Аналоговая метавселенная. Через пару месяцев в Киеве откроется необычный музей Miniland.UA. На без малого девяти десятках квадратных метрах разместится один из самых больших в Восточной Европе и самый большой в Украине макет железнодорожной тематики. Сотня единиц подвижного состава, четыре сотни сюжетов. Сплав из реализма и фантазии; хобби, декораторского искусства и новейших информационных технологий. Всё под густым соусом из перфекционизма.

Мне удалось побывать в мастерской проекта и поговорить с автором и руководителем проекта Павлом Гущиным и SMM-менеджером Ириной Лукьяненко.

«Из подвалов и мастерских мы подавали сигналы о наших возможностях»

- Во многих интервью вы, Павел, говорите, что в детстве любили играть с моделью паровозика PIKO и потом сразу, бац, и макет Украины. Что было между этими событиями? Как вы шли к этому проекту?

- (Павел) Я по образованию архитектор. Учился дизайну и архитектуре. И всё это время мы с ребятами прилагали очень много усилий, чтобы наше «внутреннее хобби» – увлечение моделизмом и железными дорогами – кто-то мог заметить. Мы делали выставки, мы строили макеты дома. Всё это происходило в каких-то подвалах и мастерских. Была своя тусовка – «Украинский клуб железнодорожного моделирования».

На наших выставках мы много общались с беларусами из клуба «Белорусский Модуль», к слову. Дружили клубами. Я понял, что хочу создавать музей с макетом в 2014 году.

- Как выглядит день, когда приходит такое понимание?

- (Павел) Я это помню, как сейчас. Тогда я работал в дизайне интерьеров, в VIP-сегменте. Мы делали очень много дорогих квартир и домов для клиентов. Я куда-то шёл и думал, что сто процентов есть кто-то с большими деньгами, кто любит модели поездов, как я. И вот эта мысль была-была… и привела нас вот сюда (Павел, вероятно, говорит про инвесторов этого бизнес-проекта – авт.). Помимо инвесторов, появились люди – костяк нашего коллектива. Многие, с кем мы начинали из тусовки моделистов – они здесь.

- Сколько времени ушло на этот макет?

- (Павел) Конкретно на этот – полтора года. Сейчас он готов на примерно 85%. Но надо понимать, что макет – это не просто внешний декор. Есть «внутренности», а это та самая подводная часть айсберга. Мы сейчас в мастерской в ТЦ «Блокбастер». Рядом в здании идут работы по подготовке помещения самого музея, куда макет поедет, будучи разобранным на части.

- Miniland.UA заявляет о себе, как о самом большом макете в Украине. Как вы думаете, почему до 2022 года такого в стране не появилось? Ведь в Европе и странах-соседях такие штуки уже есть и довольно давно.

- (Ирина) Всему должно быть своё время. Наверное, должно было произойти то самое объединение тех, кто является фанатом моделирования и железной дороги с другими неравнодушными ребятами, чтобы такая вещь стала возможной. Я думаю, что это совпадение звёзд – не иначе.

- (Павел) Это сложный технологически и сложный в реализации проект. На самом деле были попытки реализовать что-то похожее в Украине, но они ни у кого не увенчались успехом. О причинах провалов не знаю. Мне кажется, это вопрос силы веры человека в то, что он делает.

«Базовое тестовое задание – склеить бумажный кубик из обычной белой бумаги»

- Я читал, что тут трудится большая команда. Всё ещё 35 человек?

- (Ирина) Нет-нет, уже прибавилось. Нас уже около пятидесяти человек в команде есть точно.

- Есть ещё открытые вакансии? Как вообще искать людей по объявлению в духе «Приходи к нам делать макет Украины»?

- (Ирина) Да, по вакансиям тоже. Например, недавно у нас была открыта вакансия архитектора. Интересно, что люди часто нам пишут сами и спрашивают, есть ли открытые вакансии. Обычная практика получать сообщения «Я бы хотел к вам присоединиться». Даже если свободных вакансий нет, мы всё равно просим присылать резюме. Так мы формируем банк потенциальных работников.

- Как может выглядеть тестовое задание для соискателя в такой необычной компании?

- (Ирина) Вернёмся к архитектору. Такой специалист получает задание что-то сконструировать в 3D на компьютере, например. Девочки-декораторы получали задание разрисовать маленькую фигурку. К нам приходят даже из смежных областей. Так, у нас работает реставратор, который был подписан на наш инстаграм. Он как раз из тех, кто очень хотел работать в Miniland.UA. Для этого даже потребовался переезд из Умани в Киев.

- (Павел) Базовое тестовое задание – склеить бумажный кубик из обычной белой бумаги. Не на время, а на качество. Конечно, это задание для тех, кто идёт на моделирование. Я посмотрю, как человек будет это делать, как будет клеить, какими будут углы.

- Какими качествами должен обладать человек, который хочет работать в Miniland.UA? Ведь это не самое стандартное место работы.

- (Павел) Вообще нестандартное (смеётся). На самом деле он сможет обрести здесь все навыки, которые захочет. Если у него есть искра в глазах в духе «Это круто! Я хочу это делать», он может научиться здесь всему.

- Есть люди, которые каждый день делают деревья. Это рутинная работа, хоть и медитативная. Есть ли у этих людей норма выработки или другие KPI?

- (Павел) У нашей мастерской есть одна особенность, которая отличает её от других. Мы больше тянемся за качеством. Например, мы увидели деревья, которые можно купить. Посмотрели и сказали друг другу, что покупные нам не нравятся.

И вот мы сидели, придумывали технологию, как сделать круче. И придумали в итоге. У человека, который делает дерево для нашего макета, должно быть много энергии на то, чтобы сделать это дерево лучше, чем видел где-то раньше. Поэтому у ребят перед глазами всегда видео-ролики по теме. Вечерами обмениваемся информацией.

Например, кто-то увидел в инстаграме круто сделанное дерево и предлагает, что нужно сделать, чтобы превзойти или сделать не хуже. И это бесконечный процесс улучшения. Это отражается и на зарплате людей. Сейчас мы держим баланс между количеством и качеством всего, что сделано.

- Когда музей откроется, сколько людей из сегодняшних пятидесяти останется работать в команде Miniland.UA?

- (Ирина) Все. Во-первых, музей не будет работать все дни. Первое время макет надо будет тестировать и продолжать наполнять. Во-вторых, есть планы сделать Украину по регионам. В-третьих, после открытия у нас будут следующие направления развития: сам музей, мастерская для изготовления макетов и интернет-магазин товаров для моделизма. Мы также не исключаем индивидуальных заказов на макеты в нашей технике… Поэтому команда будет расти, и будут появляться новые вакансии. Будем искать кассира в музей, экскурсовода, официанта в кафе и так далее.

- Вы сказали про индивидуальные заказы. Кто может заказать для себя такой макет?

- (Ирина) Такие штуки мы сейчас видим почти у всех застройщиков, чтобы продемонстрировать потенциальным клиентам новостройку, которой ещё нет. «Минилэндом» мы как бы показываем свои возможности.

«Очень жалко макеты, когда на них надо добавить грязь, пыль и ржавчину»

- Это Украина?

- (Ирина) Не совсем. Это не точная копия Украины. Тут есть, безусловно, точные копии отдельных зданий. Но также на макете присутствуют сборные образы из разных уголков страны.

- Сцены, которые есть сегодня на макете – это индивидуальное творчество кого-то из команды или коллективное решение?

- (Ирина) Это коллективное творчество. Но есть отдельные сцены, над которыми работали группы конкретных авторов.

- Расскажите, были ли какие-то жаркие споры по поводу того, что показывать в сценах, а чего не делать?

- (Ирина) Разногласия, конечно, бывают. Это неизбежно, когда вместе работает большое количество творческих, креативных людей. Но драк или крупных ссор не было.

- Что дольше всего обсуждалось?

- (Ирина) На самом деле дольше всего обсуждалась стартовая концепция и архитектура макета. После этого работа закипела по отделам, когда каждый специалист знает, что надо выполнить по его части. Как в любой современной компании есть план, сроки, точное задание.

- Желание идеализировать Украину. Когда смотришь на такие макеты, кажется, что это идеальная страна для жизни.

- (Ирина) Мы хотим сделать так, чтобы страна на макете выглядела как в реальной жизни. Взять вот рынок (переходим к противоположной части макета – авт.). Он немного грязный, на крыше окрестных домов мусор, повалены зонтики. На соседних зданиях подтёки под кондиционерами. Всё как в настоящей жизни.

Жалко на самом деле. Ребята, когда строят объекты, они ими так дорожат. А тут приходит задача сделать как в реальности. И когда им надо добавить «везеринг» (от английского «weathering» - процесс нанесения следов эксплуатации или влияния погодных условий – авт.) – грязь, пыль – им очень жалко макетов. Руки поднимаются выполнить задачу, но скрепя сердце. Тоже самое с поездами. После покраски все составы чистые, новенькие, а затем их нужно искусственно состарить.

- Непривычно на макете видеть Украину без рекламы. Приезжали ли к вам уже рекламодатели, чтобы вы где-то поставили их рекламный щит, магазин или АЗС какой-то конкретной сети (на макете есть намёки на известные украинские розничные бренды – авт.)?

- (Ирина) Ещё нет. Но на этом макете есть определённая трудность для таких коллабораций. Дело в том, что вся инфраструктура уже заложена в изначальном архитектурном плане. В этом макете рекламу мы не делаем акцент. Такого рода контент нельзя исключить, когда макет будет наполняться мелкими сценками. 

«Краевед прислал нам чертёж здания – мы его возвели на макете»

- Было ли что-то, что изначально было задумано на макете Miniland.UA, но реализовать не получилось по каким-то причинам?

- (Павел) Было то, чего не было в изначальном проекте, но после обсуждения мы решили это внедрить. Например, речь про реку с настоящей водой, которая будет на макете. Проект не подразумевал такого изначально. Уже когда начали делать, решили «Давайте ещё воду сделаем!». И сделали. Концептуально первоначальную задумку мы реализовали в первом макете полностью. Мы хотели показать два вида промышленности, два небольших городка и какую-то историческую изюминку Украины – это наш Олесский замок.

- Почему именно Олесский замок?

- (Ирина) Точно не скажу. Возможно, было чьё-то (директора? – авт.) субъективное решение. Знаю точно, что наши ребята сами ездили к замку, делали фото с земли и воздуха, проводили обмеры.

- (Павел) У нас этот макет имеет определённую форму и ограничен размером. Нам нужно было найти такой замок в Украине, который бы являлся не только интересным архитектурным памятником, но и компактным по размеру. Именно Олесский идеально вписался в наши требования.

- (Ирина) Например, кинотеатр «Экран» на станции метро «Житомирская» был одним из самых старых в Киеве. Сейчас он в разрушен. Мы его сделали для макета так, чтобы одна стенка была открытой. Внутри можно видеть маленький экранчик. Посетители Miniland.UA смогут видеть, как проходит сеанс в этом кинотеатре. Можем показывать мини-фильмы с чьей-то рекламой, кстати.

- (Павел) Был интересный случай с одним из подписчиков из соцсетей, который живёт в городе Славута в Хмельницкой области. Он краевед, занимается историей своего края, поэтому прислал нам много чертежей зданий, в том числе одного пакгауза (с немецкого языка это «склад» - авт.). Его интересует сохранение исторических памятников и зданий. Он фиксирует историческое наследие в чертежах. Надо сказать, что чего-то нового на макете не планировалось, но вот пакгауз идеально сел. Мы взяли чертежи этого человека и сделали по ним такое здание на наш макет. Получается, что подписчик поучаствовал в нашей работе. А мы зафиксировали историческую ценность. Это очень круто – собираемся и дальше практиковать такие вещи.

- Павел, есть ли на этом макете ваш автограф? Что-то именно «от создателя»?

- (Павел) Трудно сразу ответить. Я рисовал всю концепцию и продумывал её. Но так как я сам из Львова, мне хотелось, чтобы было несколько домиков из моего родного города. Мы виртуально «проехались» по старинным улицам Львова при помощи сервиса Google и сделали эти одноэтажные и двухэтажные домики на макете. Вот тут район Левандовка, а чуть дальше – Подзамче.

- Хейтеры. Уверен, найдутся в интернете или среди посетителей те, кто скажет: «Это всё не так!». Как на них реагировать?

- (Ирина) Да, в соцсетях мы уже столкнулись с таким явлением, когда, например, историки пишут, что мы путаемся в датах. Или моделисты пишут свои замечания и говорят, что мы что-то делаем не так. Я сама веду соцсети, и когда пишут, что не тот огонёчек в семафоре загорелся, я иду к ребятам в отдел, чтобы мне рассказали, прежде, чем я прокомментирую в ответ.

На все замечания мы стараемся развёрнуто отвечать. Моя личная цель, чтобы после моего ответа автор замечания улыбнулся и сказал, что вместе с нами ждёт открытия музея и придёт посмотреть на Miniland.UA вживую.

«Стоит поменять угол зрения, как макет перестаёт быть игрушкой»

- Есть ли макеты, на которые вы смотрите или хотите равняться?

- (Ирина) Из того, что мы знаем и сами бывали – это «Вундерланд» в Германии и «Гранд макет России» в Санкт-Петербурге. Будем стремиться к такому размаху как «Вундерланд». Это только первый макет. Дальше мы хотим сделать всю Украину.

- Кто ваша целевая аудитория?

- (Ирина) Мы интересны людям, которые активно и с интересом проводят свободное время. Тем, кто ходит по музеям и выставкам. По соцсетям я вижу, что мы интересны творческим людям – музыкантам, фотографам. Огромная часть нашей «целёвки» - это родители с детьми 5-6 лет и старше. Отдельная часть нашей аудитории – моделисты и просто фанаты железнодорожного транспорта. Прозвучит банально, но мы уверены, что в Miniland.UA будет интересно каждому человеку, кто захочет посмотреть на Украину в миниатюре.

- Как с макетом будет взаимодействовать посетитель? Просто посмотреть, экскурсия, аудиогид, может быть интерактив?

- (Ирина) Прямо сейчас мы думаем над этим. Планируем сеансы посещения с ограниченным числом посетителей на каждой такой экскурсии. Будет ли это экскурсовод или аудиогид, мы пока не решили. Во время посещения на макете будет развиваться сценарий, чтобы люли могли наблюдать за некими сценами. Например, вот есть шахта, где будет в вагоны погружаться уголь, а в другом конце макета можно будет посмотреть разгрузку этих вагонов.

Таких мини-сцен за время «обхода» макета запланирован целый ряд. Будет меняться день и ночь за время одного сеанса посещения. Уже сейчас нас через соцсети просят сделать отдельный макет, чтобы можно было детям что-то понажимать и вызвать какие-то действия в сюжете. Про отдельные интерактивные зоны уже думаем. Что будет точно, так это магазин рядом с макетом. Там можно будет купить модели поездов, а также товары для моделизма.

- «Пасхалки»?

- (Ирина) «Пасхалки» запланированы уже сейчас, но их пока нет на самом макете. Мы их планируем менять по сезонам или готовить к праздникам. Интересно ли это будет нашим посетителям, покажет время и обратная связь.

- (Павел) Тут будут казаки из украинского мультика. Будут герои фильмов. Сейчас запланировано порядка ста двадцати сценок. Ожидаем, что в будущем сценок на макете будет порядка четырёх сотен.

- Как правильно «потреблять» такие макеты?

- (Павел) Я могу сказать по своему опыту посещения «Гранд макета России» в Питере. Вот он мне даже за три посещения в голову не вместился. Наш макет меньше. Его можно будет «съесть головой» за несколько приёмов. И у нас есть пример, когда мы делали презентационный макет «метр на метр», но с большой детализацией, сценками и т.д. Так вот семь человек три часа «втыкали» в него - искали зайца. Мы просто им сказали: «На этом макете в лесу сидит заяц. Можете найти?».

Он там был всего в десяти сантиметрах от края макета. И они всемером три часа с выпученными глазами искали... не нашли его. Вот и наш большой макет мы будем насыщать. Поэтому нужно будет больше времени и визитов, чтобы его рассмотреть. И с каждым разом людям будет открываться что-то новое.

- (Павел, пускается на корточки). У меня, как архитектора, есть своё видение. Я обычно облетаю взглядом, как на самолёте, весь макет. Потом «приземляюсь» на уровень человека, чтобы с этого ракурса рассмотреть сюжеты и перспективу. Только стоит поменять угол зрения, как макет перестаёт быть игрушкой. Он становится более реальным.

«В школе моделизма ребёнок может придумать что захочет. Он может создать свой мир»

- В СМИ вы говорите, что Miniland.UA - это культивирование моделизма. Есть планы на открытие клуба и школы. Что может дать молодому человеку посещение такой школы, в то время, когда сегодня модно хотеть стать айтишником и строить метавселенные?

- (Павел) Тут такой комплекс скиллов можно получить, ого-го! Всё зависит от запроса человека, чего он сам хочет. На примере мастерской Miniland.UA могу сказать, здесь работают дизайнеры, скульпторы, ювелиры, программисты, инженеры, электротехники, художники, архитекторы, экономисты, SMM-щики. Кого тут у нас только нет.

Для того, чтобы создать этот макет, в компании присутствует спектр всех профессий. И каждый человек, кто придёт в нашу школу, может общаться со всеми этими специалистами. Простой запрос человека «Я хочу научиться делать домик» порождает возможность познакомиться при нашей помощи с азами архитектуры, черчения, материаловедения. Вдогонку к простому желанию сделать домик человек получает кучу знаний.

С точки зрения ребёнка, например, это ещё и вовлечение в другой, маленький, мир, который открывает для него такое явление как фантазирование. Он может придумать что захочет. Он может создать свой мир. На макете мы можем реализовать то, чего не можем реализовать в жизни.

«Мне кажется, это эмбиент»

- Вы говорите в том числе про будущее Украины. Почему на макете нет ни одного небоскрёба?

- (Ирина) Всё будет… в будущем. Планов у нас очень много, начиная с областей Украины с переходом к отдельному макету того, что планировалось построить в нашей стране, но так и не было построено. Мы хотим это возвести на макете.

- «Макет мечты» перед нами или он ещё впереди?

- (Павел) Однозначно, впереди. Но этот макет тоже является частью мечты. Во-первых, потому что раньше в Украине никто не делал такие большие макеты. Во-вторых, на макете мечты будет Украина.

- Это будет улучшенная версия Украины?

- (Павел) Будет концентрат того, чем мы гордимся в нашей стране. Будет не только ландшафт или архитектура. Будут бренды, люди. Это будет своеобразная витрина Украины.

- Есть ли музыкальная композиция, которая чаще всего звучит в мастерской (тут в углу целая акустическая система, а Павел играет на гитаре в рок-группе – авт.)?

- (Павел) Да, у нас музыка играет постоянно. Сегодня кто-то один ставит треки, завтра «ди-джей» сменяется. Иногда я захожу и слышу, что играет музыка группы, где я играю. Если говорить в целом, то чаще всего играет не какая-то дичь, а хорошая музыка. Приходишь на работу, а у нас играет джаз или лаунж, например. Коллектив разношёрстный в плане музыки, но зачастую играет то, что не хочется выключить. Если «трэшачок» и включается, то осознанно. Так, чтобы все были в курсе: «Мы сейчас будем гнать бесов!». После этого включается что-то на грани фола.

- Если назвать макет каким-то одним музыкальным стилем, что это будет?

- (Павел) Интересный вопрос. Мне кажется, это эмбиент. Потому что он тебя погружает в свою расслабленную атмосферу.

Смотрите в сторис нашего инстаграма видео из мастерской Miniland.UA

Туры в Украину на Holiday.by

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах