Не люблю, когда про Минск говорят, что это «город контрастов». Мне категорически не нравится этот штамп: какое место на планете не возьми, все контрастные... Одни твердят, что это чистый город, другие приезжают сюда, чтобы отыскать грязь (и не разочаровываются). Третьи упорно повторяют, что в Минске нет улыбок. Четвертые ищут (и находят) следы СССР. Фотохудожник и писатель Артур Клинов называет белорусскую столицу городом Солнца. Для меня это город моментов радости.

Каждый видит то, что хочет. Сталкивается с тем, о чем думает. Находит то, что готов понять и принять. Как коренной житель, так и турист. 

Бывшая (увы) пешеходная зона на улице Карла Маркса в Минске. Фото Аси Поплавской
Бывшая (увы) пешеходная зона на улице Карла Маркса в Минске. Фото Аси Поплавской

Однажды я вернулась в родной город после продолжительного отсутствия и посмотрела на него глазами туриста. Увидела хмурые лица, грязь и следы «совка». А потом наступило лето, и я буквально ежедневно начала проживать в Минске моменты радости. Меня то и дело поджидали сценки городской жизни, наблюдая за которыми, я останавливалась и говорила с улыбкой: «В такие моменты радость переполняет меня…»

Эти маленькие радости случаются со мной до сих пор. Меня словно ждут светлые эпизоды, фразы, полуулыбки, обрывки монологов и диалогов. Везде: в транспорте и на остановках, в супермаркетах и в ресторанах, на улицах, проспектах и площадях… Однажды я просто открылась для Минска. Улыбчивого, нежного и доброго.

…Ехала сегодня в автобусе к моим главным людям — бабушке и маме. Сижу такая вся полосатая с огромным букетом благоухающих лилий. За мной — бабушка с внучкой. Девочке лет 15, бабушке — за 70. Девочка лежит у бабушки на плече и время от времени говорит, как сильно она ее любит. Проезжаем мимо билборда с рекламой телефона. Вы его видели — на нем «самый трогательный» смартфон с котомордашкой на экране. Вдруг бабушка говорит, что у этого аппарата хорошее разрешение, пиксели и дюймы. Ну и память не подкачала. Одним словом, хороший телефон, надо брать.

…Или вот случай был. Возвращаюсь домой. Передо мной идут три мальчика. Им на вид девять и шесть лет, а самому младшему года три. Малыш не успевает за старшими мальчишками, бежит за ними, спотыкается и падает. Крепко прижимая к себе игрушечную черно-белую собаку. Шестилетний подбегает, обнимает маленького и говорит: «Ну, не плачь, не плачь. Все хорошо, не плачь...» Трепет по уху собаку: «Твой друг не ушибся, ему не больно». Берет его за руку, и они переходят дорогу.

…Еду в троллейбусе. Рядышком сидят две девочки. Одна постарше (лет семь), другая помладше (годиков пять). У старшей, которая сидит у окна — оранжевый шарик-сердце. Малышка смотрит на него говорит маме: «Какой класивый салик! А ты мне такой купис?..» На следующей остановке девочка с шариком выходит. Когда троллейбус уже остановился, она повернулась к малышке и с улыбкой протянула ей оранжевое сердце.

…Ехала в маршрутке к бабушке на пироги. Водитель спрашивает: «Кому такие красивые цветы везете?» «Бабушке», — говорю. «Передавайте ей привет! У нее замечательная внучка».

…Максим родился и живет в Москве. Когда ему исполнилось 16, выучил белорусский язык. Сам. «Мой бацька па паходжанні польскі беларус. І я вырашыў звярнуцца да каранёў». Максим занимается посткроссингом. Прислал мне открытку любимой художницы Виктории Кирдий. Исписал ее мелким почерком на красивейшем белорусском языке. Написал много приятного и теплого. Искреннего. Просто так. Незнакомому человеку из Минска.

…Маршрутка, залитая осенним солнцем. На первом сидении — мама с маленькой девчушкой, за ними — мама с мальчиком. Детишки примерно одного возраста. Они поворачиваются друг к другу, смотрят глаза в глаза и улыбаются. До ушей. Девочка берется за поручень — мальчик кладет свою ручонку ей на ладошку. Когда мама с сынишкой собираются выходить, девочка целует мальчонку в нос.

…Стою на остановке. Рядом папа с сыном. Малышу годика четыре. Или пять. Максимум шесть. И вот папа говорит сыну: «Сынок, а давай машинки посчитаем. Первая, вторая...» И тут сынишка гордо так: «Пап, ты циво са мной как с малиньким? Я узе бальсой, взлослый!» Мужчина улыбается и зарывается в кудряшки сына.

…Минск. Середина июля. Дождь стеной. Из перехода между Макдональдсом и ГУМом выходит молодой человек. В одной руке зонт, в другой ноутбук. Пытается закурить. Ничего не выходит: из-за ветра пламя гаснет. Мимо пробегает девушка. Видит неудачные попытки молодого человека, останавливается и закрывает ладонью пламя от ветра. Парень закуривает. Они улыбаются друг другу и разбегаются. Она — в переход, он — в дождь.

…А вот еще случай был. Сижу в кофейне, СМС набираю, думаю о чем-то своем, чаек потягиваю. Рядом — мама с сынишкой лет четырех. «Мама, а почему эта красивая тетя такая грустная?» — дергает ее за рукав. «С чего ты взял, что она грустная?..» — смотрит на меня женщина. Но мальчишка не останавливается. Он выдергивает из вазы хризантему и подходит ко мне: «Тетя, улыбнитесь!»

В такие моменты радость переполняет меня…

Читайте также: 

Русские в Минске: «Спорим, я на белорусском все пойму?»

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах