Помимо всевозможных «природных» экскурсий заповедника, которые рассказывают о достопримечательностях флоры и фауны, вы можете ознакомиться с основной исторической достопримечательностью заповедника – Березинской водной системой, являющейся частью знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Его Березинская часть была создана в 1797-1805 годах, и соединила реки Черного и Балтийского морей. Протяженность трассы, между ее основными пунктами – водной системой Сергучского канала, которая пролегала от устья руки Березина до устья реки Уллы.
Для прокладки сквозного водного сообщения было вырыто 6 искусственных каналов. Основной, соединительный (Березинский) канал длиной 8 км был проложен по древнему волоку, через Главный водораздел, между озерами Плавно и Вереща. Сергучский (8,5 км), Веребский (2,5 км) и Чашникский (1,25 км) спрямляли извилистые участки рек Сергуча, Верещи и Уллы. Первый (0,5 км) и второй (0,25 км) Лепельские каналы улучшали судоходство в районе Лепельского озера. 14 шлюзов системы обеспечивали стабильные глубины в каналах, необходимые для проводки судов и сплава древесины. Все шлюзы были однокамерными с наклонными стенками, выложенными тесаным камнем, нижняя их часть укреплена деревянными сваями. Аккумуляция водной массы, сбрасывание ее излишков в многоводные годы, рыбопроходные и другие функции выполнялись плотинами на реках Сергуч, Вереща, Эсса и Улла.
И сейчас описание того, для чего, как и ради какого результата, звучит очень масштабно. А для тех времен это был невероятно трудоемкая и сложная работа. Ведь 60% этих мест занимают болота, которые были здесь уже и во времена строительство канала. Лопаты, топора, тачки, большое количество людей, много физической силы, времени и терпения потребовалось для завершения работ. Но все эти труды себя окупили. Ведь с налаживанием функционирования этого канала, наладилась и экономика этих мест. Во-первых, наладились торговые связи с российскими, украинскими и даже прибалтийскими губерниями, во-вторых, в этой местности значительно расширилось поселение. Люди выдели выгоду в жизни рядом с торговым путям, у озер, так что участок стал оживленным и густо населенным.
Белорусские торговцы вывозили древесный уголь, деготь, смолу, пушнину, хлеб, лен и многое другое. Но основным предметом экспорта был высококачественный корабельный лес Витебской и Минской губерний, который отправляли в порты Черного и Балтийского морей.
Ввозились на территорию страны через этот канал различные металлы и его изделия, продукты питания и производственные предметы.
Безусловно, сейчас мы не можем увидеть всю ту активную деятельность, оживленную атмосферу, которая была здесь годы назад. Сейчас используются другие пути, отчасти изменились и товары экспорта и импорта, так уж сложилось, что сейчас этот торговый канал уже не нужен. Поэтому на данный момент, а так останется (скорее всего) навсегда, ведь в необходимости возобновлять торговое функционирование «трассы» нет необходимости, каналы заилились, обмелели, заросли ольхой, ивняком, в общем, превратились лишь в памятник природы.
Сейчас этой территорией владеют не торговцы, а бобры, выдры, утки, множество других видов животных, а так же растения. Можно сказать, что сейчас этот канал отдыхает от некогда бурной, активной жизни. Что ж, в этом нет ничего плохого. С учетом того, что в те времена, когда здесь велась торговля, экосистема этих мест не была нарушена. Так что сейчас – это исторически интересное места, превратившееся в прекрасный заповедный уголок.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах