Я сколько угодно могу ездить по любимой белорусской вертикали "Полоцк - Минск - Пинск", но в этот раз повод был особенным. Попробую пояснить. В Пинске есть университет, где среди прочего обучают туристическим специальностям. Я узнал, что предмет "Традиции и культура питания народов мира" там преподают не только по книжкам, но сами студенты готовят национальные блюда разных стран и презентуют их в аудитории с последующей дегустацией. Мне, как преподавателю на кафедре туризма ФМО БГУ, показалось это настолько интересным, что я напросился на такую лекцию-дегустацию и отправился в Пинск аккурат 23 февраля сего года.

Одновременно, чтобы не заскучать в семичасовом пути туда-обратно, я решил продегустировать новинку российского автопрома - успевшую нашуметь Lada Vesta. Дорога до Пинска длинная, поэтому кроме машины важен хороший собеседник. Таким для меня в этот день стал Евгений Апанасевич, экскурсовод и заместитель гендиректора по туризму "Беларустуриста". 

Хмуриться не надо - это Lada 


Ещё с вечера, когда я забирал автомобиль из салона "МИНСК-ЛАДА", я почувствовал нечто странное. Очень, доложу вам, странное. "Хмуриться не надо, Лада! - напевал я тихо, ожидая, когда мне выдадут ключи. Совсем недавно я искал следы метеорита под Логойском на автомобиле Lada Kalina Cross. Напомню, что этот небольшой автомобиль стоит около 6000 условных долларов. Новинка Lada Vesta оценена на примерно тысячу больше, но между ними, если продолжать космическую терминологию, произошёл, как любил выражаться Нильс Бор, квантовый скачок. Складывающийся ключ-брелок, мягкие удобные кресла, настраиваемая во высоте и вылету (!) рулевая колонка, подогрев лобового стекла, задний парктроник с уменьшением громкости магнитолы при движении назад, мягкий ход подвески и минимум для такого автомобиля посторонних звуков в салоне - всё это я отметил за время короткой поездки до дома. Отдохнуть перед марш-броском мне не дали... соседи по двору.

За оставшиеся полдня я прокатил несколько человек вокруг района, потому что появление этой машины во дворе вызвало неподдельный интерес. А если человеком что-то движет из тёплой квартиры на холод последних дней зимы - значит повод достойный или как минимум очень любопытный. 

Маршрут из Минска до Пинска может пролегать как по Слуцкой трассе, так и по М-1 с поворотом у Ивацевичей. Мы выбрали последний вариант, с интересом погружаясь в особенности автомобиля. Впереди четыре часа ровного асфальта. 

Вечером и ночью приборная панель Lada Vesta очень крутая - хорошо подсвечены шкалы, эффектно выглядят колодцы. Днём мне она показалась несколько блёклой. При этом в моём случае настройка руля по рукам немного перекрывала верхние показатели скорости и количества оборотов - пару раз приходилось заглядывать, нагибаясь к приборной панели. Определенно надо наловчиться настраивать кондиционер - шкала на дисплее не имеет индикатора значения. Главное понимать, что максимальное тепло - это вся горка целиком, а дальше можно "откручивать" температуру назад.

Чтобы не дожидаться подачи тепла, можно включить обогрев сидений. Здесь нет никаких настроек - просто шпарит или нет. А когда шпарит, то даже через куртку и плотные штаны это очень хорошо чувствуешь. Электроусилитель руля делает его очень лёгким, что особенно важно и в городе, и при длительных переездах. Чего не хватило - это подлокотника под правую руку. Могу похвалить правильный по размерам, как мне показалось, наконечник рукоятки коробки передач. Если бы ещё и облокотиться можно было, то комплектация "Оптима Комфорт" (максимальная) стала бы ещё комфортней.

Мой собственный "тест на усталость от машины при длительном переезде" Лада "Веста" сдала на отлично. Триста с лишним километров шоссе на скорости 110 - 140 км/ч прошли незаметно и без повышения голоса при беседе с пассажиром. 

На заправке в Логишине перед Пинском мы чуть не продали автомобиль, ей бог - его обступили мужики и долго расспрашивали про наши ощущения от новинки "АвтоВАЗа". Один товарищ всё же бросил фразу: "Усё рауно з пятага "Икса" перасажывацца стромна!". При входе в АЗС, я обратил внимание, что сельский критик усаживался в видавший виды пятнадцатилетний BMW X5. Каждый решает сам, одним словом. А вот вопрос операторши АЗС меня застал врасплох:

- На чём приехал? - хитро спрашивает женщина.

- На Lada Vesta, 30 литров 95-го, пожалуйста, - отвечаю.

- Уложил уже стрелку? - прищур оператора становится хитрее.

- Хм... Куда?

- Ну хоть 200 "километров" берёт? - раскрываются карты.

- Не знаю, берет ли двести, да и негде тут у вас их брать, но 150 км/ч хорошо переносит... - чуть ли не оправдываясь отвечаю, а сам думаю, где в Логишине можно "укладывать стрелки" хотя бы до сотни.

- Хорошая машина? - следующий вопрос королевы бензоколонки.

- Да, хорошая, а за свои деньги более чем...

- Заправляйтесь!

Портовый город Пинск

Пинск. Планировать поездку сюда из Минска на полдня плохое занятие. Дорога в оба конца занимает 7-8 часов, поэтому на сам город у вас будет крайне мало времени. Что делать в этом случае? В формате "город за полня", который мы практикуем в Holiday.by, просто катаемся по городу безо всякого шибкого маршрута. Местные экскурсоводы могут часами долго рассказывать вам про историю Пинска, знаменитых уроженцев города, его архитектуру. Мы обо всём этом умолчим сегодня, а просто посмотрим на городок из окна нашего автомобиля.

В этот раз я точно сформулировал для себя, почему люблю Пинск - потому что люблю Одессу. Любой портовый город имеет свой неповторимый характер. Если же вспомнить, что современный Пинск стоит на месте древнего Геродотова моря - то можно понять, откуда у полесского города такая харизма. Порт - это микс наций, культур, эпох и жизненных взглядов. Точно также как и Одесса в Украине, Пинск в Беларуси имеет свой говор, колоритные дворики и подворотни, известных во всем мире уроженцев, часть из которых - евреи. В городе рядом с неасфальтированными улицами и домиками, которым по сотне лет, могут стоять "дворцы" жилых новостроек и общежитий ПолесГУ, которые в Минске бы назвали "элитным жильем".

Здесь играют в мотобол на специальном стадионе, совершают прогулки на теплоходах по широкой реке и ходят в "полесскую Третьяковку" в здании бывшего иезуитского коллегиума 17 века. К сожалению, но это и отчасти естественно, Пинск один из криминально неспокойных регионов Беларуси. Это порт, детка! Поехали с нами на пару часиков по Пинску!

Первое, что хотелось увидеть, это новые модные остановки общественного транспорта, вокруг которых уже успел начаться спор. На современных конструкциях показаны известные белорусы, а расписание транспорта вместе с направлениями маршрутов нанесено на саму конструкцию.

Местных рекламщиков из агентства "Оранжевый дельфин" обвиняет в плагиате известный российский дизайнер Артемий Лебедев, чья студия разработала дизайн остановок в Перми. За кем правда, неизвестно, но от этого остановки в Пинске не становятся хуже. Мне городское нововведение очень понравилось. 

Отдельная история в Пинске - это граффити. Один из первых расписанных заборов появился на улице Рокоссовского возле пункта приёма использованных аккумуляторов. Здесь это больше напоминает социальную рекламу. 

Необычной является история, связанная с рисунком на всю стену у детской больницы на улице Ильина в Пинске. Началось всё с того, что Евгений Сосюра нарисовал на стене портрет Боба Марли. В городе, где есть проблемы с наркотиками, вероятно, это посчитали неуместным. Власти оштрафовали художника за незаконную живопись.

Граффитист не отступил и направил письмо в Пинский райисполком. В результате ему официально выделили всю стену, за рисунок на которой он недавно был оштрафован. Сегодня тут можно увидеть работы Евгения Сосюры и его коллеги по цеху Вадима Тищенко. 

В центре города больше официальных сюжетов. На опорах старого моста через реку Пину на улице Днепровской флотилии тот же Евгений Сосюра изобразил вид старинного Пинска образца 1863 года. Здесь на помощь автору власти пришли в полной мере. До опор можно добираться только на лодке. К тому же регулярно нужно было возвращаться на берег, чтобы оценивать общую картину. Лестница, на которой работал художник, доставала до речного дна, благо в прошлом году река сильно обмелела. К тому же на помощь автору были призваны и промышленные альпинисты.

К слову, обратите внимание, что в Lada Vesta с достаточным комфортом размещаются пассажиры и на заднем ряду сидений. Даже при росте больше 180 см человеку удобно в салоне машины. 

Улица Днепровской флотилии одна из самых живописных в городе. Во-первых, это набережная улица с необычными для Беларуси видами на широкую реку и порт. Во-вторых, отсюда открываются виды на здание иезуитского коллегиума, старые постройки города. 

Продается здание гостиницы "Бристоль" прямо на берегу Пины. Никому не нужно? Хозяина здание не может найти вот уже 12-й год.

Дворец Бутримовича - одно из самых живописных мест города. История места связана с пинским подстаростой Матеушем Бутримовичем (1745 - 1814), сподвижником короля Речи Посполитой Станислава Агуста Понятовского. Именно он сделал всё возможное, чтобы Пинск стал портом международного значения. Отсюда через Королевский канал отправлялись полесские товары в Варшаву и Гданьск на продажу.

Нельзя не сказать про ещё одного знаменитого представителя рода Бутримовичей - художника, музыканта и композитора Наполеона Орду (1807-1883), который также жил в этом дворце какое-то время. Свыше 900 работ Орды хранились тут пока не были переданы в самом конце 19 века в Краковский музей последней владелицей дворца - Констанцией Скирмунт. 

Прямо за дворцом находится дворик, в котором пинчане вспоминают Геродотово (Сарматское) море и мечтают о солнышке :) 

Вот такие дворики Пинска мне сильно напомнили Одессу. 

Ещё одна работа художника Евгения Сосюры располагается на перекрестке улиц Ленина и Комсомольской. Здесь можно увидеть вид улицы Ленина, когда она не носила такое "прекрасное" название.

Центральная площадь огромна и пустует. Отсюда открываются виды на пешеходную часть той самой улицы Ленина и два символа города - иезуитский коллегиум (самое старое здание Пинска) и бывший францисканский костел и монастырь.


Зато здесь можно полюбоваться оригинальным проектом реновации "хрущевок" 50-х годов прошлого века. Повсюду в центре эти дома выглядят более, чем достойно. Не буду перехваливать проект, но чисто внешне мне очень понравилось. 

Если свернуть буквально за угол, будто бы перемещаешься на сотню лет назад. Когда я делал эти снимки, проходящие местные жители интересовались, для чего фотографирую и увидят ли это чиновники, чтобы исправить ситуацию. Обещать не буду, но снимки публикую - центр Пинска 2016 года. 

Что может контрастировать с этим пейзажем? Конечно, хипстерская кофейня. Нам рассказали про "Молоко" на Первомайской улице.

Здесь подают молочные коктейли в бутылках "а-ля СССР", предлагают десерты и, конечно же, кофе. Жаль, что только сейчас узнал, что фирменным напитком является напиток под названием "Лайк" - в его состав входят лёд, спрайт, сироп и кофе эспрессо. За "авторские" чаи, которые мы заказали, "лайк" поставить не могу. Они либо не были правильно заварены, либо добавлено слишком много воды. При этом место вполне уютное, и его можно рекомендовать для кофе-паузы во время прогулки по Пинску.

Мы отправляемся ближе к корпусам Полесского государственного университета. Уверен, что многие впервые приезжающие в Пинск, обращают внимание на модерновые разноцветные здания в центре города.


Их постройка напрямую связана с именем Петра Прокоповича, когда тот руководил Национальным банком РБ. В таких не совсем обычных модерновых, местами по-белорусски эклектично-"багатых" корпусах живут и обучаются студенты на юге Беларуси. 

Студенты и жители окрестных домов приезжают на автомобилях всех мастей. Тут мы встретили дальнего родственника нашей "Весты" - одну из первых моделей "Жигулей" в хорошем состоянии и лёгком тюнинге.

"А сегодня у нас мастер-класс по лезгинке"

Подошло время нашего основного пинского блюда необычного дня - скоро начинается занятие "Традиции и культуре питания народов мира" на 2-м курсе кафедры "Туризма и гостеприимства". Занятия ведет старший преподаватель Сергей Демьянов. За время занятий ребята уже познакомились со способами приготовления, подачи и оформления блюд в странах СНГ, Европы, Скандинавии, Балкан, Ближнего Востока, Азии, а также Америки, Африки, Австралии и Океании. Да что там познакомились - они сами стали их готовить и презентовать друг другу.

Узнай об этой практике раньше, я бы побывал на кубинской вечеринке в отдельно взятой аудитории, о которой много услышал постфактум. Эта информация ещё раз подтверждала мой "портовый" портрет Пинска - все флаги в гости к нам. В этот день свой поселок, страну и кухню представил студент второго курса, дагестанец Шамиль Абакаров. Сперва все послушали про его родное село и регион, где оно находится. Шамиль подобрал видеоролики, снятые иностранцами во время путешествия по Дагестану, и правдиво ответил на все наши вопросы и своих одногруппников. 

Все ждали стола, а стали участниками мастер-класса по... лезгинке. Шамиль лихо закружил в танце пару своих одногруппниц, после чего все желающие могли невнятно (на фоне горца, конечно же - авт.) помахать руками под узнаваемые кавказские мелодии. Всё равно получилось весело и круто!

"Аварское чуду" приготовить у ребят не получилось. Рисковать не стали :) Видимо, сказывается тот факт, что продукты в Беларуси и Дагестане всё же отличаются. Поэтому начали с традиционного "хинкала" с курицей и соусом "лазатаб" (по-аварски это значит "насыщенный", "вкусный" - авт.).

Шамиль рассказал про блюдо и научил всех желающих делать эдакие "ложечки" из хинкала, чтобы без помощи привычных нам столовых приборов съесть дочиста всё мясо с соусом. Затем в аудитории были презентованы печенки по студенческому рецепту, названные "Шамильками".

Кто-то даже нашёл портретное сходство с поваром. За время лекции одновременно с вкушением блюд, мы общались о традициях Дагестана, блюдах, обрядах, сравнивали гостеприимство горцев и белорусов. Уверен, что занятия в такой форме отлично запоминаются студентам и явка стопроцентная. На зачёт или экзамен, наверняка, надо приходить с чем-то самостоятельно приготовленным, кхе-кхе... Не приготовил - не сдал!

Так заканчивался мой необычный день в Пинске. Я радовался за студентов-"туристов" ПолесГУ, у которых преподаватели превращают занятия в такие интересные штуки. Я радовался за "АвтоВАЗ", который сумел сделать автомобиль, способный по-хорошему удивить. Я радовался за себя, что в очередной раз нашёл возможность заехать пусть всего на полденька в прекрасный Пинск. 

Когда я дописываю этот отчёт, в прессе уже вовсю обсуждается возможная отставка шведского директора "АвтоВАЗа" Бу Андерссона, с именем которого напрямую связана наша испытуемая Lada Vesta. Суть в том, что россияне недовольны "сворачиванием" программы импортозамещения, ссылаясь на то, что та же "Веста" сделана, по сути, из иностранных комплектующих за исключением "ВАЗовского" двигателя. Сухая правда на стороне критиков Андерссона - в автомобиле детали имеют очень широкую географию - от Франции, Турции до Китая и Малайзии. Но стоит ли на этом акцентировать так много внимания? На выходе получился автомобиль, стоимостью в 165 млн. белорусских рублей (чуть выше 7800 долларов в эквиваленте - авт.) в максимальной комплектации с автоматической коробкой передач (!), способный конкурировать с лидерами рынка не на словах, а на деле. Процент машин, выходящих с конвейеров "АвтоВАЗа" без брака, вырос с примерно 40% до 80%, что составило за два года колоссальный прирост. Вопрос резкого роста убытков предприятия также на повестке дня, но его нужно рассматривать через призму экономических реалий в целом, как мне видится.

К тому же та самая и чуть ли не единственная русская деталь в машине, с моей точки зрения, далека от идеала по важному показателю расхода топлива. Двигатель объемом 1,6 литра на нашем маршруте в почти 700 км пути по хорошим дорогам и автобану показал средний расход в 9,9 л. 95-го бензина на 100 км пути. Мне хотелось увидеть цифру на пару единиц меньше, вот правда. Сейчас же в концерне "АвтоВАЗ" всерьез говорится о том, что с приходом нового управляющего нужно значительно увеличить долю российских деталией в сборке новых моделей Lada, сохранить рабочие места, не допустить, улучшить, расширить, углубить - в общем, всё, что нам понятно и хорошо знакомо.

Какой будет "Веста" с большей удельной долей новых российских деталей - покажет время. Возможно, мы увидим больше шурупов в самых неожиданных местах. Пока же автомобиль заслуженно пользуется спросом у белорусских покупателей. Возвращая машину на Серова, 1 в "МИНСК-ЛАДА" в обед следующего дня, я наблюдал просто-таки очередь потенциальных покупателей к консультанту, чтобы сделать заказ или записаться на тест-драйв.

Вне зависимости от того, есть у вас автомобиль или его нет - бросайте всё и отправляйтесь в Пинск!

Пинск и окрестности, достопримечательности и агроусадьбы Пинского района на Holiday.by

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах