Как только думаешь, как провести выходные в Беларуси, Брест появляется в идеях, но с оговоркой… Это же семьсот километров, если ехать по прямой из Минска и обратно. Стоит только свернуть в сторону, километраж нещадно возрастает, а вместе с ним – расходы на такое путешествие. Сегодня я постараюсь красотой биться с жадностью. Принимайте вечный, крепкий, загадочный и очень живописный автомобильный маршрут путешествия из Минска в Брест.

Красота есть. Страшная сила – тоже на месте

«Это же сколько денег потребуется на бензин?» - немного протрезвев от мысли, что поеду в Брест на новенькой Audi Q8, подумал я, хотя и было поздно отказываться.

Комплектация в цвете «Оранжевый дракон» с объёмом двигателя в 3.0 литра, о чём говорит индекс 55 на крышке багажника. Бензиновый двигатель TFSI, полный привод quattro, коробка передач tiptronic… И всё это в спортивном комплекте S Line. Глазам хорошо, а кошельку?

Сразу скажу, что на почти 1000 км пробега не только по М-1 расход получился в районе 12 литров АИ-95 на 100 км пути. При этом я не люблю и не пользуюсь круиз-контролем даже на трассе. Так что всё нормально и «подъёмно» по деньгам – айда рассматривать красоту дальше.

От чего я до сих пор под большим впечатлением, так это полностью цифровая передняя панель Audi virtual cockpit вкупе с MMI Navigation plus с MMI touch response. Не зря новые модели Audi фигурируют в фантастических фильмах.

В таком интерьере не то что до белорусского, сразу до французского Бреста рука тянется выстроить маршрут. И самое главное, что ты точно понимаешь, нажал ты на экран или нет – место касания вибрирует под пальцем на кнопке.

Обратная сторона медали – всю эту красоту надо регулярно протирать. Даже после 2-дневного путешествия отпечатков по всей площади «планшетов» было предостаточно, чтобы салон под определённым углом зрения казался неряшливым.

А от рояльного лака в интерьере я бы избавился от слова «совсем». Я полистал каталог вариантов отделок, и есть миллион и один способ не казаться цыганским бароном. Или же хорошо скрыть этот факт с учётом суммы денег, требуемой для покупки данного аппарата.

Шестизначная в евро. Именно столько стоит кайф с четырьмя кольцами на решётке радиатора и удвоением этой цифры в наименовании модели. И, безусловно, для таких машин путешествие в тысячу километров – это даже как-то мало…

Под хвостом у самого большого зубра Беларуси

В Брест из Минска можно доехать быстро, но скучно; а можно – интересно, с остановками, но придётся ехать весь день. Сами догадаетесь, по какому сценарию мы пошли? Как пролетели первые 113 километров от Минска я не услышал сквозь звукоизолирующие стёкла.

Но пролететь мимо 70-тонника – без шансов. Пожалуй, самый известный белорусский зубр находится на на трассе М-1 и всеми своими двадцатью метрами высоты сообщает «Вы в Брестской области!».

Ближайший населённый пункт - Петковичи Барановичского района, но мы едем в деревеньку, на которую указывает хвост металлического исполина.

Парад в честь 75-летия окончания Грюнвальдской битвы

Только подумайте… Решающее событие «Великой войны» - Грюнвальдская битва – завершилась каких-то шестьдесят два года назад. Ещё есть люди, которые видели это своими глазами! Тевтонский орден разбит. До появления автодороги М-1 остаётся 508 лет, а ещё через тринадцать лет дойдёт дело и до огромного железного зубра.

И всё это время в деревне Ишколдь, сразу за зубром, если ориентироваться на его хвост, стоит костёл, который сегодня принято называть самым старым в Беларуси.

Всегда, когда тут бываю, представляю, как на очередную годовщину великой победы над тевтонцами, тут выкатывали повозку в тремя ветеранами «Жальгириса» на небольшой парад военно-гусарско-летучих войск. Этот настоящий крепкий орешек Made in GDL имеет полное право называться «готикой».

Да, мало общего с ажурной, пламенеющей, возвышенной в Европе, которую мы знаем по экскурсионным турам… Но, как говорится, какая страна – такая и готика. Никто не был уверен, что не прозвучит «можем повторить» на немецком или каком другом языке.

Вот и строили костёлы с низкими входами, без большого количества окон на фасадах и метровыми в толщину стенами на случай осады. Возможно когда-то этот храм выглядел как Церковь Святого Духа в польском Кодене, так как оба собора относят к «белорусской церковной готике» и называют близнецами. Когда-нибудь съезжу – проверю.

А пока что не отпускает понимание, что Троицкий костёл в Ишколди 547 лет простоял и на столько же ещё его хватит. Когда-нибудь к нему туристы прилетят на летающей автопилотируемой Audi. Не верите?

«Да на тебе пахать можно!»

Путешествие по Беларуси невозможно представить без грунтовых дорог. Ну, правда, вот тебе шумит платная международная трасса М-1. Двух километров не отъехали – уже пыль из-под колёс.

Через радзивилловскую Полонечку, любуясь на деревянную неоготику костёла Святого Юрия, решаем устроить себе и машине небольшое испытание. У меня есть роскошный опыт поездки на Tesla Model X, когда мне всё очень понравилось, кроме того, как машина показала себя даже не на грунтовой, а на просто обычной просёлочной плохо асфальтированной и похабно отремонтированной дороге. В какой-то момент этот футурис стал похож на телегу, и никакие настройки подвески на роскошном планшете не помогли с комфортом переместить себя по окрестностям Узды. Снять стресс помогало только эффектное открытие и закрытие дверей «крылья чайки».

Чего-то подобного я подсознательно ожидал и от Audi Q8. Мне хотелось как можно быстрее попасть в следующую точку маршрута, поэтому я наплевал на то, что ехать придётся по грунту достаточно долго, выбрал режим «Комфорт» для пневмоподвески, мысленно перекрестил каждую из низкопрофильных шин и дождался отметки в 90 км/ч на цифровой панели приборов.

Что я могу сказать? Ничего я не могу сказать. Дело в том, что повадки машины никак (ну, почти) не изменились по сравнению с асфальтом. Безусловно, ямы я не ловил, но на ровном грунте и плохом асфальте всё также хорошо, как и на ровной дороге.

Эффектный «оранжевый дракон» не выдаёт экстремально запылённый автомобиль сверху, но при входе-выходе пыли в салоне и особенно на всех лакированных поверхностях – хоть трёхбуквенное пиши. А что ещё пишут на заборе мехдвора? Остаётся при случае проверить, сколько картошки влазит в багажник Audi Q8 – и испытание белорусской глубинкой будет всеобъемлющим.

Единственный в Беларуси

Думаете я буду продолжать хвалить немецкую тачку? Я до сих пор не очень понимаю, «Ауди» - «он мой» или «она моя». Как правильно? В этой главе моего маршрута во мне говорит преподаватель кафедры туризма БГУ.

«Фэнтэзи-усадьба в Литовке – единственный в Беларуси туристический объект, появившийся после 2000 года и имеющий перспективу стать памятником республиканского значения» - так бы я написал, если бы сидел в кабинете с портретом в здании с шильдой «МСиТ» на входе.

Восстанавливать замки – это круто. Мы и сами в этом маршруте плотно едем по оборонительной архитектуре. Но что нового и, самое главное, интересного появилось в Беларуси за последнее время, способное вызвать «толпы туристов» на себя? Попробуйте сделать паузу и, загибая пальцы, перечислить… А? а?

В том-то и дело, что почти ничего. Локация в Литовке – самый крутой в нашей стране селфи-плейс. Да, вход платный (со взрослого 5 BYN, с ребёнка 2 BYN, оплата наличными), но это вложения в сотни лайков в ваших соцсетях.

А тут тебе ещё и Высоцкий наш Владимир Семёнович, Адам Мицкевич, Новогрудский замок недалеко, где, к слову, разрабатывался план Грюнвальдской битвы. «Всё переплетено», как читает Окси. Одни ворота в это место можно целый час рассматривать, вспоминая Пелевина.

Станция «Новогрудская». Переход на маршрут к «Гродненской» линии

Пока ещё не поздно, можно сменить направление. В прошлом году я делал 2-дневный автомобильный маршрут «Красивая Беларусь», который проходит через первую столицу Великого Княжества Литовского.

Поэтому, если располагаете временем больше, чем два выходных дня, рекомендую заехать в Новогрудок. И уже в баре «Рим» под бокал натурального местного «Бодродара» определиться с дальнейшими планами.

Церковь? Замок? Откуда?

Ещё одно очень крутое и загадочное место. Тут выскажу версию далёкую от популярности. Уже чувствую, как страницы сайта желтеют, ха-ха.

Никто точно не знает, почему в XVI веке тут появилась… церковь. «Тут» читаем как «деревня Сынковичи». Под церковью понимаем храм, освящённый в честь Святого Михаила. Где интриги и расследования? Да, пожалуйста! Кто точно может ответить, как в 1407 году построить вот это?

Архитектуры значительно сложнее, чем в костёле в Ишколди, не так ли? Это не просто храм, а самый что ни на есть замок – несколько рядов боя, машикули, нечто напоминающее аркбутан. Никто до сих пор не знает, что стало основой для церкви. Изначально православным это строение, на мой взгляд, быть не могло.

В пользу этой догадки говорят недавние находки на стенах. Под стоем штукатурки реставраторы обнаружили граффити на древнегреческом, где рядом стоит дата «1213 год». Каких-то 806 лет назад кто-то на иностранном (!) языке тут решил процитировать апостола Иоанна.

И я всё равно не верю, что местные жители смогли самостоятельно построить это здание и сделать его церковью. Одна из многочисленных версий в том, что это мини-замок («кастель» - авт.), которую сумели отбить у тевтонцев и каким-то образом приспособить под свои нужды.

Ещё одна загадка церкви – чудодейственная икона. В церкви хранятся списки икон Божией Матери «Жировичская», «Ченстоховская», иконы святого Архангела Михаила и святой великомученицы Варвары. Но главной достопримечательностью является икона Божией Матери «Всецарица» (Пантанасса), написанная в XVII веке монахами в Ватопедском монастыре со Святой Горы Афон.

В Беларуси два средневековых храма оборонительного типа – церковь в Сынковичах и храм в Мурованке. Если читать старую литературу, то будет упоминаться ещё одна – в польской (бывшей белорусской – авт.) Супрасли. Книги говорят, что её взорвали большевики. Не так давно поляки её всё же полностью восстановили.

Брест. Короткий чек-лист по городу без звёзд и крепости

Чтобы не переписывать свой недавний гид по Бресту, предложу читателям десять пунктов, что нужно сделать в городе над Бугом, если не хочется Брестской крепости и военной истории (так бывает, если что – авт.).

1. Побывать где-то в Европе, не выезжая за центр Бреста

2. Заглянуть в брестские дворики за колоритом

3. Совершить променад по обновлённой набережной Мухавца


4. Перекусить в необычном кафе

5. Посмотреть шоу светомузыкального фонтана

6. Проехаться по Бресту на велосипеде

7. Погулять по Советской (упс!) улице с настоящим фонарщиком

8. Вспомнить произведения Гоголя на бульваре имени писателя

9. Понаблюдать за жизнью Брестского вокзала

10. Сосчитать все автомобили Audi в городе (невозможно!)

С последним пунктом это не шутки и не реклама бренда. В регионе очень уважают четыре кольца на радиаторной решётке. Около магазинов я видел парковки, на которых стояли только «Ауди». Поэтому мы на своём космолёте Q8 были в тренде.

Костёл двойного назначения

Говорят, что за этим вполне мирным фасадом средневекового костёла нашли замурованные бойницы для дальнего боя. Две щелевидные видны и сегодня в обрамлении ниш щита костёла Святой Троицы в Чернавчицах.

Четыреста тридцать лет назад эта святыня могла быстро превратиться в цитадель и доставить захватчикам массу неудобств. Толщина стен собора – свыше одного метра! Примечательно, что строили европейские «гастарбайтеры» - архитектор из Италии, а инженеры из Швейцарии.

Готико-ренессансный храм изнутри мы посмотреть не смогли, так как бабушка-хранительница ключей спешила на автобус. При этом она искренне обрадовалась, что «даже на таких машинах к нам приезжают». И на том спасибо!

Лучшая обзорная точка Брестской области

Секрет в том, что просто так на верхний ярус Каменецкой башни попасть нельзя – в кассе музея надо купить билет на экскурсию. Это явная недоработка маркетолога башни, ведь должна же быть такая должность у музея.

Хотя, должен сказать, что, если есть время, его можно и нужно уделить музею внутри каменного цилиндра. Он очень хороший, наглядный и не грустный. Но современному туристу подавать место для селфи и что-нибудь интерактивное.

Отрадно видеть, что в музее Каменецкой башни появились VR-очки, за просмотр двух сцен в которых берут около 0,60 BYN (примерно 0,30 USD). Вот я бы тут на месте несуществующего башенного маркетолога задумался и сделал бы билет «обзорка + VR» без необходимости слушать экскурсию. Для таких, как мы, когда есть 15 минут и очень хочется получить эмоцию.

Продолжу с непопулярными версиями в стиле «жёлтой прессы», чтобы разнообразить стандартные факты. Про египетские пирамиды можно тоже найти много рационального, но есть и версии инопланетной природы этого африканского чуда. А что если между 1276 и 1288 годами у нас под Брестом высадись ребята из НЛО, и это были первые безвизовые туристы?

Одна кладка кирпича «по-вендски» с чередованием двух «ложков» и одного «тычка» в XIII веке на территории наших болот у меня вызывает большие вопросы. Говорят, технологию переняли в Германии. Ага! Сели на коней, сгоняли в Германию – переняли технологию и ещё пару «Ауди» пригнали оттуда на продажу. Не бит, не крашен!

Я даже не представляю, как селяне смотрели на этот 30-метровый круглый небоскрёб с толщиной стен в 2,5 метра в конце своего тёмного XIII века. Бизнес-центр класса «…»? Какого класса – никто не знает. Шкрябать буквы на бересте в то время умел один на сотню человек.

Выйти на зубцы Каменецкой башни – обязательно. Всё остальное по наличию времени и желания.

Ничего не услышать в Беловежской пуще…

… было самым лучшим моментом для меня за всю поездку.

Едешь себе на велосипеде по вековому лесу, останавливаешься почитать информацию на стенде, а ловишь себя на мысли, что никакие звуки цивилизации до тебя не доходят. И пока очередная группа туристов не проезжает мимо, у тебя есть самые ценные секунды в жизни горожанина. Не слышать ничего.

И тут же забываешь про унижение в очереди на «сдать / взять» велосипед на прокат, про то, что и сам велик так себе, что даже бутылку воды некуда в жаркий день взять с собой и ещё про какие-то мелочи… Ещё минуту они не были ничтожными для тебя, а вот раз и вся эта суета сует растворилась в тишине… Ах, да, за минутами надо следить, потому что женщина в кассе пошутила, что если вернём транспорт позже – сожжёт паспорта. Погнали!

Даже полуторачасового маршрута по Беловежской пуще хватает для того, чтобы разгрузить голову и загрузить ноги после длительного автопутешествия. Для желающих подкрепиться летом при въезде в нацпарк в Каменюках работает ресторан и открытые кафе, где можно отведать уху, блюда из дичи и национальную белорусскую кухню.

Мы только облизнулись на запахи, зная, что нас ждёт домашний ужин по дороге домой.

Былое величие

Если позволяет световой день, то возвращение из Беловежской пущи в Минск можно превратить в продолжение познавательного путешествия. Между усадьбой в Пружанах и руинами богатейшего в бывшем ВКЛ монастыря я выбрал последнее.

Строительство единственного в княжестве монастыря католического ордена картезианцев началось в 1648 году и продолжалось целых сорок лет. Всё действо проходило с участием итальянского архитектора Джованни Батиста Джислени.

Монастырь отыгрывал роль крепости. Вот и разгадка, почему наш космолёт Audi Q8 я привёз именно к этим руинам. Во-первых, это красиво. Сегодня от былого величия владений монахов аскетов мало чего осталось, но масштабы постройки впечатляют.

Одни из самых живописных руин в Беларуси.

Подробности крепкого автомобильного маршрута по Беларуси и полезные советы

Для тех, кто захочет повторить такой маршрут на машине по Брестской области, делюсь некоторыми полезными вещами.

Маршрут на карте

Мы выезжали из Минска около 11 часов дня и всё успели. Если выехать в девять утра, то будет ещё больше свободного времени.

Весь маршрут занимает примерно 870 км, если ехать из Минска и никуда не поворачивать. В нашем случае круг вышел в 945 километров длиной. Есть грунтовые дороги, если из Ишколди ехать в сторону Новогрудка напрямую.

Советы по маршруту

Заправки в нужном количестве имеются на трассе М-1. Полный бак снимает головную боль, где искать АЗС в маленьком городке.

Небольшой запас наличных денег откроет двери музеев быстрее, чем банковская карточка. В музее в Каменце с терминалами всё ОК. В Беловежской пуще оплатить аренду велосипедов бесконтактной карточкой – нельзя.

Где остановиться в Бресте

Мне понравился отель «Эрмитаж» на Леваневского. Огромные номера, хороший завтрак, выдержанный стиль.

Не обошлось без небольшого шока. Я сказал девушке на рецепции, что делаю гид по Бресту и попросил открыть прибранный номер сделать фотографию. В ответ получил ответ, что «коммерческая съёмка у нас платная». Я настолько растерялся, что даже не узнал, сколько денег должен заплатить отелю.

Сделал бесплатную фоточку в холле, предварительно уточнив, не придётся ли мне заплатить. Зато в гостиницу можно приезжать со своей собакой.

Сколько стоит прокат велосипеда в Беловежской пуще

Самый короткий маршрут по Беловежской пуще рассчитан на 1,5 часа езды – это «Царская поляна». Аренда велосипеда включена в стоимость посещения. В этом случае взрослый велик обойдётся в 9 BYN, а детский в 6,50 BYN. Доплата за детское кресло ко взрослому велосипеду составит 2 BYN.

Самое «Большое путешествие» на 4 часа стоит 15 BYN со взрослого и 10,50 BYN на ребёнка. Велосипед с детским креслом на таком маршруте стоит 18 BYN.

Поездка по Беловежской пуще на своём велосипеде стоит в зависимости от маршрута от 7 до 20 белорусских рублей. 

Все цены на август 2019.

Это очень годное развлечение за Все цены на август 2019.исключением одного «но». Касса нацпарка оставляет самые удручающие впечатления. Обратите внимание, сколько слово «нет» и «не» вокруг одного окна.

В этом одном окне сидит одна женщина, которая одной рукой принимает паспорта и рукописные анкеты будущих велотуристов, а другой одной рукой ищет и выдаёт документы приехавшим из пущи. При этом паспорта лежат в куче безо всякой картотеки. И единственный вопрос «Ваш паспорт в обложке?» как надежда на быстрый поиск.

К окну выстраиваются две очереди, где каждый «только спросить». И ты понимаешь, что сейчас ты стоишь на вход, а уже через полтора часа ты будешь точно также, «как и они», щемиться между людей, чтобы забрать свой документ и продолжить маршрут. И, надо сказать, что летним днём туристов тут очень много. 

Отдельный вопрос, почему на сегвеях и моноколёсах нельзя, а местным с полторачкой пива под мышкой, можно? Это же вроде про экологию тема. Не можете противостоять? Возглавьте! Откройте прокат электроскутеров с программно фиксированной скоростью и пускайте только в шлемах и экипировке.

Не принимать бесконтактные карты на входе в памятник из Всемирного списка ЮНЕСКО – грех.

Одним словом, всем гостям Беловежской пущи надо готовиться к тому, чтобы не обратить внимание на эти пережитки «совка», а больше внимания уделить крутому лесу.

Автомойка с «сюрпризом» в Бресте

Если вы, как и я, решили часть маршрута проехать по грунтовым дорогам, то в Бресте вам захочется привести свой автомобиль в порядок. В городе есть сеть моек самообслуживания «Экспресс». К оплате принимаются только монеты и есть автомат по обмену купюр на монеты.

Так вот на мойке около Брестского вокзала этот аппарат мне «разменял» 10 BYN на… 5 рублей монетами. Дело было в полшестого утра и моя злость ещё мирно спала внутри черепной коробки. Я сумел вложиться в пять рублей, но послал лучи диареи оператору этого «обменника» мысленно. Надо сказать, что активная пена на этой мойке – очень крутая и активная, правда.

«Папин драник» в новом амплуа

Пока я готовил этот гид легендарное Galaxy Café на трассе М-1 у Ивацевичей, куда я заезжаю каждый раз по дороге, перестало существовать.

На его месте открылась «Усадьба семьи Горчаковых». Суть от поменялась не сильно. Как и всегда, вам тут предложат огромные порции честной домашней еды по вменяемым ценам.

Вот ребята на фото прочитали в интернете про это место и заехали сами попробовать. Поддерживаю!

Дальняя дорога без напряжения

В сумерках кокпит Audi Q8 особенно эффектно выглядит. А чтобы дальняя дорога не сильно утомила, рекомендую выбрать один из режимов массажа вместе с лёгким охлаждением или небольшим подогревом кресел (кто как любит – авт.).

Искренне считаю, что гением был человек, который объединил массажное кресло и место водителя в одну систему. Круиз-контролем пользоваться не буду, но массаж включу всегда. Вместе с ним тысяча километров за день – на одном дыхании.

Автомобильные путешествия по Беларуси и не только на Holiday.by

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах