Сегодня, 10 августа, вступил в силу взаимный безвизовый режим между Китаем и Беларусью. Согласно документу, граждане КНР смогут пребывать в нашей стране до 30 дней (так же, как и белорусские граждане в Китае). Подписание такого соглашения не только обнадеживает местный туристический бизнес, но и, в целом, сулит отличную прибыль казне. Россия прошла этот путь еще в начале двухтысячных: по последним данным Сбербанка только за первый квартал 2018 года туристы из Поднебесной потратили внутри страны более 1 миллиарда рос.рублей. И эта цифра постоянно растет. Почему же в российских СМИ так часто пишут о каких-то китайских проблемах? Что же им все так не нравится и к чему надо готовиться белорусам?

Их и вправду не любит весь мир. Маленькие, шумные, назойливые: курят в общественных местах, машут своими селфи-палками, создают очереди возле достопримечательностей. Мало того, что прославились, как самые неразборчивые, так еще и отобрали у русских пальму первенства за бестактность и хамство. А, главное, эта дурацкая привычка фотографироваться. Нет, чисто по-человечески китайцев можно понять: когда твой народ такой большой, все-таки хочется как-то обозначиться, показать: вот он – Я. Был, видел, сфотографировался. Я личность, я существую! Но всем остальным от этого понимания не легче.

При этом, не смотря на глобальную антисимпатию, их везде ждут. Кто делает кассы люксовым бутикам Парижа и Лондона? Китайцы. Кто скупает некачественный российский ширпотреб и ювелирку? Они же. По данным Всемирной туристической организации ООН, расходы на выездной туризм этой страны в последние годы увеличились до 261 миллиарда долларов – а это, на минуточку, 21% от общемирового рынка.

Кто-то видит в этом мягкую интервенцию, кто-то – последовательный бесконфликтный захват новых территорий (в зависимости от степени личной паранойи). Тем не менее, правительства разных стран с радостью продолжают открывать свои границы для Китая: бизнес есть бизнес. Встречающая сторона делает хорошую мину и растягивает лицо в неестественной улыбке: 欢迎Huānyíng! Добро пожаловать.

Теперь в эту игру сыграем и мы

Или, если быть точнее, мы уже в игре. Напомним: в настоящее время в Беларуси действует безвизовый режим для организованных туристических групп из Китая. Также граждане из Поднебесной могут воспользоваться пятидневным безвизовым режимом (при наличии шенгенских виз). Так что вопрос в другом: успел ли местный турбизнес воспользоваться тестовым режимом и смог ли как следует подготовиться к массовому пришествию больших китайских денег.

Будучи сообразительными людьми (а главное, умеющими приспосабливаться к любым жизненным ситуациям), белорусы должны четко осознавать: есть большая вероятность, что наша страна столкнется с теми же вопросами, которые так беспокоят российское правительство и СМИ. Ведь главная проблема страны-соседки – это отсутствие какой-либо государственной регулировки огромного въездного потока из Китая. Говоря простым языком, китайцы оказались хитрее. Да, приезжают и – да, совсем не жадничают: вот только деньги предпочитают оставлять у своих. С группами работают исключительно китайский гиды, а они, как правило, не имеют лицензий и каких-либо договоренностей с местными объектами размещения.

Следовательно, начинается нелегальный съем недорого жилья (причем, владельцами этого жилья также является китайский бизнес). С едой еще сложнее. Не секрет, что славянская кухня непривычна и тяжела для восточных народов. Поэтому драники и наваристые супы могут зайти только как развлечение-дегустация: полноценно обедать и ужинать китайская группа будет все равно в своем ресторане. Это значит, что выиграют только те, кто уже успел сориентироваться и, например, ввел в меню специальное предложение (а также наладил контакт с неофициальными гидами и отправил персонал на курсы китайского языка). Теперь вопрос. Много ли вы знаете таких ресторанов и отелей в Минске и в Беларуси вообще? Я нет. Вывод прост: глупо не учиться на чужих ошибках. И вместо того, чтобы до сих пор страдать от туристической измены россиян (вдруг променявших наши санатории и агроусадьбы на какие-то там Сочи и Крым), лучше попытаться подумать на несколько шагов вперед.

Большая советская разукрашка

Подумать, подумать, да и предложить реальные возможности для новой целевой аудитории. Например, торговля. Шок! В Минске до сих пор не существует такого понятия, как индивидуальный шоппинг-тур (какие-то нелепые национальные комплексы). А ведь это первое, что интересует китайских туристов. Причем, о таких покупателях можно только мечтать: берут оптом и не торгуясь, обожают всякую аутентичную ерунду. Шоколадки, керамика, натуральная косметика из трав, недорогая одежда, дорогая дизайнерская одежда. Составьте список лояльных магазинов, оформляющих TAX FREE, и провезите по этому маршруту группу из Китая. Ваша комиссия превысит все разумные ожидания. Это не фантазия, это реальный опыт российских коллег, которым можно и нужно пользоваться. Показательная история от минского часового завода «Луч»: провели промышленную экскурсию для китайской группы – продали партию женских часиков с натуральными камнями (стоимость пары – от 60 белорусских рублей).

И здесь мы плавно переходим к еще одной потенциально востребованной теме: индустриальный туризм и экскурсии на заводы-гиганты. Здесь все сразу: и любимое китайцами наследие СССР, и технологии, и просто эффектные фотографии (вообще святое). Посещение промышленных объектов удачно компилируется с советской тематикой – это классика и здесь есть, где разгуляться. Вот уж кто точно не будет расстраиваться из-за отсутствия настоящего исторического центра или достопримечательностей XIII века. За стариной китайцы съездят в Европу, а вот Минск интересен тем, что мы так не любим: красно-зелеными флагами, советской атрибутикой в метро, многочисленными памятниками Ленину рядом с церквями и парадами с танками и гимнастическими пирамидами.

Ну и, конечно, дорогие владельцы белорусских агроусадеб. Настал ваш звездный час. Массовый запрос туристических групп из Китая – экскурсионные туры по провинции и глубинке. Березовый сок, сбор грибов, баня, меланхоличные осенние пейзажи, руины замков – реальная возможность поразить китайское воображение. «Поразить» – читай, как «заработать». Вроде же это главная задача любого бизнеса, даже если называть его туристическим. Учите китайский!

Использованы фотографии из открытых источников

Туры в Китай на Holiday.by

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах