Как развлечь себя в лютый мороз, когда в твоей вечно влажной стране каждый день объявляют «опасный уровень оранжевости»? Конечно же, звонить товарищу, всеми фибрами души ненавидящему холод и отправляться на поиски точки «М». Так я и поступил: пишу сообщение блогеру и автопутешественнику Дмитрию Волотко, который согласился искать «минус 32» очень быстро. Совпадение? Не думаю. Так началось наше климатическое путешествие.

Про мороз в Беларуси

Когда этот отчёт появится на Holiday.by, за окном будет чуть ли не классическая белорусская зима – «каля нуля». Однако начало 2017 года войдет в историю страны своим сногсшибательным холодом, который принёс один из циклонов по имени «Аксель». Начиная с 5 января стало мести и холодать, и пик мороза припал на православное Рождество.

Именно с 7 на 8 января 2017 мы решили искать следы Деда Мороза, так как метеокарты вовсю хвастались невероятными минусами в эту ночь – до тридцати двух градусов ниже нуля. На эти цифры и настраивались, примеряя слои термобелья и заливая в многочисленные термосы чай. В такую холодрыгу важно иметь при себе много горячего питья, сухую одежду на смену, жирный защитный крем или вазелин для открытых участков кожи при выходе на мороз, а также… голову на плечах, чтобы не задерживаться на воздухе больше двадцати минут за один присест.

В машину обязательно следует взять лопату, трос, проверить аптечку, зарядные устройства для средств связи, фонарик, цепи или браслеты противоскольжения, а также… голову, чтобы ехать без превышения скорости, совершать маневры плавно и обязательно останавливаться у замёрзших вдоль дорог «дизелистов», угощать их чаем и интересоваться, не нужна ли помощь.

Из специального оборудования с нами были «термометр наружный» для замера той самой наружной температуры и огонь-какая-красивая машина для поисков приключений Mazda CX-5 в актуальном рестайлинговом исполнении, любезно предоставленная «Атлант-М Холпи».

600 километров морозной ночи

Маршрут «Минск – самый сильный мороз – Минск» занял всю ночь, и мы насчитали порядка 670 километров. Использовали метеокарты, которые обновляют информацию ежечасно, поэтому перед самым выездом ещё толком не знали, куда точно отправимся.

Так, выезжали в 22:00 на «минус 32» к Витебску, но уже очень скоро хвост циклона завернул севернее, и с трассы М-3 мы свернули через Бешенковичи в сторону границы с РФ – к Россонам. Почти как в гонке на 24 часа по Беларуси, останавливались только на заправках, чтобы долить топлива до полного бака. В такие холода все машины потребляют намного больше топлива, чем обычно. Наша 2,5-литровая бензиновая «Мазда» отличилась экономией. Как владелец дорестайлинговой модели, я могу сказать, что средний расход в этой поездке не вышел за границы разумного при обычной забортной температуре – около 10 л АИ-95 на 100 км пути.

Чего точно не хватает авто, но, к сожалению, этой опции нет ни в одной комплектации, так это – обогрева лобового стекла (наледь закрыла пару датчиков) и обогрева руля. Про машину я ещё обязательно скажу, а пока что продолжаем путь на север Беларуси по следам Деда Мороза.

Если в такую пору остановиться в тёмном-тёмном лесу, то можно почувствовать себя в космосе. Ты покидаешь комфортное кресло автомобиля, захлопываешь дверку и… ничего. Просто ничего – не видно, не слышно. Только ресницы склеиваются от замерзающей на них влаги. Окружающая действительность меньше всего похожа на Беларусь почему-то. Точнее, ты её такой морозной, лесной, ледяной ещё никогда не видел. Меж тем после двух часов ночи температура стала резко опускаться. Мы быстро вышли к тридцатке, затем через полсотни километров зафиксировали те саме тридцать два, за которыми ехали.

Природа отблагодарила нас за смелую попытку и визит в самое «пекло» - на нашем градуснике в «Мазде» мы увидели неожиданные цифры – «минус 34». Уже утром по радио мы услышали, что метеорологи установили, что самым холодным местом в стране в ту ночь было Езерище – там зафиксировали -34,4 градуса. От нашей точки это всего в нескольких десятков километров. Те же цифры показывали смартфоны и метеокарта в интернете. Поэтому вряд ли это некий сбой в системе – мы побывали в самой холодной точке Беларуси и бонус-треком для нас стали эти самые два лишних минус-градуса. Приятно!

В чём мы точно разочаровались – так это в бытовых наружных градусниках за 2 рубля 30 копеек. Как ни охлаждали мы его в эпицентрах мороза – ниже двадцати шести градусов красный столбик не хотел опускаться никак. Теперь я косо смотрю на такое же изделие у меня за окном – погрешность в 4-5 градусов это серьезно.

Посетили Полоцк. Как же не заехать в -32 в центр-то Европы? Стоя в масках перед знаком в полшестого утра поинтересовались у проходящей женщины, куда она направляется. Почему-то уверен, что были поняты не совсем правильно.

Душевный красный спортивный

Наш автомобиль в фирменном цвете «Мазда» Soul Red MC был издалека заметен днём и эффектен ночью. Рестайлинговая модель популярного японского кроссовера, который вот-вот сменит поколение. Почти двух сотен лошадиных сил 2,5-литрового бензинового мотора хватало для полной уверенности на дороге. Агрегат отлично работает в паре с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач.

Большие колеса вместе с подвеской аппетитно съедают неровности. Вряд ли такой автомобиль покупается, чтобы покорять суровое бездорожье (хотя, всякое бывает – авт.), но для лёгких автомобильных путешествий семьей или компанией – машина в самый раз. Что касается рестайлинга, то по сравнению со своим первым поколением CX-5, я оценил широкие полки около рычага АКПП, которые появились тут в результате превращения «ручника» из механического в электрический.

Сегодня тут можно сложить гору смартфонов и всякой мелочи. Удобные подстаканники украли кусок подлокотника между водителем и пассажиром – к этому можно приноровиться, хотя мне было непривычно. К разряду гениального я отнесу блок управления магнитолой около коробки передач. Тактильно приятный джойстик и расположенные рядом кнопки позволяют управлять мультимедийной системой, практически не отрывая глаз от дороги. В рестайлинге туда же снесена ручка управления громкостью, что прибавило удобства. Однако исчезли кнопки управления телефоном, которыми я научился активно пользоваться в своей машине и искренне считаю незаменимыми. И всё же номером один в рестайлинге Mazda CX-5 я назову маленький рычажок слева от АКПП со словом «Sport».

Эта каретка делает кроссовер динамичным, острым и… спортивным на сто процентов. Когда почти двести лошадей под капотом, порой так и хочется меньшей задемпфированности обычного режима Drive. Первое поколение CX-5 лишено такой опции, а здесь – просто чистый кайф от управления в спорт-режиме. Правда, в мороз и гололед им не стоит злоупотреблять – я нашёл несколько чистых от снега и льда участков в городе, чтобы в полной мере понять разницу между обычными и спортивными настройками. Автомобиль на самом деле становится более драйвовым, не теряя комфорта. Наверное, только за эту функцию я бы задумался о смене своей машины на рестайлинговый образец. 

Недалего от Бегомля мы свернули в посёлок. Прямо как на картине художника - печной дым в безветренную погоду ровными столбиками поднимается высоко-высоко над крышами. Ровно в 09:38, как было сказано в Google, подали красивый рассвет. За окном честные -32 мороза. 

Так пролетела одна необычная ночь в Беларуси. После таких путешествий уставший как чёрт, ты спишь как младенец. Иногда стоит себя баловать такими поступками. Ведь, когда ещё, как ни во взрослой жизни, можно прыгнуть в автомобиль и умчаться в люто морозную ночь искать Деда Мороза на самом краю страны.

Теперь посмотрите 13 минут видео о нашей поездке, которые сделал Дима Волотко.

Читайте и смотрите другие автомобильные путешествия на Holiday.by