Пожалуй, это самый странный способ отдохнуть на Браславских озерах. И самый правильный в спецпроекте «Секретная Беларусь» совместно с Samsung. В дождливый холодный и по календарю летний день, искать по озерному краю ржавые железяки с оттиском начала XX века. «Слабоумие и отвага» не иначе. Хотя для себя мы назвали это мощно – экспедиция «В поисках браславской узкоколейки».

Лучше спутника, чем Артём Слизкий, известного знатока 750-милиметрового железнодорожного полотна и автора проекта 750mm.by, я представить себе не мог. Пакуемся в экспедиционный Nissan X-Trail и сквозь дождь и агрогламур отправляемся на самый север Беларуси - в Друю.

Карта 1958 года. Источник: narrow.parovoz.com
Карта 1958 года. Источник: narrow.parovoz.com
Сегодня на автомобиле этот маршрут может выглядеть вот так
Сегодня на автомобиле этот маршрут может выглядеть вот так

Я давно слышал про узкоколейную железную дорогу, которая соединяла Браслав и Друю. Шесть лет назад я даже познакомился с местным жителем, который у себя на участке восстанавливал модель этой дороги. Официально дорога называется «Друя – Дукштас», но часто встречается народное название «Браславская».

Пока едем через Глубокое и Миоры с помощью Артёма узнаём про историю этих 145 километров пути. Во время Первой мировой войны немцы с одной, а русские войска с другой протянули каждый себе по узкоколейке для снабжения линии фронтов боеприпасами. Изначально колея была очень узкой – 600 миллиметров. В межвоенное время 1930-х, при поляках, дорога соединилась и была перешита на ширину колеи 750 миллиметров и стала выполнять как гражданские, так и… туристические функции.

В «Туристическом справочнике по Северо-Восточной Польше» до сих пор есть описание, что можно посмотреть на каждой 18 станций. Например, вот краткое описание того, что можно посмотреть в Слободке: «Узкая, станция, пара отелей, ресторанов, кассы на КАПу (корпуса охраны пограничья). Есть возможность остановиться на ночлег и организовать путешествия по окрестностям. С башни костела чудесный вид на ближайшее окружение и озера Браславщины. Около 3 км имение Заверье, с половины XVII по половину XIX в. собственность Мирских. Красивый парк, усадьба 30-х годов XIX в., один фасад в стиле ампир, второй - псевдоготическом. В парке - руины часовни нач. XIX в. в стиле классицизм ...»

В Друе имелось девять путей и разворотный круг для паровозов, а также было здание депо. Паровозы ТУ2 перестали ходить тут не так давно – в 1965 году. Участок Друя – Опса был разобран в 1967 году. Говорят, что часть путей, вагоны и паровоз были переданы в Минск, чтобы стать Детской железной дорогой в столице. Технический прогресс требует жертв – поэтому много было переплавлено на металл и реинкарнировалось в совершенно ином виде. Сегодня же мы едем искать немногочисленные свидетельства тех лет и, если повезет, поговорить с людьми, которые ещё помнят или работали на той самой «браславской» узкоколейке. В фокусе участок от Браслава до Друи.

Беларусь настолько секретна, то в поездках по #бязмежнай часто приходится произносить слова «вот если бы…», «было бы здорово восстановить», «как хорошо было бы, если бы…» и т.п. В стране, где даже после принятой программы восстановления десятков замков не происходит ничего, мечтать про то, чтобы снова между озерами стал курсировать туристический паровозик, не может быть и речи. Однако понимание, что такой тут ходил и пользовался спросом менее сотни лет назад, приводит к щемящему чувству. Сталось так, что Беларусь среди стран-соседей осталась без узкоколейной туристической аттракции. В Украине есть одна из самых длинных в Европе узкоколейных дорог общего пользования «Антоновка — Заречное». Литва может похвастаться прекрасной музейной узкоколейкой «Паневежис— Рубикяй» со станцией-музеем в Аникщяй. В Латвии туристы могут прокатиться по узкоколейке «Гулбене – Алуксне». В России, недалеко от Санкт-Петербурга, пользуется спросом Музей Тёсовской узкоколейной железной дороги. Даже на такой экспресс-карте Беларусь выглядит, правда что, белым пятном. На фоне роста спроса на промышленные экскурсии – это непозволительная роскошь.

При этом в Беларуси много до сих пор работающих узкоколеек, обслуживающих промышленные предприятия. В частности речь идет о торфодобыче. С некоторыми из таких объектов Артёму удается найти общий язык, чтобы показать интересующимся людям, что такое настоящая узкоколейка. Сегодня же мы проедем от Друи до Браслава, отмечая следы ещё недавно проходившей здесь железной дороги. Забегая вперед, скажу, что не в первый раз в этой местности, но так пристально никогда не всматривался ни в рельеф, ни в фасады зданий. Секретная Беларусь – это когда ты узнаешь о казалось бы привычных местах.

Здесь я должен сказать, что #бязмежна рад тому, что с нами именно смартфон Samsung Galaxy S8, не боящийся проливного дождя. Благодаря защите по стандарту IP68 аппарат безотказно работает под струями холодного белорусского летнего ливня.

В Друе сразу сворачиваем на улицу Железнодорожную, которая своим названием указывает на своё прошлое. Здесь можно найти здание красного кирпича, которое относилось к инфраструктуре узкоколейки. От местной жительницы, которая также как и мы, сокрушается, что дорогу разобрали и её не восстановить, узнаём, что в школьном музее часть экспозиции посвящена именно дороге «Друя – Дукштас». Незамедлительно отправляемся туда.

Как и в любом другом белорусском школьном музее, тут всё сосуществует рядом. Действительно, тут много информации про узкоколейку – репринты старых фотографий, какие-то инструменты, фонари, часть стрелочных механизмов. Самым ценным я бы назвал сборник воспоминаний работников узкоколейки.

Ознакомившись с теоретической частью, выбираемся в центр белорусской Друи. Сейчас часть поселка на другом берегу Западной Двины – это уже Латвия.

Подойдешь к берегу – нарушишь государственную границу. Каменные здания все относятся к расцвету Друи. Вокзал, говорят, был деревянным, а рядом с ним был большой разворотный круг для паровозов.

Мы нашли несколько деревянных домов в том месте, на которое указывают старые карты. Одно из зданий рядом – должно быть гостиница, которая фигурирует во всех описаниях. Недалеко располагается депо и несколько хозяйственных построек. Раньше в Друе имелся деревянный мост для узкоколейно дороги. Сегодня всё внимание на себя принимает большой металлический красавец, по которому ездят автомобили.

Найти насыпь, где именно ещё не так давно ходили паровозы, не так и просто. Окраины Друи больше походят на богом забытые сёла, разделенные между собой зарослями борщевика. И всё же нам удается направить наш паровоз Nissan X-Trail по одной из насыпей.

О том, что мы на верном пути говорят рельсы той самой узкоколейки, лежащие по дворам местных жителей. Там же мы находим металлические шпалы, которые, по словам Артёма, были положены тут именно в Первую мировую.

Прикосновение к истории на момент отвлекает от назойливого дождя и… странности всего мероприятия. Ездить по деревням и присматриваться к каждой кочке или горочке – то ещё занятие.
Ещё в друйской школе нам подсказали, что где-то на отшибе до сих пор живёт дядька, который работал ан «браславской» узкоколейке и, возможно, у него будут фотографии тех лет. С трудом мы его нашли на хуторе за Друей.

К сожалению, фотографий не сохранилось, но живы воспоминания о том, что жизнь вокруг дороги кипела. «Наверное, время пришло!» - вторит он супруге, отвечая на наш вопрос, почему узкоколейку разобрали.

Более интересное знакомство нас ждало в Друйске. Если двигаться на машине из Друи в Браслав, можно свернуть по указателю «Друйск» налево и попасть в небольшую деревеньку. В ней есть неприметный съезд. Как только ты оказался ниже уровня современной дороги, понимаешь, что что-то пошло не так.

Это самая настоящая насыпь бывшей железной дороги и самое настоящее здание вокзальчика. Алина Петровна, милая и улыбчивая старушка, приглашает пройти в здание вокзала, где она работала техничкой и познакомилась с мужем-машинистом. «Вот тут были кассы, а здесь люди ждали поезда» - с грустью в голосе рассказывает она. До сих пор Алина Петровна может слышать стук колёс узкоколейки около крыльца её дома.

Когда дорогу закрыли, они с мужем выкупили это здание и переделали под жилой дом. Если присмотреться, участок точно также огорожен забором из металлических шпал и рельсов.

Костёл в Слободке был закрыт, но мы всё равно сделали остановку для осмотра полупустых прилавков местных магазинов.

В Браслав въезжали ближе к вечеру. Понятное дело, что тут есть также улица Железнодорожная, но нас интересовало другое. Недалеко от торгового центра «Виталич» находится жилое деревянное здание, которое ещё не так давно тоже было вокзалом при узкоколейке.

Почти не изменившее внешний облик с тех самых времен, оно ничем не выдает своего изначального предназначения. Не знают о нём и большинство местных жителей.

Репортаж не получился бы #бязмежны, если бы мы не увидели настоящую узкоколейку. Для этого отправляется на Браславский торфобрикетный завод. С 1967 года тут производят коммунально-бытовое топливо в виде торфобрикета. С ближайшего торфомассива «Бельмонт» торф доставляется на завод по узкоколейной железной дороге. Среди чвякающй жижи стоят современные тепловозы. К заводу подведена современная линия.

Однако ещё недавно тут использовались рельсы и шпалы той самой «браславской» узкоколейки. Мы нашли их сложенными в отдельные штабели. Надписи KRUPP 1916 выдают в них немецкие рельсы. Таким образом узкоколейка прослужила Беларуси примерно 99 лет и навсегда исчезает из памяти людей на сотом году.

По дороге в Минск рассуждали на тему, что же можно сделать. Можно было бы установить информационные таблички на знаковых объектах или даже сделать красивый веломаршрут по следам узкоколейки «Друя – Дукштас». Будет ли это кому-то интересно? Да, вряд ли. Надеюсь, эта апатия навеяна холодным летом. Ведь «секретная Беларусь» - это всегда интересно.

#бязмежны репортаж состоялся благодаря автомобильному партнёру – компании «ДрайвМоторс» - официальному дилеру Nissan в Беларуси.

Все фотографии специального проекта «Секретная Беларусь» сделаны на камеру смартфона Samsung Galaxy S8.

Мы сняли небольшое видео на камеру смартфона. Оно хорошо отражает всю атмосферу поездки (включите звук!).

Смотрите другие репортажи в цикле «Секретная Беларусь» совместно с Samsung:

Они все там «ку-ку». Поле кукурузы под Минском, куда надо успеть до октября

Создатель 3DVKL: «Хочу, чтобы простой пацан из Шабанов признал себя белорусом»

Галактическая история на трассе: разговор о маленьком кафе и его большом энтузиазме

Между Беларусью и Беларусью. Экскурсия по невидимой границе

Проект «Секретная Беларусь» в Instagram

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах