Одна из самых сложных автомобильных историй для пересказа за это полугодие. Просто я считаю до сих пор, что побывал в параллельной вселенной. Случилось это, как в случаях с НЛО, случайно. Описывать трудно, но я постараюсь. Речь пойдет об автопробеге по окрестностям Сморгони «От Кушлян до Залесья». В самом начале мая наша команда, запрыгнув в верный автомобиль Lada Largus Cross, отправилась на Запад от Минска по направлению к Сморгони.
![](/files/byblog/8d87cd11bf5a56a7f808c454b89e662d-thumb-1400x1500-w.jpg)
Как это письмо попало мне в электронный ящик? До сих пор гадаю. Только подпись и приложенный файл. Девяносто девять процентов таких писем автоматически удаляются в корзину. Единственное слово «пресс-автопробег» в теме письма заставило меня открыть документ. Так я узнал о существовании в Сморгони газеты «Светлы шлях» и о факте того, что организуется «автопробег по знаковым местам Сморгонщины, посвященный Дню письменности и Дню Победы». Пресс-релиз грустный, но имена Богушевича и Огинского творят чудеса – регистрируемся и выезжаем.
![](/files/byblog/ccb1479ea148b680239312186bb312a4-thumb-780x1500-w.jpg)
Дорога из Минска до Сморгони занимает около 1,5 часов и может пролегать как через Родошковичи и Молодечно по трассе Р-28, так и через Гродненскую трассу М-6 с поворотом в сторону Вильнюса на М-7. Мы выбрали второй вариант за практическое отсутствие населенных пунктов на пути следования и большую живописность окрестностей.
![](/files/byblog/5a6d135f675df7d524d42171ca91d15f-thumb-1400x1500-w.jpg)
Есть ещё один повод, по которому я выбираю именно эту трассу. Недалеко от съезда на Крево и Сморгонь с трассы М-7 есть крутая АЗС сети «Лукойл» - тут работает магазин, есть достаточно места для отдыха снаружи и внутри, туалеты и душевые…
![](/files/byblog/ae1f581562e5c266d03b629e888845e2-thumb-780x1500-w.jpg)
Главное - тут работают милые, непосредственные и смешные дядечки, за которыми просто интересно наблюдать за чашкой горячего напитка. После дозаправки железного коня, решаю внимательно присмотреться к салону нашего Lada Largus Cross (вот, подумал, мужского или женского рода «Лада Ларгус»? – авт.)
![](/files/byblog/f907678c8216150775fb4f49710ca330-thumb-780x1500-w.jpg)
В прошлый раз я достаточно сказал про управление автомобилем и его повадки на асфальте и при съезде на грунт. Пришло самое время рассказать и показать салон этого необычного автомобиля. Я продолжаю считать его в хорошем смысле необычным, местами странным, но при всём этом достаточно комфортным при эксплуатации в разных условиях.
![](/files/byblog/5402d0dc6b268ee158dc26db92841280-thumb-1400x1500-w.jpg)
Итак, пока заваривается кофе и разогреваются хот-доги, милости прошу познакомиться с убранством Lada Largus Cross.
![](/files/byblog/081ec8a228ba132d9d782a4d8fdc5b28-thumb-780x1500-w.jpg)
Салон – большой. Это вы заметите сразу, как только сядете на любое из сидений «Ларгуса». Оранжевый «дизайн» выдает комплектацию Cross, но одновременно выносит мозг своей аляповатостью и полным диссонансом с внешним видом машины. Я надеюсь, что есть модификации со спокойными серыми панелями и вставками в дверях вместо этого «багатага» оранжевого дермантина.
![](/files/byblog/0126aaab74a0596f170ca47946abd11f-thumb-1400x1500-w.jpg)
Я продолжаю восхищаться сиденьями переднего ряда – они большие и мягкие, с бесступенчатыми регулировками «барашками» угла наклона спинки и поясничного валика. Зачастую такого не найдешь в автомобилях этого ценового сегмента, и очень важно в случае отсутствия регулировки рулевой колонки по вылету.
![](/files/byblog/bd94ccc645b23706e8b94c55acbd24e6-thumb-780x1500-w.jpg)
В этом случае очень важно подобрать высоту водительского кресла, а тут уже начинаешь встречаться с «анекдотами» этой марки авто. Многим водителям привычно, что для нужной высоты нужно либо потянуть рычаг вверх и сиденье опуститься; накачать – оно будет постепенно подниматься. Только не в Lada Largus – тут целая акробатика!
![](/files/byblog/86f59b4f457f878e65a114157358d70d-thumb-780x1500-w.jpg)
Надо упереться ногами в пол или педаль тормоза, например, ухватиться одной рукой за руль и, подняв пятую точку над сиденьем, дёрнуть рычаг, чтобы кресло выстрелило в максимально высокое положение. Держась за руль в той же позе, следует медленно опускать тело на сиденье, чтобы найти нужную высоту. Утренняя зарядка с растяжкой – не иначе!
![](/files/byblog/173c8bb4611a6ef133e6ac9029a4b0e9-thumb-1400x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/49f3d4901668a3ebd913275794d53a95-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/da124225e4515440635eef9180d4d87d-thumb-780x1500-w.jpg)
Такие неожиданности в машине не редкость: кнопки стеклоподъемников на центральной консоли и на полу между сиденьями; не вмещающие бутылки «карманы» на дверях (к слову, подстаканники тоже не вмещают бутылку, а единственный карман, который вместил тару – это задняя дверь багажника – авт.); странные ручки-подлокотники у пассажиров заднего ряда; забегая вперед скажу, что нам не хватило нескольких гнёзд «прикуривателя» для зарядки всей техники – пришлось вахтовым методом заряжать устройства в единственном около КПП.
![](/files/byblog/191b56cec471f9000eafee5544fa7d6d-thumb-780x1500-w.jpg)
С этим нужно будет свыкнуться будущему владельцу Lada Largus Cross, не забывая про его сильные стороны.
![](/files/byblog/e7131e9a9dbe0a7e9d4d698ebedc6413-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/c2f7025959e792cbc92fd8523a1af3b1-thumb-780x1500-w.jpg)
К ним я отнесу высокий потолок машины с отдельной полкой (!) для вещей, огромный багажник, который в некоторых комплектациях может быть оборудован дополнительным рядом сидений, комфортное размещение водителя и всех пассажиров в удобных креслах, а также высокий дорожный просвет, отличающий Cross от простого «Ларгуса».
![](/files/byblog/af8b4c6ff5670eec5691687d856e42d9-thumb-1400x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/22e550ee4e145102baa96562ac788330-thumb-780x1500-w.jpg)
Заливаю полный бак 95-го бензина и сегодня в конце поездки подведу математические итоги двух месяцев владения «АвтоКартой» от МТБанка. Буду считать, при каких условиях выгодно заправляться именно таким способом. Не переключайтесь, как говорится.
Что-то пошло не так…
Это я понял, когда припарковал наш АвтоВАЗовский космолёт рядом со свежей Toyota RAV4 с надписями «Пресса» и «Светлы шлях».
![](/files/byblog/e58ba4ac52847dfe5948e40af59b93d8-thumb-1400x1500-w.jpg)
Дальше было резкое переключение на белорусский язык, так как практически все участники автопробега – сотрудники музеев, журналисты, чиновники говорили на отличной «мове». Мне даже сейчас неловко переводить с белорусского самого себя, чтобы написать этот отчёт… «А вот и ошмянские подъехали!» - к нам подъезжает новый Nissan X-Trail с коллегами-журналистами из соседнего района.
- Вот, оказывается, как живет сегодня региональная пресса! – отдельно во время приветственного слова обращает внимание на автопарк заместитель председателя Сморгонского райисполкома Геннадий Бычко.
- Завидуйте молча! – в шутку парируют журналисты «раёнак» и приглашают на маршрут.
![](/files/byblog/e09ffa77eb422af91b7e2ce496271638-thumb-780x1500-w.jpg)
Колонной в сопровождении доблестного и исполненного желания перекрыть, погудеть и покричать сотрудника ГАИ отправляемся по маршруту.
Восстание продолжительностью в 150 лет!
Теперь я считаю, что в это место должен приехать каждый белорус и тот, кто интересуется нашей историей последних двух сотен лет. С одной стороны, тут просто интересно посмотреть на небогатый по тем временам дом 1896 года постройки, пару хозпостроек и полюбоваться прекрасными видами.
![](/files/byblog/16938e0c33a15df189e3acf0c821361c-thumb-1400x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/b5310d0fbbfd200426983d3d6e8ebc64-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/7beb90b83cfd8787f101a73f8b128b38-thumb-780x1500-w.jpg)
С другой стороны, благодаря хранителю музея в Кушлянах Александру Жамойтину, вы можете открыть для себя совершенно неожиданные стороны белорусской классической литературы и узнать много нового о национально-освободительном движении XIX века.
![](/files/byblog/f6ac10bcb6ba412344b71eff3df1286c-thumb-1400x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/633a76b71775f26c14eac8d05b4a6c39-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/21c58a8e7b9f44f208c707b3ffa90442-thumb-780x1500-w.jpg)
Оказывается наш классик, один из основателей новой белорусской литературы Франциск Бенедикт Казимирович Богушевич поступил на физико-математический факультет в Санкт-Петербург, но спустя два месяца покинул ВУЗ для принятия участия в одном из белорусских восстаний второй половины XIX века. После поэт долгое время работал адвокатом и следователем. Книги издавались большими по тем временам тиражами, при этом Богушевич, как и многие повстанцы, подписывались псевдонимами.
![](/files/byblog/43a8905a2d5cb759a4ede4d786dc7c7f-thumb-1400x1500-w.jpg)
Один из первых томов «Дудки белорусской» сегодня храниться в доме-музее. Когда же в доме после захватывающего рассказа звучит та самая дудка, но не в записи, а в исполнении экскурсовода, группа замирает в восторге.
![](/files/byblog/80a2273c0017900bbb65dbb466af8d65-thumb-1400x1500-w.jpg)
Что же касается национально-освободительных восстаний, которые начались в XVIII и продолжились до 1863 года, то мне в память просто врезался следующий факт. Дело в том, что эта деятельность носила далеко не только военный характер.
![](/files/byblog/30bb0957088c42fd39f2a3464091f695-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/841d1ec769fc72a9bf8da01fd7d08fd5-thumb-780x1500-w.jpg)
Если Российская империя делала ставку на русский язык, русских попа и учителя, то этому всему нужно было что-то противопоставлять. Освободительное движение было рассчитано на 120-150 лет, так как посчитали, что Беларусь станет новой и свободной только тогда, когда сменится несколько поколений патриотов. Таким образом, процесс национальной самоидентификации белорусов, начатый в середине XIX века, должен был завершиться полностью примерно в 2010-2013 году.
Здесь принимал парад немецкий кайзер
В окрестностях Ошмян находится один из самых необычных костёлов Беларуси. Я сейчас говорю про деревню Солы, над которой возвышается белокаменный храм Матери Божьей Руженцовой.
![](/files/byblog/14fe11076aa8095f9a748f9fbedfe416-thumb-1400x1500-w.jpg)
Сегодня обычная деревенька, несколько раз попадала в мировую историю. Но обо всём по порядку. Постройка костела необычна своими модерновыми чертами и датируется 1926-1934 годами. Храм ассиметричен, стоит на высоком пригорке, имеется колоннада слева от входа, над входом встречаются редкие для наших мест божественные символы – сети и якоря.
![](/files/byblog/f20427766bdc60c282e7ba5da50674b3-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/4265eac5d6ffb54889c4f382e3e60477-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/f572d137b5c23dcb35708838a764db6b-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/6b17890094c64699c763fbd7fc20a604-thumb-780x1500-w.jpg)
Примечательно, что «амбон» (место, с которого произносится проповедь священником – авт.) выполнен в виде ладьи.
![](/files/byblog/95c7898c1b3c15477dd990c96bc82174-thumb-1400x1500-w.jpg)
Наш экскурсовод Владимир Прихач готов рассказывать тут много интересных историй – слушать его одно удовольствие. В интерьере храма много росписи, но до последнего не замечаешь необычность икон в алтарной части. Там, где должны быть лики святых и библейские сюжеты – справа и слева огромные батальные сцены.
![](/files/byblog/b644b9191320bbafa7054a8029fc3b5e-thumb-780x1500-w.jpg)
Среди них есть фреска «Чудо на Висле» про события 1920 года, на которой изображены поверженные солдатами Пилсудского у Варшавы советские войска. На обеих фресках в алтаре можно видеть лики святых или священников. Напротив фреска рассказывает об обороне Ясногорского монастыря в польском Ченстохове во время вторжения шведов на территорию Речи Посполитой в XVII веке.
![](/files/byblog/0996338a2195ca283a4799c926c5335f-thumb-780x1500-w.jpg)
В главном алтаре расположена икона Матери Божией Ченстоховской. Одним словом, если будете в районе Ошмян или Сморгони – обязательно заезжайте в Солы посмотреть один из самых необычных белорусских костелов. Место и правду намоленное – первый костел на этом месте в Солах появился при Радзивиллах в XVI веке.
![](/files/byblog/55641c6ccf807b91f7245d637a1945ca-thumb-1400x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/ce79f3f4da16a344f92542aa795eecdf-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/6e262f5d99e5e377f211ff1eff2de0c7-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/13eea26a2ed53d0ed134a75ebd5769f6-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/e83ad542fd3e703f32d8e84bb23b2d5b-thumb-780x1500-w.jpg)
Деревня примечательна ещё и тем, что рядом с ней в 1917 году парад германских войск во время Первой мировой войны принимал кайзер и германский император Вильгельм II. Сегодня в интернете можно найти фото (и даже цветные – авт.) этого события. В том же 1917 году в Солах был о подписано одно из перемирий между Германией и Советской Россией.
Голубые озера под Сморгонью
Равно как всем известны голубые озера на Нарочи, также почти никому неизвестны такие же «голубые» - под Сморгонью. Всё дело в том, что до недавнего времени тут, в Сморгонских лесах, располагались советские войска стратегического назначения, о чём до сих пор свидетельствуют таблички на деревьях в духе «Не входить – будут стрелять!».
![](/files/byblog/739fb3a4ed8d356f65a7ba3412d2c614-thumb-1400x1500-w.jpg)
Проехав бесчисленное множество поворотов по узеньким песчаным дорогам, наш автокараван выехал на лесную поляну, где по-белорусски богато были накрыты столы. Наша тяга к прекрасному и дорогому просто неубиваема.
![](/files/byblog/c61be1a1105f08fbf9b56f124face7eb-thumb-1400x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/508118a5c1681644d4d7f4c114e899c4-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/8b0448654ad06e0fb9f74e0703bea80c-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/bcb680442460f1cb0b5483e2e5c1268e-thumb-780x1500-w.jpg)
Ну, не может белорус без красной и… чёрной икры. Пусть даже она не настоящая, из водорослей – главное, чтобы глаз радовался, а не знающие секрета - завидовали. От чего радовался желудок – это точно от вкуснейшей ухи из котелка и домашних беляшей вприкуску. «Юшка-паўза» - так назвали это организаторы маршрута.
![](/files/byblog/a71b27e3e774263371e91bdd03ef5978-thumb-1400x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/fe40089a5087e34887855074ee111913-thumb-780x1500-w.jpg)
Голубые же лесные озера так и приглашали пройтись по бережку и задержаться тут как можно дольше. Скрепя сердце, отрываю координаты места на карте в конце отчёта. Однако, нам нужно было ехать дальше…
Жодишки – школьный музей и действующая мельница
В бывшем местечке Жодишки всё пошло не так, как было описано в программе. Всё дело в том, что для нашей группы нашёл и выделил время Олег Мизуло – краевед, бард, смотритель и собиратель местного школьного музея, а также владелец агроусадьбы «Велес».
![](/files/byblog/63a7c348002063b71f2372f438ffaa66-thumb-1400x1500-w.jpg)
Поэтому вместо «обзорки» по населенному пункту, мы надолго зависли в неказистом внешне здании на территории школы. Именно в Жодишках у меня окончательно потерялась связь с 2016 годом, Республикой Беларусь, русским языком и прочими атрибутами нашей с вами действительности.
![](/files/byblog/36dff0be9bc14cea19c9863c002b1963-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/8509cf4369e1e4b84d1b89f407cc9d22-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/6a944e8afdda634d126308591684ae3f-thumb-780x1500-w.jpg)
В малюсенькой комнатке ты слушаешь про первые упоминания местечка в начале XVI века, великокняжецкую частную таможню, которая работала в Жодишках, магдебургское право, данное Жодишкам в 1774 году, потом рассматриваешь польские газеты начала XX века с рекламой тех времен и слушаешь про снесенный памятник Пилсудскому… Завершает это авторская песня «Пад белай гарой» Олега Мизуло, которая стала гимном экспедиции 2012 года по реке Вилия в честь 150-летия путешествия по ней же графа Тышкевича.
![Анна Волковец делает сюжет для передачи](/files/byblog/d1b248ac21faed165ff539b91a7b9b03-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/e4e8182995bddc9e7711000230dd3a74-thumb-1400x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/2d0a7b583b71734dd1396fc1bc52ecca-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/3db2add677288e3296ce9ce6921302e7-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/cf1212e294dbd0dc002419b5ed38bdf2-thumb-1400x1500-w.jpg)
Примечательно, что в Жодишках до сих пор исправно работает старая мельница. С одной стороны, это памятник архитектуры и своего рода музей. С другой стороны, сюда до сих пор приезжают люди молоть зерно, например, на корм скоту. Внутри вся система действующая, что выводит колорит места на самый высокий уровень.
![](/files/byblog/3101a64c581027bfd1553c46932f0263-thumb-1400x1500-w.jpg)
В этих местах очень любят активный отдых и с радостью предлагают его туристам. Наверное, про это что-то было в завещании графа Тышкевича. Сайт усадьбы «Велес» Олега Мизуло сплошь пестрит предложениями про сплавы и походы. По дороге к следующей точке маршрута мы заехали в агроусадьбу «Вита» под Сморгонью.
![](/files/byblog/99e3916303c9f79897caf18b16a72655-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/82ae9ccb38495f4a0f514e92d66b8583-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/387597e43db28e2cec0b0ba91739cbc9-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/998ace2e8b6f587a90a18fce356c4c29-thumb-780x1500-w.jpg)
Её хозяйка Елена Махнач рассказала нам про недавно возведенные на территории скалодром и веревочный город. Усадьба давно пользуется популярностью у тех, кто занимается водными, пешими и конными походами. Одним словом, у вас уже две точки для отдыха в этой местности на примете.
Почти не забытая война: покинуть город в считанные часы
Я до последнего думал, что в канун Дня Победы много будет говориться про Великую Отечественную войну. В Сморгони же есть мемориал, который рассказывает посетителям не только про события 1941-45 годов, но напоминает о трагических событиях Первой мировой войны.
![](/files/byblog/e7d3326efea48216bcf348415286ac54-thumb-1400x1500-w.jpg)
По этим землям проходила огромная линия фронта противостояния Российской империи и Германии. Здесь проводились первые газовые атаки с двух противоборствующих сторон. Людские моря шли друг на друга в штыковую, а по ночам солдаты рыли тоннели под окопами, чтобы подорвать позиции противника.
![](/files/byblog/31018daa758d43f8a529c0ff220816b0-thumb-780x1500-w.jpg)
На этих землях несколько раз подписывались перемирия, которые тотчас же нарушались. Когда сюда подходила российская армия, все жители Сморгони получили приказ покинуть город за несколько часов. В результате же кровопролитных боёв город был полностью разрушен.
![](/files/byblog/9eb51ee0797038edbee75ed19cc48705-thumb-780x1500-w.jpg)
Так появился мемориальный комплекс, посвященный этим событиям. Он выполнен на союзные деньги Беларуси и России, но до сих пор не завершены работы – продолжается поиск финансирования. Возможно, к этому процессу пригласят немецкую сторону. В центре мемориала находятся большие бронзовые скульптуры «Крылатый гений солдатской славы», «Солдаты Первой мировой» и один из немногочисленных в мире памятник «Беженцы». Большие валуны по периметру несут на себе медальоны, на которых нанесены основные вехи тех страшных событий.
![](/files/byblog/5184ae2768ec529e9580df9cabd33ee2-thumb-780x1500-w.jpg)
Экскурсовод Владимир Прихач вместе с «зампредом» Сморгонского райисполкома Геннадием Бычко добавляли живых красок каждому событию или факту.
«Северные Афины» и Огинские из… России. И всё это под звуки полонеза!
Формально, это место определило решение поехать в пресс-автопробег. Когда-то давно мы побывали в начале стройки-реконструкции Михаила Клеофаса Огинского. Сохранились фотографии этого процесса.
![](/files/byblog/c4e57a52d4f8f4a71448d9fad33835ab-thumb-1400x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/17baa374d6416e88aa1d01a6db649794-thumb-780x1500-w.jpg)
Сегодня населенный пункт Залесье под Сморгонью, с чьим названием связано двадцать лет жизни прославленного в Европе общественного деятеля и композитора, принимает гостей на совершенно другом уровне. В своё время Михаил Клеофас перестроил старую усадьбу на свой лад и жил тут с 1802 по 1822 годы.
![](/files/byblog/254a798f9f6280f63c1a5aae04beb2c0-thumb-780x1500-w.jpg)
Сегодня мы также имеем дело с реконструкцией, в которой бережно хранят непростую историю рода Огинских. Под звуки знаменитого полонеза «Прощание с родиной» перед нами развернулась целая анимированная историческая ретроспектива.
![](/files/byblog/5a1240003a26e93bceb72c48bc816f87-thumb-1400x1500-w.jpg)
Из зала в зал нас водили… дочери и сын композитора, рассказывая про свою жизнь тут две сотни лет назад. Получилась такая дополненная реальность, и теперь я даже не знаю, как приехать сюда и просто молча прогуляться по залам.
![](/files/byblog/f6cd368ece9d35c4afe7459181c0f247-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/57f6aabbeb58d4f58f935b982488f61b-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/e844dd9b27e0c4287400270e12188bd8-thumb-1400x1500-w.jpg)
Интересно, многие ли знают, что род Огинских – это самые что ни на есть Рюриковичи. Князья Глушонки переселились на территорию Великого княжества Литовского в XV веке. Тогда же они от князя Александра Ягеллончика получают привилегию на владение местечком Огинты (на территории современной Литвы – авт.). Именно с того времени тянется новая фамилия – Огинские. До конца XVIII века пост Короля в Речи Посполитой был выборным, поэтому отец нашего славного соотечественника готовил Михаила Клеофаса на этот пост.
![](/files/byblog/ead286bcb1f63770dfc1abe85b745cbc-thumb-780x1500-w.jpg)
По этой причине рядом с Михаилом Клеофасом появляются лучшие европейские преподаватели, представители рода активно участвуют в политической жизни. Уверен, что если бы не новая Конституция 3 мая, отменившая выборность короля, и не разделы Речи Посполитой, у этого человека был огромный шанс занять трон. Сама фигура общественного деятеля Огинского противоречива и тем самым интересна.
![](/files/byblog/f72658c341de41f771a89bc88a0ca472-thumb-1400x1500-w.jpg)
Оставаясь патриотом своего края, будучи влиятельным дипломатом и политическим деятелем, он сперва был одним из активных лидеров восстания Тадеуша Костюшко. После подавления восстания эмигрировал в Константинополь, а затем в Париж, продолжая политическую карьеру, не отказываясь от мыслей о восстановлении независимости Речи Посполитой. Именно после амнистии в 1802 году он вернулся в белорусское Залесье, перестроив старую усадьбу.
![](/files/byblog/4bbfca048ebd3d6b39ba49bf25fd27c3-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/7d704533ab7d83f93ada084b116d0962-thumb-1400x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/73fb1fe830e9c589ed755e6c0eea9f63-thumb-780x1500-w.jpg)
Примерно в эти же годы он встречается с Наполеоном в Италии. Уже в 1810 году он переезжает в Санкт-Петербург, где становится сенатором и доверенным лицом императора Александра I. Говорят, что он предлагал императору план по воссозданию Великого княжества Литовского в составе Российской империи.
![](/files/byblog/70d06d90d378e8d283a72c34b74e9336-thumb-1400x1500-w.jpg)
Будучи музыкантом-любителем, он оставил огромное музыкальное наследие. Самый известный полонез – это «Прощание с Родиной», написанный в 1794 году. Огинский был автором маршей, вальсы, романсы и единственная опера.
![](/files/byblog/be5294b2103130d16bbb834ff191613a-thumb-780x1500-w.jpg)
Я до сегодняшнего дня не знал, что в 1991 году полонез Огинского, к которому написали стихи, чуть было не стал гимном Республики Беларусь. Я предложу читателю оторваться от репортажа и послушать полонез Огинского со словами на белорусском языке. Решение парламента заблокировали представители коммунистической партии. Здесь же в залах усадьбы эта волшебная музыка звучит часто, задевая нужные струны души белорусов, которые сегодня «мірныя людзі». С учётом того, что музыку польского гимна «Jeszcze Polska nie zginęła», написанного предположительно в 1797 году, также приписывают Михаилу Клеофасу Огинскому, это был бы хороший пример в истории.
![](/files/byblog/99e23a520ebedec028943dfea2d36efe-thumb-1400x1500-w.jpg)
На этой в буквальном смысле слова ля-минорной ноте, пора возвращаться домой – космолёт Lada Largus Cross мы развернули на Минск.
![](/files/byblog/22145ffef9aa128b91e95feb51901143-thumb-780x1500-w.jpg)
Пора возвращаться в нашу с вами реальность! Вечерняя езда по Гродненской трассе местами правда напоминает космос. Мы зависли для солнечной фотосъемки чуть ли не на целый час – отличное закрепление полученных за день нереальных впечатлений.
![](/files/byblog/5bab332a985f1304c9af262d50046bb8-thumb-780x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/c365a984a2d9e324c3e6df9911c1ad09-thumb-1400x1500-w.jpg)
![](/files/byblog/0c7aeaa7ae019aa9fb5f687c672023c8-thumb-780x1500-w.jpg)
Традиционно буду подводить итоги поездки и давать полезные советы, как самостоятельно повторить такой автомаршрут по окрестностям Сморгони.
Дорога и продолжительность: такую поездку комфортно совершить за один день. Нужно рассчитывать на продолжительность в 400 километров из Минска и обратно. Большую часть пути займет трасса до Сморгони. Только в некоторых участках (если поедете на «Голубые озера» - авт.) вас ждёт грунтовка. В остальном – приличного качества асфальт.
Карта автомобильного маршрута «От Кушлян до Залесья»: я нанёс на Яндекс.Карту основные точки маршрута. Безусловно, можно сделать больше остановок – от этого маршрут станет только насыщеннее, но и времени потребуется больше.
Где отдохнуть, переночевать и поесть: по дороге до Сморгони есть несколько АЗС, на которых можно передохнуть, сходить в кафе. Первая, «Беларуснефть» при съезде с М-6 на М-7 справа. Затем буду рекомендовать «Лукойл» перед поворотом на Крево с трассы М-7 также справа. Центр Сморгони вполне способен вас прокормить, а вот насчет ночёвки в Сморгони я бы подумал трижды. Центральная гостиница больше похожа на филиал ада на земле (по крайней мере так было последний раз со мной несколько лет назад – авт.). По маршруту мы познакомились с хозяевами усадеб «Вита» и «Велес».
![](/files/byblog/98ed2f9ea049dd1ec40964d3a691e273-thumb-780x1500-w.jpg)
Как сэкономить на бензине: автомобильное путешествие требует своих жертв. На круг «От Кушлян до Залесья», если выезжать и возвращаться в Минск следует отвести сумму в примерно 400 000 рублей на топливо АИ-95. На нашем Lada Largus Cross я получил средний расход в этот день 8,1 литров на 100 км пути. Вот уже два месяца я оплачиваю все заправки рабочих и личных автомобилей «АвтоКартой» МТБанк и сегодня готов подвести промежуточные итоги, выгодно это или нет. Суть состоит в том, что банк возвращает 3% от стоимости всех заправок на вашу карту. Я обзавелся карточкой в середине апреля и первый возврат получил первого мая. Бесплатный интернет-банк, электронные письма и СМС-оповещения не дадут вам пропустить этот торжественный момент.
![](/files/byblog/89565961c27b7663f2b146480198de89-thumb-1400x1500-w.jpg)
В апреле этого года я потратил 2 020 000 на оплату бензина (около 100 долларов) и из сети партнеров МТБанка выбирал автомойку с максимальным кэшбэком, оплатив услуги мойки в количестве 350 000 рублей. Трёхпроцентный возврат за топливо составил 60 000 рублей и за автомойку мне вернулось 30 000 рублей. Общий возврат за неполный месяц составил 90 000 рублей (примерно 4,5 доллара).
![](/files/byblog/f025387d9aedb21e2d5e8c09a0f9c76a-thumb-1400x1500-w.jpg)
В мае (полный месяц путешествий и владения «АвтоКартой») мои затраты на топливо уже превзошли 2 500 000 рублей, за которые я ожидаю получить возвратом от МТБанка 75 000 рублей. Один раз машина мылась на мойке за 410 000 рублей, за которую банк обещает первым числом июня вернуть 8,5%, то есть 35 000 рублей. На сегодня майский кэшбэк по моим затратам должен составить сумму около 110 000 рублей (примерно 5,5 доллара). При этом до конца мая у меня есть ещё время потратить дензнаки с «АвтоКарты».
![](/files/byblog/6cdbb2b43c87d5df03fa50a74a8cd7e5-thumb-780x1500-w.jpg)
Выгодно или нет заводить «АвтоКарту» МТБанк? Здесь я сознательно вынесу за скобки все «плюшки» в виде кэшбэка со всех покупок, повышенные комиссии от партнёров, специальные условия «Автопомощи» и пр. Посмотрим на карту через призму цифр ежемесячных затрат на её обслуживание и ваш ежемесячный бюджет на топливо. Каждый месяц банк будет просить у вас 25 000 рублей (около 1,25 доллара) за «Сервисное обслуживание дебетовой карты». Таким образом, чтобы выйти в бухгалтерский плюс, нужно чтобы ваш возврат на карту был не меньше этой суммы. Это означает, что на топливо в месяц нужно тратить не менее 835 000 рублей. Это эквивалентно 70-ти литрам АИ-95 в текущих ценах в Беларуси на 22.05.2016 или 865 километрам пути, если ваш автомобиль, по примеру Lada Largus Cross, потребляет около 8,0 литров на 100 км пути в смешанном цикле.
Надо также понимать, что ваши затраты на автомобильное топливо могут отличаться месяц от месяца – в один месяц можно проехать и тысячу километров, а в следующем - отдыхать от руля. В это же время банк будет ежемесячно списывать сумму за обслуживание «АвтоКарты». К слову, если оплатить обслуживание на год, то сумма будет 199 000 рублей, и это уже примерно 16 600 (около 0,82 доллара) в месяц вместо 25 000 ежемесячной оплаты.
К чести банка надо сказать, что если вы выберите ежемесячную плату за пользование «АвтоКартой» и в какой-то месяц движения средств по ней не будет, то банк обещает не взимать оплату за этот период.
В любом случае, данное решение МТБанка в первую очередь подойдёт тем, кто на протяжении года много времени проводит за рулём и в дороге.
![](/files/byblog/bf61a07c93ecc7c61397070ef4067d28-thumb-780x1500-w.jpg)
Дополнительно сэкономить поможет набор карт лояльности самих АЗС. Вы заправляетесь по «АвтоКарте» и получаете бонусы или скидки за счет участия в корпоративных программах.
Музеи. Время работы и стоимость: в этом маршруте вы можете посетить несколько интересных музеев – это усадьба Богушевича в Кушлянах и усадьбу Огинского в Залесье, а также школьный музей и мельницу в Жодишках. Музей-усадьба Франтишка Богушевича «Кушляны» работает с 10:00 до 17:00 все дни, кроме понедельника и вторника. Стоимость входного билета - 15 000 для взрослых (около 0,75 доллара) и 7 500 – для детей (примерно 0,4 доллара). Стоимость экскурсии - 30 000 рублей (примерно 1,5 доллара). Группы формируются до 30 человек. В Кушлянах вам лучше иметь при себе наличные белорусские рубли для оплаты услуг. Для предварительного заказа или уточнения информации, воспользуйтесь телефоном кушлянского музея +375 (159) 295-459.
Если вы хотите побывать в музеях в Жодишках, то лучше заранее созвониться с Олегом Мизуло по телефону +375 (29) 960-53-13 и договориться о вашем визите. Стоимость экскурсии составит 15 000 рублей (около 0,75 доллара) на человека. Здесь также оплата только наличными деньгами.
Актуальную информацию и цены по музею-усадьбе Огинского в Залесье можно найти на сайте oginskizalesse.by в разделе «Услуги». Музей работает с 09:00 до 18:00 все дни кроме понедельника. Театрализованная экскурсия обойдется в 200 000 рублей (примерно 10 долларов) с группы до 25 человек. На выходе из усадьбы меня поразил тот факт, что перед нами выступали не актёры, а самые что ни на есть научные сотрудники музея! Серьёзные люди, а такое погружение в эпоху. Снимаю шляпу!
Полезные ссылки на сайты: в этой статье выше я уже делился с вами ссылками на музеи и агроусадьбы региона. Вот ещё несколько важных ссылок для планирования путешествия по Беларуси. Достопримечательности Беларуси на карте с ближайшее к ним жильё вы сможете найти здесь. Готовые идеи самостоятельных путешествий на машине по Беларуси находятся в специальном разделе про автотуризм.
Огромное спасибо импортеру «АвтоВАЗ» в Республике Беларусь СОАО «МИНСК-ЛАДА» за предоставленный автомобиль Lada Largus Cross.
Отдельная благодарность организаторам пресс-автопробега и поздравления с отличным стартом - это было первое мероприятие такого рода для журналистов, которое они организовали своими силами.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах