И на это есть несколько причин. Во-первых, местный народ не слишком любит чужих. Во-вторых, юридически и территориально Латгалия – всего лишь восточная часть Латвии. И как все восточное – весьма и весьма темпераментная.

Но про темперамент чуть позже, а сейчас про саму страну. Как и у каждого несуществующего государства, у Латгалии есть своя собственная непризнанная столица. Это город Даугавпилс (он же Гога, он же Жора, ой, то есть, он же Двинск, он же Динабург). Если вы искушенный жизнью и путешествиями человек, то вам точно сюда. Когда от готической архитектуры уже тошнит, а Эйфелева башня кажется безобразной грудой металла, поездки в провинциальные города начинают играть новыми красками. Это вроде специального квеста на сообразительность: найди новое там, где его никто не ждет. Ну и, к тому же, удобно потренировать внутреннее зрение на красоту (которая, как вы помните, всегда в глазах смотрящего).

Так вот Даугавпилс – после Юрмалы, и особенно после Риги, – прост до зевоты. А ведь это (на минуточку) второй по величине город в Латвии. Знаете, какую локацию здесь называют топовой? Церковную горку, на которой расположено сразу четыре храма разных конфессий. Это особенно смешно, если вспомнить, что латгалы (как и все латыши) – известные язычники.

В городской архитектуре, как и в достопримечательностях, тоже без откровений. На окраинах – типовая советская застройка, в центре – пару улиц с домами XIX века. Есть пешеходная улица, по которой нужно ходить. Да, не удивляйтесь, в некоторых местах до сих пор так принято. Считается, что через шагание по горизонтальной плоскости ты проникаешься духом города. Мы не хотели проникаться, а хотели поесть, поэтому нас сразу отправили на шесть букв: а точнее, в кафе ART HUB (он расположен в конце той самой пешеходной улицы). Так, в одну секунду моя судьба сделала резкий поворот: я полюбила жареные ребрышки. Никогда не знаешь, что для тебя готовит жизнь.

Хотя повар начал издалека, с какого-то сырного супа из местных ингредиентов. В Латвии сейчас такая мода: каждый ресторан обязательно готовит несколько блюд из продуктов своего региона. Так через еду, через отварную морковь и брюкву, латыши впитывают любовь к родине. Я тоже захотела принять их гражданство: нигде и никогда в мире я раньше не пробовала такого вкусного гриля. Сопровождающие рассказали, что в кафе "ART HUB" в Даугавпилсе какая-то особая индукционная плита, но мне нравится верить, что это тот самый редкий случай, когда повар просто любит готовить. Гастрономическое счастье стоило около 6 евро. Жаль, что когда издавалась Большая Советская энциклопедия, пресс-туров еще не существовало. Так бы составители приехали, поели, и точно бы не написали в своей книжке всяких гадостей. Например, что Латгалия – не уникальный регион, а всего лишь аграрная провинция большой Латвийской республики. Что у местного населения замедленное социально-экономическое развитие. Что каким-то чудом здесь сохранились своеобразные архаичные элементы, но они не особо интересны. Что локальные особенности в культуре быстро исчезают и что скоро – они совсем «тю-тю».

Так вот, дорогие авторы: ничего не тю-тю. Разве только для тех, кто по-прежнему так любит жить в союзах – советских, шенгенских – не суть (этим детям глобализации весь мир на одно лицо). Всем же остальным латгальцы точно понравятся. Эти люди будто высечены из камня. И если про достопримечательности Даугавпилса легко рассказать десятью предложениями, то про особенности горячего латгальского характера можно говорить часами.

Ну, например, эти славные ребята до сих пор называют всех остальных латышей «чиулями». Звучит обидно, даже если не знаешь, как переводится. Правда, и вторая сторона не остается в долгу. В ответ на страшное оскорбление («чиули» – это «сноп пустой соломы»), была придумана кличка «чангалы» (что переводится «как отбросы при очистке зерна»). Всегда приятно смотреть на дружный народ.

В общем, после политкорректной Риги латгальцы особенно впечатляют. Может, зря у Даугавпилса забрали статус столицы? Мало кто знает, но в течение нескольких лет город неплохо справлялся с навязанной после войны функцией. Здесь размещался важнейший стратегический железнодорожный узел, кипела промышленность и торговля: в Даугавпилсе осело множество белорусских евреев. Не буду грузить вас историей, лучше расскажу несколько занимательных фактов про этот удивительный народ. Потому что, латгальцы настолько суровы, что:

- До сих пор льют дробь царских времен

Раз в полгода в Даугавпилсе происходит настоящая магия. В одной темной-темной башне, на одном страшном-страшном заводе несколько человек выполняют странный и таинственный ритуал. Сначала они долго-долго плавят металл, а после льют раскаленную массу через дырявое железное сито.

Горячие капли падают в страшную темную шахту, из которой еще никто и никогда не выбирался живым.

Такие страшилки обожает рассказывать местный экскурсовод Паша. Может, специальность наложила отпечаток, не знаю. Паша работает на одной из старейших в Европе дроболитейных фабрик, которой вот-вот стукнет сто пятьдесят лет.

Завод давно переквалифицирован, сейчас здесь производят заряды для охотничьих ружей, есть пару линий для картечи и спортивных пулек. Все автоматизировано, никакого экстрима.

На производстве трудится одиннадцать человек. Хотя Паша говорит, что трудится только трое – он, Инга и еще вон тот парень Андрюха. Остальные занимаются маркетингом, продажами, управлением. То ли дело раньше, когда жизнь бурлила и раскаленная дробь летела с высоты пятидесяти метров (за это время металл как раз успевал принять форму шарика). 

В 2014 году (неожиданно для самих владельцев завода) комитет Юнеско взял и признал дроболитейный завод в Даугавпилсе важным объектом индустриального туризма.

Хорошо, что здесь уже работал Паша, который любил всю эту кровавую историю и как-то заранее был готов к славе. Теперь в башню водят ежедневные экскурсии, проводят мероприятия в «Ночь музеев» и, главное, сохраняют старинную технологию. Чтобы она не потерялась, раз в полгода запускают древнюю линию и повторяют ритуал. Выглядит круто, на youtube есть видео.

А еще один из старых цехов фабрики переоборудовали в тир: туристы тестируют фирменную дробь, ну и снимают напряжение, конечно. Последний раз зал сняли на девичник: юные дамы развесили по стенам фотографии бывших и славно повеселились.

Вы также можете повторить эксперимент, а заодно узнать массу удивительных фактов про редкую технологию, подняться на башню, узнать, все тонкости старинного производства.

Ну и знайте, что построили эту фабрику белорусские евреи Рейснеры. Так-то.

Адрес: Varšavas iela 28, Daugavpils Смотреть на карте

Время работы и цены на экскурсию на дроболитейный завод в Даугавпилсе: http://www.dsr.lv/dlya-posetiteley/turizm-daugavpils/ 

Записаться на экскурсию можно по электронной почте visit@dsr.lv.

Сайт Даугавпилсского дроболитейного завода: www.dsr.lv

- Любят выпить, и гордятся этим

Никаких комплексов, рефлексии для слабаков. Не можешь измениться? Попробуй преподнести свой недостаток, как достоинство. Так считают латгальцы, которые, как и все соседние народы, совсем не дураки приложиться к бутылке. На почве этого тонкого чувства они взяли и открыли музей шмаковки (то есть, местной самогонки).

В музее работает юный Мик Джаггер, который с большим теплом показывает экспонаты: вот таким веслом жены били пьяных мужей, вот так выглядел правильный самогонный аппарат, а вот столько шмаковки выпивали на традиционной местной свадьбе.

На отдельном стенде позора представлены негодяи, пытавшиеся силой запретить славную национальную забаву. Здесь и польский пристав, и полицаи, и милиционер в советской форме.

Последняя власть, кстати, отличилась больше всего: она не просто запрещала, а всегда любезно предлагала 10 сортов легальной плодово-ягодной альтернативы.

Но латгальцы выстояли. Так шмаковка перестала быть просто выпивкой, а превратилась в культурное наследие. Теперь это валюта, бизнес и, безусловно, маленькое украшение быстротечной земной жизни.

В конце экскурсии шмаковку можно попробовать. Слабым душам, вроде нас (неспособным накатить рюмаху самогона в 10 утра), капают алкоголь на руки. Если не паленка – будет пахнуть яблоком и хлебушком. Ходишь и весь день принюхиваешься.

Адрес музея шмаковки в Даугавпилсе: ул. Ригас, 22а (Дом единства)

Время работы: с 11.00 до 19.00 (в воскресенье до 17.00)

Заказ экскурсий по телефону: +371 65422818 или через e-mail info@smakovka.lv

- Строят крепость ради одного единственного сражения

И потом его не проводят. Конечно, речь идет про знаменитую Даугавпилсскую крепость, подробное описание которой вы найдете в любом туристическом путеводителе.

Российская империя готовилась к наступлению французской армии: надо было прикрыть путь на Санкт-Петербург. Когда день икс настал, оказалось, что французы по какой-то причине не взяли пушки. Так 35 000 солдат постояли в 500 метрах от крепости, где в тот момент находилось не более 2 000 человек. Постояли, постояли, да и сменили направление. А Динабургская крепость осталось – и превратилась в главную достопримечательность города.

По словам местного экскурсовода, это последняя крепость бастионного типа, которая была построена во всем мире. 14 июля здесь проводится международный фестиваль «Динабург 1812», на который приезжает около 20 000 гостей из разных стран.

Еще долгие годы в крепости размещалось советское авиационное училище. Любимой шуткой была присказка про пятый факультет: он находился за рекой. Дело в том, что казармы на том берегу использовались (и используются) как крупнейшая тюрьма в Латвии.

После 90-ых стало еще интереснее. Динабурская крепость за несколько лет превратилась в настоящее городское гетто – изолированное и злое.

Власть распродала местную историческую недвижимость по супер низкой цене. Социальный уровень новых житель бастиона колебался между Шабанами начала двухтысячных и многодетной Каменной горкой в период ее застройки. Чтобы как-то исправить ситуацию, создали огромное управление полиции (на 900 человек местного населения). Но и это не помогло. Однако, то, с чем не справляется сила, легко корректирует искусство. Дело наладилось, когда в в Даугавпилсской крепости открылась крупнейшая арт-галерея имена Марта Ротко. Гетто вздохнуло новым, уже культурным воздухом.

И теперь в крепости суровые, но воспитанные латгальцы:

- Кормят туристов десертом за 130 000 миллионов долларов

Да, именно с такого желе, изображающего одну из самых знаменитых картин Марка Ротко, начинается знакомство с творчеством художника. Вообще, Маркус Яковлевич родился в Витебской губернии, и уже в десять лет эмигрировал с родителями в США. Но скромность – не про латгальцев: во всех источниках родиной и источником вдохновения мастера назван Динабург.

В 2007 году работа Марка Ротко была продана на аукционе Sotheby's за рекордные по тем временам 72,8 млн долларов. Другая его картина "Оранжевое, красное, желтое" в 2012 году была продана на аукционе Christie’s за 86,9 млн долларов. А уже в 2013 латгальцы построили крутой арт-центр имени Марка Ротко, который на данный момент посетило более полумиллиона туристов.

И не удивительно: там так хорошо, вам не передать. Световые и звуковые инсталляции, потрясающая подборка картин художника и зал современной живописи Латвии.

И все эти чудеса в практически полностью сохраненном историческом здании Арсенала крепости. Ну что за умницы эти латгальцы. За что не возьмутся, везде победа. Даже если просто:

- Разводят летучих мышей

Именно в Даугавпилсской крепости обитает вторая по величине колония зимующих летучих мышей во всей Балтии.

Если бы в Беларуси так заботились о пенсионерах, как о мышах в Латвии, то наша страна стала бы самой цивилизованной на планете. В казематах Динабургской крепости строго блюдется определенный температурный режим. Здесь нельзя курить, нельзя активно дышать, резко двигаться, и вообще делать что-либо, что может расстроить чувствительную латгальскую мышь с крылышками.

«Ровесники динозавров», – говорит экскурсовод и сам замирает от восторга. Вся группа понимающе кивает. «А нельзя ли увидеть хотя бы одну?» – спрашиваю я и сразу же осознаю, какую бестактность сморозила. Нельзя. Летучие мыши – это та достопримечательность Даугавпилса, которую не посмотреть днем. Конечно, здесь проходят ночные экскурсии, но даже в темное время суток покой и популяция мышек – превыше денег. Не нравится? Купите сувенир и успокойтесь. Я именно так и поступила.

И все же. Если эти латгальцы настолько суровы, то почему они прятали своих дочерей в комнатах без окон?

Да-да. Об этой последнем, вопиющем факте мы узнали в местной деревне. Она является музеем быта и по своей сути очень напоминает наши «Строчицы» – с тем лишь различием, что расположена достаточно далеко от столицы.

Благодаря информационной изоляции, уровень местной политкорректности опущен на предельно низкий уровень.

Гостей встречают радушно, и сразу же рассказывают: бабушки даже рижан считали иностранцами. А белорусов (граница в двух шагах) и вовсе боялись. Поэтому своих девчонок латгальцы запирали в комнаты без окон – подальше от греха. И хорошо, если при этом рядом не сидела голодная собака. Если не верите, поезжайте в музей: там сохранен такой сруб.

Есть в приграничной деревне и другие активности: можно гончарить, слушать музыкальный ансамбль, пробовать национальную кухню.

Так что если вы до сих пор думали (так же, как и я), что Даугавпилс и окрестности – это что-то вроде «латышской Беларуси», то вы ошиблись. Но в ошибках есть кое-что приятное – их можно исправлять. Например, поехать к соседям в гости, выпить шмаковки, обругать латышей, похвалить латгалов, узнать, как льют дробь, пострелять в тире, увидеть мировые шедевры Марка Ротко, погулять по старинной крепости, опять хорошенько выпить – да и заснуть где-нибудь в душистом стогу сена возле дома красавицы, которую так и хочется ассимилировать. Нет, ну а что, хорошая ведь кровь. Латгальская порода.

Все о Латвии в спецпроекте «Уроки латышского» на Holiday.by

Туры в Латвию из Минска

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах