Вторая часть необычного путеводителя по Беларуси #целаябеларусь может быть отдельным маршрутом на один день. Вместе с Samsung Belarus искусствовед Никита Монич и редактор Holiday.by Андрей Барашко открывают для себя интересные детали известных мест.

Что такое путеводитель #целаябеларусь

Мы взяли в одну руку смартфон Samsung Galaxy S21 Ultra, а волю собрали в кулак второй руки, чтобы не сойти с проторенной дорожки - смотреть в Беларуси всё подряд.

Это «капсульный» гид, который мы проложили от одного объекта к другому, чтобы не увидеть за всю экспедицию ни одного разрушенного места. В итоге получилась 13-дневная поездка по крутым местам с остановками в музеях, отелях и сувенирных лавках, чтобы рассмотреть всё в деталях.

Как и что читать в цикле #целаябеларусь подробно расписано в первом выходе путеводителя. Самое главное, что вы можете самостоятельно построить маршрут с любым количеством объектов и любой продолжительности.

#целаябеларусь:

Полонечка – Флерьяново – Коссово

Скоки – «Эрмитаж» в Бресте

Гродно: замок Витовта – дом Муравьёва – отель Семашко – ресторан «Беласток» – усадьба Святск Гурских

Щучин – Дворище

Лида – Больтеники – Гайтюнишки

Залесье – Крево – Чухны – Гольшаны

Полоцк

Витебск

Орша – Могилёв – Быхов

Ветка – Гомель

Красный Берег – Жиличи – Бобруйск

Пинск – Вороцевичи

#целаябеларусь в инстаграме

Подсказываем, на что обратить особое внимание, не вдаваясь в обширные исторические справки. Только самые сочные факты. В конце каждой части – прямые контакты тех мест, про которые идёт речь.

Лев. Театр. Вытинанка

Радзивиллов, по праву, называют самым могущественным магнатским родом за всю историю Беларуси. Сапеги были их прямыми и ближайшими конкурентами как по поступкам, так и по богатству.

Род ведёт свою историю с XV века, говорят, что со Смоленщины. Двумя столетиями позже его представители попробовали образовать независимое государство с белорусским этносом.

История знает две линии Сапег – «черейскую» (или «ружанскую») и «коденскую». Практически все Сапеги в историю нашей страны вошли как политики, государственные служащие, воеводы и разносторонне развитые личности.

Но есть среди них тот, который прославил «ружанскую» линию и стал своеобразным супер-героем Великого Княжества Литовского. Речь про Льва Сапегу (1557-1633), который был дипломатом, полководцем, канцлером княжества и незадолго до смерти стал маршалком ВКЛ.

Последняя должность была одной из центральных в княжестве. Как политик он запомнился тем, что ставил закон и равноправие перед ним всех на первое место.

Льву Сапеге приписывают цитату: «Дзякуючы законам, чалавек абаронены, аніякага прымусу і зняволі не церпіць. Бо мэта і сэнс любых законаў на свеце, каб кожны добрую славу сваю, здароў’е і маёмасць захаваў у цэласці і ва ўсім гэтым аніякіх стратаў не меў». К слову, именно Сапега активно использовал термин «літоўскі» в отношении белорусского языка, а себя называл «ліцьвінам».

Его в свою очередь величали «айцом айчызны», так как на первое место Лев Сапега ставил независимость ВКЛ внутри Речи Посполитой. Например, при нём в княжестве был отдельный Трибунал – апелляционный хозяйственный суд – чьи решения принимались наравне с судом Польши.

Апофеозом политической и творческой, если можно сказать, карьеры Льва Сапеги стал 1588 год и изданный Статут Великого Княжества Литовского. Его написал не сам Сапега, а участвовал в комиссии, но именно в этом труде проявились его писательский талант, знание законов и даже красноречие. Не зря с тринадцати лет юный Лев Сапега получал образование в Лейпциге, постигая юриспруденцию и философию. В совершенстве владел белорусским, польским, греческим языками, а также латынью.

Считался «первым ясновельможным библиофилом», так как собрал в своей коллекции порядка трёх тысяч книг.

Книгозбор Сапегов считался вторым по количеству томов после… Радзивиллов. Конкуренция – дело такое!

В Статуте ВКЛ 1588 года продолжаются идеи Сапег по созданию независимого государства. Как документ, он повлиял на тексты конституций многих стран Европы, потому что сам действовал на наших землях до 1840 года.

Местечко Ружаны было куплено в 1598 году, также при Льве Сапеге. И затем три столетия оно принадлежало этому роду. Безусловно глава влиятельного рода заложил в Ружанах одну из своих резиденций. И это не те постройки, которые можно видеть сегодня. Про первый дворец Сапег сведений не так и много. Безусловно, сохранились воспоминания о размахе, роскоши, архитекторе из Флоренции и королевских приёмах. На память о визитах в Ружаны первых лиц государства в залах появлялись чёрные мраморные доски с мемориальными надписями, выполненными на латыни. Каждый такой визит давал возможности Льву Сапеге договориться о новых дарственных грамотах для своего рода и таким образом расширялись владения Сапег.

Уже после смерти Льва Сапеги, его резиденция пришла в упадок в результате нескольких войн на этих землях. Считается, что её второе рождение пришлось на вторую половину XVIII века. Александр Сапега, страстно любивший искусство, театр, музыку и литературу, пригласил в Ружаны известного архитектора Яна Самуэля Беккера.

Именно этот зодчий перестроил резиденцию так, что она вновь заблистала и стала местом балов, ярких театральных спектаклей и новых королевских «вечеринок» у Сапег. Беккер поселился в Ружанах, получая пожизненную пенсию от Сапег, став их фамильным архитектором, неустанно дорабатывая резиденцию.

Интересно, что как проектирование, так и сами работы велись даже в острые для Речи Посполитой моменты – годы разделов государства. Проектные работы датируются 1760 – 1770 годами. Внутренние работы начались в год первого раздела Речи Посполитой 1772 году и завершились в 1775-м. На внутренней территории работы велись до 1777 года. В 1784 году сюда приезжал последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Все проекты Беккера сохранились (находятся в Польше – авт.) и помогают понять масштаб и стиль постройки.

Даже сам по себе проект «замка» является отдельным произведением искусства. Его в 1788 году Беккер подарил со своим автографом фундатору – Александру Сапеге. Детальный инвентарь 1793 года рассказывает про интерьеры дворца. Перечислять можно долго. Скажем только, что внутри дворца была своя «кофейня» - отдельное помещение для приготовления кофе.

Тут работал свой театр, в котором работала профессиональная труппа из числа крестьян. Артистов готовили в собственной музыкально-оперной школе для крепостных. Музыку для театра Сапеги заказывали у… итальянских композиторов. Был на территории парка свой зверинец, который упоминается в 1790 году. В нём жили лоси, олени, серны, лани, медведи, верблюды, фазаны и экзотические птицы. До 1793 года – до смерти Александра - Беккер воплотил в Ружанской резиденции Сапег лучшие примеры классицизма в архитектуре того времени.

Начало и середина XIX века были особенно трагичными для Ружанского дворца – его конфисковали у Евстафия Каетана Сапеги за поддержку национально-освободительного восстания 1830 и участие в нём. Он специально приехал из Англии, чтобы лично принять участие в боевых действиях против Российской Империи. После поражения восстания Евстафий Каетан обосновался под Парижем, но продолжал гнуть «сапеговскую линию». Так, он отверг предложение царя Николая I о верноподданичестве, понимая, что его владения будут конфискованы. Вместе с другими вынужденными эмигрантами организовал во Франции банк, который оказывал финансовую помощь повстанцам, также находящимся в эмиграции. Умер в 1860 году и был похоронен на Монмартре.

После конфискации ценности из дворца «поехали» в разные стороны – Польша и Российская Империя стали пристанищем произведений искусства. Многое было утрачено в войнах. Любопытно, что самое ценное – архив Сапег – был открыт 1860-х годах. Его «случайно» обнаружили в Виленском университете в одной из глубоких ниш музея древностей, основанного логойским графом Евстафием Тышкевичем.

Дворец вскоре был продан Лейбе и Мордуху Пиносам, которые открыли в нём Ружанскую фабрику. Дела сперва шли неплохо, но потом этот бизнес прогорел. В 1933 году Ружаны были возвращены роду Сапег, но Вторая мировая война не пощадила дворец, как и в целом местечко, оставив нам живописные руины, которые исчезают под напором реализации плана по восстановлению замков Беларуси.

Здесь больше вопросов, чем ответов – нужно ли восстанавливать полностью или оставить часть руин в том виде, в котором они прошли через века. Если вдуматься, то всё, что сегодня разрушено - это и есть история в чистом виде.

Местами сохранилась штукатурка XVIII века, фрагменты декора. Это любопытно разглядывать самому или слушать экскурсовода, стоя перед масштабными руинами.

Сегодня в интернете то и дело обсуждают цвет, в который покрасили здание бывшего «оперхауса» Сапег. Не получится ли так, что, восстановив полностью, мы потеряем шарм этого места? Не «разрушится» ли история Сапег?

Голос Монича: «Дворец Сапег в Ружанах полностью справляется со своей основной задачей - впечатлять. Пространство внутри комплекса поражает своим масштабом. А солнечная ветряная погода заставляли ощутить себя героем мультика Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает».
Это сильное впечатление поддерживается поразительным величием руин дворца.

Ритм сохранившихся стен и провалов, ажурной лепнины и кирпичной кладки вместе создают эффект удивительной красоты. Это смотрится гораздо эстетичнее, чем восстановленная часть. Хотя, возможно, часть эффекта как раз и кроется в контрасте восстановленного и нет.
В любом случае я надеюсь, что дворец не будет восстанавливаться полностью и часть этих мощных руин будет грамотно законсервирована.

И да, касательно «чудовищного» зелёного цвета стен бокового флигеля. Вживую он чуть менее чудовищный, чем на фотографиях. Более того, есть надежда, что лет за пять он немного затрется, покроется пылью и станет нормально восприниматься.

Что касается музея, то в нём явно перегруженная экспозиция. При наличии какого-то количества интересных памятников, многие вещи не просто бесполезные, но даже вредные.

Например, чудовищно некрасивые «модели» холодного оружия в стеклянных витринах. Взрослому посетителю они портят впечатление от посещения. Юному посетителю могут испортить еще и вкус. Много пластика и фотопечати плохого качества.

А рядом - настоящие сокровища! Например, оригинальный деревянный гербовый картуш огромного размера и фантастической силы воздействия. Этому экспонату тесно на стене, но даже так он впечатляет. Только, чтобы посмотреть на него вблизи, стоит купить входной билет в этот музей».

Ещё один вариант рассмотреть детали Ружанского дворца вблизи – это оптический зум фотокамеры смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra. Вот такие кадры получаются при 10.0х увеличении при съёмке с рук.

Обязательно в Ружанах:

Узнать больше интересных фактов из биографии Льва Сапеги (он был крутым «айцом айчызны»!).

Внимательно разглядеть мелкие детали декора стен как на руинах, так и на уже восстановленных частях дворца.

Не пройти мимо музея и обязательно с экскурсией погулять по двум залам в поисках отдельных очень классных памятников (огромный картуш, зеркало Сапег, примеры народного творчества).

Выбрать годный сувенир в лавке при кассе музея и обратить внимание на классные майки с ружанской вытинанкой.

Необычный музей шляхты в Подороске

В проекте #целаябеларусь «участвуют» только полностью восстановленные объекты. «Нет руин!» - основной критерий отбора мест.

По нему усадьба в Подороске не попадает – она всё ещё строится. Десять лет как её выкупил российский бизнесмен с белорусскими корнями, чтобы вдохнуть вторую жизнь. Но уже сейчас тут есть на что посмотреть туристам.

«Месца, дзе шануюць традыцыі» - так сказано в инстаграме усадьбы Бохвицей.

Про Флориана Бохвица - философа-моралиста, писателя – мы уже вспоминали в первой части нашего гида. У него было пятеро сыновей. Второй сын, Ян Оттон, заложил усадьбы во Флерьяново и Павлиново в честь матери и отца.

Третий сын Флориана, Роман Иннокентий, породнился с другим известным белорусским родом Чечотов. Он был женат на Эльжбете-Казимире Чечот, а после её смерти на её сестре Елизавете. В качестве приданого Роман получил усадьбу в Подороске.

Первое упоминание о Подороске относится к 1507 году. Записи сделаны в актах Литовской Метрики. Местечко переходило из рук в руки, что было нормальным во времена ВКЛ. Род Чечотов в истории Подороска появился в только 1833 году. До начала Второй мировой войны года имение находилось в руках этого рода. Последний владелец, Оттон, специалист по сельскому хозяйству, закончивший Пражскую сельскохозяйственную академию, был арестован в 1939 году и умер в волковысской тюрьме.

Новых частных владельцев «маёнтак Падароск» получил в 2011 году. В планах сделать необычный туристический объект, при этом восстановив главный дом, изначально датируемый XVIII веком, близко к оригиналу. Внешне дом неплохо сохранился. В XIX веке, как и в усадьбе Бохвицей во Флерьяново, в усадебную моду входят новые тренды.

Так у деревянной постройки на парадном фасаде появляется каменный портик с треугольным фронтоном, карнизом, колоннами и небольшой аркадой.

Ещё одним модным и несочетающимся с основным ансамблем усадьбы стала въездная арка с «разорванным» фронтоном и арками. Возведена на рубеже XIX-XX веков.

Говорят, что этот «разрыв» в архитектурном решении характеризовал объект как недостроенный и давал возможность владельцам не платить налоги.

Оригинальные кованые ворота ждут, чтобы быть заново установленными на своё место.

На 1911 год в усадьбе Романа Оттона были две винокурни, кирпичный и скипидарные заводы, водяная мельница, деревянные и каменные дома для рабочих, два хлебных сарая, коровник, овчарня, конюшня и амбар. Технический прогресс был налицо – использовались паровая молотилка, паровая машина для копания торфа и другие сельскохозяйственные машины. Сам же Роман Оттон в 1931 году владел собственным автомобилем.

Если усадебный дом дошёл до наших дней в неплохом состоянии, то конюшни – в виде руин. Интересно, что новые владельцы не стали их восстанавливать до оригинала, а переосмыслили, законсервировали, накрыли навесом. Тут будет кафе для туристов, сочетающее в себе часть старины и новую архитектуру. Неплохой подход!

Но самое впечатляющее сегодня находится внутри усадебного дома. Чтобы попасть на территорию усадьбы Подороск, надо заранее связаться с администрацией по телефону или электронной почте (все контакты вы найдете внизу статьи).

Внутри дома находится необычный музей шляхты. И слово «музей» не должно оттолкнуть от его посещения, потому что второго такого в Беларуси точно нет. Здесь нет каких-то ценных артефактов, сложных витрин с большим количеством букв.

В каждой комнате находится инсталляция, которая рассказывает про тот или иной аспект из жизни белорусской шляхты. Всё идёт от момента зарождения этого явления на наших землях до…

Посещение этого музея было непростым заданием для камер смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra. Нестандартное точечное освещение, сложные формы в кадре, местами длинные выдержки, когда нельзя сильно трясти аппаратом, чтобы не смазать кадр.

Безусловно, никакие снимки не передают атмосферы этого современного музея, но эти снимки можно смело назвать «близко к оригиналу».


В процессе перехода из зала в зал музея шляхты в Подороске, есть не только на что посмотреть, но и над чем подумать, впечатляться, испытать гордость и разочарование, найти параллели с сегодняшним днём.

Голос Монича: «В Подороске в здании усадьбы можно наблюдать очень странный музейный феномен. Я долго думал как же его назвать. Пусть будет «виртуальная экспозиция аналоговыми средствами». Абсолютно неприхотливо, порой излишне эскизно, на коленке, там в каждом зале передана какая-то мысль или идея. То, что получилось у владельцев усадьбы, больше похоже на произведение современного искусства организованное в полузаброшенной квест-комнате, чем на привычную музейную экспозицию. И это интересно увидеть! По крайней мере, точно интереснее, чем экспозицию Коссово и даже Ружан, хотя бы с точки зрения общей атмосферы, оформления и подачи. А когда управляющий ещё и сказал, что владелец специально купил на аукционах ряд холстов Станислава Жуковского (выдающийся художник-пейзажист, сын потомственного шляхтича – авт.), чтобы в будущем выставлять в усадьбе, я совсем обрадовался. То, как там подходят к делу, даёт большую надежду на качество результата».

Планы у новых владельцев рассчитаны на многие годы вперёд, надо понимать, но от этого интереснее приезжать в такие места регулярно, чтобы видеть прогресс и каждый раз подмечать что-то новое.

Даже в разные времена года приезжать стоит, чтобы видеть, как меняются цвета в усадебном парке. Держите несколько снимков #безфильтров из Подороска, сделанных на широкоугольную камеру Samsung Galaxy S21 Ultra и заряженных на ваше желание побывать в этой части Гродненщины.

Обязательно в Подороске:

Побывать с экскурсией.

Впечатлиться историей и традициями белорусской шляхты і цэлы дзень размаўляць на беларускай мове.

Не забыть оставить пожертвование на развитие музея и скорейшего обретения всей усадьбы полноценного статуса #целаябеларусь.

Сделать сочные сочные фотографии на территории усадьбы.

Запланировать следующий визит сюда.

Палаццо в Пружанах

Если приехать в Пружаны в яркую солнечную погоду, то можно позабавить своих друзей в социальных сетях фотографиями в духе «Угадай, где я сейчас».

Усадебный дом в Пружанах очень похож на роскошную итальянскую виллу. Палаццо! История места связана с фамилией Швыковских герба Огоньчик, у которых было много имений на территории современных Беларуси и Литвы. Швыковские владели Пружанами и развивали это место с середины XIX века.

Особо значимые события в усадьбе и окрестностях происходили при Валентии Швыковском, который был предводителем дворянства Пружанского уезда. Строил школы для крестьянских детей, открывал костёлы на средства, полученные от благотворительных концертов, основал библиотеку и довёл до Пружан почтовый тракт. По сути дорогу, но по сегодняшним меркам Валентий провёл в Пружаны высокоскоростной интернет.

События, связанные с восстанием 1863 года, вынудили его уехать в Бельгию и работать там садовником. Его супруга, Герминия Важинская, осталась в Пружанах смотреть за домом. Из эмиграции он так описывал происходящее на родине: «Вести из края всегда те же: беда, печаль, нужда и убогость всеобщие – преследованиям нет конца… Растёт алчность царских палачей, чего нельзя украсть, то уничтожает чужой язык и чужая прививается вера… Сердце разрывается перед этой страшной картиной моральной и материальной муки народа… В общественной жизни распад и отрицание веры, семьи, найсвятейших вековых правд… Одним словом, хаос всеобщий, а что из этого следует – одному богу известно».

В 1867 году Валентий сумел вернуться на родину. Основал костёл и стал доверенным лицом верующих жителей Пружан.

Где-то в середине XIX века Валентий построил новый усадебный дом в Пружанах, который можно видеть и сегодня. Варшавский проект Франтишка Марии Ланци, ведущего по тем временам архитектора Речи Посполитой.

Формы неоренессанса на манер итальянских вилл с ассиметричной сложной композицией. Очень красивое здание, эффектно выглядящее на фотографиях. Возможно причиной тот факт, что здание дошло до нас с вами без перестроений.


В усадьбе с 1998 года работает музей «Пружанский палацик» и он также необычный. На первом этаже восстанавливаются интерьеры старинной усадьбы XIX века.

Уже открыты большой салон, небольшая цветочная оранжерея, охотничий зал, кабинет… Все залы очень уютные и хорошо передают дух времени.

Самое крутое ждёт посетителя «Палацика» на втором этаже. И это не столько этнография или церковная утварь, сколько выставка, посвящённая «вселенной» народного мастера Тарасюка.

#целаябеларусь была вырезана Ніколаем Тарасюком из хутора Стойлы в присущей ему манере. «Деревянный народ» имеет статус нематериального историко-культурного наследия Беларуси. Это очень крутые комиксы из жизни крестьян, где есть сюжет, эмоции и подписи, сделанные автором.

Мастера не стало в 2015 году. «Я работаю для народа .... Меня не будет, а моя «Батькивщина» останется», - говорил Николай Васильевич Тарасюк.

Сегодня в «Пружанском палацике» можно надолго зависнуть, разглядывая сюжеты сельского быта.

Камера смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra без проблем распознаёт лица даже у деревянных персонажей, помогая сделать кадр максимально резким даже при сложной композиции и минимальном расстоянии до объекта съёмки.

Голос Монича: «Пружанский палацик оказал на меня отличное впечатление. Фактически, это первая в нашей поездке настоящая, сложившаяся музейная экспозиция. Нижние залы обставлены просто, но логично. За исключением зала с результатами местного пленэра, всё в порядке. Про пленэры это отдельная песня: мне почти всё путешествие казалось, что выставка местных художников - это самое страшное с чем вы можете столкнуться в региональном музее. К счастью, у этого в Пружанах было одно счастливое исключение, но о нём в другой раз.

Поднимайтесь на второй этаж, ведь там ждут тридцать три удовольствия! Например, абсолютно неожиданная этнографическая экспозиция. Почему-то очень странно видеть реконструкции сельского интерьера на втором этаже. С одной стороны, мозг понимает условность этого интерьера, но стереотип «сельская хата – одноэтажная» оказывается сильнее и вызывает странное, но интересное чувство.

Залы с религиозной экспозицией добротные: есть что посмотреть, есть чему удивиться, есть что обновить и переделать.

Вишенка на торте палацика это, разумеется, зал скульптуры Николая Тарасюка, нашего национального инситного сокровища.

Для меня именно скульптура Тарасюка изначально была главной целью посещения усадьбы в Пружанах.

К сожалению, в настоящий момент все стоит аккуратно, но без специального выставочного оборудования и освещения. То есть, фактически, экспонаты ещё ждут своего музейного оформления.

Общая атмосфера от музея - домашняя и уютная. Мне там откровенно понравилось и хочется вернуться еще как минимум один раз. Но время не ждёт, и мы летим в Каменец».

Обязательно в Пружанском палацике:

Сделать необычные фото в парке и на фоне усадьбы.

Посетить музей и обязательно посмотреть «деревянные комиксы» Николая Тарасюка.

Выбрать небольшой сувенир в лавке при музее на память о посещении Пружан.

745-летняя обзорная площадка

Без Каменецкой башни #целаябеларусь была бы неполным гидом. Только представьте себе, что этот каменный цилиндр стоит под Брестом с 1276 года и сохранился на девяносто процентов!

Если бы не провалившийся купол на верхнем этаже – был бы «полный сохран». Это единственная башня волынского типа на территории Беларуси. Такие в раннее Средневековье строились для наблюдения за местностью и обороны в случае нападения неприятеля. Стоя под стенами башни, попробуйте представить, как эти 32 метра в высоту воспринимались местными жителями в XIII веке. Сегодня, пожалуй, мы так смотрим на небоскрёбы.

Голос Монича: «Первое место по маршруту, в котором я до этого был! Место красивое. Башня мощная. Памятник уникальный. Когда стоишь рядом с ней, рассматриваешь средневековый кирпич, контуры окон, то поражает сосуществование грузности и мощи самой постройки и изящества отдельных ее элементов.

Поражает то, что она, при внимательном рассмотрении, оказывается красивой. И вот эта неожиданная красота там, где её, вроде как, не должно быть по предназначению постройки, эта неожиданная, но отчетливая красота подкупает и остается в сердце».

Толщина стен башни доходит местами до 2,5 метров. Внутри поделена на ярусы, с зубчатой дозорной площадкой наверху. Сегодня эту площадку туристы по своему обыкновению называют «обзорной».

Свою оборонительную функцию башня сохраняла до XIX века, выстояв сквозь века и выдержав набеги всех возможных войск, про которые пишут в учебниках истории. Это настолько #целаябеларусь, что даже местами в слова экскурсовода не верится.

Недостаточно побывать рядом с башней и сделать фотографию с купюрой в 5 BYN, где она изображена. Следует добавить денег и купить входные билеты в музей и также экскурсию, потому что только с гидом можно выйти на обзорно-дозорную площадку. Таковы правила безопасности!

Взамен вы получите нескучную экскурсию со множеством любопытных фактов, побываете внутри прекрасно сохранившейся башни XIII века, пешком подниметесь на десяток современных этажей и обалдеете от красоты вида, который откроется на самом верху.

Возврат вложенных инвестиций в виде крутых эмоций и ярких снимков гарантирован.

Посещение Каменецкой башни лучше сочетать с изучением прогноза погоды и расписанием времени работы музея.

Если на улице ясно, то идеальным временем для посещения будет предзакатный час. Во-первых, можно будет ощутить себя настоящим дозорным – всё видно на километры от башни. Во-вторых, когда ещё закатные фотографии портили ленту социальной сети?

В этом классическом наборе туриста есть и селфи, и широкоугольные кадры с эффектом HDR (чтобы было видно солнышко – авт), и максимальное приближение объектов. Одним словом, были задействованы все камеры Samsung Galaxy S21 Ultra и их режимы.

Каменецкая вежа - один из крутых фото-спотов и инста-плейсов этой части Беларуси и место, где #целаябеларусь сохранилась в первозданном виде.

Голос Монича: «Особенно интересно становится, когда поднимаешься по этажам экспозиции музея Каменецкой вежы. Там попадаются не просто удачные, а красивые приёмы. Например, витрины, чьи задние стенки повторяют форму и металлический переплёт оконных рам. Мелочь, но заложенная в суровую сдержанную экспозицию устройства и биографии дозорной башни, она делает эффект от посещения ещё лучше. 

Вишенкой же на торте становится посещение крыши. Это никак нельзя упустить, если уж вы оказались внутри башни».

Обязательно в Каменце:

Осознать, что перед вами сооружение, практически полностью сохранившееся с XIII века и ощутить себя средневековым жителем рядом с башней.

Купить входные билеты с экскурсией, чтобы подняться на обзорную площадку.

Погрузиться в атмосферу осады башни крестоносцами при помощи VR-очков. 

Сделать много сочных фотографий с Каменецкой башней. 

Сувениры

Сувенирные лавки можно найти в музее Ружанского дворца, пружанском «Палацике» и Каменецкой башне. В них также работают инфоцентры, где можно получить туристическую информацию об интересных местах всего района.

Все три магазина можно отнести к сувенирной классике. Кружки, магниты и керамика – основной ассортимент. Надо сказать, что и среди стандартных вещей есть предметы неплохого качества.

Рекомендуем обратить внимание на витрины не просто сувениров, а ремесленных издений в Ружанском дворце. Отдельного внимания заслуживают футболки с «ружанской вытинанкой» мастера Юрия Малышевского. Крутые сюжеты, качественный трикотаж, авторская работа – надо брать.

Особенности маршрута

Всего 150 километров между четырьмя точками могут быть очень насыщены информацией и графикой.

Такой маршрут можно проехать за один день, а можно разнообразить отдыхом в одной из усадеб этой красивой части Беларуси.

Есть две особенности, которые нужно учитывать при планировании поездки. Во-первых, ни в одном из объектов не пахнет свежемолотым кофе и нет возможности покушать. Нужно рассчитывать на общепит или магазины в самих населённых пунктах. Мы неплохо пообедали в кафе «Сан Ремо» в Пружанах. В Пружанах, судя по всему, не только усадьба Швыковских ассоциируется с Италией. Во-вторых, чтобы маршрут удался, нужно правильно выбрать день недели. В выходные дни все музеи, безусловно, будут работать. Их работу по будним дням нужно отдельно уточнять. О визите в Подороск следует отдельно заранее договориться с управляющим усадьбы.

Полезные ссылки и прямые контакты #целаябеларусь

В поездке мы сделали много видео-сторис в инстаграм Holiday.by по всем местам, где побывали. Как и всё в репортаже, они также сняты на Samsung Galaxy S21 Ultra.

Видео-история из Ружанского дворца Сапег и музея при нём

«Маёнтак Падароск» и необычный музей шляхты в видео-истории

«Пружанскі палацык» с комиксами от мастера Тарасюка в видео-рассказе

Видео-история 745-летней башни в Каменце и крутой обзорной площадки

Инстаграм Ружанского комплекса Сапег. Можно найти анонсы актуальных выставок.

Сайт Ружанского комплекса содержит много информации, возможность забронировать экскурсию онлайн, но самое главное – расписание времени работы, чтобы приехать в нужные дни в нужное время.

Інстаграм «Маёнтак Падароск» распавядзе пра гісторыю места, пра яго дэталі і працэс аднаўлення сядзібы. Тут жа прамыя кантакты для супрацы і замовы экскурсій.

Инстаграм «Пружанскі палацык» содержит прямые контакты музея в усадьбе Швыковских. Есть анонсы выставок.

Более подробную информацию про усадьбу-музей в Пружанах и (обязательно!) дни и часы работы музея можно найти на их сайте.

Каменецкая башня простояла 745 лет, но так и не обзавелась своей страничкой в социальных сетях. Суровое средневековье приглашает зайти на свой сайт, чтобы познакомиться с историей, описанием музея и получить прямые контакты для заказа экскурсий. Если будет возможность выбрать гида, рекомендуем обратиться за рассказом о башне к Ирине Резничук.

Крутой youtube-канал Никиты Монича «Около культуры»

Готовые маршруты по всей Беларуси в специальном каталоге на Holiday.by

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах