«…замок Мир и всю административную округу со всем имуществом мы возводим в статус графства. Этот титул даруем Юрию Ильиничу, его детям, потомкам и законным наследникам… называя их от этого графства замка Мир графами…» 

Так помпезно некогда звучала грамота императора Священной Римской империи 1553 г. о наделении белорусского местечка Мир и прилежащей округи высоким статусом графства – одного из старейших в Великом Княжестве Литовском. Среди его сиятельных владельцев впоследствии значились княжеские Дома Радзивиллов, Сайн-Виттгенштейн-Людвигсбургов, Гогенлоэ и Святополок-Мирских. Шло время, сменялись политические режимы и исчезали целые государства (вспомним разделы Речи Посполитой или гибель Российской империи), но территория Мирского графства, сложившаяся в XVI в., определяла экономические, культурные и даже конфессиональные реалии этих земель в течении полутысячелетия – вплоть до сентября 1939 г. 

Мирский замок

Во многом то же самое можно сказать и о других, не менее знаменитых графствах на территории современной Беларуси. Молодеченское графство Огинских, которым в том числе некогда владел и знаменитый композитор князь Михал Клеофас Огинский. Его же имя связано с Раковским графством. (Если вам доводилось бывать в музее «Раковская цивилизация» Феликса Янушкевича, то должны были слышать пару десятков его историй об этом графстве и его обитателей, - поучительных, остроумных, правдоподобных и не очень). Ивенецкое графство, принадлежавшее в XVIII-XIX вв. шляхетским фамилиям Сологубов и Плеваков. Щорсовское графство блистательных Хрептовичей, знаменитое своей богатейшей коллекцией голландской живописи и библиотекой, украшающих сейчас Пушкинский художественный музей в Москве и собрание Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. А также многие другие графства Литвы и Беларуси со своими историями и традициями. 

В музее "Раковская цивилизация" Феликса Янушкевича

Современным общеевропейским трендом параллельно с развитием местного самоуправления и прямой демократии является обращение к региональной истории, краеведению, т.н. «малым традициям», диалектам, локальным символам. Одна из распространенных практик в этом направлении – широкое использование колоссального потенциала хорошо известных исторических брендов в форме условных территориальных единиц прошлого. В наши дни они уже не являются собственностью отдельных аристократических семей, а в интеллектуальном и практическом плане широко используются для сохранения местных традиций, идентичности и, безусловно, основанного на них туризма. Идет этот процесс и у наших ближайших соседей, например, с 2000 г. в польском туристическом Клодзском графстве , где с этим брендом связаны десятки локальных проектов в области культуры, экономики и туризма. Подобное «княжество Лэмбское», также претендующее на преемственность с исторической территориальной единицей, даже чеканит собственную монету – не конвертируемую в злотые или евро и не имеющую реальной покупательной способности, но используемую в качестве остроумного сувенира.

Герб Ивенецкого графства

В этом направлении заметны и отдельные удачные инициативы в Беларуси. Например, разработка и презентация на традиционном фесте св. Михала в Ивенце 2 октября 2011 г. герба Ивенецкого графства. Инициатором выступило польское Общество рода Плеваков, объединяющее представителей этой известной фамилии, а подхватили идею участники Воложинского туристического сообщества, - по англосаксонской моде часто именуемого «кластером». Можно вспомнить также создание интересных и разнообразных экскурсионных маршрутов, связанных с Молодеченским графством Огинских . Это «виртуальное графство» пытается возродить местный предприниматель и краевед Николай Томашевский и его единомышленники.

Однако речь не только об эксплуатации исторического наследия и использовании «готовых» исторических брендов. Важно понимать необходимость планомерной креативной работы в этом направлении, создания различных инициатив, связанных с микрорегионами, инвестиций не только в материальном, но, в большей степени, в интеллектуальном и культурном плане.

Успешная реализация подобных брендовых проектов, способная принести реальные разноплановые дивиденды всем участникам, возможна только при условии параллельных малых инициатив с общим историко-территориальным знаменателем. Такие инициативы, например, включают в себя возрождение и реконструкцию локальных традиций. Причем речь отнюдь не идет о «народных промыслах», этнофестивалях или ретроспективных «рыцарских турнирах» (хотя порой это тоже уместно). Речь о возрождении традиции провинциальных праздников, широко распространенных по сей день в Европе (вспомним знаменитый баварский Oktoberfest или швейцарский La Percée du Vin Jaune). 

Где еще можно попробовать настоящий Эдель де Клерон, Морбье, Меттон или Канкуайот, если не во Франш-Конте? Поэтому важное направление работы - возрождение и использование известных локальных кулинарных брендов: знаменитые твердые «литовские» сыры исторической Новогрудчины (Щорсы, Жуховичи, Городея, Снов) – Новогрудский и Брохоцкий , Półspirytus князей Святополк-Мирских или мирские пряники и халы, сморгонские «абаранкі» и т.д. На повестке дня стоит также изучение локальной устной истории и культивирование основанной на этой традиции идентичности, издание качественной научно-популярной литературы и туристических справочников, проведение заметных выставок и нестандартных открытых экскурсий в регионах и т.д. 

Сейчас белорусские регионы переживают нелегкие времена, связанные с целым спектром проблем. Это накладывает негативный отпечаток и на динамику развития турбизнеса. Конструирование локальных исторических территориальных брендов вряд ли способно разрешить все эти проблемы. Но вне всяких сомнений, это способствовало бы созданию положительных тенденций для работы в этом направлении.

Впрочем, графства – лишь один из многих примеров и измерений подобного регионального конструирования. Вполне резонно вести речь также об иных формах исторических микрорегионов: землях, княжествах, ординациях, имениях, староствах, волостях, гминах, поветах и т.д. Они могут даже накладываться друг на друга, ведь речь не идёт об альтернативном официальному административно-территориальном делении, а лишь об «игре смыслов». Это прекрасное разнообразие смыслов и богатство историй, которое может стать важной ступенью для укрепления локальной самости людей, связанных с той или другой местностью происхождением или иными духовными нитями, а также явственно манифестировать их идентичность. Вместе эти микрорегионы, подобно причудливым разноцветным элементам калейдоскопа, складываются в более масштабные идентичности и традиции вроде Полесья, восточной части исторической Литвы (Виленщины), Понизовья, Полоччины, Новогрудчины и т.д. А те в свою очередь – в региональные реалии и символы нашей общей страны - Беларуси.

Сардэчна запрашаем у графства!

Специально для Holiday.by историк Кирилл Карлюк. Материал подготовлен при содействии Алеся Белого, усадьба «Мартинова Гусь» 

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах