Один из самых запоминающихся символов Республики Беларусь – исполинский самосвал БелАЗ, который известен во многих уголках мира. История гиганта начинается в 1948 году, когда началось строительство предприятия в белорусском городе Жодино, а уже через десять лет, в 1958 году, первый 25-тонный самосвал МАЗ-525 был представлен предприятиям. Потом появился 27-тонник БЕЛАЗ-540, предназначенный для работы в карьерах. Сейчас завод выпускает технику, для которой 450 тонн груза является рабочей нормой, а в музей и в цеха завода водят экскурсии для тех, кто приезжает на отдых в Беларуси.
За всю историю работы завода инженеры предложили более 500 модификаций карьерных самосвалов, их грузоподъемность варьируется от 27 до 450 тонн. Более 145 единиц этой гигантской техники поставлено и продолжает поставляться в 72 страны мира. Имеются как конвейерные стандартные варианты, так и те, которые выпускаются только под заказ. Например, предприятие или даже страна могут заказать самосвал с весом в 360 тонн и высотой более 8 метров. Он выдерживает нагрузку в 100 тон на каждую из 8 шин.
Самый большой «малыш» занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Машина смогла сравниться по мощности с табуном из 4600 лошадей, справившись по время испытаний с грузом в 530 тонн.
На предприятии существует свой музей, в который с удовольствием пускают как взрослых, так и детей. Там можно проследить за историей завода, посмотреть на небольшие модели карьерных самосвалов, увидеть на стенах многочисленные награды. Например, 22 января 2014 году гигант из Минской области обошел Caterpillar, Liebherr, Terex, Euclid, Hitachi, Komatsu: он взял вес в 503 тонны и 505 кг. Так БелАЗ стал абсолютным лидером, оставив позади Liebherr T 282B, Caterpillar 797F и Bucyrus MT6300AC.
Несколько интересных фактов о БелАЗе:
- Генеральный конструктор предприятия Александр Егоров говорит, что создание легендарной модели 75710 начали с колес. Инженеры просчитали максимальный вес, который сможет «взять» самая большая шина, если на каждой оси по 4 колеса. Самая мощная покрышка приняла на себя по 101,6 тонн, что было умножено на 8, а потом проектировщики отняли вес пустого самосвала. Именно так и получилось в остатке 450 тонн, который гигант может перевезти.
- Вес каждой шины – 5300 кг.
- Объем двух бензобаков машины – 5600 литров, к этому стоит прибавить 890 литров охлаждающей жидкости и 538 литров моторного масла.
- Максимальная скорость БелАЗ-75710 – 64 километра в час.
- Цена для продажи одной такой машины – около $8 млн.
Большинство этих исполинов можно увидеть на заводе во время экскурсии. Уже за одним этим захватывающим зрелищем стоит остановиться на отдыхе в Беларуси в Минской области.
Дата обновления: 25 ноября 2016