Есть ли будущее у союза «охотхозяйства&турфирмы»? Ответ на этот вопрос искали участники круглого стола, организованного Национальным агентством по туризму. Прошел он накануне Международного женского дня в Березинском районе. К диалогу были приглашены представители тех самых охотхозяйств и турфирм, а также чиновники из Государственного таможенного комитета, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. 

Мероприятие носило скорее ознакомительный характер – собраться, познакомиться, присмотреться, войти в курс дела. Именно поэтому, прежде чем сесть за стол переговоров, приглашенных представителей турфирм отвезли в крупнейший лесоохотничий комплекс Минского ГПЛХО – «Вязычин», принадлежащий Березинскому лесхозу.

Сегодня сей комплекс представляет собой довольно привлекательный объект с развитой инфраструктурой. На его территории есть два крупных дома в аренду и три маленьких – общая вместимость 26 человек, баня с прорубью, беседки, инвентарь в прокат, даже экологическая тропа, которая, правда, пользуется популярностью только у школьников. 

Оригинальный элемент дизайна пространства охоткомплекса

Коллективный поход в баню :)

Обычно в этом месте находится прорубь

Директор лесхоза Сергей Чемко провел небольшую экскурсию по владениям – вольерам с дикими животными, смотровым вышкам, подкормочным площадкам, даже продемонстрировал любимицу всего комплекса и приезжающих туристов – медведицу Дану. В этом году здесь появится оборудованная детская площадка, а после и смотровая площадка – многие хотят сфотографироваться рядом с дикими обитателями. Возможно, скоро лесхоз начнет практиковать вольерную охоту из лука и арбалета. Правда, для этого нужно оборудовать специальный охотничий вольер – их пока нет ни в одном лесхозе Минщины.

Зайцы в этих местах ходят табунами!

Подкормочная площадка

Места здесь на дикого зверя богатые – на 94 га охотничьих угодий обитают кабан, лось, косуля, бобр, заяц беляк, лисица, есть даже столь редкие глухарь и тетерев. Казалось бы – рай для охотника. Ан нет! По словам Евгения Крискевича, главного лесничего, первого заместителя гендиректора Минского ГПЛХО, охотничье направление составляет 3% от выручки. Комплекс загружен всего на 15%, да и то большей частью за счет отдыхающих и проведения торжественных мероприятий. 

И хотя приезжают сюда пострелять зверя и россияне – порядка 85% от общего числа охотников, и немцы, и поляки, и французы, за прошлый год по итогам 17 проведенных туров по охотхозяйству удалось получить всего 862 миллиона рублей выручки, против общей прибыли лесхоза в 49 миллиардов рублей. Откровенно мало, а вот вложено в организацию охотного дела было много. И такая же картина наблюдается во всех 12 охотничьих комплексах Минского ГЛПХО. 

Вот и получается, что туристический продукт есть, все условия для его продажи есть, а спроса нет. Обидно? Не то слово! Вот и созрели, наконец, представители охотиндустрии для серьезного диалога с турфирмами. Ведь мало продукт произвести, его нужно еще и продать! А тут стоит обратиться к профессионалам. Пока же из инструментов продвижения используются только сайт организации и «сарафанное радио».

«Сегодня мы варимся в собственном соку! – посетовал Евгений Крискевич. – Эту ситуацию пора преломлять, ведь у нас есть база, есть угодья, звери. Ваша задача – найти клиента и привести его в Беларусь». 

После экскурсии по живописным местам на территории комплекса «Вязычин» представители турфирм были приглашены для продолжения более конкретного делового разговора в актовый зал местного райиполкома. До того, как из зала прозвучал главный для всех турфирм вопрос, представители министерств и ведомств провели качественный ликбез по всем нюансам организации охотничьего туризма на территории Республики Беларусь. Ввоз оружия и охотничьих собак на территорию страны, вывоз трофеев, оформление пакета всех разрешительных документов… К слову, последнее турагентства должны будут взять на себя. Кроме того, если россияне к месту «стрельбища» могут ехать самостоятельно, европейцев представители туркомпании должны сопроводить к охотхозяйству от границы.

Вопросов со стороны турфирм было немало

Вадим Крутько, заместитель начальника управления охоты и рыболовства БООР, так обрисовал ту схему совместной работы охотхозяйств и турагентств: «Вы предоставляете нам клиентов, туристов с готовым пактом разрешений, мы вам – договор и комиссию». 

Выступает Вадим Крутько, заместитель начальника управления охоты и рыболовства БООР

На главный вопрос «сколько?» он четко ответил – 10%. «Это было бы справедливо, ведь вы находите и привозите клиента, а мы организуем охоту, проживание, добычу трофеев. К примеру, если тур стоит 1000 евро, то турфирма получит 100 евро комиссионных».

Рискнем предположить, что руководитель туристической компании «БелАгроТрэвел» Филипп Гулый высказал мнение, с которым были солидарны если не все, то большая часть игроков туриндустрии: «Сегодня турфирмы, наработав определенный опыт, отучились «хапать». Все пришли к пониманию того, что работать надо на долгосрочную перспективу, зарабатывая не очень много, но стабильно, на обороте. БООР сегодня – целостная крупная замкнутая организация, способная сама обеспечить полный цикл обслуживания туристов. Нам нужно вложить средства, время, трудозатраты, в идеале – выделить под это направление отдельного менеджера, который разбирался бы в этом специфичном продукте. В итоге получится так, что затратив колоссальные ресурсы, мы привезем туриста, который попробовав, познакомившись, следующий раз приедет самостоятельно, минуя турфирму. Это естественный процесс, в этом никто не виноват. Может, и хотелось бы попробовать, но серьёзной мотивации для работы нет. И если с охотхозяйствами проще – они специалисты в своей области, мы – в своей, в частности, в рекламе, продвижении, то с БООР наша роль краткосрочна». 

Коллегу поддержал Евгений Апанасевич, директор туристической компании «Колесо путешествий»: «Самый большой страх для каждого в этом зале – это отсутствие отдачи при затрате колоссальных ресурсов. Похожую ситуацию мы наблюдаем в агротуризме: стоит один раз привезти туриста в агроусадьбу, и в следующий раз он уже едет туда сам. Для нас клиент потерян. От себя хочу сказать – необходимость в подобной встрече назрела давно. Нужно садиться за узкий стол». 

Евгений Крискевич согласился, что такие опасения не беспочвенны. Однако тут, по его словам, можно пойти на заключение определенных «джентльменских» соглашений между турфирмами и поставщиками услуг – охотхозяйствами. Кроме того, на семинаре прозвучала идея о создании совместного каталога, в который вошли бы услуги, предоставляемые турфирмами и лесхозами. Своеобразные информационные стенды можно оборудовать и в самих комплексах. «Мы предоставим туристу услуги по охоте, вы – по культурному туризму, экскурсиям по замкам Беларуси, например», - предложил Евгений Крискевич. 

Также под занавес «круглого стола» была озвучена идея создать бренд Беларуси как страны для охотничьего туризма: «В Африке есть пятерка животных, на которых приезжают охотиться туристы. А у нас, к примеру, будет тройка!» - предположил главный лесничий Минского ГПЛХО.

Семинар, несомненно, заронил зерно во многие умы – на обратном пути в Минск в автобусе не утихали дискуссии по поводу озвученной информации. Прорастет ли это зерно – узнаем в скором времени.

Текст и фото: Татьяна Данилушкина

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах