Посмотрел фотографии с роскошного open-air фестиваля Viva Bralav и… загрустил. Не так давно сам вернулся из Браслава. Бываю в столице озёрного края Беларуси каждый год на протяжении последних полутора десятков лет. В следующий раз, если ничего не изменится, приеду в 2034 году. А может быть и нет. На правах соавтора стратегии развития туризма Беларуси на ближайшие пятнадцать лет, старшего преподавателя кафедры туризма ФМО БГУ набросал основные пункты, что надо сделать в городе на берегу пятого по величине озера в Беларуси, чтобы отдых в нём не был традиционно унылым.

- найти смелость признать на официальном уровне, что сегодняшний Браслав не интересен туристам и ставить задачу кардинально изменить ситуацию (с чёткими сроками в годах);

- получить статус города-курорта и включить в «орбиту влияния» пятикилометровую зону от всех границ города;

- разработать современную стратегию развития курорта с акцентом на интересы нынешних 15-18 летних людей, которые в ближайшей перспективе составят основу платежеспособного спроса;

- выбрать или назначить председателем городского исполкома человека в возрасте до 40 лет со специализированным туристическим образованием;

- съездить (не погулять, а перенять опыт – авт.) на литовские курорты Друскининкай, Бирштонас, Аникщай; латышские Юрмалу, Лиепаю и Кулдигу; съездить на Мазурские озёра в Польшу и там же в Лебу; не забыть про украинский Буковель. Для экономии бюджета почитать отзывы белорусов об этих курортах на Tripadvisor и подобных сайтах. Выписать на бумажку в столбик, что там нравится соотечественникам и опубликовать об этом колонку на Онлайнере от первого лица исполкома;

- внедрить в браславском исполкоме для всех сотрудников систему премий, которая будет зависеть от двух переменных - числа туристов, посетивших Браслав за год и количество денег, которое получит городская казна от гостей города;

- государство по справедливой рыночной стоимости должно выкупить у владельцев все дома и унылые коттеджи на первой линии Браслава до Замковой горы и полностью их снести (речь о линии от нынешней автостанции до поворота на БО «Дривяты»);

- увести загруженную автомобильную дорогу от озера Дривяты за Замковую гору или сделать современную объездную города;

- разработать генплан развития освободившейся площадки от пляжа до Замковой горы как неделимого туристического квартала города, вписанного в ландшафт с едиными требованиями к стилю будущих построек и инфраструктуры (проект заказать у частной организации, чтобы не получить Комсомольскую в Минске; идеально спросить совета и контактов у организаторов Viva Braslav - их рестобар в Браславе может определить стиль всего квартала с одноэтажной застройкой);

- гарантировать на государственном уровне налоговые льготы (вплоть до полного отсутствия налогов и проверок в первый год) для открытия общепита и туристической инфраструктуры сроком на 5 лет;

- выставить на аукцион площадки под строительство туристических объектов на освободившейся большой площадке с гарантией льготного кредитования будущего строительства;

- государство должно выкупить по справедливой рыночной цене «польские дома» в районе нынешних букв «Браслав» напротив пляжа у нынешних владельцев;

- разработать генплан восстановления внешнего облика квартала (единый стиль, черепичные крыши и т.п.) с обязательным обращением за ним в частное архитектурное бюро;

- следует открыть в реновированных «польских домах» в Браславе дорогие бутик-отели;

- исполком должен снести гигантский паркинг, памятник карасю, автовокзал и на этом самом сочном для Браслава месте в соответствии с общей стратегией курорта открыть фудкорты, мини-рынки с сувенирами и туристическими услугами;

- организовать туристический автовокзал, где постоянно будет возможность сесть и быстро добраться до любой точки в городе и окрестностях по предъявлению карты гостя Браслава (приоритет электромобилям для службы в туристическом такси);

- в лес, идущий от «польского квартала» почти до нынешней АЗС «Беларуснефть» вписать скандинавского стиля коттеджи для отдыха с огромными видовыми окнами и террасами, а также вертолётной площадкой в центре (можно назвать этот квартал «Новый Браслав» и отдать «А-100 Девелопмент» для работы под ключ и регулярный вертолётный рейс «Минск-Браслав» с вылетом из Новой Боровой для состоятельной публики);

- нужно вырубить деревья и кустарник (Мотолько, прости!) на берегу озера Дривяты так, чтобы отовсюду была видна водная гладь (как у Нового Браслава, так и агроусадьбах по дороге к БО «Дривяты» национального парка);

- обязательно следует пронизать Браслав и окрестности сетью велодорожек с дорожками для пешеходов;

- связать эти велодорожки с объектами национального парка «Браславские озёра»;

- построить пять больших прогулочных понтонов и один стационарный пирс, уходящий далеко на несколько километров в озеро Дривяты;

- развить сеть плавучих отелей, домиков, бань на Дривятах и других озёрах рядом с Браславом;

- организовать все виды отдыха на воде (катамараны, бананы, гидроциклы, прогулочные катера, вейкбординг, дайвинг и пр.);

- открыть три больших центра развлечений для детей и подростков для отдыха зимой и летом (лабиринты, бассейны с шарами, игровые автоматы, виртуальная реальность и электрический картинг);

- поставить гигантский троллей через одно из окрестных озёр с огромной башни, стоящей на берегу или на воде, а также организовать подвесной парк для любой подготовки - от детей до экстремалов;

- открыть единый туристический инфоцентр Браслава, в котором продавать карту гостя, дающую право бесплатно или с большими скидками пользоваться услугами города (на 12, 24 и 48 часов действия);

- туристический инфоцентр национального парка «Браславские озёра» переместить в центр или под общую крышу с инфоцентром города, нанять и обучить красивых молодых людей рассказывать про услуги нацпарка;

- открыть вакансию «SMM-щика Браслава» с высокой зарплатой и внятными KPI;

- оборудовать город Браслав и точки туристического спроса развитой сетью электрических заправок для автомобилей;

- взимать небольшую плату (туристический налог) со всех, кто не захочет оставлять автомобиль с ДВС на общегородском паркинге и пользоваться местными электротакси;

- открыть два модных клуба европейского уровня со стриптизом;

- открыть два казино;

- построить скоростной автобан Минск-Браслав (в качестве альтернативы - скоростную ветку железной дороги или проложить скоростной трамвай от Минска до Браслава и запустить на курорт «Штадлеры»). Дорога из столицы РБ до курорта не должна превышать по времени двух часов, а билет на прямой рейс должен быть доступен;

- сохранить льготы для агроусадеб города и 5-километровых окрестностей Браслава ещё на 5 лет;

- открыть в Браславе филиал столичного ВУЗа, где обучать не только экономистов, но и специалистов по адресным заявкам от туристической инфраструктуры (набор только от числа заявок с местности с небольшим запасом; с расширенной программой практики в перечисленных выше заграничных курортах);

- ввести бессрочный безвиз для всех туристов.

Глядишь, в 2034 году отпразднуем миллион визитов в Браслав за год. Я приеду.

Отдых на Браславских озёрах в Беларуси

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах