Известная IT-персона и гендиректор компании «Экспедиция» в Беларуси, преподаватель «интернет-маркетинга» в белорусских вузах и страстный любитель путешествий Виталий Трахтенберг в бизнесе уже 20 лет. Все начиналось с первого в байнете интернет-магазина, веры в себя и тяги к путешествиям. О том, кто привил любовь к туризму, как приходят бизнес-идеи и своих книжных предпочтениях Виталий Трахтенберг рассказал сайту Holiday.by.


 «Нельзя недооценивать своего конкурента. Нужно относиться к нему с уважением, а не с пренебрежением»

Вы как-то сказали, что даже самые большие реки начинаются с крошечного ручейка. Как Вы пришли к идее создания своего бизнеса?

- Если говорить о бизнесе «Экспедиция» в Беларуси, то еще 5-6 лет назад этот бренд знали только по магазину, где можно купить различные товары. Кто-то покупал их для активного отдыха, кто-то для экстремального. Дальше все развивалось. В 2008 году две белорусские команды участвовали в Экспедиции-Трофи. Это уникальная гонка, в которой нужно проехать 17 тыс.км по бездорожью за две недели (с 23 февраля по 8 марта). Маршрут – Мурманск-Владивосток. Одна из наших команд заняла второе место. Приз – килограмм золота. Он собственно и «лег» в основу ресторана «Экспедиция». Чуть позже появился и наш ЧУМовой городок – уникальная  база отдыха Пикник-отель «Экспедиция», где этническая обстановка Севера создает удивительное настроение и дает чувство единения с природой!


- Вы не ограничиваете свою деятельность только «Экспедицией» в Беларуси. В одном из интервью Вы упомянули,  что IT-бизнес в свое время начинался с открытия первого в байнете интернет-магазина по продаже канцтоваров. Что дал Вам этот опыт?

- Действительно, первый свой бизнес я начал в 1993 году. Cчитаю, что из любых ситуаций извлекаются опыти идеи. Несмотря на то, что я сам провожу мастер-классы, читаю лекции, в тоже время стараюсь посещать и чужие семинары. Бываю даже на тех, где выступают более молодые по времени нахождения в бизнесе люди. Я постоянно учусь и никогда не считаю, что знаю что-то лучше всех. Уверен, что из живого общения всегда можно почерпнуть массу полезных вещей. Один из уроков – нельзя быть слишком самоуверенным, нужно быть адекватным в любых ситуациях. Уверенность – обязательно, самоуверенность – это уже скорее недостаток. Кроме того, считаю, что нельзя недооценивать своего противника и конкурента. Главное относится к человеку с уважением, а не с пренебрежением, и быть профессионалом своего дела. В таком случае, результат не заставит себя долго ждать. 

- Как этот принцип работает на практике?

- Помню, мы как-то давно участвовали в выставке по офисному оборудованию. На следующий год приходим на этот же форум, смотрим, а конкурирующие компании используют то, что мы делали. Стандартная реакция любого человека – негативная. Но я думаю по-другому. Мне чертовски приятно, пожалуйста, крадите старые идеи. В этом году у меня уже есть новые. Это значит, что креатив в работе должен присутствовать всегда, нужно уметь придумывать новые ходы, экспериментировать. Это действительно тот опыт, с которым хочется работать.


 - Результат работы зависит не только от умения экспериментировать с новыми идеями, но и от людей, которые работают в коллективе. Что для Вас, как для руководителя ценно в сотруднике?

- В любом случае подбор кадров базируется на «живом» общении. Однозначного ответа нет. Скорее в каждом случае все происходит по-своему. Так, например, разные требования предъявляются, к менеджеру по продажам и программисту. Главное, к чему я стремлюсь при формировании бизнеса – создание команды. Когда в одном деле сосредоточены именно единомышленники, а не просто сотрудники, работающие с 9 до 18, гораздо проще трудиться и общаться. Ведь, ни для кого не секрет, что на работе мы проводим больше времени, чем с родными и друзьями. Поэтому, первым делом, общаясь с человеком, я смотрю насколько он «живой», есть ли у него что-то в глазах. Если да, можно разговаривать дальше. Потом уже обращаю внимание на профессиональные навыки.  

«Впервые посетив Израиль меня впечатлила магия истории и религии»

- К слову, о путешествиях… С чего началось Ваше знакомство с туризмом?

- К туризму меня привлек отец. Начинали мы с ним со спасательного надувного шестиместного плота ПСН-6М, тоже, к слову, оранжевого цвета. Ходили по Беларуси и Прибалтике. В то время плот был приобретен на две семьи. Потом, когда я и дети второй семьи подросли, родители его продали, и за эти деньги купили пару байдарок. Еще позже, уже самостоятельно, начал ходить в пешие и горные походы: Карпаты, Кавказ, Крым. На самом деле мне очень нравились Карпаты. Может быть из-за того, что я туда больше ходил, может быть из-за природы,я все-таки лес очень люблю. Возможно и потому, что это были первые впечатления о горах. А так все места они по-своему интересны, притягательны, необычны. И в Беларуси их тоже много.


- Какие места в Беларуси Вы можете назвать особенными?

- Из городов мне нравится Гродно. Особенно после реконструкции, когда восстановили старый город. Все-таки в Минске старая часть города – искусственная. Если говорить о природе Беларуси, то есть один интересный маршрут: Нарочанка-Вилия. Там очень красивые берега. Мы с удовольствием устраивали привал недалеко от деревни Красница заодно и экологическую экспедицию. Часто приходилось очищать наше любимое место отдыха от мусора, который оставили другие товарищи. Еще красивый маршрут Ислочь–Березина–Неман.

- Но кроме красот нашей страны, Вы, будучи человеком занятым и успешным, много путешествуете за границей. Что запомнилось больше всего?

- Одно из самых интересных путешествий  – поездка в Израиль. Я человек в принципе нерелигиозный. Однако, впервые посетив Израиль, меня впечатлила магия истории и религии. Сразу почувствовал, что это своя земля, дом. Друзья показали мне самую настоящую пустыню. Однако главное ощущение, которое я испытал – это то, что ты ходишь по «живой истории». Энергетика непередаваемая! Например, закат на Красном море. Думаю, тем, кто любит туризм с элементами истории, стоит посетить подземный город под Иерусалимом. Он не очень давно был открыт для туристов. Я вообще люблю путешествовать. Кроме Израиля мне нравится старый Мюнхен, Прага, Будва в Черногории. По жизни я придерживаюсь принципа, что жить нужно так, чтобы было о чем вспомнить, стараюсь коллекционировать впечатления.


 - Вспоминать о путешествиях обычно помогают фотографии и сувениры с поездок. У Вас есть какая-то традиция, предположим, привозить магниты?  

- Магниты любит моя старшая дочь, поэтому я их стараюсь привозить. В основном, конечно, везу эмоции. Если говорить о чем-то вещественном, то из Израиля привез настоящие караты. На самом деле это стручок рожкового дерева, семена которого и служили мерой массы!

- Насколько я понимаю их можно использовать в интерьере?

- Да, конечно. Можно даже покрыть лаком и сделать из них бусы.

- А с какими еще необычными вещами приходилось сталкиваться в путешествии?

- Помню, как-то возвращался с одной из поездок. Со мной рядом летел русский художник, ехал от бывшей жены. Как все творческие люди, он любил выпить. Спиртное в израильской авиакомпании Эль-Аль как раз было бесплатное. Слово за слово, он рассказал мне историю своей жизни и попросил заказать ему виски (его уже обслуживать не хотели, и так слишком много выпил). Я вижу, что человек на «накале искренности», и ему виски по сути надо как лекарство. Подзываю я, значит, стюардессу и прошу принести мне виски. А сам шепотом ей говорю, мол, Вы только побольше содовой разбавьте. Летал этой компанией часто, поэтому они уже знали, что я заказываю только чистый. Вот стюардесса спрашивает: «А это точно Вам?». А я ей: «Ну конечно, не сомневайтесь!» Так что, вот такой был у меня однажды полет.


 - Каким еще видом транспорта (кроме самолета) Вы любите путешествовать?

- Уверен, что везде есть что-то свое. На самолете, это скорость, эмоций там нет. Но это если не относить к эмоциям duty-free и бесплатное спиртное в некоторых рейсах. Мне очень нравится путешествие на машине. С одной стороны – достаточно быстро, с другой – масса впечатлений. Так, допустим, еще в 90-е, возвращаясь из командировки в Германию, я ехал через Австрию. Во время поездки остановился отдохнуть на одной парковке с владельцем дорогущей Lamborghini. С его стороны не было никаких понтов. Мы с ним очень приветливо пообщались о дороге и о том, где лучше перекусить. 

- Путешествия - это, как правило, не только необычные приятные встречи, но и новые деловые контакты. Какой вояж запомнился больше всего в этом плане?

- В прошлом году я познакомился с основателем бренда «Экспедиция», Александром Кравцовым. Он пригласил меня в «Руян-город» - сердце «Экспедиции». Ни на минуту не сомневался, сразу согласился. Три дня, проведенных в Сибири, запомнились мне надолго. Несмотря на сдвижку во времени, усталость почти не чувствовалась. Меня впечатлил накал мозгового и эмоционального творчества в процессе брейн-штурма, концерт в юрте, орган, голосовое пение. «Заряд» положительных эмоций был настолько сильным, что вместо того, чтобы пойти спать, я достал ноутбук и до полшестого утра описывал новую бизнес-идею. Кроме того, очень понравилось встречать восход на Оби.


«Я как-то сам себе прописал курс лечения от интернет-зависимости»

- Вы много путешествуете, и как человек деловой постоянно должны быть на связи. Есть ли какая-то «зависимость» от гаджетов?

- Есть такое дело. Я как-то сам себе прописал курс лечения от интернет-зависимости. Это было как раз в Черногории. Специально не брал карточку местного оператора, не пользовался интернетом в отеле. У них даже на пляже есть кабинки интернет-доступа. Я проходил мимо них, отворачивая голову. Первую неделю было тяжело, вторую – даже понравилось. Вернувшись на работу, я выяснил, что половину паролей благополучно забыл, хорошо, что они были записаны. Клавиатурой стало пользоваться жутко неудобно. А так, да, действительно, я активно пользуюсь гаджетами.

 - Какими критериями руководствуетесь при выборе девайса?

 - Недавно приобрел 6-ти дюймовым HuaweiAscendMate. При покупке и выборе смартфона обращал внимание на долговечность аккумулятора, возможность легкого выхода в интернет, взаимодействия с социальными сетями, производительность и надежность. Есть у меня и специальный пылевлагозащищенный телефон. Им пользуюсь в экспедициях.


- Наверняка, и электронные книги читаете. Какие у Вас вообще предпочтения в литературе?

- Есть очень хорошая книга Томаса Демарко «Deadline. Роман об управлении проектами». Она написана в такой литературной подаче, но, думаю, будет полезна не только менеджерам среднего звена, но и опытным ТОПам. Мне нравятся также литература издательства «Манн, Иванов и Фербер». Однако, тут есть еще один момент. Ко всему нужно подходить критически, и что называется, суметь не сотворить себе кумира.

 - Думаю, этому принципу Вы учите и своих студентов. Где преподаете? И в чем на ваш взгляд, заключаются проблемы современных выпускников технических специальностей?

- Я преподавал в БГУ и БГУИР. Сотрудничаю с бизнес-школой ИПМ, вел несколько лет занятия в учебном центре компании «БелХард». Что касается проблем современных студентов, к сожалению, в моей практике были такие случаи, когда люди не знали, зачем пришли в университет. Предположим, на специальность web-дизайн. Так, например, одна студентка проучилась достаточно долго и верила, что ее будут учить рисовать. Она никак не думала, что ей будут преподавать online-маркетинг и web-дизайн. Кроме того, важный момент, на мой взгляд, не пренебрегать практикой. Студентам нужно стараться все вещи проверять и использовать в действительности. Считаю, что заниматься online-маркетингом, не имея своего сайта или сайта над которым можно экспериментировать, неправильно. Это так же глупо, как учиться на хирурга только по книжкам.


 - Уверена, что практика полезна не только в работе, но и на отдыхе. В каких видах активного отдыха практикуетесь Вы?

- Мне нравится практическая стрельба, байдарки. Раньше немного альпинизмом занимался. Недавно открыл для себя еще одну спортивную игру – айс-шток (это баварский керлинг).

 - Что она из себя представляет?

 - Игра придумана в Баварии. Ее основная фишка – всесезонность. Кроме того, подходит для обоих полов и всех возрастов. Есть в планах «запустить» керлинг у нас в Пикник-отеле. Мы уже провели переговоры со всемирной федерацией айсштокинга. Недавно я ездил на открытие площадки в Бресте.


- Какие еще новые проекты ожидают любителей хорошего отдыха в «Экспедиции»?

 - В ближайшем будущем мы хотим сделать стрелковый полигон в Пикник-отеле. У нас есть план проекта по строительству отеля на 20-40 мест. Идея в том, что кроме туристического пикника с чумами и походным питанием, будет создан отель и ресторан. Не каменный монстр, но, возможно деревянный либо экологический. В любом случае, он будет с интересным и уместным дизайном.

 - Спасибо за беседу.                                                     

 

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах

Тэги: интервью