Чем запомнилось первое детское путешествие? На что по вкусу похожи саранча, лягушки и пауки? Сколько иностранных языков нужно знать для комфортных путешествий? Об этом в рубрике «Паспортный контроль» рассказывает телеведущий, солист группы DaVinci и заядлый путешественник Денис Дудинский.

Как все нормальные советские семьи, мы раз в год куда-нибудь выезжали

— Денис, какие детские путешествия вспоминаются с особым трепетом?

— В детстве я с родителями часто ездил в Ялту, Палангу и Сочи. Мои родители инженеры, и как все нормальные советские семьи, мы раз в год куда-нибудь выезжали. Тогда для меня как для ребенка, который читал Жюля Верна, ничего такого в этих путешествиях не было. На юге было малоинтересно, потому что родители меня не отпускали, чтобы не случилось чего. Яркое впечатление осталось разве что от Нарочи. Папе предоставляли путевки на работе, и мы туда ездили всей семьей. На турбазе «Нарочанка» было раздолье, я делал лук и стрелы, вдоволь бегал с ними по лесу. 

— Какими критериями руководствуетесь сейчас при выборе путешествия?

— Интуиция и душа. Больше ничего. Да, я могу что-то планировать, например, Мадагаскар-Мозамбик. Но я уверен, что пока я туда доберусь, появятся еще какие-то интересные вещи. Хотелось бы побывать в Малайзии и Сингапуре, Панаме и Коста-Рике.

— Подобными экзотическими турами будет заниматься и ваша недавно созданная туристическая фирма?

— Около 80 % времени будет посвящаться «пакетным» турам, еще 20 % — уникальным поездкам в дальние страны. Я же буду разрабатывать интересные туры в свое удовольствие. Нашим туристам мы гарантируем помощь на всех стадиях поездки: от полной информации о стране до 24-часовой горячей линии поддержки. С малоопытными туристами, которые хотят почувствовать экзотику, я готов ехать в качестве гида. Однако это должен быть не Египет и не Турция.

— Как вы вообще любите путешествовать?

— Знаю, что большинство любит, например, сесть в машину и из Минска ехать в Испанию. Я не люблю, потому что это потеря времени. Все вранье, что по дороге ты видишь множество красивых мест. Ты проезжаешь, допустим, Польшу, Францию, Германию, Испанию — все равно в этих странах будут по большей части одинаковые городишки. В таком путешествии турист очень много времени теряет, сидя за рулем. Тем более актуальна эта проблема, если едет большая компания. Кто-то хочет заночевать, кто-то выпить пиво в Мюнхене… Я же предпочитаю вначале приехать в точку — например, в Барселону. И потом уже выбирать какие-то маршруты: поезд, машина. Время прибытия в начальную точку путешествия, на мой взгляд, должно занимать как можно меньше времени. Значит, желательно лететь на самолете из Минска. 

— В каких стандартных путешествиях вам удалось побывать?

— Из массовых направлений я ездил в Египет. Что касается Европы, то здесь стандартных путешествий не было. Ведь лоукосты из Вильнюса пришли относительно недавно. Посещать европейские страны, в которые сейчас народ активно ездит, я начал лет шесть назад. Я объездил всю Европу. Есть любимые места, куда я люблю периодически возвращаться: Ницца, Барселона. Однако такие путешествия уже не рассматриваю как что-то интересное, эффектное и животрепещущее. Просто как мини-отдых на два-три дня.

Если инструктор допускает, значит, верит в акул и верит в тебя

— Какую поездку, на ваш взгляд, можно назвать эффектной и животрепещущей?

— Ту, с которой есть что вспомнить. Мы, например, с Владимиров Максимковым ездили в Таиланд и ныряли там с акулами. А недавно, в этом феврале, были в Гондурасе. Там есть замечательный остров Роатан и невероятной красоты пляжи. Здесь мы тоже погрузились к рифовым акулам. 

— Страшно не было?

— Страшно, разумеется, было. Но здесь ты понимаешь, раз местный инструктор тебя к этому допускает, значит, он верит в акул и верит в тебя. Нужно иметь сертификацию и понимать, что начинающего дайвера туда не пустят. У желающего погрузиться должны быть специальные навыки. Я этому мастерству учился в Минске, сдавал специальные экзамены, квалификацию повышал уже в Египте. 

Максимальная глубина, на которую мне удалось погрузиться — 55 метров. Мастерство заключается в том, чтобы за 20 минут быстро упасть на эту глубину и очень медленно подняться. Тогда хватит баллона с кислородом. Если глубина небольшая — 10-15 метров, то дайверского снаряжения хватит и на час. Непрофессионалам опытные инструктора советуют заниматься сноркелингом. Это тоже очень красиво, но полного погружения в среду, конечно, не почувствуешь. С другой стороны, все самое интересное, как раз на небольшой глубине, например, коралловые рыбки. Ниже 5-10 метров просто не хватает света и кислорода. Поэтому можно сказать, что дайверы видят несколько другую жизнь. Что выбрать, каждый решает сам.

Путешествие по Сальвадору. Фото из личного архива Дениса Дудинского

— Какие еще виды экстремальных путешествий вам нравятся?

— Я часто выбираю точки, где можно заниматься скалолазанием. К сожалению, в сравнении с пляжным отдыхом в мире не так много таких маршрутов. Это Турция, Таиланд, Китай, Патагония, раньше еще Украина была. Люблю также верховую езду. Приезжаешь, например, в Южную Америку, тебе дают мула, мешки, тюки, палатки и можно отправляться в путь. Маршрут, кстати, можно выбирать самостоятельно на один или три дня.

В каждом языке главное знать числительные

— Давайте полистаем ваш паспорт. Какие визы самые интересные?

— Путешествую много, поэтому паспорта меняю часто. Сейчас он у меня относительно новый, с января. Из последних виз здесь есть эфиопская. Она без фото и с множеством печатей. В Гондурас виза не нужна, зато у меня есть штампы о въезде в страну и выезде из нее. Вот шенгенская виза. Кстати, есть такое требование, что владельцы Шенгена могут ехать в Сальвадор без заветного штампа. Однако это возможно только в том случае, если виза действительна в течение нескольких месяцев после выезда из страны.

— Какие-нибудь забавные случаи при получении виз с вами происходили?

— Помню, года четыре назад ездил в Британию по работе. Накануне поездки пошел получать визу. У меня спрашивают, мол, какие у вас документы на недвижимость. Я отвечаю: «У меня нет недвижимости». Говорят, ладно, давайте свидетельство о браке. Я отвечаю, что не женат. Они спрашивают, есть ли дети. Говорю, что нет. Просят документы на машину, отвечаю, что нет. Потом специалисты эти посовещались и спрашивают, есть ли у меня счет в банке. Говорю: «Есть» и продиктовал. Прошло несколько минут, и я с большой легкостью получил визу. Правда, пришлось с ними на английском разговаривать.

— Кстати, сколько языков вы знаете?

— Я могу общаться на английском, итальянском, испанском. Перед поездкой в Эфиопию выучил также их государственный язык — амхарский. Я могу изъясняться на нем, используя преимущественно инфинитивы. Уверен, что в каждом языке главное знать числительные. Это знание поможет разобраться во времени, деньгах, номерах рейсов. 

Мы пили козлиную кровь, ели саранчу и маленьких лягушек

— В каких экзотических странах вам пригодились эти знания?

— Я путешествовал по Центральной Америке (Гондурас, Никарагуа, Сальвадор), Перу, Боливии, Эквадору. Причем, везде ездил один и везде приходилось общаться с местным населением.

— Как вы решились на поездку в Эфиопию?

— Ехать туда не планировал. Приятель просто скинул мне информацию о том, что слетать из Барселоны в это государство Восточной Африки и обратно стоит $400. Мы купили билеты, а потом начали решать, зачем мы туда едем, изучать информацию о стране.

— Чем вы питались в Эфиопии?   

— В таких путешествиях планка уровня безопасности понижается. Допустим, если сейчас ко мне подойдет грязная никарагуанская бабушка и предложит пирожок, я, конечно, скажу, мол, что вы бабуля, идите отсюда. Там же все несколько по-другому. Уровень комфорта снижается до нуля. В итоге ты у бабушки с рук пирожок покупаешь, и с вождем кровь козлиную пьешь, которую он своими грязными руками размешивает. 

Путешествие по Эфиопии. Фото из личного архива Дениса Дудинского

В племенах еда действительно примитивная. Все, что они находят, то в рот и тянут. Мне вспомнился случай, как мы в Перу на Амазонке ели саранчу и маленьких лягушек. Это чистый белок. Если не знать, что это, то есть очень вкусно. Саранча и лягушки по вкусу похожи на кальмары, которые идут как закуска к пиву. Их еще соевым соусом сбрызгивают. Все эти деликатесы, кстати, можно купить на местных базарах, если речь идет о маленьких городах. 

В больших городах делать нечего, если это не Европа

— Что, на ваш взгляд, стоит посетить, находясь в таких экзотических странах?

— Приезжая в любую страну, обязательно нужно посетить маленькие города. А в них центральную площадь, рынок, храм. Любопытно также будет прокатиться на общественном транспорте. В храме, например, видно, как люди относятся к своей вере. Рынок — это вообще целая жизнь. Здесь тебе что-то предлагают, угощают и тут же вытягивают из кармана то, что ты только что купил. На базаре можно увидеть все цвета и краски. Именно с рынков получаются самые яркие снимки. На центральной площади просто интересно смотреть на детишек, влюбленные пары и людей, которые кормят голубей. Уверен, что в больших городах делать нечего, если это не Европа.

— Какой город Центральной Америки впечатлил вас больше всего?

— Столица и крупнейший город Гондураса — Тегусигальпа. Видел детей, которые играют в футбол, старичков, сидящих на лавочке. Я был здесь единственным туристом. Периодически ко мне подходили доброжелательные местные жители и говорили: «Э, белый человек, ты вот с этим своим телефоном и фотоаппаратом в такой район зашел, что лучше тебе бежать обратно и побыстрее». 

Путешествие по Гондурасу. Фото из личного архива Дениса Дудинского

— Какие еще необычные случаи происходили с вами во время путешествия по Центральной Америке? 

— Помню, у меня автобус из Никарагуа в Гондурас уходил. Рейс был в 6 утра. В 5 нужно быть на автовокзале. В 4:45 я спустился вниз и уже было собирался выйти из гостиницы (вокзал находился в 5 минутах ходьбы), как меня остановил хозяин отеля. Он говорит: «Ты что это пешком собрался идти?». Я отвечаю: «Да!». Он мне: «Ты и минуты не пройдешь, прибежишь обратно, только уже без вещей, фотоаппарата и телефона. Такси вызывай!». Я вызвал машину, проехал не больше 20 секунд и заплатил где-то $2. 

Путешествие по Никарагуа. Фото из личного архива Дениса Дудинского

Как только выезжаешь за пределы городов, начинаются чудеса. Здесь живут добрейшие люди. Если ты что-то где-то оставил, по всей деревне будут бегать люди и спрашивать: «Где здесь белый турист, вот он тут вещь свою забыл». Я считаю, что Гондурас — замечательная страна. Если слышишь вопль, гвалт и пьяные визги, значит европейцы приехали. Как-то я услышал шум в одиннадцать вечера, подошел к этой компании и сделал замечание. Спустя какое-то время они затихли. На следующее утро они мне преподнесли набор из 6 бутылок пива и попросили прощения. Страна хорошая. Если кто-то решится поехать туда, я могу смело сказать, что за неделю отдыха человек вложится в $1 500 (включая перелет и проживание).

Отдых в Беларуси — как игра в Гладиатора

— Вы много где были, а в Беларуси отдыхать нравится?

— Особенно люблю белорусскую весну и осень. Лето все же у нас жарковатое и влажное. Отдыхать люблю за городом. Не важно, где. Можно даже отъехать 10 километров от Минска и просто походить. Мы с друзьями называем такой отдых игрой в Гладиатора. Это даже не игра, а приятное развлечение, которое напоминает сцену из фильма «Гладиатор» с Расселом Кроу. Ты идешь по пшеничному полю и рукой проводишь по верхушкам колосьев, а твой товарищ изображает звук дудука (армянский музыкальный инструмент), который звучал в этом фильме. Мне также нравится запах кукурузных полей, сосен. Этого я нигде еще не встречал. Поэтому жить однозначно хочу в Беларуси.

— Куда планируете следующее путешествие?

— В конце июля собираюсь поехать в Исландию. Уверен, что будет масса эмоций и фотографий.

— В какой стране вы мечтаете побывать? Нарисуйте нам ее, пожалуйста!

— Мечтаю побывать в Австралии. Увидеть кенгуру и пообщаться с местными жителями.

Другие материалы рубрики «Паспортный контроль»

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах