на фестиваль реконструкции «Битва Четырех Эпох» в Сулу. Это был мультифестиваль, и на нем затронули не одну эпоху белорусской истории, а целых четыре: эпоху Викингов, Средневековье, Шляхту Великого Княжества Литовского и эпоху Наполеона. Как бились эпохи и чем мерились, читайте в репортаже Holiday.by.

«Это один из тех фестивалей, которые отражают не одну эпоху, а историю Беларуси до середины XIX века в целом. Плюс это еще и быт. Участники фестиваля настроены на то, чтобы не отгонять людей от своих лагерей, а наоборот максимально приглашать «пожить» в ту или иную эпоху, и посмотреть на то, что вообще такое историческая реконструкция», ‒ говорит Евгений Апанасевич, ведущий и организатор «Битвы четырех эпох».

Ну что ж, проверим.

Эпоха Викингов

Еще ее называют эпохой раннего Средневековья, и длилась она на землях Беларуси с VIII по XII век. Главный представитель ― суровый викинг в кожаной рубахе и с деревянным щитом. На празднике фольклорной жизни главные зрелища пришлись на лютые бои.

Под суровую музыку в кругах Одина и Локи бойцы вызывают друг друга на поединок и бьются, если не до первой крови, то до мощного удара в грудь или плечо. Доспехи у викингов примитивные, особо не защищают, поэтому важно уметь владеть копьем, мечом и топором.

Пока викинги воюют, их женщины налаживают быт. Мы прогулялись к их лагерю и посмотрели, что они готовят. Быстренько убирают со стола картошку, мол, не из этого времени.

А из этого ржаной хлеб, овощи: капуста, морковка, лук, огурцы. Помидоров и перцев не было – их из Америки привезли немного позже. Еще ели гречку, чечевицу, ячмень, овес. Рыбу и мясо.

Детям показали жилище викингов. «И здесь даже нет интернета? Ужас!».

Насколько правдоподобны костюмы и быт?

Костюмы шьют сами, джинсовым швом и не совсем вручную. Кто своими силами, кто на заказ. Каждый сам для себя решает, насколько он может отступить от истории, ведь полная реконструкция все равно невозможна, поскольку сохранившихся данных недостаточно.

Если говорить на жаргоне реконструкторов, если у тебя что-то из одежды пошито на машинке из синтетической ткани, то ты гоблин. Он тоже реконструктор, но реконструирует не что-то конкретное, а что-то сказочное. Как знаете, есть волшебники, а есть маглы. Кому-то дано колдовать, а кому-то нет.

Но правдоподобность реконструкции все же есть. Даже мини-деревню спалили.

Эпоха Средневековья

Временные рамки с XIII по XV века. Лагеря уже посерьёзнее, сброя потяжелее.

Полевая подготовка к турнирам проходит прямо здесь. На крохотной наковальне.

А после на поле славные рыцари в блестящих доспехах бьются, пока соперник не будет сбит с ног. Можно бить даже ногами, и это не по-современному, так было и раньше. Стоять совсем рядом небезопасно, поэтому всех просят отойти хотя бы на метр.

Здесь все так же, как и у викингов. Пока мужчины в бою, девушки сидят в лагере и пытаются себя занять. Подходим ближе. Оказывается, XIV век, Швейцария.

– Подождите, фест не про белорусскую культуру?

– Ну, так кто-то же должен против них воевать.

Играют в настольные игры. «Мельницу» и «Девять пляшущих мужчин». Это типа прародители шашек, или очень усложненные крестики-нолики, которым уже более тысячи лет.

В те времена соседи называли нашу страну «Страной Замкой» и старались их захватить. Брали, если не измором, то смекалкой и решительностью. На фесте представили миниатюру осады.

Шляхта ВКЛ

С XVI века лицо белорусской культуры дворянство ― шляхетство. В их лагере неохотно хотели рассказывать, чем шляхта тогда жила, но предложили сыграть в кости. Я выиграла и пару фактов все-таки узнала. По рассказам стало понятно, что шляхта в основном пила и гуляла. Но наряду с этим хорошо владела саблей. Шрам на лице считался знаком достоинства, но отрубленный нос или ухо ― позором, признаком, что плохой фехтовальщик попался.

«На одном из фестов пару лет назад к нам так же подошли с вопросом:

– А вы кто?

– Шляхта ВКЛ, наше белорусское дворянство.

– А что, оно у нас было?

Для нас это было дико, и мы просто обалдели, что кто-то не знает, кто такие Радзивиллы, Сапеги, Аскеры. А тем не менее это интереснейший период в белорусской истории, и нам нравится его оживлять».

Эпоха Наполеона

Самая романтическая эра на фесте. Дамы в шляпках и с собачками, мужчины при полном шерстяном мундире, несмотря на жару. Провели для нас маленькую экскурсию «Back to 1812».

В 1812 с приходом Наполеона на территории Беларуси началась по сути гражданская война: за Александра I воевали в большинстве своем рекруты-сельчане и принудительно. За Наполеона ― шляхтичи и добровольно. Были случаи, когда с одной стороны стоят французы, с другой русские, а на поле белорусы режут белорусов.

Вот форма минского пехотного полка, который воевал на стороне Наполеона Бонапарта.

Ранец из коровы, патронная сумка (лядонка), фляга с 0,5 л водки на день для обеззараживания воды, четырехугольная шапка-рогатывка. Почему такая высокая? Чтобы остановить сабельные удары. А зеленый пумпон на ней говорит, что боец-фузилер.

Показали ружья и даже научили стрелять. Без патронов, правда, но с порохом. Отдача, я вам скажу, мощная.

Удивляюсь, почему в этом лагере быт женщины не наводят. «Понимаете, в настоящей армии готовят только мужчины».

А на самом деле их дамы сбежали во вражеский лагерь к москалям, чтобы не париться под знойным солнцем, а посидеть в шатре.

Вот сидят противники под тентом прохлаждаются. С голым торсом, якобы, для натуральности.

На «Битве эпох» путешествовать во времени и ходить друг к другу в гости ― это норма. Раннее средневековье к позднему, русские лагеря к наполеоновским. На фестивале эпохи скорее не бились, а очень органично сосуществовали.

Узнать подробнее о парке истории «Сула» можно в каталоге Holiday.by

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах