«Кадиллак» белорусской сборки» - чудо 2017 года. Прямо под Минском стали собирать самые что ни есть американские автомобили – красивые, с огромными моторами, люксовые. Теперь не только БелАЗ и МТЗ, но и легендарный Cadillac Escalade с премиальным «Кэдди» XT5 становятся лучшими образцами белорусского автомобилестроения. Не было варианта, куда отправиться на таком автомобиле для теста – только на «мяжу»… за необычным.

Садиться в белорусской сборки Cadillac уже само по себе необычно. Пусть эта сборка крупноузловая, и у нас только «прикручивают колёса», но белорусы, на мой взгляд, настолько истосковались по современным достижениям страны, что «Кадиллак» может стать поводом для гордой фразы в кругу друзей: «А ты знаешь, какие машины у нас делают?». По документам этот автомобиль «сложной судьбы». Собирают машины на «Юнисоне» под Минском, затем сразу же отправляют в Россию, где они прописываются по всем документам. Из РФ автомобили снова поступают в салоны продаж. На территории Беларуси американскую марку представляет автосалон Multimotors.

Необычно отправиться на такой машине за полсотни километров от Минска, в местечко где ещё недавно автомобилей было больше, чем в Минске. Я говорю, конечно же, про Раков – столицу контрабандистов во время существования «Рижской границы» или «мяжы». Сегодняшний городок Раков в 1920-е годы прославился тем, что тут, на тогдашней польской стороне, жили самые матёрые контрабандисты, нелегально вывозившие из Речи Посполитой в Советы нехитрый товар в больших количествах, обменивая его на твёрдую и уже тогда свободно конвертируемую валюту. Жили припеваючи. Ребята носили английский костюмы, предпочитали ездить на авто, которых было больше, чем в Минске.

Например, в те годы в Ракове было около 120-130 частных автомобилей. Это сегодня можно не поверить в такие «сказки», но история циклична… И вот ты уже едешь на «отечественном» Cadillac на Запад от Минска. В этот момент и не в такие чудеса поверишь.

«Американец приехал»

Наш «контрабандный» Cadillac XT5 очень хорош собой. Прежде, чем открыть дверцу салона, можно долго любоваться его линиями и пропорциями. Внешний вид выдает в нём породу, прослеживаются фирменные черты марки.

Я бы сказал, что тут есть два варианта – либо его образ пленит, либо не зацепит ничем. Со мной случилось первое. Я очень люблю инженерно-дизайнерские сюрпризы, поэтому был рад… ошибаться. Визуально компактный за счет необычных наклонов форм кузова, автомобиль просто огромный внутри. Уже скоро вы сами посмотрите, как в развалочку два взрослых человека могут беседовать на заднем сиденье этого авто. Пока что мы направляем огромные колеса премиального кроссовера Cadillac XT5 в белорусский Раков.

Возможно, какими-то контрабандными путями в местечке 1920-30 годов какой-то матёрый местный житель и обладал «Кадиллаком 314» или «36-36». Поэтому звук американского мотора тут звучит, убеждён, не впервой. В этом большом люксовом кроссовере, который должен конкурировать с BMW X5 и Mercedes-Benz GLE, меня больше всего интересовал и волновал именно мотор. Дело в том, что под капотом XT5 скрывается 3.6-литровый бензиновый агрегат. Никаких «маломерок» и турбин, чтобы получить табун из 310 лошадиных сил. Атмосферный двигатель честно по-американски напрямую связан с педалью акселератора. Морально я был готов потратить целое состояние на бензин за свою 200-километровую прогулку по окрестностям Минска. Чего ещё можно ожидать от царства кожи, дерева, алюминия и алькантары на колесах? Когда ты отдаешь за автомобиль в базовой комплектации 86 500 белорусский рублей, расходы на бензин не должны иметь значения.

Это всё собрано в Беларуси? Первые несколько минут полный диссонанс. Ты приземляешься в просторное, жестковатое, но удобное благодаря настройкам кресло водителя. Наверное, я не доедаю бургеров, чтобы боковые поддержки кресла обняли меня как следует. Бесшумно заводится мощный мотор.

Приборная панель в начальных комплектациях сочетает аналоговые шкалы с большим информационным дисплеем, куда выводится базовая информация. По-американски большой мультируль, удобный широкий подлокотник с правильным набором ниш в нём и под ним, супер-информационный проекционный экран на лобовом стекле, куда выводятся скорость кроссовера, обороты двигателя и информация с электронных датчиков. Какое-то время ты просто управляешь автомобилем и тебе всё равно, куда ты держишь путь. Чистый кайф от вождения. Японский 8-ступенчатый автомат беспрекословно внемлет нажатиям на педаль газа. Про подвеску не вспоминаешь – она просто делает своё дело, будто бы ограждая водителя от необходимости задумываться о стыках и неровностях. «Почему «Кадиллаки» не так популярны, как «БМВ» или «Мерседесы» в наших широтах?» - невольно задаю себе вопрос. В транспортном потоке ты выделяешься на двести процентов!

На заправке есть возможность осмотреть XT5 на предмет пригодности авто к путешествиям не только с точки зрения переключения режимов езды. В дороге важна каждая мелочь! Рассказываю. С посадкой водителя и всех без исключения пассажиров – полный порядок. После плотного знакомства с Land Rover Discovery Sport в Италии я уверен, что перестану в полной мере уважать внедорожники и большие кроссоверы, у которых не будет регулироваться наклон спинки пассажиров заднего ряда.

В «Кадиллаке» с этим всё обстоит хорошо – можно отрегулировать наклон и устроиться, чтобы пялиться в окна или огромную прозрачную панорамную крышу, что добавляет атмосферы длительной поездке. При этом пассажиры заднего ряда имеют свой блок климат-контроля, поэтому отвлекать водителя на «сделай теплее» не будут. Водитель же обладает центром управления всем полетом в виде огромной мультимедийной системы с сочетанием сенсорных и механических кнопок. Действительно, почти вся жизнедеятельность авто сведена в эти ЖКИ дюймы.

Современно? Да. Удобно? Не всегда. Во-первых, маркие поверхности покрываются следами от пальцев. Во-вторых, некоторые кнопки я бы оставил традиционно «механическими». Например, нащупать сенсорную «аварийку» мне было крайне сложно. Без неё я боюсь трогаться задним ходом при всех камерах, лучах и прочих достижениях электроники в автомобилестроении, поэтому использую её часто.

Механические кнопки дают тактильную уверенность включения или выключения нужной функции. При этом не совсем порадовал факт автоматического включения подогрева сидений сразу после запуска двигателя. Это было лишним поводом коснуться соответствующей кнопки на панели приборов и сразу же «остудить» себя снизу, используя функцию вентиляции сидений.

Аудиосистема требует индивидуальной настройки частот, но в целом заслуживает похвалы. При движении на скоростном шоссе из-за небольшой примеси посторонних шумов в салоне приходилось делать звук громче. Списываю это на шипованные шины при движении по асфальту.

Под джойстиком японской АКПП располагается незаметная с первого взгляда, но очень просторная ниша для небольшой поклажи. На водительской двери есть регулировка уровня открытия двери багажника.

Само же багажное отделение большое и снабжено гениальным устройством – «разделителем», который позволяет сформировать требуемое сей момент пространство и закрепить даже небольшой багаж так, чтобы его не болтало от стенки к стенке.

Единственное, достаточно высокий борт будет постоянным препятствием на пути к вещам у дальней стенки. Ну, и при попытке перегнуться внутрь он может стать причиной грязных пятен на вашей одежде.

Не могу не сказать про электронных помощников Cadillac XT5, которыми он богат не на шутку. Когда обходишь машину, то спереди и сзади натыкаешься на «глазки» камер и разного рода сенсоры. Эти хитрые устройства создают иллюзию компьютерной игры, когда ты движешься вперед или паркуешься задним ходом.

Например, вместо обычного салонного зеркала заднего вида тут потоковое видео с камеры. Привык я к этому «кино про машины сзади» не очень быстро, но потом мне его стало не хватать. За познанием этих чудо-вещей в действии мы быстро добрались до подминского Ракова. Нет здесь сегодня сотен магазинов, борделей и казино, как ещё 80-90 лет назад. Зато есть местные жители, которые точно знают, кто приезжий, а кто – нет.

Делая снимки на фоне раковского костёла, мы нехотя перегородили дорогу местным жителям, которые через мостик над Ислочью идут в «старый город». Несколько женщин замедлили свой зимний шаг и стали разглядывать наш Cadillac с разных сторон, обсуждая что-то между собой. Я не мог не вмешаться в беседу:

- И откуда, ребята, вы приехали?
- Почти из Америки. Нравится автомобиль?
- Красивый очень
- Знаете, что за марка?
- Нет. Но видно, что американец приехал….
- ?!?!? …. Да. Это «Кадиллак», который собирают в Беларуси. Верите?
- В Беларуси? Не может быть. Вот научились наконец-то!
Жительница Ракова говорит, что сама водит «Рено» и продолжает любопытствовать о кроссовере.
- А сколько стоит?
- Ну, а сколько по-вашему может стоить эта квартира на колесах?
- Тысяч двадцать…
- …
- Больше? Тридцать?
- В два раза больше… примерно…
- Да ладно? Откуда такие деньги? Это же действительно квартира! Но хорошая – ничего не скажешь. Красивая.

Видимо вечером на кухне у этой жительницы Ракова будут идти дебаты о том, куда лучше вложить полсотни тысяч долларов – в новую, пусть и бэушную, квартиру в Минске или в новый Cadillac XT5.

Так сложилось исторически, наверное, что по зиме или ранней весне я сажусь за руль премиального автомобиля и начинаю искать следы контрабандистов в окрестностях Ракова. В этот раз целью моей поездки была агроусадьба «Шляхецкая брама», которой владеет известный белорусский реконструктор, создатель нескольких белорусских рыцарских клубов, харизматичный Фёдор Михеев.

«Завхоз» белорусской истории

Граница, которая существовала между Польшей и Советами с 1921 по 1941 год до сих пор «кормит» создателя этого места, расположенного недалеко от известного хутора «Шабли» в деревне Малое Запрудье.

Фёдор Михеев скромно называет себя «завхозом», хотя его можно смело причислять к тем людям, которые популяризируют именно ту часть белорусской истории, которая своим существованием доказывает, что белорусы отнюдь не только нация землепашцев-крестьян. Тут я в первую очередь отдаю должное известному и долго просуществовавшему клубу военно-исторический реконструкции «Княжы гуф». При этом место «под дачу» появилось в его руках с десяток лет назад почти случайно. Изначально на семейном совете было принято решение не вкладывать сюда ни копейки денег, а просто приезжать отдыхать с друзьями.

Сегодня Фёдор Михеев, работая на полставки в местечковом центре внешкольной работы, содержит усадьбу «Шляхецкая брама», которая представляет собой дом с обстановкой, которая максимально воссоздает «польский» белорусский быт именно того времени, когда эти земли входили в состав Польши. Особую ценность визиту сюда придает тот факт, что с «экспонатами» можно познакомиться через рассказ хозяина дома, который уже 24 года занимается военно-исторической реконструкцией и отдельное внимание уделяет теме «пограничья».

Для тех, кто пожелает окунуться в атмосферу 1920-30 годов разработан квест длиной в сутки. В ходе него силами реконструкторов и аниматоров воссоздаются условия нелегального пересечения советско-польской границы. Туристам даются не просто задания. Им выдается одежда, «носки» (тюки с контрабандой) и задание перейти по пересеченной местности условную границу. На их пути встречаются пограничники, засады-«агранды», торговцы, у которых надо выменять товар на деньги и т.п. В таких «представлениях» задействованы настоящие специалисты своего дела – актёры и реконструкторы, которые погружают гостей в атмосферу того времени.

По словам Фёдора Михеева, случались и настоящие драки с лёгкими травмами. Но чего только не сделаешь, чтобы выполнить ответственное задание? Такие развлечения популярны летом. Сегодня, посреди зимы, мы просто прогуляемся по необычному дому, чтобы оценить часть коллекции Фёдора, которая и составляет атмосферу агроусадьбы. Если в большинстве белорусских агроусадеб гости видят утюги да прялки, то здесь - в «Шляхецкай браме» - всё по-другому.

Польские шильды с названиями улиц, кнопочный телефон 1930-х годов, настоящий пропуск-«аусвайс» с водяными знаками – первое, с чем знакомятся здесь гости. В гостевой комнате нет традиционной «русской» печи. Здесь стоит «грубка», на которой оригинальный «польский» кафель. Тут Фёдор показывает музыкальные инструменты и другие источники звука, например, электрофон.

Колесная лира просит, чтобы хата хорошо прогрелась – и тогда она обещает производить на свет настоящую музыку. Пока что мы наслаждаемся звуками граммофона. Если во время звучания мелодии из граммофона обернуться на комнату, то волей-неволей ощущаешь себя в межвоенный час. Портреты на стенах, сабля, награды, красный угол, где по-белорусски «смешались» православные и католический образы. Работает машина времени!

По другую сторону от входа ещё одна комната с камином. Тут можно видеть продолжение коллекции – мебель и утварь 1920-х годов. Мы идем по двору к «гумну», который сейчас переделан под «мелину» контрабандистов.

Неожиданно на месте стойла домашнего скота видеть сцену, бордовый театральный занавес, диско-свет, барные столы и стулья. Зная, какие фестивали проводятся на соседнем хуторе «Шабли», легко представляю, какие здесь могут проходить афтер-пати. Всё это в атмосфере артефактов «контрабандистской эпохи» на стенах заведения.

Не только этот период в истории нашей страны интересует Фёдора. В ближайших планах у Михеева открыть для публики по соседству с этой агроусадьбой коллекцию-музей белорусской воинской славы, часть экскурсии по которому будет интерактивной. Владелец коллекции обещает использовать лучший европейский опыт при создании этого «музея».

Чем дольше тут находишься, беседуешь с Фёдором во дворе дома, тем больше погружаешься в атмосферу отечественной истории. Единственным, что возвращает в реальность, является Cadillac XT5, который виден через ту самую «браму», а также неожиданно заявившиеся соседи с просьбой подвезти женщину до Минска. Вынуждены выдернуть себя из пограничного состояния – возвращаемся в Минск.

Домой едем по прямым участкам Гродненского шоссе. Это даёт возможность опробовать различные режимы «Кадиллака». Они переключаются задумчивой кнопкой на центральной консоли с отображением названия режима на дисплее. В обычном «драйве» машина роскошно-комфортна, хотя подвеска уже стопроцентно заточена конкурировать с европейскими автопроизводителями. Режим «Тур» отключает несколько цилиндров в двигателе V6, делая из него V4. При этом в «тележку» превращаются и задние колеса, оставляя привод только передним. Это сделано для того, чтобы на ровных и длинных участках не задействовать лишнюю мощность, объем и не тревожить лошадиные силы. Всё во благо экономии! Но когда переключаешься в «Спорт-режим», всё становится совершенно по-иному.

Машина, обладающая большим запасом мощности и без того, позволяет отчётливо чувствовать ускорение, осуществлять маневры на остром руле и при этом продолжать пользоваться всеми преимуществами большого комфортного автомобиля. По дороге снова беседую на тему автомобиля с нашей случайной попутчицей. Женщина пенсионного возраста, сама была заядлым водителем, судя по разговору:

- Ну, как вам автомобиль?
- Очень хорошо. Я сразу его приметила на улице и рассмотрела. Красивый. У нас в семье у каждого есть своя машина, и я сама долго была за рулём.
- Это «Кадиллак» белорусской сборки. У нас собирается!
- Да вы что?
- Как вы думаете, сколько он может стоить?
- Ну, тысяч десять долларов, если белорусский. Или двадцать…
- … - я сделал музыку чуть громче, чтобы не шокировать собеседницу цифрой.

Одним словом никто из моих «экспертов» за этот день так и не назвал на глазок точную цену белорусского автомобильного чуда, но все отметили его прекрасный внешний вид. А чудо, к слову, произошло.

Уже в Минске я решил сперва одним глазом, чтобы не быть шокированным, посмотреть на средний расход топлива, который получил на 3.6-литровом двигателе мощностью в три сотни лошадиных сил. Признаться, я ездил в самых неэкономичных режимах и в манере отнюдь не «дедушка в костёл по воскресеньям». Решившись узнать правду, я докрутил борткомпьютер до нужной цифры и был… шокирован. Сперва подумал про ошибку или системный сбой американского компьютера и фальшивку, сфабрикованную в Польше. Две сотни километров в рваном темпе с ускорениями и торможениями попросили у меня 10,7 литра бензина на 100 км пути. Это на 0,4 больше, чем в моём Рено «Дастер»! При этом я на все сто процентов наслаждался драйвом честного объемного мотора.

«К чёрту экономию топлива!» - таким ещё недавно был слоган мощных американских машин. Не растеряв того, что нужно дать водителю – мощь, быстрый отклик на педаль, запас хода и рокот двигателя в момент ускорения – Cadillac XT5 не будет просить шальных денег и вряд ли заставит своего владельца перемещаться только от заправки к заправке. Маленькое американо-белорусское автомобильное чудо в сегменте премиальных кроссоверов.

Автомобиль и поездка мне очень понравились. Для желающих повторить, вот некоторые полезные советы.

Продолжительность маршрута: если выезжать из Минска и ехать через Раков и по деревням, то общий круг будет не более 200 км. При этом я рекомендую передвигаться именно по деревням, что сделает поездку колоритнее в любое время года. Часть поездки пройдет по асфальту, но надо быть готовому к хорошим укатанным грунтовкам.

Карта автомаршрута: примерная карта альтернативного маршрута из Минска к усадьбе «Шляхецая брама» или на хутор «Шабли» неподалеку. Для ленивых или спешащих всегда есть прямой выстрел по М-6 и М-7 из Минска.

Где отдохнуть или перекусить: если двигаться из Минска, то на выезде из города по правую руку будет несколько АЗС. Уже в самом Ракове можно найти кафе напротив церкви. Нехитрой закуской и вкусными пирожными «корзинка» с тёплыми напитками может выручить кафетерий центрального универмага на главной площади городка. Да и всегда хозяин белорусской агроусадьбы спросит своих гостей о необходимости угощения, едете ли вы на экскурсию или с ночёвкой.

Что посмотреть по дороге: разнообразить маршрут можно посещением галереи Феликса Янушкевича в Ракове или творческой мастерской «Ислочь» там же. По дороге в Малое Запрудье вы будете проезжать Воложин. Можно сделать паузу и прогуляться по центру городка, посмотреть большой костел Святого Юзефа. Чтобы посетить агроусадьбу «Шляхецкая брама» надо сперва связаться с Фёдором Михеевым по телефону +375 (29) 338−29−97.

Деньги и примерные затраты: если посещать все обозначенные пунктом выше объекты, то на человека примерные затраты ощущаются как 40-60 BYN (20-30 USD) на человека без питания. На пару хот-догов на заправке, чай с пирожным и лёгкие закуски мы потратили не более 15 рублей (7,5 USD) на человека. Стоимость экскурсии по усадьбе «Шляхецкая брама» договорная. На 200 км пути у нас ушло 21,4 литров бензина АИ-95. Таким образом, транспортные расходы составили что-то около 25 BYN или 12,5 USD. Поэтому примерный бюджет на человека по такому маршруту с посещением дополнительных объектов на день без ночёвки будет не менее 60 BYN или 30 USD. Если в кафе и магазине принимают пластиковые карточки, то в усадьбах и музеях пригодится наличность.

Что почитать перед поездкой: чтобы такая поездка стала ещё более колоритной для вас, почитайте накануне одну или несколько книг Сергея Песецкого. Например, самый известный из его романов «Любовник Большой медведицы». В нём автобиография и рассказ очевидца, чем жил контрабандистский Раков во эпожу существования «мяжы». К слову, эта книга поможет вам правильно вести себя, если вы решитесь пройти квест в усадьбе Фёдора Михеева.

Небольшой видео-ролик из поездки:

Полезные ссылки:

Снять агроусадьбу или коттедж для ночёвки в окрестностях Ракова

Достопримечательности, агроусадьбы и коттеджи Воложинского района

Автопутешествия на Holiday.by: идеи, полезные советы и фотоотчёты

Автомобили «Кадиллак» в Беларуси

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах