«Ну, как озера можно именовать как композиторов, великими?» - всю дорогу от Мантуи до Сирмионе про себя сокрушался я. Продолжаем наше автомобильное путешествие по северу Италии. В первой части я рассказал про наш первый пункт – город Мантую. Сегодня отправляемся к основной цели путешествия – на озера Гарда и Комо. За бортом волшебные «плюс 18 и солнечно» для конца октября. День обещает быть…

… живописным. Что ни кадр – то открытка. Первой остановкой стал городок Сирмионе. Говорят, это самое живописное место на самом большом итальянском озере. В доказательство могу сказать, что как только мы припарковали машины, то ещё долго не могли сдвинуться с места, делая кадр за кадром водной глади на фоне гор.

Водоём площадью 370 км² образовался в тектонической расщелине ледникового периода – поэтому озеро имеет вытянутую форму с севера на юг. Максимальная глубина озера достигает 346 метров. Горы с севера защищают местность от сильных ветров и холода – в результате на озере сформирован уникальный мягкий климат, встречаются растения средиземноморского типа. Сирмионе находится на южной оконечности озера – именно с него все путеводители рекомендуют строить свой маршрут вокруг озера Гарда.

В старый город попадаешь через «Рокка Скалигера» - квадратный в плане замок, который защищал единственный пешеходный мост, по которому сегодня в обе стороны двигаются толпы туристов. Вход в сам замок платный, и заплатить стоит хотя бы за то, чтобы подняться по 146 ступеням на башню и сделать несколько кадров крыш Сирмионе на фоне огромного блюда озера.

Обязательны к посещению «гроты Катулла». Точно неизвестно, приезжал ли сюда древнеримский поэт. Однако местные туристические власти спешит разрушать легенду о большой древнеримской вилле, расположенной на полуострове, привлекая гостей в музей под открытым видом с каноническими видами на озеро.

По самым что ни на есть древнеримским традициям, в Сирмионе работает комплекс Aquaria с несколькими термальными источниками с температурой воды около 37 градусов. Один из них легко обнаружить прямо на берегу озера по специфическому серо-водородному запаху.

Если не вдаваться в подробности музеев и не отвлекаться на сувениры, то на прогулку по полуострову у вас уйдет около двух часов. За световой же день можно совершить путешествие по одному из берегов озера Гарда. Более правильным будет выбор западного – от Сирмионе через Сало к Рива-дель-Гарда на самом севере озера.

Суть в том, что после Сирмионе вы поедете через городки Денцано-дель-Гарда, Сало и Гардоне-Ривьера. Эта местность называется «воротами к озеру». Именно проезжая эти небольшие люксовые курорты у вас будет возможность сделать лучшие кадры видов Гарды. В 12 км от Гардоне-Ривьера находится поселок Гаргано, в крошечной гавани которого каждый сентябрь можно наблюдать яхты за миллионы долларов каждая. Именно тут проходит одна из самых престижных парусных регат – Centomiglia.

Отвлекусь и скажу, что для купания озеро Гарда лучше посещать в июле. Сентябрь и октябрь рекомендуют как сезоны активных поездок по побережью и для посещения винного фестиваля, который проходит в городе Бардолино. К тому же микроклимат берегов озера способствует выращиванию оливковых деревьев. Тут производится около 1% всего оливкового масла в Италии. Знатоки этого продукта рекомендуют искать масло Numero Uno, которое считается лучшим в Италии. Ещё один сорт масла Consorzio Olivicoltori di Malcesine («Мальчезинское» - авт.) отличается от других лёгким фруктовым вкусом и ноткой миндаля.

После того, как вы сделаете лучшие кадры юга озера, вам потребуются лучшие качества вождения. Впереди большое количество тоннелей, вырубленных прямо в отвесных скалах. Их также относят к местным достопримечательностям. При этом постарайтесь не глазеть по сторонам, въезжая в открытые галереи – это может быть небезопасно в силу огромного потока машин в обе стороны (ведь это единственная дорога вдоль озера!). Если фотограф побеждает водителя у вас в душе, лучше аккуратно на «аварийке» приостановиться на одной из открытых площадок и удовлетворить желание сделать очередное селфи на фоне виндсерферов или живописно зависших на горах облаков.

К слову, на противоположном, восточном, берегу Гарды над водой нависает скала Монте Бальдо с пиками до 2200 м над уровнем моря. Это часть 40-километрового горного хребта. Если вы будете на озере в период с апреля по сентябрь, то у вас будет шанс подняться на обзорную площадку на высоту 1760 м над уровнем моря по канатной дороге с вращающимися панорамными кабинками.
Мы направили наши машины к городу Рива-дель-Гарда и водопаду Вароне. Местность лежит на высоте 1570 метров над уровнем моря.

Пейзаж в корне отличается от южной оконечности озера – тут узкие дороги с двусторонним движением, «слепыми» поворотами и серпантинами. Отсюда открываются завораживающие панорамные виды на озеро Гарда и все окрестности. Основным магнитом этого места можно назвать 100-метровый водопад Вароне, вокруг которого проложены пешеходные тропы. Чтобы попасть внутрь, надо купить билет. Сделать это нужно до 19:00 в летнее время и до 17:00 весной и осенью.

Надо сказать, что только в одной этой точке озера можно провести несколько дней. Пока мы ехали по узким дорожкам, нам встречались велосипедисты, пешие туристы. В Рива-дель-Гарда предлагаются велотуры по району Монте Роккетта, а также пешеходные маршруты по 3-километровой тропе до городка Торболе. У подножия гор, у самого озера работают многочисленные школы виндсерфинга. Поэтому помните, что соблазн оставить на день-другой машину на стоянке и полностью погрузиться в атмосферу озера Гарда у вас будет всегда. Например, Gardaland - крупный парк развлечений для всей семьи располагается на озере и работает с середины июня по середину сентября. Если добавить к наземным удовольствиям возможность прокатиться на лодочке, теплоходе или пароме, то «зависнуть» на озере можно на три-четыре дня смело.

Наш путь лежит на Комо - ещё одно великое озеро расположенное в примерно 200 км от Гарды. Если бы на дворе было лето, то я бы предложил увеличить путь примерно вдвое и проехать по «крыше Италии». Так называется дорога между Комо и Гарда, которая начинается как раз таки на севере последнего. Маршрут проходит через города Роверето, Больцано, Мерано, Бормио, Вальтеллина и завершается на озере Комо в городке Альто-Лорио. Изюминкой маршрута является перевал Стельвио, который открыт только в период с июня по сентябрь, находящийся на высоте свыше 3900 м над уровнем моря в Альпах. Говорят, что из-за снегопадов перевал может быть закрыт даже летом! Сохраню идею на будущие поездки, а пока что едем в сторону Комо по «обычным» дорогам. Сознательно беру слово «обычные» в кавычки, потому что снова тоннели со своими сюрпризами, резкими и быстрыми итальянскими водителями, предзакатными озерными пейзажами, маленькими деревушками с придорожными кафе.

Пусть наш опыт подскажет вам, что объединить в один день поездки на Гарда и Комо не самый лучший вариант, как ни крути. Даже для беглого знакомства на каждое озеро надо отводить по дню. В Комо мы приехали поздно вечером, когда очертания озера можно было понять только по лентам фонарей городков, которые будто приклеены к отвесным скалам. «Столицей» озера является город Комо. Тут также расположены такие города-курорты как Тремеццо, Варенна и Беллажио. Нашей финальной точкой стал маленький городок в восточной части озера.

Знакомства с Комо у нас не сложилось в свете плотного графика. Единственное, что я могу сказать по итогу утренней прогулки и дороги на следующее утро вдоль берега – здесь очень спокойно и красиво. При том, что эта местность считается самой живописной из итальянских озер, она наименее посещаема туристами. Вот такая красивая загадка Комо.

После таких двух дней слово «великие» заняли свое место около словосочетания «итальянские озера» в моём лексиконе. Мы движемся в Альбу, чтобы рассказать вам о кухне севера Италии. Будет вкусно – следите за дневником Land Rover в Италии!

Здесь не обойтись без слов о наших автомобилях. Дороги в этом регионе хорошие – без разницы платный ли это автобан или узкая улочка в деревне. При этом они испытывают именно тандем «водитель – автомобиль» и раскрывают особенности характера машин… и людей. Если бы мне сегодня надо было выбирать транспорт для повторения поездки да ещё и с перевалом на высоте 3900 метров над уровнем моря, я бы без раздумий выбрал Range Rover Evoque. Этот автомобиль, с моей точки зрения, идеально вписывается в ландшафт и его атмосферу. Во-первых, Range Rover сам по себе ассоциируется с понятием люксовости.

Проезжать по дорогим озерным курортам как ни крути логично в машине, двуцветный салон Ebony которой отделан кожей Oxford. Необычный цвет кузова Aintree Green играет на солнце различными оттенками и хорошо гармонирует с покрытыми зеленью горами и лимонного цвета виллами. Панорамная крыша на весь потолок делает салон просторным при том, что машина может сперва показаться небольшой на фоне «больших» собратьев. Двести сорок лошадиных сил под капотом вкупе с 9-ступенчатым АКПП и чётким рулём помогают комфортно себя чувствовать в потоке Alfa Romeo с примесью Lamborghini и Ferrari.

Единственное, с чем возникли вопросы в путешествии на Evoque - в «сбитом» салоне автомобиля не нашлось должного числа ниш под смартфоны и разную дорожную мелочь. Тут всё должно прятаться либо в дверь, объемный лоток подлокотника или в специальную полочку под центральной панелью. Наверное, дизайнеры интерьера решили, что ничего не должно нарушать гармонии. 

Расход топлива 2-литрового бензинового мотора заявлен как 8,7 л на 100 км пути, но у нас он был всегда где-то около десяти.

Не просто так чаще всего на дорогах Италии мы встречали именно Range Rover Evoque – итальянцы знают толк в хороших динамичных автомобилях. В данном случае это идеальное сочетание выразительного дизайна, динамики и мощности, а также проходимости и мягкости хода за счет огромных колес. В этой машине одинаково комфортно неспешно двигаться в городе и «стрелять» до почти двухсот километров в час на прямом автобане. Одним словом, в нашем автокараване Land Rover я могу назвать Range Rover Evoque самым итальянским по характеру автомобилем.

Больше про путешествие на Land Rover:

На Land Rover по Италии. Часть 1: неизвестный памятник ЮНЕСКО

На Land Rover по Италии. Часть 3: вонючие грибы с сырым фаршем будете?

На Land Rover по Италии. Часть 4: ночь в средневековом замке за 120 евро

Читайте по теме автотуризма на Holiday.by:

Land Rover открывает Беларусь. Фотоотчёты об экспедициях

Автомаршруты, идеи для путешествий, фоторепортажи на Holiday.by