Между громкими и опьяняющими фестивалями этих выходных («Viva Braslav» и «Рок за Бобров») я выбрала неповторимый остров мечты (полуостров, если точнее). Два дня смотрела в высокое звездное небо, ела улиток по рублю и изучала местные перфомансы. Вот такая Sprava.

Фестиваль «Sprava» в деревне Белая Церковь – крайне необычное место для Беларуси. Здесь ничто не вызывает раздражения, тебе все нравится и всего хватает. Дело в том, что «Sprava» – это что-то среднее между тусовкой хиппи и театральной постановкой, где каждый гость адаптирует окружающую среду под себя.

Трудно сказать, чего на этом фестивале нет – да многого нет, если честно. Убрав основные ингредиенты в виде попсы, огромного фудкорта, профессионального звука, Sprava автоматически избавила себя от массы проблем. В итоге получилась точка «ненапряжения» – та самая, которая так часто необходима каждому из нас. И если в прошлом году на «Справе» тусовались только избранные, то в этом фестиваль значительно расширил свою целевую аудиторию. Даже кандибобер был необязателен (хотя многие все равно пришли в шапочке из фольги).

Все мероприятия были включены в небольшую стоимость билета, оставалось только приехать и быстро курсировать между локациями. Или просто валяться на траве и слушать музыку.

Музыка была везде. От электрооргана и модных "тыц-тыц"-сетов ди-джеев до индийской гитары на закате. На византийских распевах 15 века публика закрывает глаза, на выступлении черейских бабушек в национальных костюмах притопывает и улыбается. «Sprava» демонстрирует абсолютную музыкальную лояльность, справедливо предполагая: лучший цензор  вкус. Не редко три импровизированные сцены работают одновременно. Это еще одна мысль арт-фестивался: не суетись. Ничего невозможно пропустить, все важное с тобой все равно случится.

По этому принципу с фудкортом организаторы тоже особо не заморочились. На полуострове кормили в четырех местах: французскими улитками от Бориса Поль Жоржа Буаняра (в первый день они закончились еще в семь вечера), полевой волонтерской кухней (на любителя), бургерами и колбасками от каких-то витебских ребят и роллами с овощами от вегетарианского кафе "Monkey food". К ночи многие из палаточного городка поставили мангалы и приготовили принесенную на фестиваль еду  это не запрещалось. Как вы уже поняли, запреты и "Sprava" вообще понятия из разных миров.

Из необычного: пока все танцевали под мощные распевы группы "Троица", волонтеры переоборудовали зону пляжа в ночной кинотеатр. Ближе к полуночи минский режиссер Наташа Леванцева презентовала здесь свой новый проект  старые диафильмы в современной озвучке. Было трогательно и  романтично (особенно история про слона Хортона). Еще более трогательны были дети. На фестивале допоздна работали несколько специальных зон с добрыми феями-нянечками. Малышня носилась голышом и в плавках, закапывалась в сено и запускала воздушных змеев. Никто не шипел и не дергал детей за руки: им можно было все и везде. 

Понятно, что «Справу» во многом делает место. Троицкую церковь в деревне Чашникского района часто называют Белой  отсюда название деревни. По одной из версий, монастырь появился здесь благодаря канцлеру Льву Сапеге, а в Троицкой церкви были похоронены его родители.

Сегодня руины старейшего униатского храма не только сохранили прекрасную акустику они способны украсить любое действо, которое происходит рядом. Это четко осознает человек, который все придумал. Режиссер Матвей Сабуров мелькает среди гостей фестиваля, отдает указания по рации: включить прожектор, приглушить музыку. В какой-то момент ты осознаешь, что находишься внутри его личного спектакля  ты и еще тысяча чудаков, уехавших подальше от города искать лучший фестиваль года, а вместе с ним и свой личный дзен. 

Афиша Беларуси на Holiday.by

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах