Сказки про белого бычка или про въездной туризм. Не так давно бывший глава Национального агентства по туризму Григорий Померанцев на каждом углу громко говорил о двух вещах для радикального увеличения въездного потока в страну – отмена виз для иностранцев и приход в Беларусь лоукост-авиакомпаний. Скажу сразу, эти сказки я слышу далеко не первый год. Сначала это была студенческая скамья профильной туристической кафедры ФМО БГУ 15 лет назад, потом первые конференции про имидж Минска и Беларуси, когда спикеры повторяли эту вроде как «волшебную формулу» белорусского туристического счастья.

Иногда случается озарение у белорусских чиновников от туризма. Так, например, недавно заместитель министра спорта и туризма прямо указал белорусским гостиницам, что пора бы снизить цены и начать работать, как принято в индустрии гостеприимства, от объема, а не от заоблачных цен на проживание в надежде на большой одноразовый куш.

Это всё хорошо, если бы не тот самый факт с дешевой «Победой». Он сразу показывает сведущим и не очень людям многие вещи, о которых скажу дальше.

Во-первых, надо понимать, что если бы наше государство на самом деле, а не только на бумаге в пятилетних программах, хотело бурного роста въездного турпотока, то никаких «заградительных тарифов аэропорта», «дестабилизации конкурентной ситуации» (что это такое вообще?) не было бы и в помине. Всем очевидно, что львиную долю приезжающих в Беларусь составляют россияне. Ощущаю эту цифру на уровне 70-80%% от всего турпотока в синеокую. Очевидно, что дешевыми билетами пользовались бы не только туристы, поэтому национальный авиаперевозчик лоббирует свои интересы и частоты, к гадалке не ходи. Однако надо понимать, что в современном мире дешевый авиабилет уже напрямую определяет географию, куда полетит турист завтра. Уверен, что если предложить россиянам дешевый перелет в Беларусь (вроде как он должен был стоить на 30% дешевле обычных билетов «Белавии» или того же «Аэрофлота» - авт), то мы бы могли получить тот самый объем, о котором гостиницам рассказывает господин Портной. Становится всё равно, туристы это или командировочные. При этом Россия для нас остается самым удобным рынком. Мы не научились работать с иностранцами, у нас много проблем с сервисом, что надо признавать и понимать. В конце-концов мы говорим на одном языке и визы уже отменены. Шаг до оглушительного успеха!

Во-вторых, я бы очень хотел, чтобы такая «Победа» прилетела к нам в Гомель или Гродно. Были же попытки говорить с областными аэропортами. Мы бы с вами наблюдали расцвет придорожного сервиса. Агроусадьбы бы благодарили власти за то, что русские могут к ним прилететь на самолете и не жаловались на повышение налога. Например, человек с деньгами, прилетев в Гродно, мог бы решать сам, оставаться ли ему в городе; ехать ли в Минск любыми средствами транспорта, чтобы потусоваться или проиграть последние деньги; посетить Беловежскую пущу или залечь на дно «У Михалыча» на какой-нибудь «сядзiбе». Туристы начинают тратить свои деньги не только в местах отдыха, но и покупать билеты на внутренний транспорт, посещать придорожные кафе, симки для телефонов и пр. А, ну и ещё страну посмотреть можно, доехав до Минска. Тоже польза – реклама всей страны.

В-третьих, такие полеты могли бы создать благоприятный фон для развития областных турфирм. Автобусные туры по Европе до сих пор пользуются спросом. А если русский лоукостер летал бы в Брест или Гродно, то местные туроператоры быстро могли наладить обилечивание россиян европейскими маршрутами без необходимости туристам трястись полтора суток в поезде из Москвы до границ с ЕС. Формально, больше налоговых сборов может поступить в местные бюджеты от турфирм.

Всё, что я сказал выше, называется в учебниках «эффектом мультипликатора от туризма». Суть в том, что на государственном уровне не стоит считать только потери от какого-то решения. Надо ещё посмотреть, в каких отраслях случиться прирост и сравнить обе цифры. Не ровен час, что с увеличением количества въезжающих в Беларусь и даже не только туристов, лучше себя начнут чувствовать отели, таксисты, рестораны, казино, апартаменты и даже бабки в переходах, что торгуют из-под полы. И условное недополучение денег в аэропорту за счет уменьшения размера сбора с бюджетной авиакомпании, может компенсироваться пополнением казны за счет приезжающих граждан и роста последующих отчислений от разного рода организаций.

Безусловно, всё не так просто, как я описал выше. Внутри этих решений очень много процессов, но… То резкое «нет», которым союзную «Победу» послали из Минска и Гомеля, говорит мне о том, что длительное продолжение сказки про необходимость развивать въездной туризм, а не конкретные действия выгодны чиновникам. Ведь если ничего пока ещё не сделано, то всегда можно отвертеться от реальной работы очередной программы с красивыми лозунгами развития туризма. Ctrl+C и Ctrl+V с прошлой пятилетки. Второй «Победы» может и не быть, к слову…

 

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах