Только белорусам показалось, что весна будет встречать их лужами и плюсовой температурой, февраль образумился и завалил всех снегом, чем спас концепцию нашего проекта. Holiday совместно с Samsung в Беларуси представляет по-настоящему «Зімовыя нататкі» из агрогородка Ракова и его окрестностей.

По традиции наше путешествие началось в девять утра. Под кружащие хлопья снега команда Holiday.by вместе с приглашенным гидом, блогером и СММщиком Александром Кульбачко уселась в комфортный Land Rover и отправилась изучать и узнавать агрогородок Раков.

Наш сегодняшний гид решил не терять время зря и начал свой рассказ прямо в машине: «Это сейчас Раков просто точка рядом с Минском, раньше, когда эти земли находились на территории Польши, все было наоборот. Раков был большим городом», — начал свой рассказ Александр.

Вишенка его истории еще впереди. А пока мы хотим рассказать, почему именно Александр провел нас по Ракову. У Саши нет исторического образования, тем не менее, нам показалось, что прошлое Беларуси он знает лучше многих школьных учителей. Нет, он не был ботаником, сидящим днями над учебниками, Саша просто отрыл интересные факты и понеслось:

«Помню, как-то я прочитал о том, что Раков, мол, был большим городом, где происходили довольно интересные вещи (та самая вишенка, о которой мы расскажем позже). Меня это очень вдохновило. Представляете, интересное совсем рядом!», — так Саша начал изучать историю Ракова.

Итак, не будем вас томить. Когда Раков находился на территории Польши, он был большим контрабандистским городом. Как рассказал Саша, жители Ракова в XX веке вывозили доллары из Советского Союза. К слову, почти 90% населения города тогда составляли евреи.

Если верить рассказам нашего гида, этот город был таким же драйвовым и безумным, как сейчас Амстердам. Шесть официальных и 14 неофициальных борделей, рестораны, местные тусовки, убийства контрабандистов и кокаин — было все.

«Во многом об этих событиях я узнал из прекраснейшей книги Сергея Пясецкого «Каханак Вялікай Мядзьведзіцы». Сергей был контрабандистом и в книге описывал рейды через советско-польскую границу. Сегодня мы постараемся пройти по его следам», — объявил Саша, когда мы были на пороге Ракова.

А теперь немного слов о нашем железном коне от автолюбителя и совладельца портала Holiday.by:

«Эту поездку по следам контрабандистов я ставлю на сегодняшний день на первое место по эмоциональности и погружению в изучаемую эпоху. В таких путешествиях очень важен харизматичный и вовлеченный рассказчик, а также сила воображения. Вот тут стояла старая почта, здесь мостилась дорога, по этому полю таскали запрещенные товары через границу в самую лютую ненастную погоду, а эти — сегодня заброшенные хутора — и были теми самыми «малинами», где прятали контрабанду.

К концу дня я уже почти поверил, что на дворе 1920-е годы – мы редко выезжали к людям, петляя между деревеньками и островками хуторов в полях. Единственное, что связывало нас с реальностью и 2016-м годом — смартфоны и автомобиль. Нашей машиной времени стал Land Rover Discovery Sport в самой дорогой комплектации 2.0 Si4 HSE LUXURY».

Вернемся к экскурсии:

Как уже было сказано, раньше это был большой процветающий город, но сегодня Раков — тихий агрогородок, с пустынными улицами и старыми домами. Впрочем, если приглядеться хорошо, даже в настоящем можно найти обрывки того, невероятного города.

Во-первых, прошлое богатство местечка выдает мощеная булыжником дорога. Естественно, сейчас найти кусочки камней можно только на тех тропинках, где еще нет асфальта. Например, около костела.

Если двинуть прямо по улице от католического двора, можно не только рассмотреть старую дорогу, но и увидеть убитые временем дома, где еще немного сохранилась оригинальная крыша и фундамент. Последний, кстати, также был показателем богатства.

Вообще, в Ракове очень много булыжника. Даже в современных дворах можно увидеть насыпи этих громадных камней.

«Саша, а где были бордели?», — неустанно интересовался журналист Holiday.by.

«Так везде были. Естественно, на них не было вывесок. Люди просто знали, что вот в этом доме могут получить определенные услуги. Собственно, жители дома их и оказывали», — пояснил блогер.

Меж тем мы, наконец, добрались до центра города.

«Раньше центром города считалась площадь, возле которой стоит костел: его острые башни было видно со всех уголков местечка. К слову, в СССР околокостельную территорию специально засаживали деревьями, чтобы скрыть здание», — рассказывает наш гид, пока мы заходим в католический двор.

Костел Богоматери Руженцовой и Святого Доминика — величественное громадное здание, которое и теперь видно практически из любой точки Ракова. К нашему сожалению, костел был закрыт. Поэтому мы решили осмотреть его окрестности.

И тут стало не по себе: рядом с прекрасным архитектурным чудом стоят два полуразваленных дома. Из первого на наших глазах вышла старушка, которая уже явно не восхищается красотой здания, так как каждый день его видит.

Рядом с ее домиком мы нашли остатки здания почты. Если быть точнее, его огромный фундамент.

«Там находится подвал, мы туда как-то лазили, но потом остатки крыши обвалились и мы перестали рисковать. Зато люди, живущие по соседству с прошловековым подвальным помещением, не боятся ничего. Они оградили забором вход в подвал и, наверное, устроили там себе склад. Еще и замочек на дверь повесили», — уведомил Саша.

Раков — очень красивый город, жаль, там нет мусорок: почти на каждом шагу можно увидеть брошенную бутылку или фантики. И этот факт заставляет недолюбливать жителей местечка. 

Хотя, есть одно место в Ракове, где все же подметают.

И еще немного о нашем автомобиле от Андрея Барашко: 

«Автомобиль в линейке Land Rover самый свежий — он занял место легендарного Freelander. Когда впервые «Дискавери Спорт» показали в действии в рамках акции «городские джунгли» в Минске, я не усмотрел в автомобиле ничего эдакого — хороший кроссовер известной марки и всё. Длительная поездка и испытание различными погодными условиями и дорожными условиями заставили меня немного пересмотреть взгляд на машину. Но сегодня я чуть больше внимания уделю деталям комплектации. Первое, что приковывает внимание — это панорамная крыша.

На таком автомобиле ну очень круто отправляться в атмосферные поездки. Несколько раз я ловил себя на мысли, что успевал посмотреть на кроны деревьев или живописные облака. Представляю, как «балдели» пассажиры Discovery Sport! Отделка салона кожей Windsor Tan специальной выделки, миллион настроек сидений водителя и пассажиров, электроприводы чего только можно придумать создают немыслимый комфорт. В такой атмосфере очень классно общаться с друзьями и отправляться навстречу приключениям в большой компании. Показать «люксовый» салон нашей машины мне помог режим макросъемки камеры Samsung Galaxy Note 5».

Насладившись тишиной и покоем, мы отправились дальше, по раковским полям. На пути встретили суровых пожарных, которые набирали воду из местной речки и полюбовались на странные холмы.

«Есть несколько версий образования возвышенностей в этой местности. Самая логичная — ледник, который в свое время побывал на территории города, но так и не добрался до того места, где сейчас Минск. И вторая: кто-то специально насыпал эти холмы. Может быть, это были греки, шутка», — продолжал авторскую экскурсию наш гид.

А вот иллюстратору Анне Редько вторая версия не показалась смешной и неправдивой. Когда мы забрались на странные холмы, то увидели конкретное углубление между четырьмя возвышенностями, где местные жители, судя по остаткам костров, очень любят проводить свободное время.

«Как будто кто-то специально построил себе здесь убежище, чтобы скрываться от ветра», — рассудила Аня.

Андрей сегодня расскажет не только о нашем авто, но объяснит, почему именно новый Samsung мы взяли в поездку: «Чем дальше в лес, тем больше я влюбляюсь в камеру Samsung Galaxy Note 5. Наверное, чем хуже погода за окном, тем лучше снимает 16-мегапиксельная камера. За этот день сменились все времена года — светило теплое солнце, ветер гнал по небу облака и тучи, резко начинал валить снег, местами проходил противный ледяной дожде-снег. В такие дни не всем людям на улицу хочется выходить. Мы же поставили перед собой целью показать вам, что даже в несезон можно интересно проводить время за городом. Когда погода для съемки откровенно не ахти — на первый план выходят детали. В этот раз я много раз использовал режим камеры «Выборочный фокус», фокусируясь на деталях на первом плане снимка.

Супер-быстрый фокус иногда даже мешал, хотя это скорее исключение и в следующий раз я попробую использовать полностью ручные настройки камеры аппарата. Это проявлялось тогда, когда я пытался сделать снимок во время сильного снегопада — камера ловила фокусом практически все снежинки. С другой стороны — отличный задел для творческой фотосъемки при помощи смартфона.

К скорости разрядки батареи никаких претензий. Делая снимки целый день при нулевой температуре воздуха, используя смартфон как навигатор и периодически превращая Galaxy Note 5 в модем для раздачи коллегам беспроводного интернета, я разрядил его лишь на 65% от полной утренней зарядки».

Времени на дальнейшие разговоры на эту тему не было, оставив происхождение холмов, мы побрели к нашему железному коню.

«А сейчас мы отправимся на еврейское кладбище», — уведомил Саша.

Могил, точнее плит, на кладбище было очень много. Но, очевидно, их все еще меньше, чем людей, закопанных в этой земле.

«В то время евреи были очень богатыми людьми. Естественно, немцы об этом знали и старались как можно быстрее попасть в Раков. Жители понимали, что захватчики отнимут у них все, и прятали свои богатства как могли. Чтобы выяснить, куда зарывали клады, немцы проводили с евреями очень неприятные разговоры, после которых многие не выживали», — рассказал Саша.

Кладбище евреев сейчас закрыто. Во время войны немцы перерыли эти захоронения в поисках золота, позже то же самое сделали советские люди. Так что, место не было похоже не могилы. Сейчас, благодаря жителям Израиля, на кладбище стоит забор и более менее аккуратно выставлены могильные плиты. На некоторых, русскоязычных, даже можно разглядеть год захоронения. Мы нашли 1923.

Дабы полностью испытать наш внедорожник, мы отправились в чащу леса, где открывается прекрасный вид на вечнохолодную реку Ислочь.

«Раньше это было супер-место для отдыха, а сейчас рядом с поляной строится трасса — вторая минская кольцевая. Ну как тут можно будет отдыхать, когда рядом будут ездить фуры?!» — начал Саша.

И правда, место просто обалденное. Красивый, не заросший лес, речка, песчаный обрыв… А рядом с этой красотой люди в оранжевых костюмах и огромные МАЗы, перевозящие песок.

Поехали дальше. Саша хорошо знает лесные травы, и благодаря его навыкам в травологии, команда Holiday.by возвращалась в Минск с набором для заварки отличного чая. Пока мы собирали нужные нам веточки, наткнулись на приличный склон, который прямо таки бросал вызов нашему Land Rover. Что ж, внедорожник с легкостью покорил приличный уклон.

А мы, тем временем, направлялись в следующую точку нашего маршрута, где все пошло не по плану. Саша хотел показать нам новый хутор, который построили на одном из полей в окрестностях Ракова, но до него мы так и не доехали.

Андрей Барашко: «В Discovery Sport постоянный полный привод и отсутствует пневмо-подвеска, какая есть у некоторых версий большого брата — Land Rover Discovery. Однако за счет удачной геометрии кузова и дорожного просвета в 212 мм, качества проходимца в нём выдают английскую породу внедорожников. Я смело пробирался по лесным склонам, предварительно переходя в ручной режим управления автомобилем и выбирая дорожные условия привычными для этой марки автомобилей кнопками около КПП. При езде со склонов уверенности придает система адаптации к дорожным условиям Terrain Response. Езда по краю поля в то время как тёплое солнце делает грунт со снегом вязким до ужаса, не вызвала нареканий. Да, мы не ставили своей целью пробиться прямо до хутора. До точки, где проходила «мяжа» мы догребли более чем уверенно. Была возможность оценить систему динамического контроля устойчивости и электронную противобуксовочную систему, когда мы выезжали на чистый гололёд проселка в жуткую метель. Только пару раз система подмигнула мне лампочками, предупредив об опасности».

До хутора не доехали, зато нашли место захоронения помощника Тадеуша Костюшко, генерала войска ВКЛ Кароля Маравского — всегда есть место неожиданным открытиям, даже когда путешествуешь под Минском.

Капличка с уже разбитой мраморной плитой была спрятана в заросшем орешником лесу, рядом с небольшой церквушкой. Позади которой валялись кирпичные остатки от этого места.

«Удивительно, как я раньше это место не замечал», — все никак не мог понять наш гид, который бывает в Ракове довольно часто.

Путешествуйте! И, возможно, вы так же, как и мы откроете что-то, очень интересное для себя.

Наступило время обеда, и Саша вновь вспомнил про контрабандисткую тему.

«В книге описывается, как и чем контрабандисты обедали, сидя на польской границе. Я приготовил для вас сюрприз. Сейчас мы отправимся на место, где проходила черта между Польшей и СССР, и отобедаем так же, как герои книг Пясецкого», — вот такой сюрприз приготовил нам наш экскурсовод.

По дороге на «границу», нам повстречался очень аутентичный дедуля.

Наконец мы добрались до нужного нам поля, где на сеновале ждал обалденный обед.

«Может быть, именно на этом месте раньше обедал и сам Сергей Пясецкий», — размышляет Саша, стоя на бывшей польско-советской границе.

Это очень удивительное чувство. Ты находишь в Беларуси и понимаешь, что на этой же земле раньше жили поляки, которые строили другие дома, говорили на другом языке — жили по-другому. А еще именно в этом месте тебя могли расстрелять пограничники за незаконное пересечение границы.

«Контрабандисты питались по возможности сытной едой. В их ссобойках можно было найти соленые огурцы, буханку хлеба, домашнюю колбаса, яблоки и горький шоколад. Я постарался собрать эти же блюда для вас сегодня». Спасибо Саша, было очень вкусно!

На этом сюрпризы от блогера не закончились. Мы оставили автомобиль где-то посередине поля и потопали на поиски заброшенных домов.

«В этих краях очень много разрушенных домиков с историей. Конечно, большинство из них разворовали, из некоторых даже повырезали стены: хороший сруб даже спустя полвека может пригодиться в хозяйстве. Тем не менее, еще можно посмотреть, как жили люди в прошлом веке», — рассказывает Саша.

Сразу хочется сказать, блогер не занимается мародерством. Саше интересна история, быт людей.

«А вот и первый дом, видите его?», — спросил нас гид, когда мы подошли к маленькому островку леса.

Действительно, найти дом в этих зарослях оказалось крайне сложно. Но он там был.

«Обратите внимание на разбитый порог. Это искатели кладов постарались: раньше было принято класть под порог самую ценную в доме монету», — объяснил экскурсовод.

Дом был с крышей, но, увы, никаких следов его хозяев мы там уже не нашли. Только удивились, как в одной комнате, где еще и печь стояла, могла жить целая семья. Хотя, кто его знает, что происходило в этом доме лет сто назад. Может, и ресторанчик какой был.

Следующий дом находился за полем, понадеявшись на замершую землю, мы смело отправились к нему пешком. Не тут-то было: под почти весенним солнышком земля оттаяла, и полпути мы утопали в грязи и чувствовали себя настоящими контрабандистами.

В этом месте дом мы не нашли, только оставшийся от него подвал. Да какой: глубокий, большой и зацементированный.

Идем дальше. Буквально через пару метров мы нашли еще один дом.

«Обратите внимание на его размеры, здесь явно жили богатые люди. А учитывая, что дом находится на границе, угадайте, откуда у хозяев были деньги?», — смеется Саша.

По сравнению с предыдущим, это жилище было действительно огромным. Правда зайти внутрь нам не удалось: крыша осела. Зато посмотрели на настоящие кованые гвозди.

«Ну что, в этом районе я вам все показал. К следующему дому нужно ехать на машине», — сказал наш гид.

Стоило нам вернуться обратно к машине, как яркое солнышко затянуло тучами и улицу захватила снежная метель.

Андрей Барашко: 

«Машина, к слову, очень говорящая. Во время движения на центральном дисплее бортового компьютера что только не отображается — углы въезда во время движения по неровностям, привод на каждое из колес, работа внутренних систем. Создается эффект участия в дорожном движении и ежесекундной жизни машины.

И снова про класс «люкс». Когда за окном метель и ветер, яркое солнце, но дикий ветер, дождь на свежевспаханном поле, очень приятно зайти в салон автомобиля, в котором приятно находиться во всех проявлениях этого слова. Пусть «люксовые» коврики получают очередную порцию дорожной грязи. Это пустяки — это впечатления от новых открытий».

Вернемся к нашей поездке:

«Вот в такую погоду обычно передвигались контрабандисты. Они были очень осторожными людьми. Всегда носили с собой оружие — когда местные просекли, что эти люди носят ценные грузы, стали на них нападать и отбирать украденное в СССР. Самое смешное, за это им влетало от местной полиции. Тогда горожане стали не только красть, но и убивать людей», — вот такие веселые истории рассказывал нам Саша по дороге.

А погода не переставала удивлять. Как только мы подъехали к нужному месту, вновь выглянуло солнце. Мы вышли из машины, но никакого дома и близко видно не было. Всему виной заросший лес: через пару шагов мы наткнулись на хороший, не разрушенный дом. Самое удивительное, в нем сохранились вещи хозяев!

Признаться, заходить в жилище было немного жутковато. В доме было очень темно и пахло сыростью. А еще в каждом углу лежали просто груды одежды. Сложилось впечатление, что здесь кто-то устроил секондхенд.

«Я уверен, что это вещи хозяев», — убеждал нас Саша.

Как вы наверняка поняли, блогер уже бывал в этом доме и знает, что где лежит.

«А вот хозяйка», — сказал Саша и протянул нам черно-белую фотографию, где была изображена красивая женщина за работой.

Осмотрев первый этаж, мы решили подняться на чердак, где нашли грамоты хозяев дома.

Оказалось, что там жили люди, которые работали фабрике по производству популярной в то время Ивенецкой керамики. Собственно, керамику мы тоже нашли. А еще посмотрели на польские газеты 1920-х годов. Да чего только не было на этом чердаке!

Андрей: «Система подавления шумов на снимке и стабилизация существенно помогли мне сделать кадры внутри заброшенных хуторов. Аня Редько сделала несколько маленьких атмосферных видюшек. Если бы у меня стоял вопрос о покупке смартфона Samsung Galaxy Note 5 сейчас, то на одну чашу я бы поместил очень крутую камеру, а на второй бы в противовес находился бы не очень удобный для меня хват аппарата. Однако этот минус в поездках легко решается путем покупки хорошего чехла или «бампера» для смартфона».

Время было позднее и, осмотрев все в последний раз, мы решили покинуть дом и отправиться восвояси. И снова нахлынуло странное чувство: почему за этим домом никто не присматривает? Откуда столько вещей? У этой женщины не было детей? А ведь уже никто и никогда не ответит на эти вопросы. Чуть позже дом разворуют полностью, и от семьи гончаров не останется ни следа, как в прочем, и от тех, кто жил в домах, описанных нами ранее.

Что ни говори, а поездка удалась на славу! Не сидите в душных городах, познавайте мир и это принесет вам счастье.

Спасибо больше блогеру и СММщику Александром Кульбачко за захватывающую экскурсию и вкусный обед.

Также за помощь в организации экспедиции мы бы хотели поблагодарить Samsung в Беларуси и компанию «Атлант-М Британия». И снова отдельное мерси иллюстратору проекта «Нататкі» Ане Редько.

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах