О детских походах, первом авиапутешествии, коллекции самолетов и стране мечты в очередном выпуске «Паспортного контроля» рассказывает Игорь Чергинец, заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности компании «Белавиа». 

МНЕ БЫЛО 6 ЛЕТ, КОГДА Я ПОЕХАЛ В СВОЕ ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ – В СУДАК 

- Как туризм вошел в вашу жизнь? Расскажите о первом путешествии из детства?

- Кажется, мне было лет 6, когда я поехал в свое первое путешествие - в Судак. Там я, собственно, и научился плавать. Любопытно, что поехал не с родителями, а с соседкой. Как они меня отпустили, не знаю. Однако хорошо запомнил, что ехали мы тогда на машине «Волга ГАЗ 21». Мои дети сейчас гораздо старше, но я бы, вряд ли отправил их с соседкой (улыбается).

- А сейчас часто путешествуете на машине?

- Автомобили я люблю, вожу. Однако на машине не путешествую. Нет такого, что я сел и поехал, предположим, кататься по Европе. Максимум, куда я ездил на машине – это Москва и Вильнюс. Желание есть, но опыта такого нет. Да и времени не всегда хватает. В этом плане хорошо помогают самолеты. 

- Вспомните, пожалуйста, свой первый авиаперелет. Страшно не было?

- В Советском Союзе отдохнуть в каких-то экзотических местах могли только избранные. Все остальные выбирали Азовское, Черное, реже Балтийское море. Помню, что впервые я летал с родителями, лет, наверное, в десять. Тогда мы отправились в Сочи. Что касается аэрофобии, то у меня ее никогда не было. Я всегда достаточно спокойно переношу самолет. Устаю только во время дальних перелетов.

- Куда летели дольше всего?

- В моей работе и жизни самый долгий перелет был в 2005 году. Тогда я летел в Гонконг. В одном из ведущих финансовых центров Азии проходила первая конференция, посвященная электронному билету. Девять лет назад все только начиналась, у нас этого вообще не было. Помню, что летели через Москву и перелет длился около 10 часов. Дольше этого времени я еще не летал. Там, кстати, мы катались на двухэтажных трамвайчиках. Было впечатление, что они остались с XIX века, хотя сам город суперсовременный. Есть в Гонконге и обычные трамваи, но мы специально их не выбирали.

- Учитывая ваш плотный график и большое количество командировок, удается совмещать работу и путешествия?

- Да, действительно, бывают очень интенсивные периоды, когда в месяц проходит более 8 командировок. Часто летаю в Россию (Москву), Азербайджан. Недавно был в Баку. По документам в поездке находишься 3 суток, а на самом деле один световой день. Ночной переезд туда, день в Баку и следующей ночью – назад. Поэтому совмещать, конечно, сложно. Но по возможности, стараюсь. Однако если речь идет о командировке-открытии рейса, где на самолете добираешься туда и обратно, то о туризме речи быть не может. Например, так недавно мы летали в швейцарскую Женеву...

- Сколько стран уже удалось объездить?

- В Facebook я пользуюсь программой, которая учитывает количество стран, в которых ты побывал. Если я не ошибаюсь, то эта статистика показывает, что я посетил 19% мира. За пределами Беларуси бываю в основном по служебным делам. Раз служебные, значит там, где есть интересы «Белавиа». В основном это Европа, СНГ и Ближний Восток. Как говорится, есть куда стремиться.  

Я ЧЕЛОВЕК ЛЕНИВЫЙ, МНЕ ТЯЖЕЛО СЕБЯ ЗАСТАВИТЬ ВЫЛЕТЕТЬ КУДА-НИБУДЬ НЕ ИЗ МИНСКА

- Говоря о командировках. Какая из них запомнилась вам больше всего?

- Думаю, Мальта. В Валетте проходила Генеральная Ассамблея Европейской ассоциации региональных авиакомпаний. На самом деле очень интересное государство. Что касается кухни, то в основном ели морские продукты. Мальта примечательна своей архитектурой, уникальной природой и способом выживания, который нашли ее жители. Они активно используют въездной туризм. Кстати то, чего нет у нас. Там есть его различные виды. Большой популярностью пользуются языковые курсы. На Мальте огромное количество языковых школ, причем, как сезонных, так и внесезонных. Люди из разных стран мира приезжают сюда учить английский язык. Страна приспособлена к туристам: гостиничная база, наличие конференц-залов, вкусной еды и большого количества достопримечательностей. Климат на Мальте также весьма благоприятный. Мы были весной. Видели огромное количество активных людей. Кто-то бегает, кто-то катается на велосипедах, роликах и досках, а некоторые вообще просто ходят. Был также в командировке в столице Ирана - Тегеране.

- Чем для вас был интересен Тегеран?

- Тоже по-своему уникальный город. Автобусы там – основной вид транспорта. Катаясь в них нужно помнить, что они, как правило, визуально разделены на две половины – мужскую и женскую. Что касается транспорта, то в Тегеране с этим вообще много нюансов. Женщина, например, не может ехать в машине без сопровождения, если за рулем мужчина. Исключения в таких случаях есть только для мужа или близкого родственника. Юго-Западная Азия вообще необычный регион, который способен расширить представления туристов.

- Однако кроме этого географического региона вы были в командировках во многих городах Европы. Какая достопримечательность и где особенно впечатлила?

- Да, был в Лондоне, Париже, Мюнхене… Пожалуй, самым необычным оказался Мюнхен. Командировка была очень короткой, всего полтора дня, но яркой. Я даже город толком не видел, зато удалось побывать в музее BMW. В этом месте действительно чувствовалась любовь и педантичность немцев к автомобилям. Замечательный музей. Он понравился мне тем, что кроме машин здесь были представлены мотоциклы. Был еще один неожиданный факт. Оказывается, немецкий производитель авто - BMW изготавливает двигатели для самолетов. Здорово, что нам удалось это узнать. 

- Несмотря на огромное количество командировок, где вы предпочитаете проводить отпуск?

- Отдыхать что называется можно в любую пору года. В этом вопросе у меня есть ограничения по работе, когда я могу отдыхать, а когда не могу. В последние годы отпуск могу брать в период с середины сентября до ноября. Соответственно, что в это время можно выбрать, то и выбираю. А еще я человек ленивый, мне тяжело себя заставить вылететь куда-нибудь не из Минска. Молодежь более активная, готова к неожиданностям. С возрастом же хочется больше комфорта и спокойствия. Прошлый отпуск я провел в Черногории. Мы видели там большое количество храмов, красивейшие пейзажи. Однако я считаю, что у этой страны еще все впереди. Сфера услуг и отельная база пока не на лучшем уровне. Да, там достаточно дешево можно поесть, но, к примеру, набережная неухоженная. К тому же после девяти вечера там очень темно и нет возможность зайти в какую-то кафешку. В позапрошлые годы ездил в отпуск в Египет и Грецию.

- Что видели в Греции?

- Был только на материковой части этой страны, не был на островах. Греция мне очень понравилась, эта настоящая живая история. Я путешествовал по этим местам с профессиональным гидом. Мне не подходит вариант, когда ты просто берешь путеводитель и сам исследуешь достопримечательности. Мне нужно, чтобы профессионал рассказывал. Мы катались на автобусе с туристами, посещали храмы. Был там дважды, в следующий раз хотел бы поехать на острова, например, Крит или Родос. Страна замечательная, воспринимается, я бы сказал, с каким-то придыханием. Мы, с супругой привезли оттуда оливки, масло оливковое, косметику. Европа вообще прекрасна.

- Давайте полистаем ваш паспорт. Какие визы у вас есть кроме шенгенских?

- Паспорт я недавно сменил. В новом пока ничего нет кроме шенгенской визы и штампов из Грузии и Литвы.  

- А какой отдых вы любите больше зимний или летний?

- Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Могу на море съездить, а могу и на лыжах зимой покататься. Помню, когда был представителем компании «Белавиа» в Польше, то ездил кататься в Закопане. Не скажу, что я профессиональный лыжник, в основном катаюсь для души. Часто бываю в Силичах и Логойске.

В ШКОЛЕ Я БЫЛ ИНСТРУКТОРОМ ПО ТУРИЗМУ

- Где больше нравится, в Силичах или все же в Логойске?

- В Силичах больше нравятся склоны, а в Логойске - возможность перекусить. Съехал, например, пять раз и выпил кофе, съел бутерброд, проблем вообще нет. Дети, у меня, кстати, на сноубордах катаются, поэтому им по душе как раз Силичи.

- Раз мы с вами заговорили о Беларуси… Где отдыхали у нас? 

- Не получаются у меня такие вещи как походы или сплавы на байдарках. Отчасти, наверное, потому что в детстве был слишком активен в этом плане. В школе я был инструктором по туризму. Мы очень много ходили в походы и не только по Беларуси. Были в Литве, России (Санкт-Петербурге и Москве), Латвии (Риге), Эстонии (Таллине), Украине (Киеве)… Сейчас если и выезжаю куда-то в Беларуси, то это в основном областные города. Помню, ездил в Брест, в Беловежскую пущу. А так больше в Минске. 

- Говоря о Минске. Чего на ваш взгляд, не хватает туристу в нашей столице?

- Я считаю, что у нас есть большая проблема с въездным туризмом. В гостиницах и ресторанах персонал не всегда владеет английским. Есть еще несколько проблем, на мой взгляд. Общепит стоит огромных денег, но не предлагает должного качества, нет обозначения улиц в городе на нормальном английском языке. Я помню, например, во время работы в Варшаве даже уборщица в туалетах могла связать несколько слов на английском. Хотя в столице Польши тоже остро стоит проблема с тем, что показать иностранцу, она как-то решается. Есть три стандартных места, куда мы водили представителей делегаций: старый кусочек города, парк Лазенки и дворцовый комплекс на окраине города. В Минске, на мой взгляд, с этим сложнее. Вот ситуация… На днях встречал делегацию нидерландской авиакомпании KLM. Столкнулся с тем, что в Минске-то и показать нечего. Провез голландцев по проспекту Независимости. Они даже нашли там итальянский стиль... Вот, кстати, стоит весь флот KLM (Игорь Чергинец указывает на полку слева, где стоят модели самолетов нидерландской авиакомпании).

КОЛЛЕКЦИЮ САМОЛЕТОВ НАЧАЛ СОБИРАТЬ 15 ЛЕТ НАЗАД

- Как они появились в вашей коллекции?

- Большая часть самолетов KLM подарена представителями компании. Какие-то модели я покупал сам.

- С чего все начиналось?

- В далеком 1999 я был представителем «Белавиа» в Польше. Именно там начал собирать модели. Основные же экспонаты собраны уже здесь, в Минске. Частые встречи, переговоры с иностранными партнерами и компаниями. Делегации заходят в мой кабинет и спрашивают, а где модель самолета нашей компании? Если отвечаю, что нет, то тут же обещают прислать. Плюс ко всему я и сам покупаю некоторые модели. Так, например, в Амстердаме, в аэропорту есть интересный магазин, туда я тоже люблю заходить.

- Есть ли в вашей коллекции какой-то любимый экспонат?

- Они все более-менее любимые. Просто некоторые из них таят в себе очень интересные истории. Вот, предположим, стоит «Аэрофлот» советской раскраски. Ему, наверное, уже лет 35. Он спасен из пожара. Офис «Аэрофлота» в Варшаве горел (произошло замыкание кондиционера), сгорели почти все модели, а эта осталась. Мы в то время, как раз в субботу это было, с представителем «Аэрофлота» пошли париться в бане. И в этот момент звонит охранная фирма и говорит, мол, у вас пожар в офисе. Мы буквально в мыле выскочили из бани, приехали на место. Там пожарные, полиция, огня уже нет, потушили. Модель самолета этого стояла тогда в огромной витрине на первом этаже. Остальные экспонаты оплавились, а этот просто закоптился. Поэтому сейчас он немного желтоватый, в идеале, конечно, белее должен быть (улыбается). Отмывал его потом очень долго от копоти.

Игорь Чергинец показывает самолет компании "Аэрофлот" советской раскраски

Эта модель, пожалуй, самая большая в коллекции Игоря Николаевича

- А кто, кстати, ухаживает за вашей коллекцией?

- Сам. Понятно, что уборщица приходит, пол моет. Иногда чуть-чуть пыль протирает. Но я особо не даю, потому что что-нибудь обязательно ломается. Каждый самолет дорог мне по-своему. Ведь это подарок или напоминание о другой стране.

В БЛИЖАЙШИХ ПЛАНАХ - ИСПАНИЯ

- Какие страны вы бы посоветовали посетить нашим читателям?

- Грецию, Италию. Был в Риме два раза и лишь по полдня. Вообще считаю, что вся Европа очень интересна: и Польша, и Чехия, и Венгрия. Уверен, что интересно туристу будет и в России: Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге.

- А где вы еще не были и куда собираетесь в ближайшее время?

- В ближайших планах - Испания, Барселона. Читал много книг, слушал восторженные отзывы знакомых. Хочется увидеть этот город самому. В Италию бы еще раз съездил, в Сицилию, потому как был только в Риме и Милане. В Швейцарии хотелось бы увидеть Цюрих, Берн и саму Женеву. В Брюсселе еще не был. Надеюсь, в ближайшее время удастся посетить Ниццу. Мы сейчас как раз планируем открыть рейс. В Канны было бы интересно съездить. В Скандинавии был только в Хельсинки, тоже бы еще раз съездил. В Марокко мечтаю попасть. Известно, что любимым местом Черчилля был город Марракеш. Он считал, что это самое замечательное место на земле, а на закат в этом городе и вовсе можно смотреть часами. Недаром эта тема отражена в его картинах. Я бы тоже хотел это увидеть.

Все материалы рубрики "Паспортный контроль"

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах