Есть интересные путеводители. В прошлом году я запоем читал книжицу с автомаршрутами по Италии. Дело было в экспедиции из Минска на автомобилях Land Rover до великих итальянских озёр. Как же было обидно положить закладку на 129-й странице и возвращаться обратно. Потому что глубокая, пускай и тёплая, осень внизу, а горный перевал Стельвио – наверху и он уже закрыт на зиму. На высоте 2757 метров над уровнем моря смена времен года стремительная.

Сегодня закладка в моей книге переместилась на восемь страниц дальше, потому что белорусский дилер британских автомобилей Jaguar и Land Rover, компания «Атлант-М Британия», продолжил открывать Европу. Амбициозный маршрут из Минска на один из самых живописных и опасных горных перевалов Европы Passo dello Stelvio был поручен триаде автомобилей Range Rover Evoque, Land Rover Discovery 5 и Jaguar F-Pace под управлением той же команды, которая в прошлом году успешно добралась из Беларуси до Комо и Гарда.

Польша, Словакия, Австрия, Швейцария, Лихтенштейн, Италия, Словения и Венгрия – воплощённые идеи девятидневного автопробега и примерно 5000 километров на круг. Было много всего, поэтому ближайшая неделя на Holiday.by будет заряжена на путешествия по Европе, построение планов отпусков и мечты о роскошном автомобиле для подобных вояжей.

Путешествие почти со всеми остановками из Минска до перевала Стельвио занимает три-четыре дня. Самое главное успеть до момента, когда дорогу в любой момент могут закрыть в связи с непригодными для движения дорожными условиями. Путь по горам открыт с июня по октябрь, поэтому можно сказать, мы приняли участие в закрытии сезона.

Штурм высоты мы начали с северо-запада от финальной точки маршрута, со стороны Лихтенштейна и Швейцарии. Уже на территории карликового государства стало понятно, о чём предупреждают опытные путешественники, если речь идет о поездке на автомобиле в Альпы. Погода резко ухудшилась и перестала быть похожа на европейскую осень. Скорее это ближе к европейской зиме, когда на термометрах скупые «плюс пять», а дождь льёт стеной. Хорошей, ровной и даже роскошной лихтенштейнской стеной.

Если дорога от Вадуца до Давоса ещё как-то компенсирует происходящее пасторальными видами за окном, то за городками Лавин и Цернец можно снимать фильмы про инопланетян.

Вот тут я был бы готов поспорить с ведущими легендарной автомобильной программы Top Gear на предмет «самой живописной» или «самой лучшей» дороги в Европе. Именно так они назвали Passo dello Stelvio, куда мы направляемся через Швейцарский национальный парк. Дело в том, что на гору ведет не менее живописная и уж точно одна из самых опасных дорог в Европе.

Приборные панели наших автомобилей уже давно стали предупреждать о возможной скользкой дороге – температура с каждым десятком метром вверх опускается на один градус. Дождь не перестает хлестать по окнам и делает мокрый асфальт очень коварным на слепых поворотах.

Седеть заставляет отсутствие отбойников по краям дорожного - только вешки, которые могут показать уровень снега при обильных осадках или лавине. Надо сказать, что самые острые «шпильки» взяты в металлические отбойники. Всё остальное время ты сам один-на-один с дорожной ситуацией и… мотоциклистами, которые даже в ледяной ливень закладываются в повороты так, будто бы под их колёсами ровный сухой трек. Отдельного мастерства вождения требуют участки, где на этой верхотуре ведутся дорожные работы, снуют рабочие и вращаются вокруг своей оси башенные краны.

Большим преимуществом подобных дорог в том, что любая остановка для отдыха превращается в сочную фотосессию. Виды вокруг – каждый на миллион долларов.

Во время одной такой фотоминутки к нашей колонне примкнул Land Rover Defender. Пассажиры машины также вышли сделать несколько красивых фотокарточек. При этом дама в достаточно требовательном тоне обратилась к нам, чтобы мы заглушили двигатели машин, аргументируя заботой о природе. Не хотелось спорить, указывая на разницу в выбросе CO2 наших машин и их «Дефа», поэтому просто быстрее завершили фотосессию и поехали дальше.

Перемещаться на крупных машинах по серпантинам не самое большое удовольствие, но должен сказать, что весь наш JLR-парк справился «на ура». Лично я специально ангажировал для восхождения Range Rover Evoque – машину с самым низким центром тяжести в нашем караване. Сочетание короткой базы, низкого центра тяжести и спортивного режима АКПП обеспечили мне уверенность на всём пути к нашим тысячам метров над уровнем моря. Уши закладывало почти у всех участников экспедиции вне зависимости от автомобиля.

Несмотря на то, что Range Rover Evoque уже далеко не новая машина в модельном ряду, его дизайн всё ещё остается актуальным. На фоне безлюдных горных пейзажей автомобиль выглядел футуристично и сюжетно вписывался в ландшафт.

Петля за петлёй наверх, погода опять меняется уже на сухую и холодную, снежные пики не удивляют. За половину суток мы поднялись на высоту 2757 метров над уровнем моря на круглогодичный горнолыжный курорт. Оказывается, тут есть не только самая красивая дорога, но и собственный ледник, дающий возможность любителям быстрого спуска с горы придаваться любимым утехам 365 дней в году. Чтобы попасть на самый большой ледник Европы, нужно проделать ещё около километра вверх на специальном подъемнике.

Мы же приехали запустить английские машинки с итальянской горы. Действительно, если стоишь в высшей точке перевала, то кажется, что под тобой игрушечная модель. Если выкрутить фантазию по полной программе в красную зону, то ты - повелитель мира. Произносишь в рацию команды, а маленькие машинки-муравьи повинуются: ускоряются, красиво проходят петли, пропускают встречное движение. Стыки реальности, границ, языков – здесь всё это перемешано в удивительный коктейль.

Так наш отель находится на территории Италии, а домик на соседней возвышенности, куда ведет пешеходная тропа – это уже Швейцария и «пик трёх языков» на отметке 2841 метр над уровнем моря. Стоит только спуститься, как попадаешь в Ламбардию – немецкоговорящую Италию. Здесь также можно услышать швейцарский рудиментарный ретороманский язык.

Именно тут, на краю пропасти, становится понятно, что дорога сама по себе может быть целью путешествия. Не просто так во всех книгах такие места называют «панорамными». Синхронно откуда-то возникает любопытство, что ты вечером начинаешь шерстить интернет в поисках фактов об этом необычном месте. Вот, что мне удалось узнать.

В этой мультиязычной среде дорогу также называют Stilfser Joch.

Дорогу на перевале Стельвио начали строить в 1820-х годах и завершили объект в 1825 году. Изначально она была грунтовой, а по ней ходили повозки, запряженные лошадьми. Руководил проектом итальянский инженер Карло Донегани.

В «стройке века» принимало участие до 2500 человек, половина из которых скончалась во время работ. Жертвам дороги установлен памятник в начале подъема с южной стороны.

Passo dello Stelvio – это утилитарная бесплатная дорога. Действительно, она просто соединяет долину Вальтеллина на севере Ломбардии и долину Валь Веноста в Южном Тироле. И уже потом она является туристической достопримечательностью.

Когда дорогу закрывают из-за непогоды, люди используют тоннель Munt la Schera Tunnel.

Геометрия дороги не претерпела никаких изменений с момента открытия. Она лишь стала асфальтированной. Сорок восемь самых крутых поворотов из семидесяти пяти – «шпильки» - пронумерованы и рядом с ними указана высота над уровнем моря. Зачастую на таком развороте можно найти место для парковки, чтобы отдохнуть и сделать несколько впечатляющих фотографий.
До сих пор на дороге сохранились исторические здания. Во-первых, это придорожные дома, где в своё время можно было получить приют и помощь, а также инженерные сооружения XIX века.

Австрийский форт Gomagoi внизу – привет из Австро-Венгрии. По этой дороге проходила граница империи.

Уклон дороги составляет от 9,5 до 14 градусов, а само дорожное полотно на «шпильках» ещё и наклонено внутрь для удержания транспорта в полукольце и для эффективного стока воды.

Дорога оборудована противолавинными ограждениями, есть несколько узких тоннелей, при въезде в которые надо подать сигнал клаксоном, чтобы убедиться в отсутствие встречного движения.

С 1920-х годов на перевале устраиваются велосипедные соревнования. Passo dello Stelvio раз в год перекрывается для велогонки Джиро д'Италия, когда 8000 велогонщиков штурмуют высоту.

Автомобильные соревнования и состязания по преодолению перевала на мотоциклах начались тут в 1932 году. На тот момент это были самые высокогорные соревнования в мире.

В те же годы здесь появляются первые горнолыжные школы, среди которых особенной популярностью пользовались летние.

Во время Первой мировой войны тут велись ожесточенные бои на высотах с использованием артиллерии. Швейцария уже тогда занимала глубокий нейтралитет и тем самым вынудила Австро-Венгрию и Италию подписать соглашение о том, что страна не будет втянута в военный конфликт. Считается, что после 1919 года перевал потерял стратегическое военное значение.

При том, что в передаче Top Gear дорога подана как драйверская, лично мне показалось, что это «панорамное» чудо инженерной мысли создано, чтобы неспешно прогуливаться на машине, любуясь окрестными видами.

В очередной раз не прогадал с выбором Range Rover Evoque для перевала – сквозь огромную панорамную крышу можно разглядеть всё вокруг.

Дорога Пассо делло Стельвио на каких-то тринадцать метров ниже, чем перевал Коль де л’Изеран во Франции, который идет с пометкой 2770 метров над уровнем моря и считается самой высокой асфальтированной дорогой в Европе.

Говорят, что ребята из Top Gear уже отдали первое место «лучшей дороге» Трансфэгэрашскому шоссе в Румынии. Кто-то может вспомнить «Лестницу троллей» в Норвегии или подъём на Ай-Петри в Крыму. Действительно, стоит только побывать в одной точке из чарта «самых панорамных дорог», сразу же возникает желание добавить в личную коллекцию ещё пару таких же живописных и щекочущих нервы мест. Эмоция в стиле Jaguar Land Rover!

Спустившись с южного склона, мы оказались в Ломбардии, административной области на севере Италии, столицей которой является Милан. Снова на своё место вернулись пасторальные виды, когда виноградники и фруктовые сады упираются в отвесные скалы, на которых можно увидеть старинные замки или костёлы. В такой атмосфере тут же возникает желание приобщиться к местной кухне.

Нам посоветовали ферму Hof am Schloss у подножия замка. Отдыхать в такой агроусадьбе, пожалуй, особенное удовольствие. К сожалению, хозяев не было на месте, поэтому для всех желающих оставляю их адрес сайта на будущее в конце материала.

Зато нам очень повезло с рестораном Tre Noghere в городке Вальдоббьядене, дверь которого гордо несёт на себе сразу несколько наклеек уважаемого путеводителя Michelin Guide. Местная кухня с отличной подачей блюд закрепила положительные впечатления от преодоления перевала. Команда JLR Belarus также рекомендует!

Уже скоро я расскажу и покажу, чем можно заняться в Европе по обе стороны перевала Стельвио, а пока что пара полезных советов тем, кто отправиться на покорение вершины.

Поездка летом не обязывает вас устанавливать зимние шины, но надо понимать, что на высоте 3000 метров может быть всякое. Поэтому можно заранее позаботиться о наборе цепей или подыскать контакты местных магазинов автозапчастей, где эти «джентельменские наборы» для горной дороги вы найдете с лёгкостью.

Осенью лучше сразу выезжать на зимней резине, потому что погода начиная с предгорья может резко изменяться даже в течение дня.

Идеально, если своё путешествие вы будете совершать на автомобилях марки Land Rover или Jaguar.

Традиционный совет для всех автопутешественников – иметь при себе несколько навигационных программ и идеально бумажную карту местности. Например, полагаться только на интернет-карты в смартфоне на высоте Стельвио никак нельзя. Местами отсутствовала любая связь, даже телефонная.

Обязательно нужно заправить машины до полного бака перед подъемом в гору, для чего следует ознакомиться с местоположением АЗС заранее. Подъемы и спуски требуют повышенного расхода топлива, а заправок на всём протяжении перевала мы не видели. Они расположены в маленьких городках у подножия вершин.

Если на заправке вы ещё сможете рассчитаться по банковской карточке, то в кафе и маленьких магазинах могут возникнуть вопросы. Начиная с Лихтенштейна и почти до самой Словении надо было основательно поискать место, где не будет кажущейся невероятной для продвинутой Европы фразы «Cash only» (только наличные – авт.) на дверях. Вероятно, это связано с высокими комиссионными за услуги банков в этом регионе. Поэтому стоит побеспокоится о запасе наличных евро заранее.

Отелей на вершине Passo dello Stelvio немного. В основном они ориентированы на горнолыжников. Забронировать номер на перевале можно на Holiday.by.

Неплохой идеей для времяпрепровождения будет посещение Национального парка «Стельвио». Сайт национального парка на английском языке.

Ферма Hof am Schloss может предложить проживание, местную еду и прекрасные виды на окрестные горы.

Ресторан Tre Noghere в городе Вальдоббьядене стоит посетить, чтобы насладиться итальянской кухней в мишленовской подаче. Надо сказать, что цены ниже, чем в Минске. Группа ресторана в социальных сетях с картой проезда здесь.

#JLRпокоряетЕвропу – официальный хэштег экспедиции в Инстаграм

Автоцентр «Атлант-М Британия» в Минске – это продажа автомобилей марок Land Rover и Jaguar, а также консультирование владельцев автомобилей по самым незабываемым путешествиям.

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах