Каким должен быть туристический бренд определенного региона? Что особенное в нем должно быть заложено, чтобы он по-настоящему «зацепил» иностранных туристов и своим дал повод гордиться родным краем? Туристический имидж Беларуси, если судить по новостным лентам и по заголовкам основных белорусских СМИ, вот уже с 2009 года, не дает покоя неравнодушным по призванию и, конечно, по должностным инструкциям людям. Понятно, что процесс формирования имиджа очень долгий и в нашем «запущенном» случае, скорее всего, не дешёвый. А ещё и Чемпионат мира по хоккею на носу, да и год культурного туризма в Беларуси объявлен, с опозданием конечно, но всё-таки. Тут определённо надо поднапрячься. Так что практически все регионы Беларуси озадачены сейчас поиском и созданием символов и брендов городов и районов. Так как же происходит самое интересное – процесс рождения бренда? Мы съездили в Могилёв, чтобы воочию увидеть это занимательное действо, следствием которого могут стать поистине глобальные процессы, как в сфере туризма, так и в других жизненно важных сферах жизни регионов. 

Итак, 15 марта в Могилёве состоялся «круглый стол» на тему: «Определение приоритетных символов, отражающих туристический потенциал Могилевской области»

На собрание были приглашены представители государственных учреждений отделов туризма, владельцы агроусадеб Беларуси, директора могилевских туристических фирм, историки, представители общественных организаций и регионов. 

Сначала всем участникам были представлены интересные презентации «на тему».

Валерия Клицунова, председатель Правления БОО «Отдых в деревне» рассказала и наглядно показала примеры мировой практики создания логотипов и видеороликов. А также призвала включить фантазию, показав в качестве примера парочку фрагментов «работы мозга» пилевенского героя Вавилена Татарского из фильма «Generation П».

Александр Агеев, доцент кафедры археологии и специальных исторических дисциплин Могилевского государственного университета рассказал об историко-архитектурном туристическом потенциале Могилевской области.

Со своей презентацией выступил и Зюзя Поозерский, вернее его представитель в лице Егора Шушкевича, директора Поставского центра туристических услуг. Зюзя Поозерский – наш родной белорусский фольклорный персонаж, альтернативный Дед Мороз всея Беларуси. Кстати, он уже является своеобразным, пока неофициальным, символом Поставского района Витебской области.

Егор Шушкевич и Андрей Барашко, директор туристического портала Holiday.by обсуждают важные и насущные проблемы развития туризма в стране

Во второй части «круглого стола» участники перешли к практике. Всем было роздано по два листка, на которых участникам предлагалось написать свое видение образа для бренда туризма и бренда агротуризма. Так как в процессе обсуждения из зала часто слышалось, что Могилёвской области сложно, потому что здесь нефти нет, то единственная ассоциация с регионом четко сформировавшаяся у меня в голове за время официальной части «круглого стола» была, естественно, «Мы живем без нефти!». По-моему, отличная перспектива развития экологического туризма в Могилевской области с таким имиджем :) Почему бы не превратить наш главный минус в жирный плюс! Забегая вперед скажу, что идею мою не поддержали и в «финал» она не вышла. Так что продам недорого;) Но вернемся к сути встречи. 

Все "предложения" были собраны на одной доске.

Вот всё, что предложили участники встречи. Конечно, были и аист, и дуб, и сосна. Хорошие, безусловно, образы, но, к сожалению, совсем не уникальные.

В качестве наиболее приглянувшихся претендентов на бренд Могилевской области общим голосованием были выбраны животворная вода (так как целебных источников на территории Могилевской области действительно много) и Машека. Среди могилевчан Машека – довольно известный персонаж. Происхождение города Могилёва многие связывают именно с легендой о разбойнике Машеке. В меру брутальный, аутентинчный, символизирующий одновременно и силу и романтику, но вот единственное, что смутило историков, присутствующих на встрече, это то, что Машека всё-таки персонаж отрицательный. Как по мне, Дракула тоже отнюдь не обладает спокойным и мягким характером, но между тем является образом Румынии. Вполне себе может быть, что при правильном подходе, именно по Машеке мир узнает о Могилевской области. 

После определения двух потенциальных претендентов – участники разделились на две инициативные группы, каждая из которых должна была описать бренд по вышеуказанным на фото критериям.

Тему животворной воды, почему-то взяли в разработку мужчины.

А вот образ Машеки пришелся по душе в основном женщинам, что в общем-то не удивительно - брутальный хулиган, как это близко любому женскому сердцу :)

Возглавил инициативную группу по «разработке» Машеки – Алексей Батюков, директор музея истории Могилева

Так рисовали Машеку

Сергей Кулягин, председатель общественного совета оп развитию агроэкотуризма Могилевской области представляет предварительную концепцию «Живая вода Могилевщины». 

Такой бренд Могилевской области, по мнению участников, символизирует большие запасы минеральной и питьевой воды, которые есть в Могилевской области. Те, кто поддержал эту идею, отметили также, что в области большое количество источников, имеющих сакральное значение, а это значит, что в перспективе паломнический туризм в Могилевскую область может выйти на принципиально новый, более высокий, уровень. Как пример таких мест – Голубая криница в Славгородском районе, источник у Пустынковского монастыря в Мстиславском районе, Полынковичская криница в Могилеве. 

Представление Машеки.

Вот так выбирался бренд в Могилеве. Мы, конечно, будем следить за судьбой каждого из выбранных образов – уж очень интересно, что в итоге получится, да и вообще, получится ли. Кто знает, может быть, именно эти образы в итоге украсят первую, запущенную в космос ракету от Беларуси или, к примеру, Машека станет главным героем мировых блокбастеров в жанре фэнтези или вода будет продаваться только в дорогих водных бутиках всего мира и нашей главной проблемой страны станет борьба с теми, кто захочет ее подделать. Имидж Беларуси – это дело такое, пока не предсказуемое, так что лично я в предвкушении ;)

Автор и фото: Анастасия Шаткевич

Читать также по теме "Имидж Беларуси":

Имидж Беларуси - главная тема международного форума в Минске

Имидж Гомеля, как города идей, поддержат оригинальные скамейки для влюбленных

Петр Попелушко: "Нам не хватает мифа про страну картошки.."

Страна цмоков. Может существовать?

Налибокская пуща: состоялся практический семинар по формированию туристических образа и бренда края

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах