Пошёл счет на десятилетия, как белорусы после посещения московских турвыставок, кулуарно или публично рассуждают о том, что помешало в очередном году сработать на все 100%. Ну даже на половину от ста. С прошлого года к этим мозговым штурмам подключилось имиджмейкерство - кто только не работает на ниве создания благоприятного имиджа Беларуси туристической. И, кажется, конца и края полемике нету. Даже не так. Нету решения и внедрения его на практике. Вот и в этом году белорусы из числа турфирм выглядели по-белорусски. Потчевали туристов качественным ч/б вместо рассказов и впечатлений о стране. Не ч/б были брошюры Национального агентства по туризму, на которые наши турфирмы, не стесняясь клеили свои наклейки, периодически заклеивая нынешний туристический логотип-василёк Беларуси :)

Однако был тот, кто сделал для имиджа Беларуси на MITT-2012 больше, чем все турфирмы вместе взятые. Скромный парень Сардар, работающий у своего двоюродного брата ИП-шника Александра Семенюка, продавал чёрный и белый белорусский шоколад недалеко от главного входа на туристическую биржу. Надо сказать, что в его лавке можно найти не только шоколад - кроме "Коммунарки" и "Спартака" в разных вариациях, там тебе и бобруйский зефир с пастилками, там тебе и белорусская халва, какао. 

При этом на прилавке всё очень грамотно с точки зрения логистики - "дефицитные" бутылочки "Полесье" видны за версту, около кассы маленькие "Алёнки" и другие плитки с шоколадом. Нужно ли говорить, что я не сдержался и пригласил на разговор Сардара.

- Сардар! Во-первых, хочу вас поблагодарить за вашу работу, за которой наблюдаю несколько дней. Приятно видеть, как хорошо продаются наши белорусские сладости, так как второй день у вашего магазина очередь. Я сам из Беларуси и считаю, что ваша лавка - это лучший стенд Беларуси на MITT-2012. Во-вторых, здесь только белорусская продукция?
- Спасибо! Да, здесь только белорусское (улыбается)

- Тогда логичный вопрос, а почему белорусское? Дешевле?
- Ну, во-первых, ваша продукция, наверное, более натуральная что ли, что важно для покупателя. Во-вторых, что касается цены, то мы продаём по ценам близко к московским и то, что покупают я не могу объяснить только ценой.

- Задам прямой вопрос. Если это коммерческая тайна, можете не отвечать. Сколько в день продаётся сладостей?
- (довольно улыбается)

- Попробую перефразировать вопрос. Вы довольны продажами в целом и на этой выставке в частности?
- Да, очень доволен. Это я могу сказать точно. Особенно про MITT-2012. Вы же сами видите, сколько посетителей девушек и женщин на турвыставке. Многие приходят по несколько раз.

- Вы работаете напрямую с фабриками?
- Нет, мы работаем через дилера. Многие белорусские фабрики имеют в Москве своих дилеров, мы закупаем продукцию у них. Если бы мы работали напрямую, то цены могли быть ниже, но рынок есть рынок и правила у фабрик свои.

- Вы видели как представлена Беларусь стендом на выставке?
- К сожалению, нет. Нет ни минуты времени, чтобы передохнуть - люди идут и идут. Вы подсказали, постараюсь найти время и посмотреть.

- Сардар, а вы здесь работаете только на турвыставке?
- Нет, мы в этом выставочном центре постоянно - на любых выставках. Но туристические мероприятия для нас самые активные. Но спрос есть всегда.

- Это ваш единственный бизнес?
- Да. Мы работаем с моим двоюродным братом, который мой начальник и индивидуальный предприниматель.

- А если пофантазировать, были бы вы не против, если бы рядом с вашей лавкой находились стенды белорусских турфирм?
- Конечно, нет. Мы были бы более заметны. Это было бы на пользу моему бизнесу и турфирмы могли бы предлагать свои услуги тем, кто через ваши же шоколадки и конфеты узнаёт про Беларусь.

- И напоследок скажите, что из всего этого разнообразия "товар №1"?
- Сейчас хит продаж это горький шоколад "Спартак" в плитках 72% и 90%. Очень много покупают.

- Сардар, ещё раз большое спасибо вам за то, что нашли время для разговора, возвращайтесь к клиентам, а то мы выстроили очередь. Желаю успеха вашему бизнесу!
- Спасибо большое. Очень приятно.

Вот так на разных уровнях одной и той же московской выставки MITT-2012 был представлен туристический имидж Беларуси. Чёрным шоколадом и белым ПВХ.

А как мог выглядеть идеальный стенд нашей страны? Давайте посмотрим на фото и представим. Лавка Сардара располагается на нижнем уровне между регистрацией посетителей и гардеробами, рядом с многочисленными кафе - то есть проходимость людей 100%. Берем лавку. Огромными буквами пишем "Беларусь". Рядом аккуратно пристраиваются наши "коллективные", кто предлагает отдых в Беларуси. Договариваются с коммунарками-спартаками-пищевиками на "пробники" для всех, кто будет подходить мимо или заглядывать в лавку. И раздавать не просто грустные ч/б распечатки, но и хорошее настроение. Шоколад его поднимает, как утверждают учёные.

P.S. Многие могут сказать, что шоколад не является белорусским "национальным продуктом". Согласен. Но и картошка произрастает не только в Беларуси. Национальные парки есть тоже не только в Синеокой. Больше чем два сохранившихся средневековых замка есть практически в любой стране мира. Уникальная белорусская природа как турпродукт не может конкурировать с уникальной природой любой страны мира. Можно долго ломать копья, что может быть "фишкой". Надо пробовать. И давать попробовать. К слову, из того, что было замечено, на выставке MITT-2012 не было много "шоколадных" дегустаций (карамельки и брендированные квадратики не считаю). Мной были замечено чешское пиво, восточные сладости, вино.

Внимание! Объявляем флешмоб и "народное голосование" за имидж Беларуси. Если вы согласны с тем, что написано в этом фоторепортаже, просто оставьте в комментариях "Спасибо, Сардар!". 

Текст и фото: Андрей Барашко

Имидж Беларуси: подборка материалов и обсуждений

Имидж Беларуси. Страна цмоков. Может существовать?

В продолжении темы туристического символа Беларуси: Что говорят о цмоках?

Петр Попелушко: "Нам не хватает мифа про страну картошки.." Рассуждения про туристический имидж Беларуси и обзор наиболее интересных страновых видео-роликовс известным и профессиональным экспертом

Бренд Могилёва: каким он будет? (фото+отчет)

Имидж Гомеля, как города идей, поддержат оригинальные скамейки для влюбленных

Видеоролик о Беларуси презентовали в МИД

Имидж Беларуси - главная тема международного форума в Минске

Красивый видео-ролик о Минске. Смотреть всем!

Видео-ролики о городах Беларуси «порвали» белорусский интернет

Налибокская пуща: состоялся практический семинар по формированию туристических образа и бренда края

Трофеи Налибокской пущи

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах