Вашему вниманию представляем рассказ и фотоотчет нашего читателя о его путешествие по Европе на автобусе.В своем рассказе Александр доказывает, что автобусный тур по Европе - это прекрасный выбор для мобильных, современных людей, которые хотят осуществить свои заветные мечты, побывав в Европе и прочувствовав всю её романтику.

Часть 1. Париж

После первого автобусного тура в августе 2005 года, мы (моя жена Анюта и я) очень хотели совершить новое путешествие по Европе. Теперь меня уже не пугали длительная поездка, ночные переезды и транзитные отели. Хотелось новых впечатлений, новых стран и городов, про которые раньше я мог только читать в книгах и даже не мечтал увидеть. Нас не столько интересовала та или иная страна, поскольку побывать хотелось практически всюду, сколько интересный и запоминающийся маршрут. Нам нужна была особенная поездка, которая продолжалась бы недели две и запомнилась бы надолго. Уже опытным взглядом мы изучали многочисленные предложения белорусских туристических фирм, отбирая самые интересные и хорошо продуманные туры, стараясь найти те, где каждому городу можно будет уделить как можно больше времени. Турфирмы были этим очень недовольны. Помню, что во «Внешинтуристе» нас «обозвали» особенными туристами. Наши запросы казались им очень странными. В конце концов, мы остановились на «Турлюксе» и его экскурсионном туре по Испании и Португалии. Нас загипнотизировали названия городов, которые предстояло посетить, и от этой поездки уже не смогли отпугнуть даже два ночных переезда и 10000 километров дороги. Итак, нам предстояло проехать Париж, Мадрид, Толедо, Лиссабон, Севилью, Кордову, Гранаду, Барселону, Страсбург и Баден-Баден.

Наше путешествие началась рано утром 29 апреля 2006 года на минской улице Дружной за железнодорожным вокзалом. Отсюда традиционно стартуют многие автобусные туры. По опыту первой поездки, когда нам совершенно случайно достались шикарные места во втором ряду наверху двухэтажного автобуса, мы очень хотели сидеть впереди, по возможности в передних креслах. К сожалению, «Турлюкс» отказал нам, сославшись на то, что они закреплены за гидом и экскурсоводом, и пришлось довольствоваться вторым рядом. В автобусе же оказалось, что места впереди проданы россиянам – пожилой паре из Москвы. Это стало неожиданностью даже для гида, который вынужден был после некоторого сопротивления перебраться в третий ряд. 

В группе было 32 человека и, как потом выяснилось, если бы нас набралось менее 30, поездка могла не состояться. К счастью, мы тогда об этом и не догадывались. К моему удивлению, почти все туристы были людьми старшего, а то и пожилого возраста и только одной девушке было лет двадцать пять. Видимо, для молодежи такие поездки не очень интересны, а, может быть, и дороговаты. Как хорошо живут белорусские пенсионеры! 

Отдельно хочется сказать о гиде. Впервые мы увидели его еще в минском офисе «Турлюкса», тогда он произвел впечатление излишне болтливого менеджера, и только в поездке мы смогли его оценить. Вадим оказался внимательным, вежливым, знающим руководителем группы и просто хорошим человеком. Несмотря на дорожные неудобства, он возил с собой целый гардероб и всегда был хорошо одет, каждый день переодевался и переобувался, одежда его обязательно была отглажена, а обувь начищена. Неудивительно, что он сразу завоевал любовь прекрасных трех четвертей группы и уважение сильной четверти.

Первые два дня пути ничем особенно не запомнились, мы ехали по уже знакомым дорогам Беларуси, Польши, Германии и Франции. Начинались майские праздники и, чтобы избежать большой очереди в Бресте, белорусско-польскую границу пересекали в Гродно. Пару часов все-таки пришлось постоять на польско-немецкой границе, сейчас, благодаря вступлению Польши в шенгенскую зону, уже не существующей.
На третий день мы приехали в Париж. Поскольку мы уже бывали здесь, то сначала планировали не оставаться на организованную экскурсию и сразу отправиться гулять по городу. Однако погода нарушила наши планы. Столица Франции встретила нас прохладно в прямом смысле этого слова. Было только двенадцать градусов, дул сильный холодный ветер, моросил дождь. К счастью, мы следили за прогнозом погоды и были к этому готовы, но всё-таки пришлось на пару часов во время экскурсии остаться в автобусе. Редкие вылазки из него во время остановок совсем не радовали. Надо сказать, что и я, и другие туристы были не очень этим расстроены. Почти все мы раньше бывали в Париже и рассматривали его только как первый пункт нашей поездки в Испанию и Португалию.

Триумфальная арка на Елисейских полях

Стоит отдать должное нашему гиду Вадиму, он сам проводил экскурсию по городу. Оказалось, что Вадим полгода стажировался в Париже, поэтому город знает замечательно. А как он говорит по-французски!
К окончанию нашей обзорной экскурсии погода наладилась, и стало возможно без риска для здоровья отправиться в многочасовую прогулку по Парижу. Надо сказать, в Париже мы оказались 1 мая, а во Франции это такой же выходной день, как в Беларуси или России. На Елисейских полях в этот день, как и у нас, профсоюзы организуют демонстрацию трудящихся. Нам, к сожалению, удалось увидеть только отдельные группы людей с транспарантами и флагами (и соответствующие им отряды полиции), а не все праздничное шествие. А было бы интересно сравнить их Первомай с нашим. Как следствие, все музеи, магазины и достопримечательности Парижа, за редким исключением, были закрыты. Это мы тоже знали заранее и поэтому не были сильно расстроены. В конце концов, просто гулять по Парижу интереснее всего!

 В 2005 году у нас было так мало свободного времени, хотелось и побывать в понравившихся местах, и открыть для себя новые уголки Парижа. Впереди был почти целый день. По правилам Евросоюза туристические автобусы обязаны делать длительные остановки для отдыха водителей. Так называемое время отстоя автобуса очень строго контролируется, и нарушение этого правила грозит турфирмам крупным штрафом. Это не позволяет агентствам превращать экскурсионные туры в скоростные ралли по Европе и работает на руку туристам. Нам это дало возможность до 11 часов ночи гулять по Парижу в этот праздничный день.

Сад Тюильри

Пообедав в бистро на улице Риволи, мы отправились в полюбившийся нам сад Тюильри. Здесь, несмотря на непогоду, уже вовсю цвели разнообразные тюльпаны и сакура. Нам посчастливилось попасть в Париж в самый пик цветения сакуры. Посмотрев на то, как украшают центр Парижа эти лепестки, опадающие на тротуары, становится понятно, почему для японцев этот момент стал почти священным и привлекает тысячи туристов со всего мира. 

Пройдясь под аркадами Лувра, мы поспешили на остров Сите, в самое сердце Парижа к легендарному собору Нотр-Дам де Пари. В прошлом году нам уже удалось побывать там, но это место неизменно привлекает к себе, его хочется обязательно увидеть снова. И это не удивительно. Всё-таки Париж – это город, который мы построили для себя сами из прочитанных книг, населенный их персонажами, город, который мы увидели на картинах импрессионистов и в кино, услышали в песнях французских шансонье. Может быть поэтому многие туристы, приезжающие с настроением «увидеть Париж и умереть» так часто бывают разочарованы. Оказывается, что это реальный город, населенный не мушкетерами и горбатыми звонарями, а обычными людьми, живущий современной жизнью, как правило, лишенной всякой романтики. А вот у скептиков здесь уходит почва из-под ног. Этот город очаровывает их, они вынуждены признать, что Париж – не просто заурядный западный мегаполис, а подлинная столица Европы, город, имеющий свой дух и стиль, неповторимый и очаровательный.

В этот раз опять не получилось подняться на башню собора, как мне давно хотелось, но зато мы прогулялись по маленькому скверу имени Иоанна XXIII, который находится за Нотр-Дам. Там, между Сеной и стенами собора, тоже цвели сакура и тюльпаны и я испытал большое удовольствие от того, что набрел на этот укромный уголок Сите.

Если б в мире земном
вовсе не было вишен цветущих,
то, быть может, и впрямь
по весне, как всегда, спокойно,
безмятежно осталось бы сердце…
(Аривара-Но Нарихира)

Сквер Иоанна XXIII

Мы очень рассчитывали попасть в часовню Сент-Шапель, недалеко от Собора Парижской Богоматери, чтобы посмотреть уникальные витражи XIII века, прославившие эту церковь. Увы, нам не удалось «замереть от восхищения», как обещал путеводитель. Чтобы попасть в часовню, нужно было отстоять длинную очередь и пришлось отложить посещение Сент-Шапель до «лучших времен» (то есть до следующего посещения Парижа). 

За неимением других возможностей, мы посвятили этот день неспешным прогулкам по Сите, парижским бульварам, паркам и площадям. Ради одного только острова Сите, а это и Нотр-Дам, и Сент-Шапель, и Консьержери стоит приехать в Париж! На стрелке этого островка есть маленький скверик, который называется Вер Галант, что в переводе с французского означает пылкий любовник. Там стоит памятник королю Генриху IV, в честь которого он и носит это название. Очень по-французски! Трудно представить такое название на карте, скажем, Минска – рядом с площадью Ленина или проспектом Победителей! Считается, что это одно из самых романтичных мест в Париже, там назначают свидания влюбленные, так, что любителям романтики нужно именно сюда. Мы там тоже отметились!

Важнейшей нашей целью был Люксембургский сад, на страницах истории которого можно встретить персонажей Дюма, вроде Марии Медичи, построившей Люксембургский дворец, и мушкетеров короля, любивших почему-то драться здесь на дуэли. Несколько позже здесь любил гулять Ленин и в этом вопросе, кстати, я с ним полностью и безоговорочно согласен. Место это одно из приятнейших в Париже. Несмотря на то, что в хорошую погоду здесь немало людей, сад – тихое место отдыха парижан, где они валяются на траве, сидят в креслах у фонтана с газетами и журналами, находят уютные скамейки в тени деревьев. Там же есть теннисные корты. Правда, 1 мая 2006 года там было не так оживленно как жарким августовским днем 2005 года (когда мы впервые увидели и полюбили его) – прохладная и хмурая погода не способствовала долгим посиделкам на свежем воздухе. Поэтому мы ограничились тем, что обошли статуи французских королев, установленные вдоль дорожек, и нашли Анну Австрийскую, у которой я сфотографировал жену – тоже Анну. В прошлый раз мы ее (королеву, а не жену) не успели найти и вынуждены были ограничиться фотосессией с Анной Бретонской. Оказалось, что обе коронованные Анны стоят рядом. Кроме того, мы посетили дальние аллеи, где нашли диковинные достижения французского садоводства – яблони, выращенные на каркасе и сформированные самым прихотливым образом.

Две Анны в Люксембургском саду

Сад, несомненно, не понравился бы руководству Мингорисполкома – дорожки в нем не вымощены плиткой, отсутствуют точки общепита, и наши власти обязательно, засучив рукава, взялись бы за его реконструкцию. Да и вообще, вид Парижа вызвал бы у них сильнейшее желание затеять громадную программу его окультуривания и приведения к стандартам, установленным для населенных пунктов Республики Беларусь. Начали бы они, конечно, с Елисейских полей, где, с нашей точки зрения, давно пора ремонтировать тротуары. Кроме того, в Париже почти нет скамеек на улицах. Сделано это, конечно, не случайно, а с тем, чтобы люди шли в многочисленные кафе, а не сидели абсолютно бесплатно на скамеечках. С этим звериным оскалом капитализма наши градоначальники немедленно развязали бы борьбу. Кстати, интересное наблюдение, касающееся парижских кафе. Только здесь я видел, чтобы люди в уличных кафе сидели за столиками спиной к зданию и лицом к улице. Так расставлены почти все стулья. Для парижанина улица – это бурлящий поток жизни, который надо наблюдать во всей полноте.

Лавки букинистов на набережной Сены - примета Парижа

Для нас было интересно побывать на одной из новых линий парижского метро, где, как мы вычитали в интернете, поезда ходят без машинистов, а туннели превращены в тропический сад. На самом деле, информация о тропическом саде оказалась очень сильно преувеличенной (мы увидели только несколько искусственных деревьев), а вот автоматические поезда произвели некоторое впечатление. Особенно интересно было ехать в голове состава, там, где обычно находится кабина машиниста, и видеть туннель перед поездом его глазами. Метро в Париже вообще сильно отличается от минского. И это отличие в пользу нашего метрополитена. Из плюсов французского отмечу только разветвленность его линий и многочисленность станций, да еще систему RER – скоростных линий метро, которые, пересекая город под землей, за пределами Парижа переходят в наземные линии, похожие на наши электрички. А вот из минусов – неудобство станций с раздельными перронами в каждую сторону, огромное количество запутанных входов, выходов, переходов, многие из которых выглядят порядком заброшенными, пустыми и жуткими. Даже, если опираться только на мои личные наблюдения, не обобщая, то, что читал и слышал от других, выводы получаются не очень хорошие.

Притчей во языцех у нас стал переход на станции Шатле, где, не помню уже, в первую или во вторую нашу поездку в Париж, произошло очень характерное происшествие. Анюта шла чуть впереди, и на одном из поворотов нам навстречу попался один молодой француз, который не мог еще видеть меня. Когда через две секунды я, вслед за Анютой, вышел из-за поворота, он вздрогнул и его рука, достававшая что-то из кармана, дернулась обратно. После этого он быстро прошел мимо и скрылся. К счастью, я не успел увидеть, что было у него в кармане, но сильно подозреваю, что нож или другое оружие. 

Очень понравилось нам великолепное здание ратуши Парижа, по-французски она называется Отель-де-Вилль, что в буквальном переводе означает дом города.

Ратуша Парижа

Мирная площадь перед Ратушей в средневековье называлась Гревской, и это название должно быть хорошо известно поклонникам Дюма. На протяжении нескольких веков Гревская площадь была местом казней, а сам район славился как особо криминальный. Недалеко отсюда находился и знаменитый «двор чудес» - логово преступников, описанное Гюго в своем романе «Собор парижской Богоматери». С тех пор здесь все переменилось, но традиции всё-таки живут – вспомним переход станции Шатле. Перед ратушей стоял огромный портрет Ингрид Бетанкур – это колумбийский политик, за освобождение которой из плена партизан тогда боролась общественность всего мира.

К десяти часам вечера у нас был назначен сбор у Эйфелевой башни. К этому времени совсем распогодилось, наступил теплый майский вечер. В сумерках мы смогли еще немного погулять по Марсову полю, а когда стемнело, посидеть на скамейке, любуясь вечерней подсветкой символа Франции. Наше свидание с Парижем было коротким, можно сказать мимолетным, но очень запоминающимся!

Ночная подсветка Эйфелевой башни

Я на Марсовом Поле

К назначенному сроку мы были на стоянке туристических автобусов на набережной Сены. Тут пришлось подождать еще час, пока наш автобус смог пробиться через парижские пробки. Несмотря на хорошую погоду и сияние Эйфелевой башни, мы уже настроились на дорогу. Не хотелось затягивать расставание с Парижем, впереди был долгий ночной переезд, впереди была Испания.

Продолжение следует...

Автор и фото: Александр

Хотите увидеть ваш репортаж на страницах Holiday.by, чтобы о вашем путешествии узнало много людей? Присылайте интересные материалы о ваших поездках на адрес редакции press@holiday.by с темой письма "Репортаж для Holiday.by + его название". И не забывайте подписываться :)

Читайте весь рассказ о путешествии в Португалию на автобусе:

Часть 1 - Париж

Часть 2 - Мадрид и Толедо

Часть 3 - Лиссабон

Часть 4 - Севилья

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах